Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И управления имени К. Г. Разумовского 3 страница




На тот вечер Джоан получила домашнее задание по психотерапии. Пе­ред ужином дома она должна была надеть свой белый больничный халат и воспроизвести в уме образы Маленькой Джоан. Я попросил, чтобы, ду­мая о Маленькой Джоан, она погрузилась в колыбельную и укачивала саму себя. Затем попросил, чтобы, когда под звуки колыбельной будет готовить и есть, представила себе, как кормит Маленькую Джоан: сидит у кровати, держит ее за руку, протягивает ей пищу. Если бы Маленькая Джоан стала волноваться из-за того, что слишком много ест или полнеет, Джоан должна была представить себе, как помогает своей маленькой па­циентке, любя и утешая ее.

Джоан ухватилась за упражнение. Вернувшись домой, она не просто пошла мыть руки, а надела белый халат и выскребла их, как будто собира­лась в операционную. Джоан живо представила себе Маленькую Джоан в роли своей пациентки и даже заставила себя прочитать ее историю бо­лезни, будто была на практике. Узнала о связи между депрессией и на­рушением режима питания и о том, как проблемы с едой могут служить для удовлетворения подавленной потребности в самоуважении. Но пре­жде всего, как будущий врач, сохраняла сочувственное настроение. Ее учили: «Не навреди», поэтому она не собиралась ругать за что-либо свою маленькую пациентку.

Пожалуй, самым интересным из всего этого было то, как Джоан стано­вилась Маленькой Джоан, когда погружалась в колыбельную и укачива­ние. Получилось так, как будто эти ощущения связались с определенным опытом — заботой и воспитанием. В результате возник интересный при­мер раздвоения личности: доступ к зрелому «я», проявляющему заботу, при одновременной активации детского «я», способного принимать за­боту. Раскачиваясь и напевая мелодию во время еды, Джоан ассоцииро­вала еду с врачебной заботой, мало чем отличающейся от материнской заботы. Для ненависти к самой себе места не осталось.

Было бы преувеличением сказать, что Джоан преодолела свою про­блему с питанием всего за несколько упражнений. На самом деле по­требовалось довольно много встреч и новых упражнений, прежде чем Джоан смогла присоединиться к своим друзьям на пляже в новом откры­том купальнике. Но одно поразило нас обоих сразу же после того драма­тичного сеанса: она перестала объедаться и прочищаться.

Джоан не могла должным образом питаться сама, но знала, как на­кормить свою пациентку. Белый халат и колыбельная дали толчок, по­зволивший ей соединить разделенные личности и создать новую по­веденческую модель, а в конечном счете — новое представление о са­мой себе.


 


ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ДОЖДЕВИК В ШКАФУ 255 256 ПСИХОЛОГИЯ ТРЕЙДИНГА


 


КОГДА УСИЛИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ НЕУДАЧЕЙ

Внешнему наблюдателю могло бы показаться, что у Джоан произошло изменение индивидуальности. Точнее сказать, она стала в большей сте­пени тем человеком, которым уже могла быть. Сигнал в том месте на ее шкале настройки, которое соответствовало любящему, заботливому врачу, был усилен, позволив ей получать доступ к сигналу, даже когда она не выступала в своей профессиональной роли. Не обладай она спо­собностью заботиться о других изначально, очень маловероятно, что ле­чение смогло бы ей помочь.

Действительно, многие из моих крупнейших неудач в психологическом консультировании произошли, когда я не смог найти здоровую, зрелую личность, к которой можно было бы привязать будущие изменения. Такая частица эмоционального здоровья, независимо оттого, какой маленькой она кажется, все равно что трещина на крутом склоне горы. Если она до­статочно глубока и широка, то сможет дать точку опоры для подъема.

Иногда бывает так, что никакой трещины в скале просто нет или, по крайней мере, я не могу ее найти. Это происходит нечасто, но, когда случается, всегда производит шок. Психиатры, специализирующиеся на пагубных пристрастиях, пожалуй, лучше всех знакомы с таким сце­нарием: некоей женщине после многократных запоев семья или право­охранители рекомендуют обратиться за профессиональной помощью. Женщина, однако, не хочет признавать очевидного. Она не считает, что нуждается в помощи. И ей нет нужды пробовать различные упражнения или изучать различные модели поведения, потому что никакой реаль­ной проблемы нет!

