Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод беседы в психологии 10 страница




А* — А... у меня к ней отвращение.

К- — Отвращение...

А, — Я ненавижу за то, что она с ним.

К- — Мгм»+ Вы ненавидите, ревнуете его к ней—

А. — Ну как, понимаете», мне так плохо вообще, когда она и я и он, Я с ней познакомилась у него в доме. Так нормально... В принципе с ней, ну как.** она ведь старше меня, конечно, она ведь с ним пять лет прожила, а я знакома с ним только два месяца,

К. — Мгм„. Вы чувствуете эту разницу в возрасте и Вам кажется, что это имеет какое-то значение.

А. — Мне кажется, что она старше и может,.* ну она более знает жизнь, чем я.

К* — То есть Вам кажется, если она лучше знает жизнь, то он к ней больше тянется?

А. — Нет, он к ней не больше тянется. Он ко мне тянется больше. Он говорит* что ему лучше, чем с ней, просто она прожила с ним столько, и как он ее бросит, останется со мной.

К, — Правильно ли я понимаю* что Вам кажется, что их связывает все-таки... то, что они так много прожили (Да* —- А.)... я привычка некоторая их связывает.» Я правильно вас понимаю? (Да. — А.) А как Вам кажется, что Вас связывает?

А, — Просто я его люблю* Конец фрагмента.

Начало третьего фрагмента:

К* — Любите*,. А Вы когда-нибудь испытывали такое же чувство?

А, — Какое?

К. — Испытывали любовь...

А. — Испытывала, да.

К- — А когда это было?

А. — Ну это было давно***

К. — Давно?

А, — Да (^Мгм, — К*)» года два назад,

К* — Мгм-,* А что Вы тогда чувствовали?

А* — Ну так же...

К. — Так же,** это как?

А* — Так же... так же плакала... все».

К* — Так же,,* так же сильно переживали, как и сейчас.

А* — Не знаю, сейчас, наверное, сильнее.

К. — Мгм,- то есть вот то чувство, какое Вы сейчас испытываете..* оно Вам знакомо?

А, — Да! {Мгль» — К.) Что я, первый раз, что ль, влюбилась?

К, — А Вы много раз влюблялись?

А. — Нет.

К. — Не много.» Вы себя лучше знаете.,* знаете, как Вы реагируете, что Вы чувствуете.,. Скажите, пожалуйста, как Вам кажется, что вот,.* влюбленность — она как у Вас продолжается.» То есть: ведь если есть определенные пики**, определенные спады.»

А. — Нет, у меня нету никаких спадов. Просто л не могу успокоиться*

К- — Вы и тогда, когда в первый раз влюбились, тоже не могли успокоиться?

А. — Не могла, пока**. Я влюбилась, я с ним дружила (Мгм— — К.), потом он мне сам надоел.

К. — Надоел?

А, — Ага.*. (Мгм*.* — К,), надоед, просто надоел,

К* — То есть вот вначале была эта влюбленность,** Вам было приятно».

А- — (Перебивает) Потом он мне надоел, надоело мне на его лицо

смотреть*

К, — А как это произошло? А, — Ну не знаю», встречались,,, все*„приходил ко мне, я к нему,

потом мне надоело на него смотреть.

К. — Мгм„. А долго длились ваши прежние отношения? А, — С ним? С кем?

К. — Да, до этого, когда Вы любили в прошлый раз, А, — Не знаю, наверное, где-то полгода.

140_____________________________„___

К- — Мгм... А потом он Вам надоел.,. А сейчас Вы знакомы с этим

человеком около месяца? А. — Да. А как, я не знаю, мне он не надоедает. (Не надоедает? —

К.) Нет. Мне кажется, он мне не надоест.

К* — А вот представьте: если бы Вас тогда, когда Вы любили

прошлый раз», кто-то спросил, а надоест Вам когда-нибудь этот человек, что бы Вы ответили?

А* — Я даже не знаю.

К. — Ну попробуйте себя вспомнить тогда,,,

А. — Ну тогда, тогда мысли-то какие были,»

К. — А какие мысли?

А. — Глупая была* маленькая.

К- — Ну, расскажите, э.» какие были мысли,»

А. — Я думала». ну.„ он будет со мной, все... я всю жизнь буду,»

К* — То есть Вам казалось, что Вы готовы всю жизнь вместе прожить?

А- — Да (перебивая), сейчас мне тоже так кажется.

К, — А вот Вы говорите, что были глупая,,»

А. — Да, сейчас я не глупая.

