Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократический стиль 2 страница




Содержанием деятельности практического психолога по при­менению знаний в области медицинской психологии станут:

а) изучение психических состояний людей подведомственной
организации, учреждения, территории; выявление и диагности­
ка нервно-психических заболеваний психогенного (или сомато­
генного) происхождения;

б) проведение психотерапевтических, психокоррекционных
мероприятий с нервно-психическими больными, направление
их, в случае необходимости, в лечебные учреждения на консуль­
тацию к психиатру и другим специалистам;

в) организация психогигиенической, психоконсультативной
и психопрофилактической службы и пропаганда ее работы сре­
ди населения, а также проведение медикопсихологического про­
свещения;


г) использование психофармакологических средств, выписан­
ных врачом, для лечения больных, страдающих неврозами раз­
ной формы, психогенными психозами, а также психопатоподоб-
ными состояниями при пониженной трудоспособности;

д) выявление запущенных форм неврозов и других психоген­
ных заболеваний и организация медицинского контроля, на­
правление на лечение амбулаторно или в стационаре.

Здесь впервые употреблено ранее не встречавшееся понятие «психотоксикология»1. Это понятие обозначает раздел медицин­ской психологии, изучающий проявления и способы лечения психических нарушений, вызываемых химическими (ядовиты­ми) веществами, именуемыми психотомиметиками или галлюци­ногенами (т. е. вызывающими галлюцинации). Эти вещества спо­собны даже в крайне ничтожных дозах повреждающе действо­вать на мозг, вызывая психические расстройства (галлюцинации, бред, общее психомоторное возбуждение). Известны случаи приме­нения этих веществ в качестве наркотиков. Значит, есть тут про­блема для медицинской психологии и практических психологов.

А теперь, перечислив вопросы, которые должна изучать меди­цинская психология, можно предложить систему проблемных задач, которые по замыслу преподавателя могут использовать­ся по-разному: или в проблемной лекции, или в учебных задани­ях студентам для самостоятельного изучения литературы или подготовки к семинарским, групповым занятиям.

Система вопросов и задач:

1. Обратившись к приведенному выше определению содержа­
ния учебной дисциплины «медицинская психология», выпиши­
те все понятия, обозначающие входящие в него составные части
(диагностика, лечение, психотерапия, психогигиена, психоло­
гическая реабилитация, психопрофилактика, а также такой
объект медицинской психологии, как нервно-психические забо­
левания), и каждому из них дайте определение (найдите их в
словарях, энциклопедиях, учебниках и учебных пособиях).

2. Выпишите в свою тетрадь приведенные выше основные раз­
делы медицинской психологии (психотерапия, психофармако­
логия, психокоррекция, психопрофилактика, психогигиена,
психотоксикология) с их определениями, которые содержатся в
учебниках, словарях и энциклопедиях.

3. Чем отличается по содержанию медицинская психология,
изучаемая в медицинских институтах, от той, которая должна

1 Кстати, все понятия, в том числе и данное, имеются во всех психологиче­ских словарях.


изучаться в различных гуманитарных вузах студентами, специа­лизирующимися по практической психологии? Чем обусловлено это отличие? Внимательно ознакомьтесь с учебниками по меди­цинской психологии для студентов медицинбких вузов (Лакоси-яа Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. — 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М., 1984; Карвасарский Б. Д. Медицинская пси­хология. — Л., 1982) и выпишите в тетрадь положения теории и практики психологических методов целебного воздействия вра­ча на больных, а также требования медицинской деонтологии (науки о нравственном и профессиональном долге, этике меди­цинского работника по отношению к больным) в той части, кото­рая касается практического психолога.

4. Сравните содержание книг по медицинской психологии,
предназначенных для студентов медицинских вузов, с теми
мыслями и высказываниями о содержании данного учебного
предмета для студентов — практических психологов, которые
изложены выше, и выскажите свои соображения на этот счет на
семинарском занятии.