Однажды ко мне на сеанс пришел клиент в футболке с такой надпи­сью: «У меня нет проблем с выпивкой. Я пью, я напиваюсь, я падаю. И ни­каких проблем!» Надпись была забавна, потому что схватывала суть мышления алкоголика. В нем отсутствует некоторый важный элемент наблюдения. Без него даже самые совершенные и изысканные методы вмешательства оказываются бесполезными. Очень трудное и неблаго­дарное дело — пытаться заставить человека увидеть то, что совершенно понятно всем остальным.

Возможно именно поэтому «Анонимные алкоголики» (АА) подхо­дят к реабилитации весьма отлично от традиционной психотерапии. АА учат, что люди должны «упасть на дно», прежде чем смогут обрести свои проблемы. Они должны испытать достаточную боль и последствия, пре­жде чем смогут, наконец, решить: «Довольно!» Постоянные участники АА знают, что худшее, что вы можете сделать для человека, не желаю­щего видеть очевидное, — это оградить его от последствий. Людям, стра­дающим от пагубных пристрастий, необходимо пройти кризис и упасть на дно, чтобы достигнуть поворотного момента. Действительно, поседев­шие ветераны реабилитации предпочитают использовать строгую дис­циплину и непримиримость, чтобы ускорить кризис. Тем самым они при­знают, что нельзя просто уговорить людей пойти на откровение. «Приве­дите тело, а ум последует за ним», — гласит популярный лозунг АА. Из­менение происходит чаще через усвоение опыта, чем через психотера­певтические идеи. Но даже для восстановления одного лишь тела должна найтись в скале достаточная трещина, чтобы человек мог признать: «Воз­можно, у меня действительно есть проблема».

Когда у людей отсутствует эта двойственность — способность одно­временно быть как наблюдателем своих проблем, так и вовлеченным в них участником, психотерапия становится во всех отношениях та­кой же опасной, как восхождение на гладкую скалу.

Один такой случай произошел с алкоголиком, направленным ко мне по решению суда г. Кортленд (штат Нью-Йорк). В то время я был штат­ным психологом психиатрического центра графства, и, как это принято в сельских общинах, предполагалось, что буду заниматься практически любой проблемой, которая могла войти ко мне в дверь. Ничто, однако, не могло подготовить меня к встрече с этим человеком.

Суд предписал ему психологическое консультирование, потому что он изнасиловал своего пятилетнего сына.

Я прочитал сопроводительные материалы, поступившие из суда. У этого человека была целая история правонарушений, связанных с алко­гольным опьянением, включая вождение автомобиля в нетрезвом виде и несколько арестов за мелкое воровство. В сопроводиловке были графи­чески описаны физические повреждения, нанесенные ребенку, а об эмо­циональном ущербе оставалось судить читателю. В отчете указывалось, что человек этот сначала отрицал свои действия. Позже заявил, что был пьян и не ведал, что творил. Он все время пытался преуменьшить при­чиненный им вред.

Одним из кардинальных правил психологического консультирова­ния является необходимость установления хороших взаимоотношений с клиентами. Как я уже демонстрировал, психотерапевтический альянс представляет собой связь, которая формируется между психотерапев­том и наблюдающей частью клиента. Исследования неизменно доказы­вают, что глубина и качество этой связи являются лучшим залогом ко­нечного успеха консультирования. Резкая критика, очевидно, не способ­ствует формированию такого альянса. В конце концов, если люди, обра­щающиеся за помощью, находят в лице психотерапевта обвинителя и ка­рателя, они вряд ли вновь обратятся за такой помощью. Психотерапевтов учат, что очень важно проявлять элементарное уважение к клиентам — даже когда они действуют, чувствуют и верят совершенно отлично от вас. Даже когда насилуют своих детей...

Я не смог этого сделать.

Человек вошел в мой маленький кабинет с совершенно беспечным видом. Он был одет в клетчатую фланелевую рубашку, пару поношен­ных джинсов и рабочие ботинки. Сел и повернулся ко мне, готовый на­чать интервью. Я осмотрел его лицо и тело в поисках признаков диском­форта и не смог найти ни одного. Почти невольно брякнул: «Я прочитал материалы суда. Как могли вы изнасиловать своего маленького сына?!»

