Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическим практикум




Игра «Семейный совет»

Цель игры: научиться нейтрализовать комплекс неполноценности и самоутверждение за счет других.

Все участники игры разбиваются на три «семьи». Задание для всех: провести «семейный совет» по проблеме, сформулированной в индивидуальном задании. На «семейном совете» каждый «член семьи» имеет голос вне зависимости от возраста и индивидуальных особенностей и может свободно выражать свое мнение. Председатель «совета» записывает основные идеи, которые обсуждает «семья», решение «совета» и возможные последствия, если решение не будет принято. За ходом «семейного советаэ наблюдают по два представителя «общественности», однако «члены семьи» об этом как бы не знают. Наблюдатели нужны для более полного обсуждения хода и результатов «совета». Задания, полученные каждым из трех «семей» следующие.

Первая: «муж» — русский немец, «жена» — русская, трое «детей» (мальчики 17 и 7 лет, девочка 14 лет). В «семье» также - «теща», «брат жены»(шурин), «свекор». «Муж» хочет эмигрировать в Германию, на свою историческую родину, естественно, с семьей. Его «жена» этого не хочет. Голоса «детей» и «родственников», конечно, разделились!

Вторая: «семья» врачей, династическая. «Родители» — известные врачи, заслуженные, обеспеченные приносящей приличный доход практикой. Их «сын»., молодой человек, студент 5-го курса столичного медицинского университета, принимает неожиданное решение, ошеломившее родителей, - бросить университет, уехать на периферию, чтобы заняться прибыльным бизнесом.

Третья: «дочь» 17 лет хочет выйти замуж за 27-летнего азербайджанца, становящегося на ноги предпринимателя. Выбор «дочери» «родители» не одобряют, зато ее 15-летний «брат» и «бабушка», напротив, считают, что решение «сестры» и «внучки» нормальное, что это ее личное дело. После замужества «дочь» хотела бы вместе с «мужем» первое время пожить у своих родителей.

Обсуждение: каждая из «семей» рассказывает в общем кругу о том, по какой «легенде» шел «семейный совет», как он проходил, какое решение в конце концов было принято. Наблюдатели делились своими

впечатлениями. Всеми оценивались эффективность «семейного совета», особенности коммуникативного поведения.

Игра «Почувствуй другого»

Цель игры: научиться понимать психологическое состояние со­беседника, вербализировать их.

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает каждому играющему по очереди сделать какое-то движение, которое отражает его внутреннее состояние, а все остальные повторяют движение каждого 3-4 раза, стараясь при этом прочувствовать состояние другого человека.

Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы:

—Как Вам кажется, что испытывал тот, кто демонстрировал свое
движение? (Ответы сравниваются с высказыванием автора движения.)

—Удается ли через повторение движения глубже проникнуть в
чувственный мир человека?

—Что мешает (или, напротив, помогает) этому?

Игра «Скрытый мотив»

Цель игры: научиться понимать проблему собеседника, открыто им не высказываемую.

Игра проходит в парах. Ведущий вручает каждому из них карточку с текстом, состоящим из трех частей.

1. Посвящена общему описанию ситуации, зачитывается до начала
разговора; в ней подчеркнута роль, которую будет играть обладатель
карточки.

2. Содержит текст, который обладатель карточки будет открыто
говорить своему партнеру.

3. Излагает истинную причину поведения участника в ситуации,
которую он не готов сразу открыто высказать.

Задача второго участника, принимающего на себя другую роль, указанную в карточке, - понять истинную позицию собеседника. Для достижения этой цели он использует уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника и т.д. В его задачу вовсе не входит решать проблему собеседника, необходимо только понять, в чем дело. В каждой паре состоится два разговора: сначала один из участников будет разбираться в проблеме другого, потом - наоборот.

Примеры текстов карточек:

1. Сын (дочь) уговаривает мать (отца) поехать в-санаторий. Мать
(отец) живет вместе с семьей сына (дочери).

2. Мать (отец) отказывается, говоря что семье сына (дочери) будет
сложно самой справиться с хозяйством, с детьми.

3. На самом деле у матери (отца) появился новый знакомый (знакомая), с которым (которой) мать (отец) расставаться сейчас вовсе не желает.

1. Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет
уволиться.

2. Он говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше
времени уделять воспитанию детей.

3. На самом деле он считает, что его работа не оценивается по
заслугам, обижен на начальника и поэтому решил уволиться.