5. В печати встречаются тревожные статьи различных авто­
ров об увеличении числа нервно-психических заболеваний, ко­
торые, в свою очередь, становятся толчком к сердечно-сосуди­
стым болезням. Ответьте на вопросы: а) Чем (какими причина­
ми) вызван рост числа нервно-психических заболеваний?
б) Сможете ли вы объяснить связь сердечно-сосудистых заболе­
ваний с нервно-психическими? Как назвать сердечно-сосуди.
стые заболевания подобного происхождения: психогенными
или психосоматическими? в) Чем может помочь практический
психолог людям с нервно-психическими заболеваниями? г) Что
он может сделать, чтобы нервно-психические болезни не вели к
росту числа сердечно-сосудистых?

 

6. Исходя из знания закономерной связи между психикой и
организмом, между психологией человека и его физиологией,
ответьте на вопрос: какова взаимосвязь между психогенными и
соматогенными психическими нарушениями (заболеваниями),
а также между соматопсихическими и психосоматическими за­
болеваниями?

7. Так как существует много видов нервно-психических рас­
стройств, психолог должен уметь их распознавать, ставить диаг­
ноз и оказывать первую помощь лицам, страдающим такими не­
дугами. Но учебный курс слишком краток, и студенты не запо­
минают всех разновидностей нервно-психических заболеваний,
хотя знать должны.


Методический совет:

а) ознакомить студентов с симптомами наиболее распростра-^
ненных нервно-психических расстройств и близких к ним со­
стояний;

б) дать задание к практическому занятию: описать поведение
(и состояние) кого-либо из своих знакомых, у кого заметно про­
явление нервно-психических заболеваний. (Ниже приводятся
симптомы некоторых видов расстройств — см. вопросы № 9-
15), а также признаки психопатов (№ 16) и личностей с акцен­
туацией характера (№ 17).

Опыт преподавания показывает, что такая методика резуль­тативна для усвоения и очень импонирует студентам из-за сво­ей практичности.

Выше уже отмечалось, что пациентами практического психо­лога должны стать люди, страдающие психогенными заболева­ниями, протекающими без медицинского вмешательства, но при пониженной трудоспособности.

Психогенные болезни делятся на два вида: неврозы и реак­тивные психозы (еще их называют психогенные психозы, в от­личие от алкогольных, инфекционных и т. д.). Основные формы неврозов: а) неврастения; б) истерический невроз и в) невроз на­вязчивых состояний.

Неврозы возникают от психотравмирующих воздействий, но­сят временный, т. е. обратимый характер и при своевременном лечении (психотерапия, психофармакология, витамины, гигие­ническая гимнастика, прогулки, плавание, гребля) полностью из­лечиваются. Иногда приобретают многолетний затяжной харак­тер и могут перейти в невротическое развитие личности. Причи­ны возникновения: длительное переутомление, частые и продол­жительные стрессы, ослабление защитных сил организма и т. д.

Психозы реактивные возникают при внезапных острых пси­хических травмах (внезапная смерть близких, пожар или дру­гое бедствие, сильный испуг и т. п.) у лиц с неустойчивой психи-^ кой или физически ослабленных, у психопатических лично­стей. Реактивный психоз проявляется в острой форме, но изле­чивается быстрее (от нескольких часов и дней до нескольких не­дель, редко — до 4-6 месяцев). Больных при реактивных психо-. зах срочно госпитализируют.

Основные формы реактивных психозов: а) психогенная де­прессия; б) реактивный параноид и в) истерический реактивный психоз.

Вопросы: а) Приходилось ли вам встречать среди ваших зна­комых кого-либо, в чьем поведении и состоянии наблюдаются


симптомы неврозов? Как часто? б) Наблюдали ли вы реактивные психозы? При каких обстоятельствах?

8. Какую роль может сыграть практический психолог для
облегчения состояния страдающих психогенными заболева­
ниями?

9. Ниже приводятся симптомы наиболее распространенной
формы неврозов — неврастении. Найдите среди ваших знако­
мых человека, у которого наблюдаются похожие признаки в по­
ведении и состояниях, опишите их (с примерами, как и в чем
они проявляются) и выскажите свое мнение о возможных вари­
антах психологической помощи этому человеку (если такая по­
мощь уже оказана, то каково ее воздействие).

Симптомы неврастении:

— повышенная раздражительность, возбудимость, утрата са­мообладания, утомляемость, слезливость, чувство бессилия, жа­лобы на трудность (невозможность) продолжительной умствен­ной работы, рассеянность, забывчивость, отвлекаемость, нетер­пеливость, неусидчивость, невозможность заниматься долго од­ним делом, часто подавленное настроение, усиление расстрой­ства к вечеру после психических нагрузок, в трудные часы; по­сле отдыха расстройства выражены слабее.

