Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократический стиль 1 страница




Директивный стиль

Цели ставятся лишь ближай­шие, а дальнейшие планы группе неизвестны

Руководитель собирает ин­формацию для себя, а груп­пе передает ее минимум, не­обходимый для исполни­тельских функций

Руководитель решает сам или при участии ближайших подчиненных и требует от группы выполнения

Полный и непрерывный кон­троль руководителя1 за дея­тельностью группы

В чистом виде ее нет. В опо­средованной форме — док­лады, оценки, выводы, ре­шения контролеров со сто­роны руководства, не подле­жащие обсуждению, оконча­тельное решение руководи­теля по итогам деятельности

Приказы сверху вниз, ясные, четкие, краткие

Строго ограничено


Подробное доведение до группы ближайших и отда­ленных целей, показ разви­тия группы в перспективе

Открытый взаимный обмен информацией между руково­дителем и группой

Групповое обсуждение и принятие решения руково­дителем на основе обсужде­ния и консультаций с пред­ставителями группы

Контроль за принятием ре­шения и полученным резуль­татом, а в промежутке — са­моконтроль группы

Непрерывный поток в про­цессе всей деятельности. Активное поощрение успе­хов по ходу деятельности и в итоге

Разрешаются обсуждения и замечания снизу-вверх. Яс­ность задачи наступает в хо­де обсуждения, принятия об­щего решения и уточнений в ходе выполнения решения

Широко используется


Вопросы:

а) Можно ли отдельные черты одного стиля совместить с чер­
тами другого и создать комбинированный, возможно, более эф­
фективный третий стиль?

б) Если можно, то что бы вы предложили и почему? (Обоснуй­
те.)

в) Какой из представленных стилей (если их придерживатьс*
последовательно и строго) более эффективен и почему?

21. Межличностные конфликты в коллективе:

а) всегда вредны;

б) вполне естественны, и потому нельзя их оценивать по кри­
терию «вредны» или «невредны»;

в) конфликты иногда полезны, если происходят на принципи­
альной почве.

Какие из этих ответов вам представляются более правиль­
ными? Исходя из вашего ответа: надо ли избегать конфликта?
или всячески исключать возможность конфликтов? или, счи­
тая их естественными, ничего заранее не предпринимать, но
при их возникновении немедленно найти выход из конфликт­
ной ситуации приемлемым для конфликтующих сторон спосо­
бом? Какой из вариантов вам кажется психологически оправ­
данным? «

22. Как проводить дискуссии и в малой группе для достиже­
ния общего согласованного мнения, решения, вывода:

— обозначить проблему и поставить вопрос: «Что делать?»;

— выслушать мнения — разные (как взаимодополняющие,
так и взаимоисключающие);

— сталкивать разные, близкие к истине мнения, обостряя
дискуссию и стимулируя тем самым коллективную мысль;

— достигнув единодушного (или поддержанного большинст­
вом) мнения (логически безупречного вывода), предложить фор­
мулировку заключения (вывода, решения, общего мнения)?

Составьте план-сценарий организации дискуссии по приня­тию группового решения по одной из известных вам задач, встречающихся в практической повседневной деятельности, ко­торую вам придется выполнять после окончания вуза.

23. Что такое «смысловой барьер»? (См.: Психологический
словарь. — М., 1983. — С. 346; Краткий психол. словарь. — М.,
1998. — С. 29.) Совпадает ли он с понятием «коммуникативный
барьер»? (См.: Битянова М. Р. Социальная психология. — М.,
1994. — С. 19-22.)

24. На основе изучения рекомендованной литературы в сопос­
тавлении с записями лекций, а также ответов, самостоятельно


выработанных вами при решении изложенных выше психологи­ческих задач, ответьте на вопросы:

а) Каково теоретическое значение социальной психологии и ее
место в психологической науке?

б) Каково практическое (прикладное) значение социальной
психологии для профессиональной деятельности руководителя,
педагога, практического психолога?