И тут же пожалел о своих словах. Однако вопрос, казалось, нисколько не задел его. По лицу клиента промелькнула тень улыбки, и, слегка по­жав плечами, он ответил: «Дочки не было дома». Никакой боли, никакого раскаяния: я изнасиловал бы девочку, как будто говорил он, но что де­лать, пришлось взять то, что было под рукой.

В этом, я был уверен, проявилась суть зла — не холодное, расчетливое злое намерение, но полное отсутствие какой-либо человечности.

Наше собеседование продлилось меньше 15 минут. Человек хотел по­сещать сеансы консультирования, чтобы выполнить предписание судьи, но он не мог указать, какие изменения он желал или должен был бы со­вершить. Каждая частица моего существа требовала одного: выставить его за дверь! Я вернул дело судье, испытывая смесь гнева и бессилия.

Не имея точки опоры, я соскользнул со скалы. Нет смысла крутить ручку настройки, если нет сигналов, которые можно было бы усилить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пришло время вернуться к «бесстрашному анализу поведения в трей­динге», который я провел раньше. Помните, как я обнаружил, что мно­гим из моих сделок не хватало последовательности исполнения. Вспом­ните также мое открытие: когда я выполнял подготовительную работу и обращал внимание на рынок, а не на свои прибыли и убытки, то начи­нал торговать вполне прилично.

Если у вас есть обоснованная и проверенная торговая методология (это «если» очень важно) и если ваши результаты хуже исторических ре­зультатов метода, весьма вероятно, что вам, как Джоан, мешают триг­геры изменения состояний.

Подобно Джоан, у которой было, по крайней мере, два «я» — одно по­раженческое, а другое заботливое и внимательное, так и у многих трей-

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ДОЖДЕВИК В ШКАФУ 259

лучить доступ к этой стороне после того, как на них воздействуют триг­геры, связанные с прошлыми потерями, неудачами и опасностями. Ис­пользуя свой негативный внутренний диалог для запуска тренировоч­ного упражнения, люди — как Джоан — могут прерывать вредоносные модели и заменять их на более позитивные.

Для Кена, Мэри, Уолта и Джоан это стало ключом к успеху: когда воз­никали проблемные модели, они активировали своих «внутренних на­блюдателей» и прилагали сознательные усилия, чтобы запускать по­зитивные модели из уже существующего репертуара. Огромное боль­шинство трейдеров, с которыми мне приходилось иметь дело, не нуж­даются в психотерапии. Им, скорее, нужно научиться быть своими соб­ственными психотерапевтами, наблюдая за триггерами и переключаясь на новые режимы мышления, восприятия и поведения, когда начинают воспроизводиться их проблемные записи.

Успешные сделки рождаются, как правило, из погружения в процесс торговли. Неудачные сделки являются результатом погружения в потен­циальные исходы торговли. Выигрывающий трейдер погружен в рынок, во многом как Джоан была поглощена заботой о своих пациентах. Про­игрывающий трейдер не сосредоточен по-настоящему о рынке. Он ду­мает о себе, о выписке со своего счета или о своей репутации.

Вы можете с выгодой для себя попробовать выполнить упражнение, повторяющее подход к лечению Джоан и очень напоминающее мой ана­лиз. Определите контексты, в которых вы уже играете роль успешного трейдера. Проанализируйте свои сделки и понаблюдайте за моделями. Сосредоточьте свое внимание на том, что вы делаете правильно во время тех сделок, которые удаются хорошо. А затем, в лучших традициях ори­ентации на решение, выполняйте как можно больше то, что работает, — и находите триггеры, помогающие вам входить в позитивные режимы.

Цель состоит в том, чтобы создать для себя модель «Яуспешный трей­дер». Вы убедитесь, если будете смотреть внимательно, что этот успеш­ный трейдер является отдельной личностью, полной своих собственных настроений, внутренних диалогов, телесных поз и моделей мышления. Идея заключается в том, чтобы найти место на шкале настройки вашего ума, соответствующее этому Успешному Трейдеру, и затем хорошенько запомнить эту частоту. Вы будете переключаться на этот канал так ча­сто, что в конечном счете сможете вызывать его, когда пожелаете.

