Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический практикум. Цель игры: осознание важности пространства в общении, установление влияния пространства на процесс коммуникации




И ТгН Игра «Рюмиика»

Цель игры: осознание важности пространства в общении, установление влияния пространства на процесс коммуникации.

Группа делится на, пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя сбоку и со спины, пытаются определить свой ощущения при приближении-удалении.

Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы:

— В каких случаях возникают неприятные чувства у участников игры?

— Какие ощущения и чувства возникают у людей при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности, например, в переполненном автобусе?

Игра «Рассказ от первого лица»

Цель игры: выявить доминирующие тенденции взаимодействия че-
ловека, обусловленные стратегиями «навстречу людям», «от людей», «против людей».

Ведущий предлагает участникам выбрать любую из набора игрушек,
например, «Киндер-сюрприз». Их число должно быть немного больше числа участников. Игрушку надо хорошо рассмотреть и попытаться войти в ее роль-образ. Каждый из играющих по очереди ведет двух трехминутный рассказ от имени игрушки. Это может быть проделано примерно следующим образом: «Я - зайчик (кошка, медведь и т. п.).

Меня зовут... Я люблю, когда... Мне нравится в людях... Я очень ценю... Мне очень не нравится в людях... Я боюсь...» и т. д.
Обсуждение: ведется посредством ответа на вопрос:
~ Какие из высказываний участников игры явно и очевидно коррелируют с темпераментом и основными моделями поведения говорящих.

Игра «Учимся слушать»

Цель игры: выявить факторы, влияющие на эффективность слухового восприятия информации, научиться подмечать за собой и партнером ошибки словесного общения.

Все участники делятся на пары, желательно такие, в которых партнеры недостаточно хорошо знакомы друг с другом. Ведущий напоминает участникам основные правила хорошего слушания. Один из игроков - «говорящий», другой — «слушающий». Игра проходит в четыре этапа. За продолжительностью каждого из них следит ведущий. Он же дает необходимые указания по ходу игры.

Первый этап. «Говорящий» в течение 3—5 минут рассказывает «слушающему» о своих трудностях, проблемах в общении (реальных или предполагаемых). Особое внимание он обращает на те свои качества, которые, как ему кажется, порождают эти трудности. Через 3—5 минут ведущий прерывает игру и объявляет о втором этапе.

Второй этап. «Говорящий» в течение минуты сообщает «слушающему» о том, что в поведении последнего помогало ему, а что затрудняло открыто высказываться, рассказывать о себе. По истечении минуты ведущий объявляет о третьем этапе игры.

Третий этап. Теперь «говорящий» в течение 3-5 минут будет рассказывать «слушающему» о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. Ведущий приостанавливает игру и объявляет о четвертом ее этапе.

Четвертый этап. «Слушающий» в течение 3—5 минут должен повторить «говорящему», что именно он понял из двух его рассказов о себе. Когда «слушающий» скажет все, что он запомнил, «говорящий уточнит, что было пропущено или искажено. После четвертого этапа участники меняются ролями и игра продолжается. Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы:

— Какие правила хорошего слушания было легче выполнять, а какие

труднее?

— О чем было легче говорить — о своих трудностях и проблемах или о сильных сторонах?

— Какое влияние на «говорящего» оказывали те или иные особенности поведения «слушающего»?


Игра «Приветствие»

Цель игры: научиться устанавливать контакт.

Ведущий поясняет, что каждый из участников по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованных ранее способов.
Остальные участники будут повторять каждое предложенное приветствие.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями, которые возни-
кали у них от услышанных или увиденных приветствий, определяют, благодаря чему одни приветствия были очень удачными, а другие — неудачными совсем.

Техника аутопсиходиагностики

I. Тест на модели поведения в конфликтах (графический): Студенты рисуют прямоугольную систему координат:

Пояснение:

Ось Я(я) — степень, с какой человек отстаивает, преследует свои собственные интересы в споре, при заключении сделки, в конфликте.

Ось Я(п) — степень, с какой этот же человек в тех же самых ситуациях
отстаивает, учитывает интересы своего партнера.

Преподаватель просит студентов:

— на оси Я(я) найти точку, которая отражает ту степень, с какой каждый из них в указанных ситуациях отстаивает, преследует свои собственные интересы;

— на оси Я(п) найти точку, которая отражает ту степень, с какой каждый из них в тех же самых ситуациях отстаивает, учитывает интересы своего партнера.

Пересечение перпендикуляров, восстановленных из соответствующих точек осей Я(я) и Я(п), даст точку, выражающую их основную тенденцию поведения в указанных ситуациях.

Полученная тенденция сопоставляется с типичными моделями поведения человека в подобного рода ситуациях:

— борьба, конфронтация, конкуренция;

— избегание, уход;

— односторонняя уступка, приспособление;

— сотрудничество, кооперация;

— компромисс.

II. Тест на модели поведения в конфликтах (вербальный): Из каждой пары утверждений необходимо. выбрать только до, с которым индивид согласен.

1. А. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов - и другого человека, и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время надеюсь получить поддержку другого.

Б. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

Б. Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные воцросы.

9. А. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.А. Первым делом я стремлюсь определить отчетливо то, в чем с стоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет мне навстречу.\

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б, Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю свою точку зрения другому и спрашиваю о его
взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. А, Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Обычно я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной
напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность
настоять на своем.

Б. Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем
решить их окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для
всех участников.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине
между моей позицией и позицией другого человека.

Б. Я отстаиваю свою позицию.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания
каждого из участников.

Б. Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность
за решение спорного вопроса.

24.А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь
идти ему навстречу.

Б. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. А. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26.А. Я обычно предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А. Зачастую я стремлюсь избежать споров.

Б. Если это сделает другого человека счастливым, я дам е возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддер» у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникают разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы се местно могли добиться успеха.

Обработка:

Соперни- Сотрудни-' Компро- Избегание Односто-

чество чество мисс ронняя

уступка

2 3 4 5 6

1 - - - А Б

2 - Б А

З А - • - Б

4 - А - Б

5 - А - Б

6 Б - - А -

7 - - Б А

8 А Б

9 Б - - А

10 А - Б

11 А - - Б

12 - -. Б А

13 Б - А - -

14 Б А

15 - - - Б А

16 Б - - - А

17 А - - Б

18 ' - - Б - А

19 А - Б

20 - А Б

21 - Б - - А

22 Б - А

23 - А - Б

24 - - Б - А

25 А - - - Б

26 - Б А

27 - - - А Б

28 А Б

29 - А Б -

30 - Б - - А

Степень представленное™ фактора:

1-4 - низкая, 5-8 - средняя, 9-12 - высокая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.