Раздел Д. Медицинская психология

Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.

Предмет медицинской психологии в настоящее время еще не получил четкого и однозначного определения. Некоторые счита­ют, что понятия «медицинская психология» и «клиническая психология» тождественны. Другие видят в них разницу и раз­водят их (см.: Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л., 1982; Психологический словарь. — М., 1996). В перечне на­учных дисциплин, вошедших в «Государственный образова­тельный стандарт высшего профессионального образования», есть учебная дисциплина под названием «Клиническая психоло­гия» (150 часов), но предмета под названием «Медицинская пси­хология» в этом перечне нет. Однако такая отрасль знаний есть, и студенты психологической специальности ее уже практически изучают. Что касается клинической психологии, то, если судить. по ее содержанию, раскрытому в государственном стандарте об­разования, она должна изучаться студентами-медиками, а не психологами, ибо последние по профилю своей работы не имеют дела с больными, находящимися на стационарном лечении (в

клинике, больнице).

Мы будем исходить из понимания, что медицинская психоло­гия представляет собой самостоятельную учебную дисциплину, и ее содержание не тождественно содержанию клинической пси­хологии.

Однако предмет медицинской психологии различные авторы, признающие ее самостоятельной научной отраслью, определяют

по-разному.

В учебном пособии для студентов медицинских институтов «Медицинская психология» (авторы Н. Д. Лакосина, Г. К. Уша­ков. — М., 1984) приводятся четыре точки зрения на данный во­прос. Одна из них: медицинская психология — это основы тра­диционной психологии, ориентированной на студентов-медиков и врачей. Другие авторы содержанием медицинской психологии

считают психологический анализ природы болезней, в первую очередь нервно-психических. Третьи исследователи медицин­скую психологию отождествляют с общей психопатологией, т. ел предмет этой научной дисциплины видят в изучении психиче--ских болезней и только.

Подвергнув аргументированной критике эти мнения, авторы | высказывают свою, четвертую по счету, точку зрения на пред­мет медицинской психологии. Они считают, что эта научная, дисциплина изучает «многообразные особенности психики ' больного и их влияние на здоровье и болезнь», «системы психо- < логических целебных влияний, в том числе «систему врач — па­циент», и при всей своей важности медицинская психология «вне общей медицинской практики... не только беспомощна, но 1 и неприемлема», считают авторы.

Таким образом, авторы относят к предмету медицинской пси­хологии психику только больных людей «в условиях пользова­ния медицинской помощью», а вне медицины ее не мыслят. И вполне логично они выводят отсюда, что медицинская психоло- ] гия — это отрасль не психологии, а медицины («самостоятель- 1 ный раздел медицинских знаний»), изучающая «психологиче­ские проблемы, возникающие у больных людей». Думается, что это определение больше подходит к клинической психологии. Для преподавания в медицинских институтах такое понима­ние предмета данной учебной дисциплины, возможно, оправ­данно, но для специалистов, работающих с людьми не только больными, но и здоровыми, в частности для практических пси- | хологов и социальных педагогов, содержание ее видится не­сколько иным. Оно должно быть, образно говоря, менее меди­цинским и более психологичным. Ведь социальный педагог — практический психолог работает главным образом не с больны­ми (хотя и с ними), а с людьми трудоспособными или пенсионе­рами, практически здоровыми. Основная задача психолога — сделать так, чтобы больных становилось меньше, заниматься собственно психологической работой среди населения — психо­гигиеной, психопрофилактикой заболеваний, психологическим консультированием, психологической реабилитацией перенес­ших острые психологические травмы и прошедших стационар­ное лечение, а также психотерапевтическими процедурами при неврозах, остаточных проявлениях острых реактивных психо­зов, обострениях психопатии, отклоняющемся поведении под­ростков и т. д.

