Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная




Основная

1 Симонович, С.В. Информатика: Базовый курс. [Текст] / под ред. С.В. Симоновича. – Изд 2-е. – СПб.: Питер, 2006. – 640 с.

2 Информатика. Конспект лекций. Учебное пособие. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., дан. (Мб). – Рязань: РВАИ, 2003. – Систем. требования: ПК 486 или выше; 8 Мб ОЗУ; Windows 95 и выше; SVGA 32768 и более цв.; 640х480.

3 Заяц, Т.М. Информатика: Практикум. [Текст] / Т.М. Заяц, Н.А. Ивличева, С.А. Киченина. - Рязань: РВВДКУ, 2010. – 272 с. – ил.

4 Ивличева, Н.А. Информатика: Лабораторный практикум. [Текст] / Н.А. Ивличева, Т.М. Заяц, С.А. Киченина. - Рязань: РВВДКУ, 2010. – 160 с. – ил.

 

1 Соболь, Б.В. Информатика: учебник. [Текст] / Б.В. Соболь и др. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 446 с.

2 Острейковский, В.А. Информатика: Учебник для ВУЗов. [Текст] / В.А. Острейковский. – 5-е изд. стер. – М: Высшая школа, 2009. – 511 с.

3 Гуда, А.Н. Информатика. Общий курс. Учебник. [Текст] / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов; под.ред. академика РАН В.И. Колесникова. – 3-е изд. – М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Росиов н/Д: Наука-Спектр, 2009. – 400 с.

4 Микрюков, В.Ю. Алгоритмизация и программирование. [Текст] / В.Ю. Микрюков. –Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 304 с.

5 Сафронов, И.К. Бейсик в задачах и примерах. [Текст] / И.К. Сафронов – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб: БХВ-Петербург, 2009. – 320 с.

6 Малдашуров Г.И. Visual Basic на практике. [Текст] / Г.И. Малдашуров. – СПб: БХВ-Петербург, 2008. – 480 с.

7 Лукин, Н.С. Visual Basic. Самоучитель для начинающих. [Текст] / Н.С. Лукин. – М.: Диалог-МИФИ, 2003. – 544с.

8 ГОСТ 19.701-90. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения. [Текст]. – М.: Изд-во стандартов, 1990.

9 Климечева, Т.Н. 2D-черчение в AutoCAD 2007-2010. Самоучитель. [Текст] / Т.Н. Климечева. – М: ДМК Пресс, 2009. – 560 с.

10 Заяц, Ю.А. Учебное пособие. Информатика. Использование приложений AutoCad и MahtCad при выполнении расчетно-графических работ на ЭВМ. [Текст] / Ю.А. Заяц, Е.И. Гужвенко.- Рязань: РВАИ, 2003. – 117 с.

 


Методические указания по выполнению и сдаче контрольного задания

Контрольное задание состоит из трех задач. Студенты заочной формы обучения выбирают варианты задач по первой букве своей фамилии и последней цифре номера зачетной книжки из ТАБЛИЦЫ ВАРИАНТОВ ЗАДАНИЙ. Работы, не соответствующие таблице вариантов заданий, к рассмотрению не принимаются.

При выполнении контрольного задания рекомендуется следующий порядок действий.

1 Внимательно ознакомиться с краткими теоретическими сведениями, приведенными в пособии. При необходимости изучить дополнительную литературу, список которой приводится в пособии, или издания сходной тематики.

2 По таблице вариантов заданий определить номера трех задач, входящих в Ваше контрольное задание. Внимательно прочитать задания. Первая задача предполагает использование линейного вычислительного процесса, вторая – условного (ветвящегося), третья – циклического. Хотя алгоритм решения третьей задачи может быть реализован с использованием цикла любого вида, рекомендуется использовать циклический процесс с параметром (for to).

3 Составить блок-схемы алгоритмов решения каждой из трех задач. При составлении алгоритма возможно использование только трех базовых алгоритмических структур, их присоединения и вложения. Алгоритмы, не учитывающее это требование (не удовлетворяющие структурному подходу), к рассмотрению не принимаются.

При изображении блок-схем следует пользоваться только блоками, регламентируемыми стандартом ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения».