Все, что вам нужно, чтобы достигнуть желаемой для себя доходно­сти, —это иметь воспроизводимое преимущество на рынках, модель тор­говли, которая склоняет шансы в вашу пользу. Как только вы найдете ее, все остальное сводится к последовательности — повторению раз за ра­зом того, что работает. Многие трейдеры, с кем мне доводилось бесе- деров, включая меня самого, есть по крайней мере два торгующих «я». Иногда эти «я» действуют с рынком синхронно, давая возможность по­жать плоды тяжелого труда. А иногда трейдеры начинают опережать сиг­налы на сделку, игнорировать стопы, удваивать проигрышные сделки и выдергивать ковер из-под выигрышных. Если вы изучите случаи, когда торговали в зоне и далеко вне ее, то найдете, что, как Джоан, в каждом из этих случаев вели совершенно разные внутренние диалоги.

Активировав своего «внутреннего наблюдателя» и обращая внимание на то, что говорите самому себе, когда торгуете, вы сможете точно опре­делять, кто ведет торговлю, какое «я» контролирует ситуацию. Во мно­гих случаях вы не замечаете триггеры, когда они появляются, но можете опознать следующий сразу же за ними негативный внутренний диалог. Внутренний диалог представляет собой автоматически проигрываемый готовый сценарий, практически не зависящий от объективных обстоя­тельств момента. Взаправду кажется, что триггер нажимает в вашей го­лове на кнопку «Воспроизведение», включая заезженную пленку. Иден­тификация содержания этих пленок очень полезна в свете способности прерывать их. Вы не раз сможете уловить грубые словечки в вашем нега­тивном внутреннем диалоге, такие как «лопух», или нагнетающие напря­жение обороты типа «а что, если...» и использовать их, чтобы запустить новую, более конструктивную поведенческую модель.

Одним из способов достижения этого является упражнение, которое я называю «торговым наставником». Это разновидность задачи, постав­ленной мной перед Джоан. Помните, как я спросил ее, может ли она ска­зать своим пациентам то же, что говорила себе. Она рассмеялась над са­мой мыслью об этом, очень хорошо понимая, что никогда не будет вести себя так неприлично в профессиональной среде.

Выполняя упражнение «торговый наставник», вы должны открывать сделки так, как будто учите начинающего трейдера. Ваша задача состоит в том, чтобы научить этого человека, как стать преуспевающим трей­дером. Предположим, что любая позиция, которую вы рассматриваете, открываете или закрываете, является позицией вашего ученика. Что вы скажете ему, если сделка идет хорошо? А если сделка начинает ухуд­шаться? Если ученик подумывает о выходе или хочет еще подержать по­зицию? Ваша задача состоит в том, чтобы проявить себя как можно более эффективным наставником. Затем сравните то, что вы говорили, с вну­тренним диалогом, который вы могли вести до, во время и после откры­тия позиций.

У большинства людей, как у Джоан, есть заботливая, конструктивная сторона, к которой они обращаются в своих отношениях, как личных, так и профессиональных. Слишком часто бывает так, что люди не могут по-

240 ПСИХОЛОГИЯ ТРЕЙДИНГА

довать, переживали из-за того, что не могут найти побольше моделей, дающих им преимущество. Они покупают книги и посещают семинары в отчаянной надежде на приобретение большего количества источни­ков преимущества. Однако этот подъем по склону скалы торговли дол­жен осуществляться шаг за шагом, начиная с единственной точки опоры. Намного легче приближаться к успеху, используя единственную модель, чем смешанные результаты многих моделей.

Как подчеркивала Линда Рашке, если вы сможете освоить хотя бы один-единственный расклад для торговли, то запустите в движение уни­кальную модель, которую можно будет использовать и развивать много раз. Винс Ломбарди как-то заметил, что каждая игра сводится к выполне­нию того, что вы умеете делать лучше всего, причем к выполнению не­однократному. Главное — найти то, что вы умеете делать лучше всего, и сделать из этого шаблон для вашего будущего развития. Джоан изме­нилась, когда привела домой на ужин свою личность студентки-медика. Трейдеры изменяются, когда находят те аспекты своей личности, кото­рые сосредоточенны, дисциплинированны и гибки, и вводят их в свою торговлю — даже когда есть всего лишь один источник преимущества. Без последовательности никакое преимущество не поможет. Однако без торгового преимущества — модели, равно как и последовательности ее применения, — скала торговли выглядит опасно крутой и неимоверно скользкой.


ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

ИСКУССТВО ПИНБОЛА

Когда люди думают, что могут измениться, или думают, что не могут, они точно предсказывают свои результаты.

Аристотель называл людей «рациональными животными». Мы, люди, по­стоянно стремимся объяснять окружающий нас мир и расширять наше концептуальное понимание. С этой целью строим психические карты людей и событий, во многом как первые путешественники создавали свои карты мира. Иногда эти карты оказываются сильно искажены; ино­гда они — точное руководство к действию. В области поведенческих фи­нансов задокументировано множество когнитивных и эмоциональных сдвигов, которые искажают наши карты и вводят нас в заблуждение при принятии торговых и инвестиционных решений. Насколько личные или слишком человеческие триггеры мешают нашим усилиям предсказывать и объяснять события, настолько мы, как трейдеры, не можем использо­вать наш аристотелевский потенциал.

В этой главе мы рассмотрим значение когнитивной психологии для трейдинга, сделав особый акцент на моделировании — создании психи­ческих карт. Мы увидим, что создание новых карт, учитывающих све­жий опыт, является важным элементом изменения как наших личностей, так и нашей торговли. Но чтобы достигнуть этого, мы должны быть го­товы признать ошибки и упущения в наших существующих картах. Мы должны перестать автоматически следовать нашим картам, а вместо этого стать картографами.

СОЗДАНИЕ МОДЕЛЕЙ МИРА

Модель представляет интересующий нас предмет. Бывают модели до­мов, модели автомобилей и модели фондового рынка. Хорошая модель схватывает сущность предмета, отбрасывая детали, которые не являются определяющими для его идентификации. Модель ракеты, например, вы­полняется в форме настоящей ракеты и имеет собственный двигатель, но по размерам она меньше настоящей и делается из других материалов.

Ученые создают модели с целью более глубокого понимания неиз­вестных аспектов природы. В создании модели отражается базовая тео­рия, объясняющая закономерности, которые мы наблюдаем в мире. Если моя теория описывает мысль человека как ряд преобразований энергии в рамках закрытой системы (как в ранних работах Фрейда), значит, моя модель построена на физике и законах сохранения. Я пытаюсь объяснить процесс познания в привычных терминах Ньютона.

Как и в примере с познанием на основе физики, модели в науке, как правило, строятся по аналогии, описывая неизвестное знакомыми нам понятиями. С одной стороны, бихевиоризм использовал модели поведе­ния животных — принципы подкрепления и формирования, чтобы объ­яснить, как люди приобретают новые модели поведения. Когнитивные подходы к психотерапии, с другой стороны, позаимствовали свои мо­дели у компьютеров — они изображают ум как единицу обработки ин­формации, которая преобразует когнитивный ввод в эмоциональный вывод.

Как заметил Джон Флейвелл, специалист и исследователь в обла­сти возрастной психологии Жан Пиаже подчеркивал, что все люди соз­дают модели мира, чтобы облегчить умственное восприятие. Он назы­вал эти модели схемами и отмечал, что они служат личными картами. Такие карты помогают людям понимать события и организовывать от­ветную реакцию на окружающий мир. Когда люди сталкиваются с собы­тиями, которые не могут объяснить, они пытаются ассимилировать эти события в свои схемы, не изменяя сложившейся картины мира. Если, од­нако, новое не вписывается в привычное, люди достигают точки нару­шения равновесия. Карты больше не отражают адекватно территорию их опыта. Тогда люди приспосабливаются, объяснял Пиаже, и изменяют свои схемы так, чтобы те соответствовали новому опыту.

Это объясняет, чего ради изучаются процессы изменения в психотера­пии. Пациенты часто приходят на лечение с картами, которые были ис­кажены болезненными событиями жизни. Они верят в эти карты и изо всех сил стараются ассимилировать в них новые события. Во многих слу­чаях клиенты реагировали на какие-то высказанные мною позитивные идеи, отбрасывая их и указывая, что моя работа — поддерживать людей. Для них было легче отвергнуть отклик, не укладывающийся в их нега­тивные схемы, чем признать, что их взгляды на себя и других людей яв­ляются неверными.


