Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третье издание ИСО 9000 версии 2000 года




В третьем издании стандартов ИСО 9000, выпущенном в 2000 г., вводится термин «менеджмент качества - МК» - ско­ординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. По структуризации «менеджмент качества» состоит из обеспечения качества, уп­равления качеством, улучшения и планирования качества. В свою очередь, под планированием качества понимается часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для улучшения качества. Обеспечение качества - это часть менеджмента качества, направленная на создание уве­ренности, что требования к качеству будут выполнены. Уп­равление качеством представляет собой часть менеджмента качества, направленную на выполнение требований к качеству. А улучшение качества является частью менеджмента качества направленной на увеличение способности выполнять требова­ния к качеству.

В этом издании в состав серии вошли следующие стандарты:

стандарт ИСО 9000:2000 - Системы менеджмента качества. Основы и словарь;

стандарт ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества. Требования;

стандарт ИСО 9004:2000 - Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности;

стандарт ИСО 19011 - Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества (СМК) и охраны окружающей среды (взамен прежних стандартов по проверке систем качест­ва-ИСО 10011-1, 10011-2, 10011-3).

Кроме этих стандартов к серии стандартов ИСО 9000 отно­сятся стандарты:

ИСО 10012 — Система управления измерением;

ИСО 10013:1995 -Руководящие указания по разработке ру­ководств по качеству;

ИСО 10015:1999 - Менеджмент качества. Руководящие ука­зания по подготовке кадров;

ИСО/ТО 10017:1999 - Методические указания по статисти­ческим методам в ИСО 9001:1994.

Подлежали замене стандарты, входившие в серию ИСО 9000 выпуска 1994 г.: ИСО 9002, 9003, 9000-2, 9004-2, 9004-3 и уже упомянутые ИСО-10011-1, 10011-2 и 10011-3.

Требования к системе менеджмента качества (СМК), уста­новленные в издании ИСО 9001, в дополнение к обеспечению качества продукции, также направлены на повышение удовлет­воренности потребителей.

Стандарт ИСО 9001:2000 заменяет три стандарта 1994 г.: ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 с разными моделями систе­мы качества. Те предприятия, которые ранее применяли только стандарты ИСО 9002 и ИСО 9003, могут использовать новый стандарт ИСО 9001, выбирая только те требования, которые от­носятся к их деятельности. Следует также отметить, что новые стандарты ИСО 9001 и 9004 (2000 г.) разработаны как пара взаи­модополняющих стандартов. В стандарте ИСО 9001 приведены требования к системе менеджмента качества (СМК) «для внут­реннего применения в целях сертификации или заключения кон­трактов», а стандарт ИСО 9004 «предоставляет методическую помощь по широкому набору целей СМК». Редакция стандарта ИСО 9000:2000 лучше по сравнению с предыдущей, так как обеспечивает меньшую работу с документами и требует только 6 документированных процедур. Какие из процедур в дальнейшем документировать для нужд предприятия, зависит от выбора руководства. Для описания СМК принята модель, представленная на рис.13. Основу модели составляют 4 блока, объединенных в замкнутый управленческий цикл (рис.14).

 

 

При разработке стандартов ИСО 9001 и 9000 (2000 г.) были учтены упоминаемые ранее восемь принципов управления качеством: 1) ориентированность организации на потребителя; 2) роль руководства в объединении целей управления и внутренней среды организации; 3) вовлечение работников для использования их способностей на благо организации; 4) подход к управлению как к процессу; 5) системный подход к менеджменту; 6) постоянное улучшение как цель организации; 7) метод принятия решений, основанный на фактах; 8) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Что касается основного содержания стандарта ИСО 9001:2000, то в нем рекомендуется внедрять и применять на практике те же элементы, что были предусмотрены и в стандарте ИСО 9001-94. Отличие состоит в том, что эти элементы (функции) сгруппированы в четырех разделах: ответственность руководства; управление ресурсами; производство продукции, а также оценка, анализ и улучшение. Перечисленные разделы самостоятельными отдельными блоками включены в концепту­альную модель управления качеством и образуют, по мнению авторов, процессный подход, заявленный в стандарте.

 

Рис. 14. Схематическое изображение типичных процессов СМК

 

Резюмируя информацию по указанным стандартам, необхо­димо отметить, что в них: достаточно четко прослеживается эво­люция развития от идеологии обеспечения качества продукции к идеологии обеспечения конкурентоспособности продукции и далее к идеологии конкурентоспособности организации.

Их следует рассматривать как базовые среди других управ­ленческих стандартов: МС ИСО серии 14000, OHSAS 18000, SA 8000 и др. В совокупности все вышеперечисленные стандарты ориентируют организации на разработку и внедрение единой комплексной системы управления организацией, обеспечиваю­щей достижение конечных целей ее деятельности.

Безусловно, переход на разработку и внедрение комплек­сных систем управления на основе требований и положений международных стандартов потребует решения ряда довольно сложных вопросов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.