4 Написать программу на языке Visual Basic для реализации каждого из трех алгоритмов. Написанная программа должна точно соответствовать блок-схеме. При создании программ важно не забывать описывать в операторе dim все используемые в них переменные. Вывод данных следует организовывать тем способом, который указан в задании. В первом задании результат вывести в окно сообщений, во втором вывод результата организовать в текстовое поле, в третьем результат вывести на форму.

5 Создать проект в системе программирования Visual Basic. Проект должен содержать одну форму с расположенными на ней тремя командными кнопками. Каждая кнопка должна запускать программу для решения соответствующей задачи. В заголовке формы следует указать свою фамилию. Заголовки кнопок следует изменить на Задача 1, Задача 2 и Задача 3 соответственно. Файл проекта следует назвать своей фамилией. Примерный внешний вид формы и расположенных на ней объектов показан на рисунке 1.

6 Ввести для каждой кнопки программный код. Запустить и отладить программу.

Рисунок 1

7 Написать отчет по выполненному контрольному заданию. Для каждой задачи в отчете привести формулировку, блок-схему, текст программы, результаты работы. Примерный вид отчета представлен в пункте ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ. К оформлению отчета предъявляются следующие требования:

- Отчет должен быть оформлен на листах формата А4 в печатном виде. При создании отчета следует использовать текстовый процессор Word (предпочтительно версии 2003).

- Установить поля страницы: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее и нижнее по 2 см. Ориентация страницы – книжная.

- Установить формат шрифта основного текста: гарнитура Times New Roman, размер 14 пт.

- Установить формат абзацев основного текста: отступ первой строки 1,25 см, выравнивание по ширине, междустрочный интервал одинарный.

- Тексты программ оформить гарнитурой Arial Narrow.

- Блок-схемы создать с помощью автофигур Word. Каждая схема должна быть размещена на своем полотне или сгруппирована.

- Результаты работы программ представить с помощью снимков экрана (скриншотов), которые внедрить в документ как рисунки.

- Внизу каждой схемы разместить поясняющую надпись Схема [№]. Нумерация схем в документе должна осуществляться автоматически с помощью команды меню Вставка – Ссылка – Название.

- Внизу каждого скриншота разместить поясняющую надпись Рисунок [№]. Нумерация рисунков в документе должна осуществляться автоматически с помощью команды меню Вставка – Ссылка – Название.

- Оглавление в документе должно быть сформировано автоматически. Для этого соответствующие абзацы должны иметь стиль Заголовок.

- Пронумеровать страницы в документе, при этом учесть, что титульный лист имеет номер 1, но номер на этом листе не отображается.

8 Своевременно представить преподавателю отчет для проверки.

9 Подготовиться к защите контрольного задания, используя ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ И СДАЧИ ЭКЗАМЕНА. При защите контрольного задания быть готовым представить преподавателю в электронном виде 1) проект (*.vbp); 2) файл отчета (*.doc). Электронные документы желательно иметь на диске CD-R.

 

 


Краткие теоретические сведения

Алгоритм. Алгоритмизация

Любое явление или процесс состоит из последовательности действий, команд, указаний, выполнения конечного числа инструкций. При этом сложные действия могут быть разбиты на элементарные.

Алгоритм – последовательность предписаний исполнителю, применяемых по строго определенным правилам, которая приводит к решению поставленной задачи.

Разработка алгоритма для любой задачи является творческим, наиболее ответственным и важным этапом, определяющим эффективность решения задачи в целом.

Алгоритмизация – процесс решения задачи, состоящий в нахождении алгоритма решения задачи по ее формулировке. Процесс составления алгоритма ориентирован на конкретного исполнителя. Поэтому при рассмотрении алгоритмов правильнее говорить об алгоритмической системе.

Алгоритмическая система (АС) – совокупность средств и понятий, которые допустимы к использованию в алгоритме на этапах разработки и исполнения.

При составлении алгоритмов мы будем ориентироваться на систему программирования Visual Basic

Условные обозначения процессов в алгоритмах

Схема алгоритма – графическое представление вычислительного процесса в виде имеющих заданное значение символов, определяющих действия, краткого пояснительного текста и соединяющих линий, задающих порядок выполнения этих действий.

Оформление алгоритма в виде схемы регламентируется стандартом ГОСТ 19.701-90 "Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения". Он определяет набор и назначение плоских фигур, допустимые варианты записей внутри фигур, относительные размеры блока. Вообще, размеры одного блока допустимо принимать относящимися друг к другу как 3:1.

