Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая типология членов трудового коллектива 2 страница




Негативные черты: Полная настроенность на отношения и зави­симость от них. Мнительность. Пугливость. Замкнутость. Склонность к самобичеванию. Чувство собственной неполноценности. Растерян­ность в трудных ситуациях. Высокая ранимость. Высокая зависимость от психологического климата. Не организатор. Не лидер. Низкая энергетическая активность. С удовольствием поддается влиянию «сильной» личности. Плаксивость. Высокая стыдливость. Застенчи­вость. Стеснительность. Медлительность. Высокая тревожность.

Уязвимое место: Непереносимость насмешек и подозрений в неб­лаговидных поступках.

Конфликтогенные ситуации:

— при несправедливых обвинениях в неблаговидных поступках;

— при критике, насмешках;

— при открытом соперничестве;

— при недоверии, постоянных проверках;

— при вынужденном одиночестве.
Конформный

Акцентуация — постоянная и чрезмерная приспособляемость к сво­ему окружению, почти полная зависимость от малой группы,, в кото­рую входит.

Позитивные черты: Дружелюбие. Исполнительность. Дисципли­нированность. Покладистость. Коммуникабельность.

Негативные черты: Несамостоятельность. Безволие. Почти пол­ное отсутствие критичности по отношению к себе и к окружению. Не лидер. Не организатор. Высокая социозависимость.

Уязвимое место: Непереносимость крутых перемен, ломки жиз­ненного стереотипа.

Конфликтогенные ситуации:

при изгнании из «своей» группы;

— когда приходится осваивать новые виды деятельности без
образцов или лидеров;

— при принятии самостоятельных решений без опоры на мнения
значимых людей;

— при знакомстве с новыми людьми, когда надо проявить себя,
свои личные качества;

— при прямом противоречии между мнениями двух групп, если
субъект входит в них одновременно.

Нестабильный

Акцентуация — полное непостоянство проявлений.

Позитивные черты: Общительность. Открытость. Услужливость. Доброжелательность. Быстрая переключаемость в делах и в общении.

Негативные черты: Безволие. Тяга к пустому времяпрепровожде­нию и развлечениям. Болтливость. Хвастовство. Соглашательство. Лицемерие. Трусость. Безответственность. Ненадежность. Полная зависимость от всех и от каждого. Не лидер. Не организатор. Боязнь ответственности.

Уязвимое место: Бесконтрольность.

Конфликтогенные ситуации:

— при жестком подчинении дисциплинарным требованиям,
особенно если они продолжительны во времени;

— при ограничении в общении с людьми, которые помогают
развлекаться;

— когда требуются длительные усилия и концентрация сил на
какой-то работе;

* — когда нужно принять конкретные решения и нести за них ответственность.

Астенический

Акцентуация - повышенная утомляемость, раздражительность, ипохондрия.

Позитивные черты: Аккуратность. Дисциплинированность. Скромность. Покладистость. Исполнительность. Дружелюбие. Способность к раскаянию.

Негативные черты: Капризность. Плаксивость. Неуверенность в себе. Вялость. Забывчивость. Робость. Стеснительность. Пугли­вость. Заниженная самооценка.

Уязвимое место: Внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Конфликтогенные ситуации:

— при внезапном физическом и психическом напряжении;

— при открытых конфликтах, когда приходится отстаивать сзою
точку зрения;

— когда высмеиваются его действия или самочувствие;

— когда вынужден активно общаться с большим числом людей;

— при быстром переключении в работе или общении;

— когда необходимо проявлять определенную силу воли.
Лабильный

Акцентуация — крайняя изменчивость настроения (слишком чстсто и слишком резко по ничтожно малым поводам).

Позитивные черты: Общительность. Добродушие. Чуткость. Иск­ренность. Отзывчивость (все в периоды приподнятого настроения). Привязанность. Развитая интуиция по отношению к людям. Способ­ность к преданной дружбе. Благодарность.

Негативные черты: Раздражительность. Вспыльчивость. Драчли­вость. Ослабленный самоконтроль. Склонность к конфликтам (все в периоды подавленного настроения).