К. — Мгм.» Вам так же кажется, что Вы готовы.,. Вам кажется

сейчас, что Вы готовы прожить «месте всю жизнь.» с этим

человеком?

А, — Да.» (Пауза)

К, — Ну вот, представьте, прошло пять лет или десять*» и кто-нибудь спросит Вас: "А помните, вот был такой человек..* Что Вы тогда думали, что Вы тогда чувствовали.» Вспомните.» И что Вы сейчас думаете?"

А, — Ну тогда..* тогда просто он мне нравился* Мне казалось, что он самый красивый». А сейчас вообще: и красивый и вообще во всех отношениях.

К, — То есть, Вы не видите в нем никакого изъяна, он для Вас

просто эталон?

А, — Ну есть что-то такое— плохое, да. Но мне все равно.

К- — Мгм...

А. — А что мне делать-то?

Конец фрагмента.

Начало четвертого фрагмента:

К, — Что делать... А как Вы раньше справлялись с такими Вашими переживаниями?

А. — Я склянки раньше глотала и вешалась*

К. — Склянки глотали? Э+*+ какие склянки?

А. — От елочных игрушек. Натолкла — ив стакан с водой и

выпила (Мгм,*, — К,)> потом в туалет сходила и все- Ничего не

было,

К. — То есть все было хорошо? А. — Да. К, — А как Вы вешались?

А. — Как, вот так! Как вешаются? На веревке — как. Повесилась, а меня мать сняла.

К. — А много было таких попыток?

А. — Много.

К. — Сколько?

А. — Вещалась я один раз, склянки я тоже одик раз пила. (Мгм,,, Мгм,„ — К.) Режусь я постоянно.

К- - Постоянно режетесь?*„ Вам это помогает как-то справитьсят„

А. — (Перебивая) Да, это, мне кажется — дурная кровь,

К. — Дурная кровь?

А. — Мгм...

К, — В каком смысле?

А, — Ну как», я успокаиваюсь, когда я порежусь, я успокаиваюсь*

К. — Мгм„. А что Вы чувствуете, когда,,* это происходит?

А. — Я даже не знаю,,. Злость сначала.

К. — Злость,,,

А* — Ага.

К* — Мгм.„ А потом?

А* — Потом тоже злость, но уже не так*

It — То есть сначала очень сильная ярость», злость, а потом

немножечко это чувство притупляется (Да. — А*)*** и Вы чуть-чуть успокаиваетесь. {Мгм«. — А-).„ А вот сейчас что чувствуете?

А. — Сейчас (Мгм— — К-)* сейчас мне даже хорошо, потому что он рядом со мной, здесь. Ну а что мне делать-то?

А, — Я вообще теперь решила не под машину бросаться, а под этот... в метро идти.*, под электричку. Там точно задавит. А что машины; объезжают, останавливаются.

Конец фрагмента,,

Начало пятого фрагмента'.

К. — Мгм,., Вы твердо решили такое сделать?

А. — Да.

К. — А скажите, с какой целью.» Вы это делаете?

А* — Мне кажется, я что-то докажу этим.

К, — Докажете?

А. — Да*

142______________________________________________________

К. — А что Вы..,

А. — (Перебивая) Мне кажется, что он не верит, что.» что у меня

какие-то чувства к нему есть, К. —... И Вам кажется, что такой поступок», заставит его поверить

в то, что Вы действительно к нему чувствовали очень сильные

чувства,.„ что Вы любили его?

А, — Да». Мне кажется, что когда меня задавит, да, (Мгм.*, — К.)

и все, тогда он поймет, что я его любила, и лучше бы он со мной

был.

К. ~ Ну вот, если он поймет— и что тогда? Л. — Тогда меня уже не будет, когда он это поймет* К* — Ну поймет.» а через... через месяц опять будет встречаться с

этой женщиной,» и жить,** а через два месяца совсем забудет о

Вас*,, и ничего не останется в его голове.

А, — Нет, останется*

К, — Ну, скажет: «Да — была* да — любила», ну и что*., ведь

жизнь-то идет, Я все-таки молодой человек, мне всего лишь 30 лет, У меня вел жизнь впереди*,

А, —... Почти что его ровесник!