 


ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ИСКУССТВО ПИНБОЛА 263 266 ПСИХОЛОГИЯ ТРЕЙДИНГА


 


Одним из самых сильных переживаний, которые один человек может создать для другого, является выход за пределы обычных ожиданий. На­пример, я даю каждому студенту, с которым встречаюсь в целях психо­логического консультирования, номер моего домашнего телефона и воз­можность общаться со мной между регулярными приемами по телефону, электронной почте или лично. Время от времени это означает встречи поздно вечером или в выходные дни. Я живо вспоминаю срочный зво­нок от совсем потерявшего голову студента в то время, когда я был в от­пуске с семьей на Бермудах. Мне не платят за эти дополнительные кон­такты, и нигде в моей должностной инструкции не говорится, что я дол­жен перерабатывать таким образом. Другой студент, пораженный, что я согласился встретиться с ним в полночь накануне важного экзамена, чтобы снять нарастающую тревогу, спросил, почему я сделал это. Мой ответ был прост: потому что вы этого заслуживаете.

У многих людей нет схемы — умственной картотеки — для хранения такой концепции. Не имея возможности совместить мои действия со сво­ими схемами, они вынуждены приспосабливаться к действительности, изменяя свои схемы. Несовместимостьновый опытсоздает изме­нение, потому что вынуждает людей изменять свои психические карты.

Такое когнитивное преобразование можно наблюдать у людей, при­обретающих навыки трейдинга. В некоторый момент, убедившись, что их системы работают на бумаге и затем в реальной торговле, они за­меняют схему «это мне не по плечу» растущим ощущением мастерства и прозорливости. Когда-то, впервые сев за руль автомобиля, вы, без со­мнения, испытывали большую неуверенность относительно своих шо­ферских навыков. Однако, приобретя многократный успешный опыт, пе­реписали свои карты. Эмоционально это проявляется в виде спокойной уверенности. Вы не думаете о том, удастся вам проехать нормально или нет. Вы воспринимаете это как нечто само собой разумеющееся; вы зна­ете, что можете это делать.

В течение многих лет я считал себя нервным и не особенно квалифи­цированным оратором. Затем оказалось, что условия моей аспирантской стипендии требовали, чтобы я три раза в неделю преподавал в большой аудитории. Первые две недели были мукой, но после них преподавание превратилось в рутину. Со временем я развил в себе способность «чи­тать» свою аудиторию и приобрел чувство, позволяющее понять, как по­дать материал наиболее привлекательно. К концу курса я мог выйти пе­ред студенческой аудиторией и спокойно прочитать прекрасную лекцию. И что более важно, начал думать о себе как о хорошем ораторе! Новый опыт в буквальном смысле изменил внутреннюю модель меня самого, создав новую личность.

Вспомним заключение, к которому пришла группа во главе с Май­клом Газзанигой, исследуя пациентов с разделенным мозгом. Когда паци­ентов просили объяснить действия их левых рук (которые направлялись относительно невербальным правым полушарием головного мозга), па­циенты охотно придумывали объяснения своего поведения. Это побу­дило исследователей прийти к выводу, что главная функция левого по­лушария — ума № 1, согласно Джону Каттингу, — это функция перевод­чика, т. е. толкователя опыта. Отсюда небольшой шаг к пониманию того, что этот переводчик является влиятельным создателем психических карт, преобразовывающим необработанный опыт в усвоенное чувство самосо­знания. Газзанига утверждает, что люди делают это через создание сло­весных описаний. Они создают истории, объясняющие их опыт, во мно­гом как ученые используют теории для объяснения своих наблюдений.

Психолог-когнитивист Джордж Келли хитроумно использовал этого рассказчика-переводчика, предлагая своим клиентам на сеансах психо­логического консультирования создавать собственный идеал. Во время сеансов клиенты разрабатывали свою идею человека, которым они хо­тели бы быть, вплоть до фасонов платья, манеры речи и телесных поз. Идеалам даже давали имена. Они очень походили на персонажей художе­ственных произведений, описанных в мельчайших подробностях. После того как клиенты создавали собственный идеал, им поручалось вступать в незнакомые социальные ситуации и играть роль своего идеала. Напри­мер, застенчивый человек мог отправиться в торговый центр и играть роль уверенного в себе, напористого покупателя. Келли отметил, что, играя новые роли, его клиенты неизменно получали положительные отклики во многом подобно тому, как меня хвалили за чтение лекций в годы аспирантуры. Со временем клиенты усваивали эти отклики, пере­сматривая свое представление о самих себе в сторону идеала.

