Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От подлинности до глупости — один шаг




Подлинность как предмет психологического конструирования

Препирательство с метафизиком А.С.Пушкиным

Что касается правды, то правда, конечно, на свете есть. Немного хуже то, что правд — много. Поэтому вам остается только одно: каждый раз верить в ту правду, которая в вашей жизни вам поможет.

Как писал поэт Николай Козлов в девятом классе средней школы №379, возражая пушкинскому "Мне истина всего дороже..."

Мне жизнь моя всего дороже,
А в жизни — счастие мое.
И если истина тревожит,
Тем хуже только для нее.

Мне скажут: "Это так!" (к примеру),
И, значит, подчинись сему.
А мне не нужно — я не верю.
Вот — истина. Ее — ценю.

Простим автору некоторый эгоцентризм, но признаем — это препирательство с А.С.Пушкиным не бесплодно, ибо именно тут кончается метафизика и начинается позиция практика[36]. Метафизик — тот, кто придумал, как ему ограничить себя в его взглядах на мир, а я не тот, у кого есть одна и единственно правильная картина мира. В качестве практика и исследователя я совершенно не интересуюсь, как мир устроен "на самом деле". Истина для меня — это та мысль или позиция, которая позволяет мне хорошо в этом мире жить и работать. Сейчас, под эту задачу, у меня будет одна картина мира. Под другую — другая картина. "Но это же будет противоречие!" — укажет мне строгий ученый. "Верно!" — отвечу я. И это правильно.

· Сейчас я пальто одел. Через час я пальто сниму. Я противоречив? Да. И это правильно.

Когда я молод и жить могу и хочу, я знаю, что жить надо энергично, с предельной отдачей, и в этом — мое обязательство перед людьми и миром, потому что я в мире могу сделать — много. Когда я жить уже не смогу, я буду знать другое — то, что у меня перед миром никаких обязательств нет, и сколько бы я ни делал, ничего существенно мне, муравью, изменить не светит. Я знаю... Это разное знаю — противоречие? Да, и только так правильно, потому что разные задачи — и разное видение мира под них.

А еще проще: у вас два полушария? Два. Ну, так оба и используйте. Когда что-то не получается и вас тянет поплакаться, поверьте в сказку про муравья. А когда жизнь дает вам возможность сделать что-то большое, забудьте это глупую детскую сказку и займитесь делом. И не путайте эти две очень разные ситуации.

Успехов вам!

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи...

Анна Андреевна Ахматова

Современная психология общегуманистической направленности привыкла раскапывать истинное, подлинное Я и разрастать его, освобождая от наслоения чуждых личности внешних ролей и масок. Только когда человек воссоединяется с самим собой, принимает в себе глубоко внутренние и подлинные чувства, к нему приходит гармония, аутентичность и другая психологическая радость.

Ярче всего это выражено в подходе гештальт-терапии, где ключевыми фразами в работе с клиентом являются обычно:

– Ты действительно это чувствуешь?

– Не говори от ума, прочувствуй, что происходит в тебе на самом деле!

– Остановись, погрузись в свои чувства...

· И аналогичные.

При этом никто не спрашивает, откуда взялось это внутреннее Я и какова ему цена. В данном случае удобнее забыть то, что собратья по психологическому цеху говорят про формирование, воспитание и прочую социализацию...

Переведу: про что, что когда-то невежественные люди вложили вам в душу свои глупости о мире, вас, людях и как все это можно не любить, все это вложили и закрепили страхами. Вначале вам это было так же странно, как писать зачем-то в горшок, но все это было давно, это было в детстве, и вы этого не помните. Потом же — вы к этому привыкли и стали называть это "Я", "мои взгляды" и "мои вкусы".

· То есть стали такими же невежественными, как и ваши воспитатели.

А самое главное — вам сказали, что все это очень ценно, что это ваша сущность и что жить нужно, исповедуя в первую очередь эти свои индивидуальные заморочки. Ну, вы и поверили.

А какие могут быть другие варианты?

Своим подлинным Я назначаю... кого?

– Разберись, какие желания у тебя истинные, а какие — придуманные!

– Ага. Мои истинные желания, идущие от тела желания, — поспать и пожрать. А мои придуманные, идущие от духа, — жить жизнью порядочного человека. Ты предложишь мне выкинуть желания придуманные и жить истинными?

Задумчивость

Не будучи ни мистиком, ни каким либо образом религиозным человеком, я действительно верю, что моя личность — это не Я, и отсылка к самым что ни на есть телесным чувствам как к источнику подлинности меня не убеждает.

Есть правда тела, да.

Есть правда чувств, верно.

Есть правда моего разума, и это также серьезная основа моей жизни.

А я рассматриваю все эти правды и принимаю собственные решения[37].

Согласен, болен тот человек, который не знаком сам с собою, кто не слышит и не чувствует собственного тела, кто отделен от собственных живых чувств и не имеет разрешения пользоваться собственным разумом, заменив его на ограниченный набор тупых верований. Но я буду протестовать, когда мои коллеги возводят на последний пьедестал правду организма, превознося как высшую правду тела или чувств.

· Ну, это как в семье: плоха та семья, где родители не слышат детей. Но криво живет и та семейка, где дети диктуют родителям свою волю.

Я вместе со своими коллегами грущу, наблюдая дигиталов[38], чей разросшийся ум не дает дышать задавленной душе, но не большую радость доставляют и клиенты истерики[39], чья страстно всегда волнующаяся душа сжигает корчащееся тело. Безусловно, кинестетик[40] очень органичен, но он же бывает и весьма ограничен, если его большое тело весом своих требований глушит остатки ума.

Хорошо, если эти три власти — тело, ум и душа — сумели между собой договориться и перестали ссориться, заменив подножки и подставки на помощь и поддержку. Тело согревает душу и подсказывает уму, ум подстегивает тело и направляет душу, душа настраивает ум и воодушевляет тело...

· Гармония, конгруэнтность и благолепие.

Все? Вершина личностного развития? Думаю, что нет. Верю, что нет. Я рад за гармоничный организм, которому с собой — хорошо. Но — что другим от этого гармоничного организма? Мне более нравится тот организм, который, надеюсь, решил свои основные проблемы, но самое главное для меня то, что этим организмом, этой личностью можно в жизни что-то делать. Моя личность — это мой инструмент, а я — это тот, кто распоряжается личностью, то есть своим телом, умом и душою. Соответственно, в мои неотъемлемые права и обязанности входит ее контроль, инвентаризация и своевременное обновление: ну, там

переоформить тело,

выправить мозги,

сменить душу...

· Например, так, как это делают актеры.

Вот мы и приехали.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.