Уязвимое место: Эмоциональное отвержение со стороны значим ых людей. Утрата близких или разлука с теми, к кому привязан.

Конфликтогенные ситуации:

— при сильной конкуренции;

— когда ущемляется чувство собственного достоинства;

 

— при полной дисгармонии его настроения (когда всем весело, а
ему нет);

— при отсутствии успеха, признания, внимания;

— при угрозе наказания, страха;

— при критике его поведения.

Циклоидный

Акцентуация — смена двух противоположных состояний — гипертимного и гипотимного, последовательные изменения эмоционального фона.

Позитивные черты: Инициативность. Жизнерадостность. Общи­тельность (все в периоды подъема настроения).

Негативные черты: Непоследовательность. Неуравновешенность. Безразличие. Вспышки раздражительности. Чрезмерная обидчи­вость. Придирки к окружающим (все в периоды упадка настроения).

Уязвимое место: Эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей и коренная ломка жизненных стереотипов.

Конфликтогенные ситуации:

- когда случаются неожиданные поручения и просьбы,
противоречащие настроения данного момента;

- при резкой смене прквычных состояний;

- когда приходится отступать от сложившихся стереотипов,
привычек.;

- при претензиях, притеснениях, неудачах;

- при психологических перегрузках, особенно в периоды упадка
настроения.

Психологический практикум

УРН wV Игра «Поведение в конфликте»

Цели игры:

а) сформировать понятие о видах поведения в конфликте;

б) показать основные психологические факторы, определяющие
конфликт;

в) учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в }\
конативной (поведенческой) системе межличностного \\
взаимодействия.;.;

Ведущии'делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается \\
ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с п
названием определенного стиля поведения в конфликте с \\
соответствующим девизом: \ I

Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». |1 Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Ч

Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, \\
каждый из нас должен что-то проиграть». \\

Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен вы- i\
играть». U

Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проигра- "».
ешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю». |

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой ц
демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте. 1:|

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:;|

- Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоцио­
нальное состояние, на чувства его участников?

- Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более
полезными для участников?

- Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в
конфликте?

- Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений
людей?

Игра «Переговоры»

Цель игры: приобрести опыт поиска совпадающих интересов, умения анализировать интересы различающие.

Ведущий предлагает участникам разделиться на три группы, например, учителя — родители — ученики, или преподавателистуденты —заместитель декана, или родители невесты —родители жениха - друзья молодых и т.п. Каждая из групп получает задание подготовиться к переговорам по вопросу, например, организации выпускного бала, или выезда на сельхозуборочные работы, или ■ проведения свадьбы и т.п. Когда подготовительная работа завершена, ведущий раздает участникам карточки с индивидуальными заданиями, предупреждая, что их нельзя обнародовать до конца игры. Необходимо обеспечить видеозапись.

Содержание текстов в карточках:

«Твоя задача: прояснить точку зрения говорящего, 1:тобы лучше е:о понять» (2 шт.).

«Твоя задача: выделить проблему и возвращать ход обсуждения к н>ей» (2 шт.).

«Твоя задача: в любой ситуации стараться захватить инициативу в разговоре» (1 шт.).

«Твоя задача: найти общее в точках зрения сторон и показывать это общее всем участникам переговоров» (2 шт.).

«Твоя задача: уводить разговор в сторону от обсуждаемой проблемы» (1 шт.).

«Твоя задача: фиксировать промежуточные договоренности и предъявлять их сторонам переговоров как общее достижение» (1 шт.).

«Твоя задача: подчеркивать общие интересы сторон в переговорах» (I шт.).

«Твоя задача: выбрать необычный для тебя стиль общения и придерживаться его» (2 шт.).

«Твоя задача: внимательно слушать говорящего и повторять или перефразировать его главную мысль своими слогами так, как она понята тобой» (1 шт.).

Обсуждение: просматривая видеозапись, участники анализируют всевозможные формы общения, пытаются выявить «секретные задания», отвечают на вопросы:

- Что помогало или, напротив, мешало достигнуть договорен­
ности?