Не слишком трудно догадаться, чего добивался Келли таким когни­тивным реструктурированием. Играя новую роль, клиенты должны были входить в новые состояния сознания и принимать новые эмоциональ­ные модели, физические состояния и образы мышления. Они действи­тельно были, как говорил Ницше, актерами своих идеалов. Через повто­рение и обратную связь они в буквальном смысле программировали но­вый умственный ландшафт, расширяя свою индивидуальность и пове­денческий репертуар.

Это возвращает меня к одному важному моменту. Когда вы торгуете, ваш переводчик всегда включен. Вы неизбежно усвоите свой торговый опыт. Причем наиболее глубоко усвоите события, происходящие тогда, когда обживаете непривычные места на шкале настройки сознания. Если будете чувствовать себя непривычно спокойно и уверенно, это не усколь- знетот переводчика. Если будете особенно бояться и сомневаться в себе, переводчик это заметит. Ваша индивидуальность трейдера представляет собой квинтэссенцию тех событий, которые наиболее выделяется в ва­шем понимании. Переводчику не нужно объяснять обычные аспекты действительности; только необычные события побудят вас переписы­вать карты.

Эта цепочка рассуждений приводит к важному психологическому за­ключению. Для того чтобы преуспеть в трейдинге, вы должны привы­кнуть к проигрышам. Без сомнения, это кажется более чем странным и противоречащим здравому смыслу. Но задумайтесь над следующим: если считать каждую сделку гипотезой о направлении рынка («Я пред­сказываю, что при условиях X, Y и Z рынок сделает А в таймфрейме В»), то каждая сделка должна закрываться по стопу, когда ее гипотеза не под­тверждается. Более того, чтобы избежать риска разорения — потери тор­гового капитала в результате цепочки ошибочных гипотез, чего со вре­менем можно ожидать от любой системы торговли, работающей с мень­шей, чем абсолютная, вероятностью, — вам следует использовать в каж­дой сделке лишь часть своего капитала. Сочетание стопов с управлением капиталом делает проигрыш заурядным событием. Ограниченный убы­ток на сделке с высокой вероятностью не является провалом или непра­вильной торговлей. Если у вас будет 50% выигрышных сделок и вы смо­жете ограничить средний убыток половиной размера выигрыша, то бу­дете жить припеваючи.

Я неизменно замечаю у успешных трейдеров такое вот умонастрое­ние: они рассматривают проигрышные сделки как издержки бизнеса. Как бейсболист, понимающий, что 60% аутов при выходе на биту обеспечат ему место в Зале славы, так и успешные трейдеры осознают, что они не­избежнодолжны потерять немалое количество сделок. Их умение прояв­ляется в как можно более раннем распознавании и прерывании неудач­ных сделок. В психологическом отношении они никогда не усваивают опыт проигрыша, несмотря на то что проигрышей у них может быть не­мало. Их переводчики просто не реагируют на рутинные события. И на­оборот, представьте себе трейдера, который выигрывает в 9 из 10 сделок, но отдает всё в единственном болезненном и безудержном проигрыше. Нетрудно понять, какое «я» будет воспитываться такой непоследователь­ной моделью торговли.

Ролевая терапия Келли является идеальным методом психологиче­ского консультирования для трейдеров. Вместо того чтобы сосредоточи­ваться на ликвидации личных конфликтов, трейдер может сам создать свой идеал трейдера, которым он всегда хотел стать. Это определение идеала может быть богатым и детальным, включая то, какие данные со­бирает идеальный трейдер, как он использует эти данные, какую технику входа, выхода и управления капиталом применяет, какой образ мышле­ния использует и т.д. У этого выдуманного идеального трейдера может быть собственное имя и идеально настроенная торговая программа. Бу­дут определены его занятия перед началом торгов, а также после окон­чания торгового дня.

Затем максимально возможным сознательным усилием трейдер дол­жен начать претворять этот идеал в жизнь, не делая исключений. Должны выполняться каждый сигнал, каждый стоп и соблюдаться каждая рутин­ная процедура. Если трейдер будет действительно использовать обосно­ванные и проверенные методы, с течением времени это приведет его к таким же результатам, что и чтение лекций мною в аспирантуре. Трей­дер усвоит успешный опыт и приблизит свой образ к идеалу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.