1. Заведующий кафедрой написал заявление ректору академии с
просьбой освободить его от обязанностей заведующего.

2. Он объясняет, что хочет сосредоточиться на написании и
издании учебных пособий для студентов.

3. На самом деле он не кочет работать с начальником учебного
отдела, который ведет себя с ним казенно-бюрократически, автори­
тарно и недоброжелательно.

Обсуждение: все по очереди обмениваются результатами беседы -удалось или не удалось понять проблему другого. Насколько ис­пользование в беседе приемов активного слушания помогает разоб­раться в скрываемой партнером проблеме.

Игра «Опора»

Цель игры: научиться ощущать и осознавать собственные способы психологической поддержки и доверия.

Все участники разбиваются на тройки и становятся спинами друг к другу. Держаться друг за друга, поддерживать друг друга не разрешается. Совершенно расслабившись, каждый из тройки игроков опирается на спину других своих партнеров. Два других участника (или каждый из них) могут находиться в этом положении столько, сколько захотят.

Обсуждение: проводится посредством ответов на вопросы:

- Сложно ли было доверить свой вес партнерам?

- Что было проще (приятнее, интереснее): опираться или под­
держивать?

Игра «Ситечко для чая»

Цель игры: научиться выделять е: общении с родителями (детьми) источники своей силы, спокойствия, защищенности, а также проявлять такое внимание, при которой можно нормально воспринимать окружающее и «отфильтровывать» через «чайное ситечко» ненужное или лишнее.

Выбрав время, когда никто не мешает, сесть удобно, расслабиться и вообразить себя «ситечком для чая» (оно, как известно, пропускает заварку, удерживая чаинки). Подумать о той семье, в которой приходится сейчас жить (дома, в общежитии или в арендуемом жилье). Эту визуализацию можно проделатьс двух позиций: «Я — ребенок своих родителей» и «Я — родитель моич детей».

Тест «Потребности, которые должны удовлетворяться в семье»

Существуют эмпирически разработанные списки внутрисемейных потребностей для мужа и для жены. /. Список потребностей для мужа:

1. Гарантированное внимание

2. Секс

3. Семья — «тихая гавань»

4. Комфортные бытовые условия

5. Внешняя привлекательность жены

6. Общие интересы

7. Открытое общение

//. Список потребностей для жены:

1. Гарантированное внимание

2. Интимность

3. Надежность

4. Муж как семьянин

5. Внешний статус мужа

6. Общие интересы

7. Открытое общение

Первый этап: и муж, и жена берут Список I и по одному бланку для заполнения. Оба бланка маркируются: «Список I» и инициалами заполнявшего. Затем:

— муж в графе «Для него» под буквой А ранжирует по 5-батаьной
системе соответствующие позиции списка со своей точки зрения их
значимости для него, а под буквой Б- по 5-балльной системе степень
их удовлетворения; -

 

—он же в графе «Как он думает, как считает она» ранжирует, как
ему это кажется, представление своей жены под буквой А — о сте­
пени значения этих позиций для него и под буквой Б — о степени их
удовлетворения (тоже по 5-балльной системе);

—жена в своем бланке заполняет только графу «Как она думает,
как считает он», отмечая, в какой степени для него важны позиции
списка и в какой степени они удовлетворяются.

Второй этап: и муж, и жена берут Список II и по одному бланку для заполнения. Оба бланка маркируются словами «Список II» и инициалами заполнявшего. Затем:

—жена в графе «Для нее» пою, буквой А ранжирует по 5-балльной
системе соответствующие позкции списка со своей точки зрения их
значимости для нее, а под буквой £-по 5-балльной системе степень
их удовлетворения;

—она же в графе «Как она думает, как считает он» ранжирует, как
ей это кажется, представление своего мужа под буквой А —о степени
значения этих позиций для нге и под буквой Б — о степени их
удовлетворения (тоже по 5-балльной системе);

— муж в своем бланке заполняет только графу «Как он думает, как
считает она», отмечая, в какой степени для нее важны позиции спис­
ка и в какой степени они удовлетворяются.

Обсуждение; проводится при сопоставлении точек зрения на актуальность потребностей по каждому списку и на степень их удовлетворения.

Бланк дия заполнения

Бланк мужа Бланк жены

Л-Важность; Б— Степень А— Важность; Б— Степень

удовлетворения удовлетворения

(по 5-балльной системе) (по 5-бапльной системе)

Для него Как он думает, Для:.icc Как она думает,

как считает она как считает он

А Б А Б А Б А Б




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.