Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические подходы к исследованию малых групп




На развитие теории психологии социальных групп оказало вли­яние множество концепций, среди которых наиболее известны следую­щие.

Теория поля основывается на известном тезисе К. Левина о том, что поведение личности, как правило, определяется ее жизненным и социальным пространством. При разработке своей концепции К. Левин воспользовался аналогами понятий, применяемых в топологии и теории множеств. Эта теория дала импульс к разработке частных теорий групповой психологии:

— теории сплоченности;

— теории социальной власти;

— теории соперничества-сотрудничества;

— теории внутригруппового давления;

— теории групповых притязаний.

Интеракционистская концепция строится на том, что группа есть система взаимодействующих индивидов, функционирование которых описывается тремя понятиями:

—индивидуальная активность;

—взаимодействие;

—отношение.

В теории систем группа рассматривается как открытая система взаимосвязанных позиций и полей, как совокупность групповых «вхо­дов» и «выходов».

Социометрия рассматривает группу через анализ внутригрупповых отношений.

Психоаналитическая ориентация использует в описании групповых процессов идеи З. Фрейда о мотивационных и защитных механизмах личности.

Общепсихологический подход заключается в представлении о че­ловеческом поведении, в котором отражены индивидуальные процессы личности, такие как научение, когнитивная сфера, мотивация и эмо­ционально-волевая сфера личности, неизбежно связанные с групповыми действиями.

Теория подкрепления базируется на идеях оперантного обуслов­ливания Скиннера, в рамках которых поведение индивида в группе определяется как функция поощрения (положительное подкрепление) и санкций (отрицательное подкрепление).

3. Сущность и содержание понятия «малая группа»

В отечественной и зарубежной социальной психологии даются различные определения малой группы. Одно из «синтетических» опре­делений малой группы звучит так: «Малая группа— это немногочис­ленная по составу группа, члены которой объединены общей социаль­ной деятельностью и находятся в непосредственном личном взаимо­действии и общении, что является основой для возникновения эмоци­ональных отношений, групповых норм и групповых процессов».

Даже такое достаточно универсальное определение носит описательный характер и допускает различные толкования, в зависимости оттого, какое содержание придается включенным в него понятиям. Это различие в толкованиях характерно для исследователей интеракционистской и когнитивистской ориентации.

Для первых важным моментом в определении понятия малой груп­пы выступает именно общая совместная деятельность, и тогда малая группа рассматривается прежде всего как определенная система вза­имодействия.

Для вторых в этом же определении важными оказываются элемен­ты групповой когнитивной структуры — нормы и ценности, независи­мо оттого, на основе ли общей деятельности или простого взаимодей­ствия функционирует группа.

Под группой понимают психологически единую социальную ячей­ку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Важно отметить, что каждый член группы признает эту свою зависимость от других ее членов.

Иногда понятие «малая группа» трактуется как:

—собрание людей, включенных координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение;

—миниатюрная социальная система, исследование которой дает
понимание социального устройства в целом;

—жизненное пространство личности.

Существуют и другие подходы к описании:- малой группы. Указываются, в частности, такие ее критерии, как:

—частота и продолжительность взаимодействия индивидов в группе;

—число составляющих ее членов;

—взаимсотношения и взаимовлияния членов группы;

—определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды;

—обособленность лидеров, влияющих на остальных членов группы;

—общность целей, деятельности и организации;

—наличие у членов группы «мы-чувства», единства группы;

—сплоченность людей, степень которой зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения членов группы, а с другой — от интереса, вызываемого деятельностью группы.

Группа представляет собой социальный союз, наделенный особы­ми свойствами, характерными для поведения ее членов:

— структурой и организацией: силовое измерение эффективности

группы;

— системой норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу, к другим группам: оценочное измерение того, что поддерживается, защищается, поощряется и утверждается в группе, а что рассматривается как отклонение.

Существенным является вопрос о количественных характеристи­ках малой группы.

Говоря о низших границах малой группы, можно отметить, что ни в теоретическом, нив практическом планах вопрос о том, два или три члена образуют минимальную малую группу, окончательно до сих пор не решен. В специальной литературе присутствует немало аргументированных положений в защиту как диадной, так и триадной концепции, а практически все равно приходится считаться с тем что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады.

Не менее остро стоит вопрос и о верхнем пределе малой группы. Одно время таким пределом стремились установить число 7 +— 2, опираясь на открытие Дж. Миллером «магического числа» при исследованиях объема оперативной памяти. Однако вскоре было доказано, что применительно к функционирующей малой группе использование «магического числа» 7 +— 2 в качестве ее верхнего предела некорректно.

Есть точка зрения, что максимальное число членов малой группы определяется эмпирически, важно только, чтобы группа была единицей предписанной ей совместной деятельности.

Характеризуя малую группу в целом, можно сказать, что ей присущи следующие признаки.

Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы. Противоположное качество — разобщенность, дезинтеграция.

Микроклимат — психологическое самочувствие каждого индивида в группе, его удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней.

Референтность — принятие членами группы общих эталонов.

Лидерство — степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради осуществления общих целей.

Интрагрупповая активность — мера внутри групповой активности ее членов.

Интергрупповая активность — степень активности группы в целом и ее членов с внешними группами.

Направленность группы — социальная ценность принятых ею це­лей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.

Организованность — реальная способность группы к самоуправ­лению.

Эмоциональность -— межличностные эмоциональные взаимосвязи членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы.

Интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения.

Волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям; ее надежность в деятельности и поведе­нии в экстремальных ситуациях.

Можно выявить и множество других признаков, определяющих ма­лую группу, например:

— преимущественно прямой контакт между ее индивидами, непос­редственное, личное («лицом к лицу») общение ее членов между со­бой;

— межличностное взаимодействие и взаимовлияние;

— общность цели деятельности;

— переживание общих чувств;

— общность внимания, интересов, мотивов, установок, норм, нравов, обычаев и привычек;

— внутренняя расчлененность групповых ролей;

— определенная локализация в пространстве и относительная устойчивость по времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.