10. Решите такую же задачу в отношении какого-либо больно­го, страдающего истерическим неврозом. Симптомы истерического невроза:

— параличи (отсутствие силы мышц) различного распростра­нения и интенсивности, парезы (ослабление силы мышц), нару­шение болевой чувствительности, координации движений

моты), припадки (от 10-15 мин до нескольких часов) редкие, по­сле психотравмирующего воздействия. Чаще наблюдается суме­речное помрачение сознания, сопровождаемое «театральным» поведением. Часто наблюдается астазия-абазия, когда при со­хранности мышечной силы в ногах больной теряет способность ходить, стоять, медленно падает, оседает.

11. Опишите поведение (состояние) человека, страдающего неврозом навязчивых состояний (можно воспользоваться рас­сказами других людей, если нет собственных наблюдений), ко­гда одолевают одни и те же воспоминания, мысли, сомнения, страхи, влечения, возникающие у больного непреодолимо, по­мимо его воли, вопреки его попыткам избавляться от них. Дай­те рекомендацию: что можно сделать, как и чем помочь больно­му, чтобы он начал выздоравливать.


12. Какие из психотерапевтических методов практический
психолог может с успехом применять для оказания психологи­
ческой помощи людям, подвергающимся и легко поддающимся
психотравмирующим воздействиям среды и страдающим невро­
зами той или иной формы (до обращения к врачу)?

13. Опишите поведение и психическое состояние какого-ни­
будь человека, кто, по вашему мнению, заболел реактивным
психозом в форме психогенной депрессии, имея в виду, что ее
симптомы следующие: подавленность настроения, слезливость,
отчетливая тоска, страх, двигательная заторможенность или,
наоборот, возбуждение, а доминирующие мысли связаны с про­
исшедшим несчастьем (например, смертью близкого человека).
(Продолжительность депрессии — 1-3 мес., а у лиц старше
40 лет — до 4-6 мес. и более). В начальном периоде возможны
попытки самоубийства.

14. Выполните такую же задачу в отношении человека, стра­
дающего реактивным параноидом, выраженным через такие
симптомы: острый чувственный бред, сопровождаемый трево­
гой и двигательным возбуждением.

Бред — это объективно ложное суждение (или идея), возни­кающее у больного без соответствующих внешних поводов, не поддающееся разубеждению.

Чаще реактивный бред развивается у лиц, содержащихся в одиночном заключении, и при этом сопровождается слуховыми галлюцинациями угрожающего или защищающего содержа­ния. Бывают иногда случаи так называемого железнодорожно­го параноида, возникающего в условиях длительного пути с многочисленными и трудными пересадками и бессонными ноча­ми, да еще с употреблением алкоголя.

Состояния, аналогичные реактивному бреду, могут появить­ся у тугоухих и слепых в непривычных для них условиях (ситуа­ционный параноид). (Продолжительность таких состояний от нескольких часов до нескольких дней, редко недель.)

15. Истерический реактивный психоз, пожалуй, реже встреча­
ется вне медицинского стационара, но попробуйте найти такого
больного (по примерам из медицинской литературы или личным
встречам) и опишите его симптомы, проявляющиеся в поведении,
психическом состоянии. Вот эти симптомы, которые не всегда и
не у всех проявляются одновременно: сумеречное помрачение соз­
нания (так называемый ганзеровский синдром); ложное слабо­
умие (псевдодеменция), когда больные как бы нарочито дают не­
правильные ответы на простые вопросы, не способны производить
элементарные действия, не понимают значения обыденных пред-


гдетов; заторможенные или хаотичные движения, возбуждение; глуповатое выражение лица; широко раскрытые глаза; нередко мелкое дрожание конечностей или всего тела; смех без причины или, наоборот, подавленное настроение (это бывает чаще).

Парадокс в том, что, не умея отвечать на простые вопросы, больные могут давать правильные ответы на сложные вопросы

(ложное слабоумие);

— пуэрилизм в поведении, мимике и речи (появление у взрос­
лого черт, свойственных детям: играют в детские игры, каприз­
ничают, плачут, как дети);

— психогенный ступор — обездвиженность, неопрятность, от­
каз от еды.