- Какова психологическая удовлетворенность участников ходом
переговоров?

- Какие приемы использовали участники переговоров, выполняя
свои «секретные задания»?

•• Игра «Конфликт в транспорте»

Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.

В комнате ставят стулья: два — рядом (имитируя парные сиденья в
автобусе), один — впереди. Участников игры трое (два плюс один).
Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий — втайне от
двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить
на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из
спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том ц
случае, если действительно возникнет такое желание. I;

Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы: \1

—Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) {'{.
свое место?

—Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это мес­
то?

—Какие чувства испытывали играющие?

—Чей способ решения проблемы самый успешный?

—Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?

Игра «Есть контакт/»

Цель игры: приобрести навыки невербального общения в группе.

Ведущий просит всех расположиться большим полукругом. Затем он предлагает каждому по очереди выйти в центр и постараться любыми доступными ему средствами, кроме словесных, установить контакт с каждым участником.

Обсуждение: анализируются впечатления, возникшие в процессе игры, те средства установления контакта и те признаки, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

Тест «Наша команда»

Каждый член группы получает для работы тест и бланк для заполнения. В бланке под соответствующим номером вопроса проставляются баллы (от 1 до 4), в которых оценивается степень выраженности данной позиции.

1. Наша команда испытывает недостаток в лидерстве.

2. Кажется, что решения по отношению к нам принудительны.

3. Людей не поощряют высказываться откровенно.

4. В трудной ситуации каждый борется за свои интересы.

5. Общение нуждается в улучшении.

6. Решения принимаются на неадеква7ном уровне иерархии.

7. Некоторые менеджеры неискренни сами с собой.

8. Мы редко подвергаем сомнению содержательность или пользу
наших совещаний.

9. Созданы недостаточные возможности для развития.

 

10. Мы часто ссоримся с другими подразделениями.

11. Члены команды не общаются друг с другом в достаточной мере.

12. Ясно, что организация ожидает от нашей команды.

13. Принятый порядок редко подвергается сомнению.

14. В действительности никому не ясно, куда мы движемся.

15. Люди не говорят о том, что они в действительности думают.

16. У людей выработалась позиция: «Моя хата с краю».

17. В команде конфликт носит деструктивный характер.

 

18. Решения основываются на неадекватной информации.

19. Некоторым менеджерам не доверяют.

20. Мы не учимся на своих ошибках.

21. Менеджеры не помогают своим подчиненным учиться.

22. Отношения с другими группами довольно прохладны.

23. Мы хорошо не обдумываем наше положение внутри организа­
ции.

24. Наша команда «политически» восприимчива.

 

25. Мы часто обнаруживаем, что нам не достает нужной квали­
фикации.

26. Мы все очень загружены, но кажется, что всюду не успеваем.

27. Спорные вопросы прячутся «под ковер».

28. Было бы лучше, если бы люди с большей охотой признавали

свои ошибки.

29. Имеют место недоверие и враждебность.

30. Люди не допускаются к. принятию решений.

31. Мало лояльности команде.

32. Мнения извне не приветствуются.

33. Следовало бы иметь большую ротацию работ.

34. Мы редко работаем эффективно вместе с другими командами.

35. Нам не удалось обеспечить сотрудничество с другими командами или подразделениями.

36. Способность работать в команде — критерий отбора при

поступлении в эту организацию.

37. Никто не налаживает необходимых связей с другими группа­
ми.

38. Мы уделяем гораздо меньше времени планированию будущего.

39. Деликатных вопросов избегают.

40. Бывает, что кому-то «всадили нож в спину». f,

41.В действительности мы не работаем вместе. I

42.Неподходящие люди принимают решения. |

43.Менеджеры профессионально слабы и не готовы бороться и [:
требовать внимания к своей точке зрения. >.

44.Я не получаю достаточно обратной связи. I

45.Развиваются несоответствующие виды умений. I

46.Помощь не придет из других подразделений организации. '

47.Существует сильное непонимание между нашей командой и
профсоюзами, которые оказывают на нас давление.