Основные блоки схемы алгоритма

Основные понятия вычислений

Решение любой задачи на ЭВМ представляет собой последовательность действий по преобразованию исходных данных с помощью системы команд исполнителя. В простейших случаях данные записываются в виде констант и переменных.

Константа – фиксированная величина, которая, будучи однажды определена, не может изменяться в процессе вычислений.

Переменная – величина, имеющая символическое имя, которая может принимать различные значения в процессе вычислений.

Константы и переменные характеризуются

1 значением;

2 именем;

3 типом.

Имя – последовательность символов, идентифицирующих переменную. В процессе создания алгоритма к переменным обращаются по именам.

Тип данных определяет

1 допустимое множество значений, которое может принимать константа или переменная этого типа;

2 допустимое множество операций над данными.

В разных алгоритмических системах используются различные типы данных.

Некоторые типы данных

1 Простые – состоят из одного компонента (самого данного)

- Числовой целый. Принимаемые значения и занимаемое место в оперативной памяти (от1 до 4 байт) зависят от конкретизации типа.

- Числовой вещественный.

- Символьный – служит для хранения одного символа из таблицы символов.

- Строковый – хранит строку символов.

- Логический – данные этого типа могут принимать два значения (да-нет, 1-0, true-false).

- Дата.

2 Структурированные – можно выделить отдельные компоненты, из которых складывается структура.

Для данных структурированного типа выделяют два аспекта

- Общее, что объединяет компоненты структуры;

- Частное, что характеризует отдельный компонент структуры.

Часто употребляемым структурированным типом данных является массив.

Массив – упорядоченный набор данных одного и того же типа, имеющих общее имя.

Массивы разделяются на:

- ассоциативные A(имяÞИван, фамилияÞИванов)

 
 

 


- индексированные A(Иван, Иванов), B(3,45,100,12)

 


Для массива общее – имя и тип его элементов, частное – значение и индекс (или ассоциативный ключ) элемента. Как правило, нумерация элементов массива начинается с 0.

Массив характеризуется размерностью – количеством индексов (ключей) его элементов. Элемент массива идентифицируется индексом. В математике аналогом одномерного массива является вектор, двумерного – матрица.

Пример , .

 

Константа и переменная – это частные случаи выражений. Выражение – это совокупность констант, переменных и функций, соединенных знаками операций. Для группировки в выражениях используются скобки. Набор функций и знаков операций, а также правила записи выражений зависят от системы команд исполнителя.

Пример:

Каждое выражение при программировании и записи алгоритмов характеризуется своим значением. Поскольку программа (или алгоритм) описывает некоторые вычислительный процесс, это значение должно быть запомнено для дальнейшего использования (в качестве операнда, для вывода на печать и т.д.). Запоминание для дальнейшего использования осуществляется присваиванием значения некоторой переменной. Присваивание будет обозначаться знаком "=". Оператор присваивания = позволяет изменять текущее значение переменной.

Пример: А=5

В=1

А=В+А-2 – переменная А получит значение 4

В=А – переменная В получит значение 4

А=А+1 – переменная А получит значение 5

До того, как переменная будет использована справа от знака присваивания, ее значение должно быть определено.

Пример: А=5

В=1

А=С+А-2 – в общем случае это ошибочное выражение, так как значение переменной C не определено

5=A – также ошибочное выражение

 

В большинстве алгоритмов для управления ходом вычислительного процесса используются логические выражения.

Логические выражения образуются из логических констант, логических переменных, операций сравнения, логических операций и скобок. Результат вычисления логического выражения может принимать значение 0 или 1 (истина или ложь).

К операциям сравнения относят >, ³, <, £, =, ¹.

К основным логическим операциям относят операции и, или, не.

Результат логического выражения чаще всего используется для осуществления ветвлений в алгоритмах.

 

Для того, чтобы значение выражения было вычислено успешно, переменные в нем должны быть совместимы по типу. Например, нельзя выполнить операцию сложения над строковыми и числовыми данными; в общем случае нельзя присвоить переменной целого типа результат деления двух целых чисел; нельзя присвоить простой переменной значение переменной типа массив и.т.п.