Практический психолог, обладающий знаниями в области ме­дицинской психологии, способен своевременно распознать на-


чалъные симптомы нарушения психической деятельности под
воздействием психотравмирующих факторов и вовремя оказы­
вать психологическую помощь,
уметь диагностировать свое-
временно психогенные заболевания и, в случае необходимости,
направлять страдающих нервно-психическими расстройствами
к психиатру. Одна из важных задач практического психолога
------------ —""+°пт*тт и V^.тванении внутригрупповых и межгруп-

Ьии*---------------

НОВЫХ КОНФЛИКТОВ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ В Заолах иоус^^________

лизации конфликтогенов. Словом, практический психолог все должен сделать для того, чтобы различного рода психические травмы не приводили к острым или затяжным недугам, не дово­дить до необходимости вмешательства медицины.

Исходя из таких соображений, следует рассматривать меди­цинскую психологию, изучаемую в немедицинских вузах, не как отрасль медицинских знаний, а как отрасль психологии, что отражено в психологической литературе.

Однако и среди психологов нет единства мнений относитель­но предмета этой научной дисциплины, как, впрочем, нет и не было какого-либо обсуждения данной проблемы в среде психо­логической научной общественности.

В настоящее время можно встретить несколько различных то­чек зрения на содержание медицинской психологии как отрас­ли психологической науки, которые стоит проанализировать, чтобы прийти к определенному выводу и уже исходя из него по­пытаться очертить круг вопросов для изучения студентами-пси­хологами.

Первое, что является для всех авторов-психологов бесспор­ным, — это признание медицинской психологии отраслью пси­хологии, а не медицины. В то же время психологи иногда вклю­чают в ее содержание те же вопросы, которые включают и спе­циалисты медицины (например, изучение в клинике нервно-™ -пйштоийтгай влияния на психику больного измене-

ПСИХИ чехлил о««-__________

НИИ СТРУКТУРЫ И фуНКЦИОНИрОВаНИЯ МОЗГа, а В КЛИНИКе иитси«

ческих заболеваний — влияния психических состояний на сома­тические процессы и т. д.). Между тем каждому понятно, что применение психологии в условиях клиники не может входить в компетенцию практического психолога, работающего, к при­меру, в школе, а стало быть, и изучение этих вопросов нелогич­но включать в содержание предмета «медицинская психоло­гия», преподаваемого для студентов-психологов и вообще в не­медицинских вузах.

Все авторы психологических изданий выражают в целом од­ну и ту же мысль, пусть разными словами, что медицинская


психология — отрасль психологии, использующая психологи­ческие закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Расхождения начинаются там, где рассматривают­ся вопросы содержания и задач научной дисциплины, ее задач. Первое разногласие возникает, когда перечисляют заболева­ния, в диагностике, лечении и предупреждении которых ис­пользуются психологические знания. В некоторых учебниках и учебных пособиях речь идет о тех заболеваниях, которые изуча­ются нейропсихологией, т. е. о нарушениях высших психиче­ских функций из-за локальных поражений мозговых структур, но подробно о самих заболеваниях обычно ничего не говорится. Иногда авторы, говоря о заболеваниях, которые входят в круг интересов медицинской психологии, ограничиваются термином «разные болезни», видимо, подразумевая, что у всех болезней есть психологическая «сторона», которую и должна изучать ме­дицинская психология. Так же, вероятно, считают и те авторы, которые, как уже отмечалось выше, в содержании медицинской психологии видят две взаимосвязанные области исследований: одна связана с проблемой влияния на психику патологических изменений в соматических процессах, а у второй основной проб­лемой является влияние психических состояний на соматиче­ские заболевания, короче говоря, опять имеются в виду все су- I ществующие болезни.