16. Какую работу мог бы вести практический психолог с пси­хопатами разных типов? Какие советы мог бы он давать людям, контактирующим с психопатами в повседневной жизни и рабо­те? Ниже приводятся в кратком изложении (более подробно можно прочитать у П. Б. Ганнушкина)1 основные черты харак­тера психопатов, и ваша задача — проанализировать свои на­блюдения за людьми и попытаться подобрать из жизни приме­ры поведения некоторых из них, которые напоминают проявле­ние психопатического характера. При подборе примеров можно воспользоваться свидетельствами (рассказами) ваших знако­мых об их наблюдениях.

Типы психопатов и их характерные особенности: Астенические психопаты — повышенная впечатлитель^ ность, робость, нерешительность, легкая психическая и физиче­ская истощаемость, частые расстройства сна, неспособность к двигательным усилиям и усидчивой работе, нарушение аппети­та и деятельности желудочно-кишечного тракта, а отсюда повы­шенное внимание к своему физическому здоровью. Нередко пре­обладает пониженное настроение.

Возбудимые психопаты — чрезмерная раздражительность, доходящая порой до приступов исступленной ярости. Из-за пус­тяка они могут нанести оскорбление, побои, даже совершить убийство, обычно в периоды изменения настроения в сторону тоски и злобы. Люди грубые, злопамятные, упрямые, склонные считаться только со своим мнением, деспотичные и вздорные. Истерические психопаты — стремятся казаться окружаю­щим более значительными личностями, чем на самом деле,

1См.: Ганнушкин П.Б. Избранные труды. — М., 1964; атакже «Между нормой и патологией» — отрывок из этой книги в сб.: Курс практической пси­хологии. — Ижевск, 1995. — С. 43-84.


стараются привлечь к себе внимание, убеждены в наличии у себя несуществующих достоинств; позерство, склонность к фантазиям и лжи, капризность и изменчивость настроения; привязанности и переживания могут быть лишены глубины, суждения зависят от случайных обстоятельств. Повышенная внушаемость может сочетаться с упрямством и несговорчиво­стью.

Шизоидные психопаты — замкнутость, скрытность, отсутст­вие потребности общения с людьми (нелюдимость). Между тем у них может быть богатая внутренняя жизнь (фантазии, само­анализ), внимание к окружающему при внешнем безразличии. Повышенная обидчивость и ранимость при эмоциональной хо­лодности к другим, к их переживаниям.

Аффективные психопаты — это преимущественно личности уживчивые, мягкосердечные, приветливые, добродушные, для них характерны постоянные изменения настроения. Различают два типа аффективных психопатов: а) гипертимики (постоянно повышенное настроение, иногда беспечное отношение к недозво­ленному, стремление к различной деятельности, но начатое не всегда доводится до конца; общительность, подвижность, часто бесцеремонность в обращении, любовь к спорам, при которых впадают в быстро проходящее раздражение) и б) гипотимики (постоянно пониженное настроение, видят в окружающем пре­жде всего темные, мрачные, худшие стороны; всегда кажутся недовольными собой и легко переходят в состояние отчаяния; малообщительны, малоразговорчивы, не любят привлекать к се­бе внимание, говорить о себе. Внешне выглядят медлительны­ми, хмурыми, озабоченными. Среди близких людей становятся разговорчивыми, настроение повышается, появляется склон­ность к шуткам, в первую очередь — над собой. В одиночестве или в незнакомой (малознакомой) среде становятся молчаливы­ми и подавленными.

Психастенические психопаты — тревожность, боязли­вость, неуверенность в себе, склонность к постоянным сомне­ниям и самопроверкам. Психастеник боится неприятностей не только от происходящего в данный момент, но в большей степе­ни от того неизвестного («нехорошего»), что может произойти в ближайшем будущем (ожидание возможных опасностей). По­этому всякое предстоящее действие вызывает долгие размыш­ления, иногда мучительные; нередко возникают навязчивые состояния, связанные с подлинными или мнимыми ошибками и заставляющие не раз переделывать уже сделанное; Прежде всего, психастеник боится за себя самого, за свое здоровье, за


 


участь своих близких, за то будущее, которое он рисует мрач­ными красками. Мучительные ожидания становятся невыно­симыми, и тогда психастеник с необычайной для него настой­чивостью и нетерпеливостью решается действовать. Решив­шись, он не дает покоя ни себе, ни другим, пока не наступит ис­полнение решения.