48.В этой организации вознаграждается слаженность работы в
команде.

49.Мы не уделяем достаточно внимания взаимоотношениям.

50. Мы не имеем ясного представления о том, что от нас ожи­
дают.

51. Честность не является характерной чертой нашей команды.

52. Я не чувствую поддержки со стороны моих коллег.

53. Квалификация и информация распределены недостаточно хо­
рошо.

54. Имеются сильные личности, которые идут своим собственным
путем.

55. Чувство собственного достоинства не одобряется.

56. Нам следует уделять больше времени обсуждению методов
работы.

57. Менеджеры не принимают всерьез индивидуальное развитие.

58. Другие подразделения организации нас не понимают.

59. Нам не удается донести наше сообщение до внешнего мира.;

60.Люди в команде имеют хорошие связи с другими группами в I
организации. |

61.Часто мы принимаем решения слишком быстро.?

62.Образ действий, при котором ценится личность, имеет мало;
общего с тем, что достигнуто. •;

63.Слишком много секретов. ■

64.Конфликтов избегают. f

65.Разногласия разлагают..;

66. Приверженность к решениям низка. s?

67.Наши менеджеры полагают, что более строгий надзор ушуч- ■'
шает результаты.

68. Слишком много запретов в нашей команде. >

69.Очевидно, что в другом подразделении имеются лучшие &оз- -
можности. г

7О.Мы гратим много энергии на защиту наших границ.

71. Члены команды не понимают, чего от них ожидают.

72. Культура организации поощряет слаженную работу в команде.

73. Мы не уделяем достаточно внимания новым идеям.

74. Приоритеты не ясны.

75. Люди не вовлекаются в достаточной мере в принятие реше­
ний.

76. Слишком много взаимных обвинений и упреков.

77. Нас не всегда выслушивают.

78. Мы не используем квалификацию, которую имеем.

79. Менеджеры полагают, что люди по своей сути ленивы.

80. Мы тратим много времени на то, чтобы делать, и не уделяем
достаточно времени тому, чтобы думать.

81. Индивидуальный рост не поощряется.

82. Мы не стараемся понять точку зрения других команд.

83. Нам не удается выслушать наших клиентов.

84. Команда работает в соответствии с целями организации.

4 — безусловно «Да», 2 — скорее «Нет», чем «Да»

пожалуй, *Да» 1 — пожалуй, «Нет»,

3 — скорее «Да», чем «Нет» безусловно «Нет»

Подсчитывается сумма баллов по столбцам Бланк для заполнения

~. ■? 1 * 1 I I I? 19. Т). Л~~

~~13 14 15 Тб 17 18 19 20 21 22 23 24~~

~~25 26 27 28 29 "30 Т\ 32 33 34 35 36~~

~~37 38 "39 40 41 42 43 44 45 46 47 48~

~И 1° 51 Ш. Ш $4 Ш 56 |7 58 59 60~

~~61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72~

~73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84~

XX XX XX XX XX XX XX XX XX XX XX ХХ~

Психологические факторы, измеряемые тестом:

1. Сбалансированные роли 1 13 25 37 49 61 73

2. Ясные стремления и согласованные

цели 2 14 26 38 50 62 74

3. Открытость и конфронтация 3 15 27 39 51 63 75

4. Поддержка и доверие 4 16 28 40 52 64 76

5. Сотрудничество и конфликт 5 17 29 41 53 65 77

6. Разумные процедуры 6 18 30 42 54 66 78

7. Соответствующее руководство 7 19 31 43 55 67 79

8. Регулярный обзор 8 20 32 44 56 68 80

9. Индивидуальное развитие 9 21 33 45 57 69 81

10. Разумные внутригрупповые

отношения ■ 0 22 34 46 58 70 82

11. Хорошее общение 1 23 35 47 59 71 83

12. Организационная поддержка '2 24 36 48 60 72 84

\ Степень выраженности признака:

7-13 баллов — низкая; 14-21 балл - средняя; 22-28 баллов -
высокая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.