Все эти мнения (они высказываются в издаваемых ныне учеб­никах и психологических словарях, поэтому и приходится здесь говорить о них) нельзя считать неверными, ибо психологиче­ские закономерности можно использовать при изучении и лече­нии всех болезней, если от них страдает личность, а в ней все взаимосвязано — душа и тело, психика и организм. Однако, считая все эти мнения верными, приходится в то же время кон­статировать, что они разные в частностях и слишком общие в принципе, а поэтому создают определенную трудность при по­пытке однозначно обозначить предмет медицинской психологии как учебной научной дисциплины, преподаваемой в педагогиче­ском вузе или университете для студентов-психологов и других немедицинских специалистов.

Между тем творческая мысль не стоит на месте. Так, в 1998 г. вышли в свет два словаря на русском языке с одним и тем же на­званием «Краткий психологический словарь», один из кото­рых — в издательстве «Нар. асвета» в Минске (авторы М. И. Дья­ченко и Л. А. Кандыбович) и второй — в издательстве «Феникс» в Ростове-на-Дону (под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Яро-шевского). В первом медицинская психология определяется как


отрасль психологии, изучающая «особенности психики больно­го и ее влияние на здоровье и болезнь, взаимоотношения врача и больного, пути оптимизации среды в интересах психического и физического здоровья людей, предупреждения нервно-психиче­ских расстройств». Что здесь нового по сравнению с ранее имев­шимися определениями понятия «медицинская психология», если исходить из потребностей ее преподавания для студентов не­медицинских специальностей, в частности психологов? Если формально, то «оптимизация среды» и «предупреждение нервно-психических расстройств», а все остальные признаки понятия относятся к медицинской психологии только для специалистов

медицины.

Во втором из названных словарей понятие «медицинская пси­хология» отделено от понятия «клиническая психология» и обо­им даются определения и каждому из них — развернутая харак­теристика.

Сравним определения обоих понятий в данном словаре. Прежде всего скажем об их объеме. Авторы считают, что «ме­дицинская психология» — понятие более широкое, чем «клини­ческая психология», так что последняя есть часть первой. Под «клинической психологией» понимается область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияния болезней на личность, психологиче­ские аспекты целебных воздействий. В данную область меди­цинской психологии включены разделы: патопсихология, нец-ропсихология, соматопсихология. Если в общем и целом извест­но содержание первых двух разделов, то о соматопсихологии стоит коротко сказать, что она изучает личность больного и пси­хологические вопросы диагностики, лечения, экспертизы боль­ных, страдающих самыми разными заболеваниями, но «не от­носящимися к неврологическим и психическим»1,

А что касается медицинской психологии, то под ней авторы понимают «отрасль психологии, изучающую психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экс­пертизы и реабилитации больных». Считая это определение наиболее адекватным реальному положению дела, в дальней­шем изложении мы в основном его и будем придерживаться.

1 На наш взгляд, было бы логично ограничиться только соматопсихологией, оставив в стороне патопсихологию и нейропсихологию, как это сделано с пси­хиатрией, так как все они самостоятельные теоретические и эксперименталь­ные науки, питающие своими идеями и теориями медицинскую, в том числе клиническую, психологию.


В структуру медицинской психологии включен ряд разделов, среди которых наиболее общим является клиническая психоло­гия. К интенсивно развивающимся областям медицинской пси­хологии отнесены психогигиена, психофармакология, психоте­рапия, психическая реабилитация и вся психокоррекционная работа. Таким образом, авторы1 сделали существенный шаг впе­ред в выяснении предмета медицинской психологии, выделив из нее клиническую психологию, которая по своему содержанию относится целиком и полностью к компетенции медицинских специалистов, а все то, что выходит за ее пределы, но входит в со­держание более широкой области — медицинской психологии, должно изучаться, помимо медиков, и психологами.

Остается уточнить, какого рода заболевания должен уметь психолог предупреждать, диагностировать и лечить, каких больных он должен уметь реабилитировать, какие проблемы психогигиены, психопрофилактики, психокоррекции, психо­фармакологии могут и должны входить в круг интересов и забот практического психолога.