 

 

Разработка алгоритмов для решения задач подчиняется требованиям структурного подхода. Структурный подход (СП) – совокупность приемов и правил построения алгоритмов, имеющих четкую и ясную структуру. Цель СП – создать алгоритм с четкой структурой для уменьшения ошибок на этапе проектирования и упрощения отладки и модернизации. СП предусматривает использование трех основных базовых алгоритмических структур.

Базовые алгоритмические структуры (БАС)

1 Линейные (следование)

2 Ветвления (развилка)

3 Циклы

Каждая БАС имеет один вход и один выход.

Теорема о структурировании. Алгоритм решения любой алгоритмической задачи может быть реализован с использованием трех БАС.

Линейные фрагменты и ветвления

Линейным называется вычислительный процесс, в котором операции по преобразованию данных следуют последовательно одна за другой.

 

Задача 1. Автомобиль с полной массой ma, движется по дороге с коэффициентом сцепления φ и радиусом поворота R со скоростью Va. Необходимо определить силу, вызывающую занос автомобиля, и противодействующую ей:

; .

Алгоритм для решения поставленной задачи представлен на рисунке 2.

Рисунок 2

Ветвящимся называется вычислительный процесс, который в зависимости от результата проверки условия («да» или «нет», «истина» или «ложь») может идти только по одному из альтернативных путей. При этом каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран.

Полная развилка “Если – То – Иначе”   Неполная развилка “Если – То”  

Здесь “Условие” – логическое выражение. При входе в структуру выясняется истинность логического выражения. Если логическое выражение истинно, управление передается по ветви с меткой “Да” и выполняются операторы “Действия 1”, если ложно – то по ветви с меткой “Нет”.

Если развилка неполная, то желательно алгоритм разрабатывать таким образом, чтобы продолжение шло по ветви “Да”.

Задача 2. Пользователь вводит с клавиатуры два числа. Вывести большее из этих чисел.

Алгоритм решения задачи представлен на рисунке 3.

Рисунок 3

Циклы

Весьма часто встречается ситуация когда необходимо одну и туже последовательность действий повторить многократно.

Циклическим вычислительным процессом (циклом) назовём вычислительный процесс, в котором некоторая последовательность действий, называемая телом цикла, многократно повторяется с различными исходными данными.

Различают два основных вида циклов:

Цикл с предусловием “Пока”   Цикл с постусловием “До”  

Цикл с предусловием

- Условие стоит перед телом цикла.

- Цикл выполняется, пока истинно условие.

- Тело цикла может не выполниться ни разу (если условие изначально ложно).

Цикл с постусловием

- Условие стоит после тела цикла.

- Цикл выполняется до тех пор, пока условие не станет истинным.

- Тело цикла обязательно выполняется хотя бы один раз.

Заметим следующие особенности циклических процессов:

- Переменной цикла до входа в цикл должно быть присвоено начальное значение.

- В теле цикла должен быть блок (блоки) изменения значения переменной цикла.

 

На практике циклы, в которых переменная меняет свое значение с известным шагом в известных пределах, реализуются через специальную конструкцию, которая называется цикл с параметром (со счетчиком) и обозначается с помощью блока модификации (подготовки). Блок модификации объединяет в себе присвоение переменной цикла начального значения, изменение значения переменной цикла на величину шага, проверку условия выхода из цикла. В зависимости от конкретной АС цикл с параметром может быть реализован как цикл с предусловием или как цикл с постусловием.

Задача 3. По ровной опорной поверхности прямолинейно движется автомобиль, скорость которого Va изменяется в пределах от 10 до 80 км/ч с интервалом в 5 км/ч. Необходимо протабулировать силу сопротивления воздуха Pw, действующую на автомобиль:

где Сх – коэффициент обтекаемости (для грузовых автомобилей составляет 0.90…1.15), ρв – плотность воздуха, кг/м3, Fw – лобовая площадь, м2.

Термин “протабулировать” означает “найти значения функции при различных значениях аргумента” (заполнить таблицу аргумент – функция). Таким образом, нам нужно несколько раз выполнить одно и то же действие – вычисление значения выражения – при различных значениях входных данных. Цикл реализуется за счет изменения значений переменной Va – она то и будет параметром цикла. Именно ее значения мы будем анализировать, решая, продолжать ли итерации цикла, или осуществлять выход из него.