Неустойчивые психопаты — слабость волевых качеств, по­вышенная внушаемость, нестойкость эмоциональных привязан­ностей, преобладание мотива удовольствия в деятельности, склонность к алкоголизму (спиваются, попадая под влияние со­бутыльников). Как люди слабохарактерные, они вообще легко попадают во всякие дурные компании, увлекаются примерами окружающих людей, могут стать картежниками, растратчика­ми, мелкими мошенниками. Стараясь «идти в ногу» с другими людьми, ведущими нормальный образ жизни, они оказываются ничуть не хуже средних людей (как в поговорке: «С кем пове­дешься, от того и наберешься»). Над ними нужен контроль. Без опеки они легко катятся по наклонной плоскости: все спускают, пропивают, проигрывают в карты, попадают в скандальные си­туации и т. д. Под давлением обстоятельств, в условиях жесткой дисциплины и порядка неустойчивый психопат может сущест­вовать благополучно и быть полезным членом общества. Он под­дается чужому влиянию, и потому им легко управлять. (Сравни­те с астеническими психопатами.)

Параноические психопаты — это уверенность в себе, повы­шенная самооценка, настойчивость, упрямство, чрезвычайно узкий кругозор. Им чужды сомнения и колебания, присущи крайняя односторонность в суждениях и оценках, защищен­ность на небольшом числе «сверхценных идей», которые доми­нируют в их сознании, вытесняя все остальное. Для параноика самый умный — это он сам. Он никогда не спрашивает советов, не поддается убеждению, не слушает возражений. Параноик мстителен, всех несогласных с его идеями считает личными вра­гами или в лучшем случае глупыми. Обороняясь, всегда напада­ет. Обижая других, считает обиженным только себя. Часто у не­го проявляется сутяжное поведение (склонность к тяжбам, раз­бирательствам). С редкой находчивостью борется за свои вообра­жаемые исключительные права (умело отыскивает сторонни­ков, убеждает их в своей правоте, бескорыстии) и иногда, вопре­ки здравому смыслу, выходит победителем в, казалось бы, без­надежном для него столкновении именно благодаря своему упорству и мелочности. Однако пока параноик не вступил в от­крытую вражду с окружающими, он может стать очень полез-


ным работником, трудясь с упорством, аккуратностью и педан-3 тизмом на избранном им узком поприще, не отвлекаясь ни на что постороннее.

Хотя психопатические личности не являются психически больными, но под влиянием внешних факторов (психогенных или соматических) у них легче, чем у других, возникают раз­личные преходящие психопатические и психогенные реакции (неврозы, психозы). Эти преходящие психические расстройства относят к так называемой динамике психопатий, и психологу, конечно, надо знать об этом.

Б профилактику психопатий входят:

а) правильное воспитание в детском возрасте;

б) верная профессиональная ориентация в юношестве;

в) прихотерапия и лечение психотропными средствами (это
обычно делается в периоды декомпенсации и при психогенных
реакциях, иногда в условиях стационара).

17. От психопатических личностей следует отличать лично­
стей с акцентуацией характера (с чрезмерным усилением от­
дельных черт характера).

Отличие акцентуированных личностей от психопатиче­ских:

а) избирательная уязвимость личности по отношению к опре­
деленного рода психогенным воздействиям (тяжелым пережи­
ваниям, чрезвычайным нервно-психическим нагрузкам и т. д.)
при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (т. е.
сугубо индивидуальная реакция на воздействия);

б) оформляется к подростковому возрасту, а по мере взросле­
ния акцентуация характера сглаживается, проявляясь не при
любых (как у психопата), а лишь при тех сложных для данного
индивида психогенных воздействиях, которые действуют имен­
но на его «слабое звено».

Различают более десятка типов акцентуированных личностей, хотя чистых типов мало, а преобладают смешанные. (См.: Крат­кий психологический словарь (с. 14-15), а также работу К. Леон-гарда Акцентуированные личности. — Ростов н/Д, 1977).

