Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы жизненного цикла




Таблица 1

Параметры Внедрение Рост Зрелость Упадок
Размещение производства Страна инновации (промышленно развитая) В стране нововведения и других развитых странах Во многих странах В развивающихся странах
Размещение рынка Страна инновации с малым экспортом В стране нововведения и странах подобных рынков Рост в развивающихся странах Развивающиеся страны
Конкурентные факторы Монопольное положение, конкуренция почти отсутствует Появляются конкуренты в промышленно развитых странах Стабилизация спроса при спаде в метрополии Спад спроса на главных рынках сбыта

 

Окончание табл. 1

Характер технологии Малые серии, дорогая технология, высокая трудоемкость Увеличение затрат капитала, стандартизация Крупные серии с дешевой рабочей силой Массовое производство, неквалифицированная рабочая сила, появление суррогатов

Еще одна теория (концепция) явилась результатом противостояния политических систем. Это концепция взаимозависимости стран, которая обобщила воззрения экономистов в отношении МРТ: пропорции МРТ часто складываются под влиянием не столько экономических, сколько политических соображений сохранения независимости, что приводило к развитию экономической автаркии. Эти тенденции отчетливо прослеживались в экономических отношениях стран социалистического и капиталистического лагеря, экономике Албании, Китая, Кубы и ряда других.

Актуальными проблемами настоящего времени, которые обсуждаются в рамках этой концепции, являются проблемы экономических отношений промышленно развитых и развивающихся стран, экономики которых часто характеризуются монопродуктовой экспортной специализацией и полной зависимостью от экспорта природных ресурсов.

Международная торговая статистика однозначно указывает на то, что страны, небольшие по численности населения и территории, являются более активными участниками рынка мировой торговли, чем крупные государства. Это утверждение и явилось основой концепции размеров стран. Мерой этой активности выступает объем экспортно-импортного оборота в отношении ВВП и ВНП. Особенно отчетливо эта тенденция просматривается в зонах интеграционных группировок.

Эта тенденция легко объяснима, так как в зонах экономической интеграции наблюдается более свободное перемещение ресурсов производства (вплоть до полной отмены всяких ограничений, как в ЕС), а эффективная протяженность каналов товародвижения достаточно широкой номенклатуры (продукты питания, часть товаров длительного пользования) составляет 150-200 км. Таким образом, небольшая территория в зоне экономической интеграции предопределяет значительную долю экспортно-импортного оборота.

В начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта.

Вместе с тем, реализация эффекта масштаба как правило ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, ТНК, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

Одна из общих проблем теорий внешней торговли – совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообмене. В 1991 г. американский исследователь М. Портер на основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, выдвинул концепцию международной конкурентоспособности наций.

Итог исследования - модель конкурентных преимуществ страны (национальный ромб).

 

М. Портер дополняет учение классической школы о факторах производства, вводя новые, в том числе возникающие в процессе производства (повышение производительности труда, внедрение ресурсосберегающих технологий); эти факторы страной не наследуются, а появляются в результате развития производства. Например, нехватка такого фактора, как земля, стала основой для разработки в Японии компактных технологических процессов, востребованных впоследствии на мировом рынке.

Второй параметр – условия спроса – представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. М. Портер отмечает, что требования внутреннего рынка имеют преобладающее значение для деятельности фирмы. Например, американская система быстрого приготовления пищи получила широкую популярность сначала в стране, а потом последовал экспорт американской технологии соответствующего типа на мировой рынок.

Третий компонент – состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей и производств. Обеспеченность соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами. Так, близкие контакты между производителями кожаных изделий и высокий уровень выделки кожи в Италии дают значительные преимущества итальянским обувным предприятиям, лидирующим на мировом рынке.

Наконец, четвертый компонент – стратегия фирмы и конкуренция – связан с фирменной стратегией и организационной структурой. Например, для немецких фирм, выпускающих оптику, типична жесткая система централизованного управления, а для итальянских фирм выпускающих мебель, упаковочные машины, свойственен динамизм, отсутствие жестких форм управления.

Таким образом, мы рассмотрели теоретические основы международной торговли. Рассмотрим теперь, понятие международной торговли и ее описание на современном этапе развития мировой экономики.

Международная торговля товарами и услугами это совокупный товарооборот между всеми странами мира, т.е соотношение экспорта (вывоза) и импорта (ввоза) товаров и услуг (Приложение 6). Но это понятие может употребляться и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона и т.п.

Международная внешняя торговля становится реальным и все более ощутимым фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности.

Наибольший удельный вес в мировой торговле составляют готовые товары –67%, а сырьевые товары – около 33% (данные ВТО за 2011 г.).