Алгоритм решения задачи представлен на рисунке 4.

Рисунок 4

В результате работы программы будет выведена совокупность данных. На рисунке 5 показан вывод данных на форму в Visual Basic.

Рисунок 5

Обработка массивов

Весьма часто приходится иметь дело с большим количеством однотипных данных, например, полученных в результате каких-то наблюдений или эксперимента. Упорядочив соответствующим образом эти данные, например, в таблицу, получим массив.

Рассмотрим особенности использования циклических вычислительных процессов при обработке массивов.

При работе с массивами наиболее типичными являются операции нахождения наибольшего и наименьшего элементов массива, нахождение суммы или среднего арифметического элементов массива, сортировка.

Задача 4. Пусть даны расходы топлива автомобилем за 100 дней. Требуется установить, в какой из дней расход топлива был наибольшим и чему был равен этот расход.

Для решения задачи введем одномерный массив A, содержащий 100 элементов, каждый из которых представляет собой суточный расход топлива автомобиля. Требуется найти наибольший элемент массива и его номер. Напомним, что элементы массива нумеруются с 0.

Сначала организуем ввод массива A с клавиатуры. Ввод массива с известным количеством элементов – это последовательность известного числа однотипных действий, поэтому для ввода массива потребуется цикл с параметром. Условимся, что индекс текущего элемента массива будем обозначать i.

Заведем переменную max, которая будет хранить значение максимального элемента массива. В качестве начального значения этой переменной выберем либо значение первого элемента массива (а можно – десятого, тридцать седьмого), либо заведомо меньшее значение, чем элементы массива (исходя из смысла задачи – 0). Заведем переменную n, которая будет хранить номер максимального элемента массива. Тогда начальный номер максимального элемента будет либо 0 (10, 37), либо такой, которого нет ни у одного элемента массива (в нашем случае – 200, - 1).

Теперь последовательно будем сравнивать значение текущего “потенциально максимального” элемента max со всеми элементами массива. Если наш “потенциально максимальный” элемент на самом деле не является максимальным, то есть, найден элемент массива с большим значением, присвоим переменной max найденное большее значение, а также переприсвоим номер максимального элемента n, заменив его номером найденного элемента.

Алгоритм решения задачи представлен на рисунке 6.

На примере рассмотренной блок-схемы мы видим, что внутри цикла с параметром содержится развилка – это пример вложения одной базовой алгоритмической структуры в другую. Вообще, в рамках структурного подхода возможно два способа построения алгоритма:

- присоединение – одна БАС следует за другой, выход одной структуры совпадает с входом другой;

- вложение – одна БАС находится внутри другой.

 

Рисунок 6

Язык программирования. Алфавит, синтаксис, основные конструкции

Язык – это совокупность

- алфавита – символов, из которых строятся конструкции языка

- синтаксиса – правил построения конструкций языка

- семантики – законов, по которым осмысливаются конструкции языка.

Формальный язык – искусственный язык, в котором смысл каждой фразы определяется только ее формой. В настоящее время все языки программирования являются формальными.

 

Контрольное задание будет выполняться на универсальном машинно-независимом алгоритмическом языке высокого уровня – Visual Basic.

 

Алфавит Visual Basic

- прописные и строчные буквы латинского и русского алфавитов;

- цифры от 0 до 9;

- знаки препинания:. - точка,, - запятая,; - точка с запятой,: - двоеточие, ' - апостроф, " - кавычки, () - круглые скобки;

- символ пробела;

- знаки арифметических операций: + - плюс; – - минус; * - умножение; / - деление, ^ - возведение в степень;

- знаки логических отношений: < - меньше, > - больше, = - равно;

- некоторые специальные знаки: @ - коммерческое "эт" ("собака"), # - диез (решетка, номер), $ - знак доллара, % - процент, & - амперсанд (коммерческое "и"), \ - обратная косая черта, _ - знак подчеркивания,! - восклицательный знак,? - вопросительный знак.

 

На основе алфавита строятся основные конструкции языка – команды, операторы, функции, процедуры. Кроме того, в языке используется понятие ключевого (служебного) слова.

Правила записи операторов в Visual Basic

- Операторы записываются либо в отдельных строках, либо в одной строке через двоеточие.

