Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос II. Индийская философия




5) Общее понятие и характерные черты древнеиндийской философии.

а) Периодизация древнеиндийской философии. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат

различные источники философски мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии сданными источников в древнеuндийской философии выделяются три основных этапа:

XV-VI вв. до и. э. - ведический период; VI -11 вв. до н, э. - эпический
период; П в. до н.э. - VII в. н. э. - эпоха сутр.

- Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты,
которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из
Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

- Веды, как правило, включали в себя: «священное писание»,
религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»),
сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при
отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников
(«араньяки»); философские комментарии к Ведам («упанишады»).
До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа; Самаведа;
Яджурведа; Атхарваведа. Наибольший интерес
у
исследователей древнеиндийской философии вызывают
заключительные части Вед - Упанишады (дсгсловно с
санскрита - «сидение у ног учителя»), в которых дается
философская трактовка содержания Вед.

- Наиболее известными источниками философии Древней
Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н.э.) являются
две поэмы - эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых
затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

-буддизм;

-джайнизм;

- чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (11 в.
до н.э.
VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рас­
сматривающих отдельные проблемы (например, «кама-сутра» и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в
индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм. В
XVIII - XX вв. индийская философия обогатилась достижениями
европейской философской мысли (к частности, английской).

б) Онтология древнеиндийской философии.

- Онтология индийской философии (учение о бытии и
небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции,
цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие

ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до левого рождения Брахмы:

Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Ман-вантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса.

Цель эволюции, развития - достижение все более совершен­ного духа через постоянную смену материальных форм.

в) Гносеология древнеиндийской философии. Главная особенность древнеиндийской гносеологии (учения о познании) - это не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания,), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: «пракрита» - материальное сознание;

- «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой
возникли Вселенная и люди);

- «майя» - сознание сновидения, мираж,

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинною и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

и) Проблема Души в индийской философии. Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана;

манаса.

Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман

первоначален, неизменен, вечен.

Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас

постоянно эволюшюнизирует, достигает высоких ступеней

либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его

личного опыта, хода судьбы.

Nb: для индийской философии характернытакже учения о сансаре, ахимсе, мокше




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.