Прежде всего надо признать, что всеми болезнями, даже пси­хическими, требующими длительного и глубокого лечения в условиях стационара, психолог заниматься не может и не бу­дет. Его профессиональный долг — бороться за психическое здоровье людей, предупреждая нервно-психические расстрой­ства здоровых, проводя психогигиеническую и психопрофи­лактическую работу, улучшать психическое состояние и само­чувствие больных, осуществляя психодиагностическую и пси­хотерапевтическую работу с ними, направляя в случае необхо­димости некоторых из них к психиатру. Отсюда вырисовыва­ются те объекты, на которые должны направляться усилия психолога как специалиста в области медицинской психоло­гии. Это личности с нервно-психическими расстройствами и психогенными заболеваниями, но не нуждающиеся в стацио­нарном лечении и сохраняющие трудоспособность, а также личности, уязвимые к психотравмирующим воздействиям, психопатические и акцентуированные личности и некоторые другие. Соответственно может быть очерчен круг болезненных отклонений в психическом состоянии и поведении этих людей, определен перечень конкретных заболеваний, которыми дол­жен будет профессионально заниматься психолог. Этот пере-

1 См.: Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — С. 156, 197.


чень болезненных состояний психики или болезненных откло­нений в поведении может быть более или менее обширен, но число болезней, относящихся к компетенции психолога, не столь велико. Другими словами, одна и та же болезнь может по-разному проявляться в поведении или временном психическом состоянии человека и создавать впечатление не об одной, а о не­скольких разных болезнях. Поэтому целесообразно назвать конкретные болезни и их симптомы, на которых можно учить студентов распознаванию и диагностике заболеваний, а затем и лечению или оказанию другой помощи психокоррекционного

характера.

Итак, какие заболевания, или пограничные между патологи­ей и нормой психические состояния, или болезненно отклоняю­щееся поведение личности могут быть названы в качестве объек­тов интереса студентов как будущих практических психологов? С этой точки зрения можно отнести к компетенции медицин­ского психолога (в частности, практического психолога школы как специалиста в области медицинской психологии) следую­щие заболевания и пограничные состояния: психогенные рас­стройства у детей и подростков, у их родителей и учителей, пси­хопатии и акцентуации характера и темперамента у детей и под­ростков как крайние варианты нормы, создающие группу рис­ка, чрезвычайно уязвимую по отношению к психотравмирую­щим воздействиям.

Достаточно широкое распространение в современной жизни получили психогенные заболевания детей и взрослых. «Одна из тенденций текущего столетия — неуклонный рост частоты нерв­но-психических заболеваний, относящихся к пограничным со­стояниям, психогенным расстройствам, — пишет врач-психи­атр, доктор медицинских наук В. А. Гурьева. — Основной при­чиной их возникновения являются «психические пережива­ния», «моральные потрясения», «удары судьбы», эмоциональ­ное перенапряжение — стресс». И она, как специалист, профес­сионально занимающийся проблемами психопатологии подро­сткового возраста, отмечает, опираясь на большой статистиче­ский материал, что среди наиболее уязвимых групп «на первое место уверенно выходят дети и подростки»1, так как именно они в первую очередь страдают от неблагоприятной обстановки в семьях (конфликты, разводы, недостаток культурных семейных традиций, наркомания, алкоголизм, судимости, отказы от де-

1 См.:ГурьеваВ.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. — М.,

1996.


ИМ


тей, лишение родительских прав и пр.) и от трудностей переход­ного периода в развитии навдего общества (дети бомжей, пре­ступников, ставшие социальными сиротами при живых родите­лях, дети-беженцы из горячих точек и т. д.). В этих условиях ра­бота с детьми и подростками, страдающими психогенными забо­леваниями, а также с их родителями и учителями становится одной из важнейших задач школьного психолога. Больным де­тям он должен помочь в лечении, а со взрослыми ему надо за­няться медикопсихологическим просвещением, проводить пси­хогигиеническую работу. Не исключено, что родители и некото­рые учителя сами нуждаются в психотерапевтической помощи, так как могут сами страдать психогенными расстройствами, ос­ложняющими их общение с нервнобольными детьми и тем усу­губляющими состояние последних.