Структура мировой торговли очень разнообразна. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) импортируют в основном промышленные товары, а экспортируют продукты питания, сырье и энергоресурсы. Промышленно развитые страны (ПРС) экспортируют готовые изделия, а импортируют сырьевые товары.

Структура мировой торговли:

1. географическая структура - распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному признаку, либо по организационному признаку, например Азия-Европа, или развитые страны-развивающиеся страны;

2. товарная структура.

На протяжении долгого времени международная торговля является одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики. Со второй половины 20 в. мировая торговля развивается высокими темпами, что отражает общемировые тенденции углубления МРТ. В период 1950–1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. В последние полтора десятилетия наблюдается постоянный рост мировой торговли, превышающий темпы роста мирового производства.

Длительный отрыв экономики бывшего СССР от системы рыночных отношений, в рамках которой лишь внешнеэкономические связи напрямую соприкасались с рынком, в значительной степени предопределил изначально опережающий характер преобразований во внешней сфере.

Внешняя торговля России (Приложение 7) с одной стороны, стала инструментом реализации модели перехода к рыночной экономике. С другой стороны, в рамках реально выбранного курса она объективно явилась одним из основных источников ресурсов для поддержания экономики страны «на плаву» и важнейшим инструментом начала интеграции.

Внешняя торговля в экономике России в течение последних 20 лет играла заметную роль (рис. 4). Как видно на рис. 4, динамика ВВП и внешнеторгового оборота почти полностью повторяют друг друга.

Рис. 4. Динамика ВВП и внешнеторгового оборота России 1989-2011 гг. Построено по данным Всемирного банка

 

Другой важной чертой внешнеторговых связей страны является устойчивое положительное сальдо торговогобаланса, достигнутое преимущественно за счет резкого сокращения так называемого централизованного импорта и увеличения экспорта в основном сырьевых товаров.

Вместе с тем на фоне положительных тенденций в развитии внешней торговли со всей очевидностью проявились и негативные стороны:

1. экспорт России носит ярко выраженный сырьевой характер. На долю минерального топлива приходится 59,1% экспорта; руды, металлы, драгоценные камни и золото – 6%; сельскохозяйственное сырьё и продукты – 2,1 и 2,4% соответственно (данные UNCTAD на 2011 г.). Произошло активное «вымывание» из структуры экспорта продукции обрабатывающих отраслей – в настоящее время ее доля составляет 13,5% против 26,1% в 1995 г. Продукция машиностроения и транспортное оборудование упали с 7% (1995 г.) до 2,5% (2011 г.) – т.е. в 3 раза;

2. если в 90-е гг. годовые темпы прироста экспорта были, за исключением 1992-го и 1995-го, отрицательными, то начиная с 2000-го г. темпы прироста стабильно положительные и колебались от 8 до 34%;

3. в структуре импорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности – она выросла с 48,8% в 1995 г. до 79,8% в 2011г., на втором месте продукты питания – 13,6% в 2011 г.

Международная торговля товарами и услугами отличается от внутристрановой торговли не только по географическим параметрам, но и по ценовым. В мировой торговле очень важное значение уделяется ценообразованию, под которым понимается процесс уста­новления цен на товары и услуги на мировых рынках, основанный на вза­имосогласованных принципах и методах. Цены, по которым продают­ся и покупаются товары за рубежом, называются внешнеторговыми ценами. Денежное выражение интернациональной стоимости (цены производства) товара, складывающейся на мировом рынке, представ­ляет собой мировую цену.

Внешнеторговая цена становится мировой ценой, если она выступает в виде цены важнейших продав­цов и покупателей, либо основных центров международной торговли, устанавливаться в ходе осуществления крупных регулярных сделок с товаром в свободно конвертируемой валюте без ограничений админи­стративного или финансового характера. Мировая цена - это цена, по которой основные поставщики экспортируют то­вар, а основные потребители импортируют.

Мировые цены, как правило, отличаются от внутренних цен на товар в отдельной стране. Это связано с более острой конкуренцией на международных рынках, а также с применением в национальной эко­номике инструментов протекционизма, повышающих уровень цен. Разрыв в уровне мировых и внутренних цен на товары мо­жет достигать 30% и выше.

Размер цены товара формируется под воздействием различных групп ценообразующих факторов:

1. общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и условий ее производства и реализации (экономический цикл, состояние совокупного спроса и предложения, инфляция);

2. конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации (издержки, прибыль, налоги, предложение и спрос на данный товар, фаза жизненного цикла товара, НТП, потребительские свойства товара);

3. специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг (сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса);

4. специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов (государственное регулирование, валютный курс);

5. внеэкономические (политические, военные).

Количественная оценка изменений уровня и динамики мировых цен осуществляется с помощью ценовых показателей через основные источники сведений о мировых ценах (табл. 2).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.