Задание: Выпишите характерные особенности поведения раз­личных типов акцентуированных личностей и подберите к каж­дому типу пример из ваших наблюдений. Отметьте при этом, ка­кому воздействию данная личность более подвержена.

18. Если вам не удалось подобрать к некоторым типам приме­
ры (такие типы вам не встречались), то подумайте, как оградить
от психогенных воздействий тех, кого вы знаете, и напишите
свои соображения.


19. Какие меры профилактического характера (из области психопрофилактики и психогигиены) может предпринять прак­тический психолог при работе с родителями, учителями, руко­водителями детских учреждений по отношению к детям с акцен­туированными характерами и к детям-психопатам?

Решению перечисленных выше задач, естественно, должно предшествовать чтение соответствующих лекций, посвященных основному содержанию медицинской психологии (о психотера­пии, психогигиене, психопрофилактике, психофармакологии я т. д.), но без решения предложенных задач нужного уровня ус­воения достичь невозможно.

Умение давать ответы на предложенные задачи и вопросы при­ходит по мере получения теоретических знаний из лекций, при изучении литературы и одновременного анализа реальных фак­тов при описании состояния и поведения наблюдаемых, поста­новке диагноза и т. д. Поэтому ответы на какие-то задачи можно отложить на время, если в данный конкретный момент студент не успел получить нужные знания из лекций или из литературы. К ответу на них нужно вернуться позже, «во всеоружии знаний».

Раздел Е. Юридическая (правовая) психология

Юридическая психология — наука, изучающая явления и зако­номерности психической жизни людей, связанные с применени­ем правовых норм и участием в правовой деятельности. Иначе го­воря, это наука о психологии правоприменительной деятельности' и ее субъектов, т. е. сотрудников правоохранительных органов1. Юридическая психология в системе государственного образова­ния изучается в юридических вузах и на юридических факульте­тах университетов. Она также преподается в вузах правоохрани­тельной системы, экономических и управленческих учебных за­ведениях. Цель преподавания этого предмета студентам-юристам ученые-правоведы видят в формировании психологической куль­туры юриста, которая повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации2. «Психологическая культура юриста предполагает, — пишет один из авторов, — на­личие у всех работников юридических органов системы психоло­гических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечи­вают высокую культуру общения» 1. Словом, речь идет о вооружении юристов психологическими знаниями, поскольку в их дея­тельности на первом месте стоит работа с людьми, и для ее успе­ха нужно знать психологию этих людей.

Курс юридической психологии преподается также в некото­рых гуманитарных вузах, не входящих в систему государствен­ного образования: студентам, специализирующимся по практи­ческой психологии для работы в области социальной защиты, производственной педагогики, бизнеса (менеджмента и марке­тинга). Причем здесь ее изучение строится на базе общей психо­логии и других отраслей психологической науки, которые тоже преподаются в указанных вузах, и особенно большой набор пси­хологических дисциплин, конечно, у будущих профессиональ­ных психологов. Поэтому в программу курса юридической пси­хологии для студентов-психологов не входят общепсихологиче­ские вопросы, тогда как для студентов других, непсихологиче­ских специальностей они составляют примерно половину содер­жания учебного предмета.

Можно предположить, что при дальнейшем продвижении страны по пути к правовому государству юридическая (право­вая) психология будет преподаваться во всех вузах, где изучает­ся право.

В пособии, адресованном студентам-психологам, нет необхо­димости копировать содержательную сторону учебников по юридической психологии, рассчитанных на студентов-юристов. Дело в том, что при изучении этого предмета основное внимание студент-психолог должен уделять не теории психологии, а пси­хологическому анализу различных ситуаций, реально склады­вающихся в процессе правоприменительной деятельности. Этим он подготовит себя к выполнению функций консультанта или эксперта, оказывающего психологическую помощь блюстите­лям закона при следственных действиях, в оперативно-розыск­ной работе, в деятельности по охране общественного порядка, в судебном разбирательстве и т. д.

Иначе говоря, если при изучении юридической психологии главным для студента-юриста является получение знаний о пси­хологии людей, его потенциальных клиентов, то для студента-психолога главное — это познание психологического содержа­ния деятельности юриста. Для этого ему надо быть компетент­ным если не в юриспруденции, то по крайней мере в юридиче­ской психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.198 сек.