Практическому психологу — нынешнему студенту надо быть готовым к тем достаточно распространенным случаям, когда взрослый (родитель или учитель), сам страдающий психоген­ным заболеванием (чаще всего неврозом), вполне искренне не считает себя больным и столь же искренне убежден, что «эти де­ти» действуют ему «на нервы», тогда как дело может обстоять как раз наоборот или, по крайней мере, они действуют друг дру­гу «на нервы» взаимно. Кому от этого плохо? Конечно, обеим сторонам, но детям гораздо хуже, тяжелее.

Нигде в психологической литературе, предназначенной для студентов психологических специальностей, не говорится о пси­хогенных заболеваниях, которые в большинстве случаев перено­сятся на ногах (без обращения к услугам медицины и без потери взрослыми трудоспособности), но именно с ними постоянно при­ходится иметь дело практическому психологу. Он должен уметь распознавать людей, страдающих такими недугами, по опреде­ленным особенностям их поведения, по бросающимся в глаза не­обычным психическим состояниям (чрезмерного возбуждения или, наоборот, угнетенности), правильно диагностировать бо­лезнь, выбрать адекватный метод психологической помощи та­ким людям, в том числе направить на консультацию к психиат­ру, психоневрологу и другим специалистам.

Другая группа людей, нуждающихся во внимании психоло­га, — психопатические личности (психопаты), которые не явля­ются в полном смысле психически больными, а отличаются от большинства людей дисгармоничностью характера (патологиче­ские характеры или аномальные варианты личности). Это след­ствие неравномерного развития свойств характера, отмечаемо­го еще в детском возрасте (из-за врожденной неполноценности


нервной системы или ранних органических повреждений голов­ного мозга, а также патогенных воздействий социальной среды в виде неправильного воспитания, хронических патогенных факторов и т. п.). Психопатии разных типов.(их условно делят на 8 типов) отличаются от психических болезней (дефект лично­сти не нарастает), от неврозов (не вылечиваются, т. е. необрати­мы) и от олигофренов (интеллект сохраняется и может иметь нормальный и даже высокий уровень) и от психопатоподобных состояний (последние возникают в течение жизни и представля­ют стойкие аномалии характера, вызванные травмой головного мозга, шизофренией, инфекционными болезнями и т. д.). Из­вестный отечественный психиатр П. Б. Ганнушкин создал уче­ние о пограничных (между нормой и патологией) состояниях, к которым относится и психопатия.

Дисгармоничность характера психопата — это дисгармонич­ность личности, когда затрагивается преимущественно эмоцио­нально-волевая сфера при сохранности интеллектуальной сфе­ры или происходит неравномерное развитие свойств характера (недостаточность одних и преобладание других).

Практическому психологу надо знать об особенностях психо­патических личностей по ряду причин. Во-первых, они более подвержены психотравмирующим воздействиям, а значит, пси­хогенным заболеваниям. Во-вторых, некоторые типы психопа­тов (возбудимые, истерические, параноические) могут создавать дискомфортные условия в коллективе, конфликтные ситуации, вносить элементы неустойчивости в психологический климат внутри группы и т. д. В-третьих, психопатические личности (особенно дети) нуждаются в дружелюбном, теплом, искренне внимательном отношении к себе, в строго индивидуальной орга­низации их деятельности как в воспитательных, так и в проф-

ориентационных целях.

Таким образом, от практического психолога требуется психо­гигиеническая, психопрофилактическая и специфическая вос­питательная и профориентационная работа по адаптации психо­патических личностей к социальной среде. Кроме того, знать особенности психопатов необходимо и для того, чтобы не спу­тать их с больными, страдающими психогенными (неврозами разной формы) и психопатоподобными заболеваниями, которых надо лечить психотерапевтическими средствами.

