Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Винникотт. Достаточно хорошая мать




Достаточно хорошая мать

Этот термин используется при описании зависимос­ти, которая существует в самом раннем детстве. Его примене­ние означает, что мать создает фундамент для психического здо­ровья всякий раз, когда она, будучи сама здоровой, ежеминутно откликается на потребности ребенка. То, что необходимо и аб­солютно необходимо для ребенка, это не какого-то рода совер­шенство материнства, но довольно хорошее приспособление к его инстинктивным потребностям, являющееся частью живых от­ношений, в которых мать временно идентифицируется со своим ребенком. Чтобы быть способной идентифицироваться со своим ребенком на должном уровне, мать должна быть защищена от

внешней реальности настолько, чтобы иметь возможность на­слаждаться периодами озабоченности, объектом которой явля­ется ребенок. Для того чтобы быть способной вовремя снизить этот высокий уровень идентификации по мере продвижения ре­бенка от зависимости к независимости, мать должна быть нор­мальной в том, чтобы не быть подверженной излишней, болез­ненной озабоченности.

ПЕРЕХОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ПЕРЕХОДНЫЕ ФЕНОМЕНЫ1

Хорошо известно, что дети вскоре после рождения име­ют склонность использовать кулачок или пальцы при стимуля­ции оральной эрогенной зоны, при удовлетворении инстинктов на этой зоне, а также просто спокойно держа их во рту. Извес­тно также, что через несколько месяцев дети обоего пола обна­руживают любовь к игре с куклами, и большинство матерей пре­доставляют своим детям некоторый специальный объект и ожи­дают, что те станут, так сказать, привязанными к этим объектам. Между этими двумя рядами феноменов, разделенных вре­менным интервалом, существует связь, и изучение развития от более раннего из них к более позднему может быть полезным и позволить использовать важный клинический материал, которым в некоторой степени пренебрегали.

ПЕРВОЕ ОБЛАДАНИЕ2

Те, кому пришлось близко познакомиться с проблема­ми и интересами матерей, наверняка уже имеют представление об очень богатых паттернах, проявляемых детьми в отношении первого обладания тем, что есть «не-я» («not-me» possession). Обнаруживаемые внешне, эти паттерны могут быть подвергну­ты прямому наблюдению.

Можно найти широкое разнообразие в последовательности событий, которые начинаются с -манипуляций новорожденного во рту и ведущих в конечном счете к привязанности к плюше­вому животному, кукле или мягкой или твердой игрушке.

Ясно, что здесь является важным что-то еще кроме ораль­ного возбуждения и удовлетворения, хотя они и могут быть ос­новой для всего остального. Среди важных проблем, которые можно здесь исследовать, следующие.

1. Природа объекта;

Печатается no: The psycho-analytical explorations. Winnicott C, Shepherd R., Davis M. (eds.), Cambridge (Mass.), 1981, перевод А.Рыжова. В сноске к изданию 1958 года автор подчеркивает, что он говорит не о первом внешнем объекте, которым является грудь, а о первом облада­нии. Автор отсылает читателя к статье Фейрберна, где обсуждается ис­пользование слова «переходный» (Fairbairn, 1952, р. 35).

2. Способность ребенка распознавать объект как «не-я» {not-me);

3. Положение объекта — внутри, вовне, на границе;

4. Способность ребенка творить, придумывать, вымышлять, порождать, создавать объект;

5. Начало объектных отношений, наделенных нежностью.

Я ввел термины «переходный объект» и «переходный фено­мен» для обозначения промежуточной зоны опыта между соса­нием пальца и плюшевым мишкой, между оральным эротизмом и настоящими объектными отношениями, между первичной твор­ческой3 активностью и проекцией того, что уже было интроеци-ровано, между первичным незнанием о зависимости и обязан­ности другому человеку и их осознанием («Скажи: "Спасибо!"»).

Соответственно этому определению, лепет младенца и то, как старшие дети, отходя ко сну, повторяют набор мелодий и песен, относятся к промежуточной области в качестве переходных фе­номенов, так же как использование объектов, которые не явля­ются частью тела ребенка, но еще не полностью распознаются как принадлежащие к внешней реальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.