- В записи оператора и имени переменной строчные и прописные буквы равнозначны.

- Перед началом комментария ставится апостроф '. Комментарии транслятором игнорируются.

Ограничения на имена переменных

- При записи имен используются только латинские буквы.

- Имя должно начинаться только с буквы.

- В имени не должно быть пробелов и точек.

- Необходимо соблюдать уникальность имен переменных в рамках одной рассматриваемой процедуры.

- Имена не должны совпадать с зарезервированными словами.

- Количество символов в имени не должно быть более 255.

При этом необходимо стремиться к тому, чтобы имя переменной было информативным.

Перед тем как использовать переменную, ее необходимо описать.

 

Объявление переменных

Dim имя _ переменной As тип

В одном операторе можно одновременно описать несколько переменных, указывая каждую последующую через запятую с указанием типа.

Пример: Dim a1 as Integer, b1 as Integer, a_podpr as Single

Необходимо понимать, что при описании переменная значения не получает.

Типы переменных

Тип Суффикс Содержимое Объем памяти, байт Диапазон возможных значений
Byte   Целые числа   [0; 28-1]
Integer % Целые числа   [-215; 215-1]
Long & Целые числа   [-231; 231-1]
Single ! Вещественные числа одинарной точности   [-2128;-2-149] и [2-149; 2128-1]
Double # Вещественные числа двойной точности   [-21024;-2-1074] и [2-1074; 21024-1]
Currency @ Вещественные числа (целая часть до 15 цифр, дробная - до 4)   [-263·10-4; (263-1) ·10-4]
String $ Текст 1 для каждого символа До 216 символов для строк фиксированной длины. До 231 символов для динамических строк
Boolean   Логические значения   [True, False]
Date   Дата и время   [1.01.100; 31.12.9999]
Object   Объект   Ссылка на объект
Variant   Любое 16 (+1 для каждого символа) Диапазон не определен

Для объявления статического массива после его имени в круглых скобках указывается его верхняя граница. По умолчанию нижней границей является 0.

Объявление массивов

Dim A (9) As Byte 'одномерный массив из 10 элементов

Dim В (1 То 10) As Byte 'тот же массив, но с другими границами

 

Наряду с переменными, для хранения информации в программе используются константы. Существует две разновидности констант: встроенные и пользовательские. Встроенные константы Visual Basic предлагаются самой системой и предназначены для хранения самой разнообразной информации: используемые цвета, коды “горячих” клавиш и т.д. Встроенные константы имеют префикс vb, например, vbWhite.

Объявление пользовательских констант

Const имя константы As тип = значение

 

Представление чисел

Числа в Visual Basic представляют собой последовательность цифр со знаком + или - (знак + обычно опускают). Дробная часть отделяется от целой части точкой. При этом если целая часть равна нулю, то ее можно опустить, например, 0.5, -5.68, -.121. Возможна экспоненциальная форма представления чисел (форма с порядком). Например, число 520000 можно записать так: 52Е+4 или 52Е4.

Арифметические операции

Операция Ее представление в VB
+ +
- -
· *
: /
Возведение в степень ^

При наличии в выражении нескольких арифметических операций порядок их выполнения определяется стандартными математическими правилами приоритета. Операции с одинаковыми приоритетами выполняются в соответствии с порядком их записи в операторе слева направо. Для изменения приоритета используются круглые скобки.

Основные математические функции

Математическая запись Функция Visual Basic
|x| Abs(x)
Sqr(x)
cos x Cos(x)
sin x Sin(x)
tg x Tan(x)
arctg x Atn(x)
ex Exp(x)
ln x Log(x)
Округление числа х с точностью до а десятичных знаков Round(x, a)
Генератор случайных чисел, распределенных равномерно в интервале [0, 1] Rnd(x)

Аргумент функции заключается в скобки. Аргумент всех тригонометрических функций задается в радианах, а не в градусах.

Логические операции и операции отношения

Операция Ее представление в VB
= =
<>
< <
> >
<=
>=
и And
или Or
не Not

 

Операции преобразования типов

- Функция Str() преобразует числовое значение в символьное.

- Функция Val() преобразует строковое значение в числовое.

Рассмотрим управляющие конструкции языка, сопоставляя их с соответствующими схемами алгоритмов.

Неполная развилка

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.