Итак, практическому психологу, в отличие от врача, придет­ся заниматься не с теми, кто нуждается в обязательной меди­цинской помощи, а главным образом с теми, кто подвержен пси-хотравмирующему воздействию неблагоприятных факторов,


легко поддается психогенным заболеваниям или уже страдает ими, а также с психопатами, занимающими пограничное поло­жение между здоровыми и больными.

Таким образом, медицинская психология как научная дисци­плина, изучаемая студентами — будущими практическими пси­хологами, могла бы иметь своим содержанием вопросы диагно­стики, лечения психотерапевтическими средствами и профи­лактики нервно-психических заболеваний, протекающих вне медицинского (врачебного) вмешательства (до или после прохо­ждения лечения в медицинском учреждении), а также меры психогигиены и психологической реабилитации выздоравли­вающих психических и соматических больных.

Другой проблемой, не нашедшей однозначного решения в психологической науке, является проблема структуры меди­цинской психологии как отрасли психологии.

Одни авторы вообще эту проблему обходят — Р. С. Немов, а также М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, авторы минского из­дания «Краткого психологического словаря» (М., 1998), другие включают в состав медицинской психологии нейропсихологию, патопсихологию и все медицинские науки (от педиатрии до пси­хиатрии), так или иначе используемые медицинской психологи­ей в клинической практике (см., напр.: Психологический сло­варь. — М., 1996).

Анализ приведенных точек зрения показывает, что нужна но­вая классификация составных компонентов учебной научной дисциплины «медицинская психология».

Во-первых, патопсихологию в составе медицинской психоло­гии рассматривать нелогично, так как она как самостоятельная теоретическая и экспериментальная отрасль психологической науки создает научную базу для психиатрии и медицинской психологии и не может включаться в состав последней как од­ной из прикладных отраслей этой же науки. То же самое можно сказать о нейропсихологии, хотя выводы о возможностях кор­рекции нарушенных высших психических функций могут нахо­дить непосредственную реализацию в медицинской психологии (в психокоррекционной работе). Но самое главное, эти две теоре­тические и экспериментальные отрасли психологии обеспечива­ют фундаментальными научными знаниями прикладную от­расль — медицинскую психологию.

Во-вторых, нелогично в составе медицинской психологии рас­сматривать и психиатрию, которая является отраслью клиниче­ской медицины. В то же время медицинская психология как учебная дисциплина не может преподаваться без привлечения


клинических данных, накопленных в психиатрической науке и

практике.

Следовательно, ни одна из отраслей психологической или ме­дицинской науки не может быть целиком и полностью включе­на в состав медицинской психологии, как бы она ни была тесно с ней связана. У медицинской психологии как прикладной нау­ки свой специфический предмет, свои проблемы, задачи и свое

содержание.

Предметом медицинской психологии как прикладной отрас­ли психологической науки можно считать психологические воз­действия, оказывающие травмирующее или исцеляющее влия­ние на человека, т. е. психотравмирующие и психотерапевти­ческие факторы.

Теоретическое содержание медицинской психологии состав­ляют те отрасли психологической науки, которые изучают ано­мальные состояния психики (патопсихология, нейропсихоло­гия, специальная психология), а также некоторые отрасли ме­дицины (психиатрия, неврология и нейрохирургия), изучаю­щие психосоматические проявления различных болезней, пси­хологические последствия травм и болезненных поражений структуры мозга, исцеляющий эффект психологических воздей­ствий на больного.

Прикладной аспект медицинской психологии заключается в использовании научных психологических и медицинских зна­ний для диагностики, лечения и предупреждения (профилакти­ки) заболеваний нервно-психического характера.

Основными разделами медицинской психологии являются: психотерапия, психофармакология, психопрофилактика, пси­хокоррекция, психогигиена, а также психотоксикология.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.