К. — (Озадаченно) Вот,,, И забудет,» Мужчины, к сожалению, очень быстро забывают* когда женщины рядом нет,„ очень быстро». Женщине-то кажется, что их будут помнить вечно», что они останутся в памяти,.* он будет переживать». Отнюдь! Я знаю массу ситуацийт массу жизненных историй, когда мужчины буквально через два.» три..* пять.» ну в лучшем случае через год женились, у них были свои семьи, они были счастливы. И очень* очень редко.- когда вот так с ним заговоришь*., он может быть и вспомнит, что было такое.., А так как» вообще...

А. — А вот Вы — любили?

К. — По-моему, каждый человек испытывал такие чувства* А. — Ну все равно. Ну я не знаю... Я не знаю, как ему это доказать, К. — Мне кажется, Вы должны быть с ним искренни.» А, — Я ему говорила, что я его люблю.

К* — Вы знаете, вот мне, честное слово» кажется, что.,* как бы совершать какие-то действия ради того, чтобы он донял, что Вы его любите.., (Ага, — А,) — это, к сожалению, не приведет к успеху». Потому, что жизнь.,, соткана из мгновений, мгновения образуют часы, часы переходят в сутки,*, сутки — и так далее*» годы так и тянутся. А вот что-то одно совершить, какой-то один акт* Я не знаю.*, казалось бы, вот все-все другому отдать — это легко* Вот сейчас», вот я готов это сделать и я это сделаю. Но это большая ошибка думать, что он будет помнить. Гораздо важнее доказывать ему всей своей жизнью* доказывать каждым шагом, доказывать тем, что Вы рядом с ним.» А не каким-то одним поступком..

_______________________________________________________143

A* — А вот Вы знаете, да, я ему звоню (Мгм.„ — К.), он спрашивает: «Где ты, откуда ты звонишь?»— у меня дома телефона нет (Мгм,» — К,)- А я ему говорю: «Ну ладно, я пойду*. Он спрашивает: «Куда ты пойдешь?*, А я ему специально говорю: «Пойду к другому X.*, — его X. зовут* — а он такой: «Ну и иди*. Знаете, как мне обидно! (Мгм... — К,)* Нет, он не говорит: <&Ну и иди*, он просто говорит: «Иди*.

К, — Мгм„. То есть он не показывает вида, что это его задевает (Да. — А.) Мгм.„ И Вам обидно, что он так реагирует. (Конечно, — А.) Мгмг.+ да-а.~

А- — Так-то он очень ласковый,

К, — Мгм,., (пауза). А как Бы пытались ему доказать, что Вы его любите?

А. — Я ему говорила, относилась к нему так, как он ко мне*

К, — Мгм.„ (пауза). Вы знаете, иногда складывается так ситуация, что один человек любит гораздо сильнее.*. (Чем другой. — А.) Да* Такое бывает, Любовь ведь вещь такая — не всегда бывает взаимной*»

Обрыв связи* Пять секунд спустя:

К, — А зачем тогда Вы пытаетесь ему доказать, что Вы его тоже любите?

А. — Ведь мне это только кажется, он мне об этом не говорит...

К. — (Пауза) Вот Вы знаете, может быть, я ошибаюсь, Вам все равно виднее, Вы его лучше знаете.*. Но мне представляется что,,,э„. любовь — это такое чувство, которое у каждого просыпается как бы постепенно*,. Вот Вы сейчас это чувствуете— оно есть..* оно переполняет Вас. У другого человека это может быть в гораздо более спокойном виде, в меньшей степени выражено**. Вот,** И нужно некоторое время для того* чтобы это чувство взросло в нем, чтобы оно распустилось, как цветок распускается ранним утром,» в этом человеке, понимаете?

А. — Это что, нужно время для этого?

К. — Мне кажется^ да* Мне кажется, это не такой одномоментный акт: раз и все. Мне кажется, что нужно некоторое время, чтобы у другого человека проснулось такое же чувство, как у Вас. Может быть, оно еще недостаточно зрелое; может быть оно,., не такое по своей силе, как у Вас. Вот,.* и поэтому нужно время некоторое. Нужно ждать, нужно терпеливо ждать* И нужно своими поступками, делами, своим отношением к нему поддерживать, поддерживать это чувство в Вас и,., показывать ему, что он Вам небезразличен* что Вы заботитесь о нем. Но для этого нужно время.

А. — (После паузы) Что мне остается — только ждать?

К. — Ждать.,, (с неопределенной, вопросительно-повествовательной интонацией). Вы знаете, иногда время, неслучайно говорят, что оно лечит, показывает, кто на самом деле человек. И время

144_________________^_^_________________________

проверяет наши чувства, И если это сильное чувство.» у Вас* если это действительно любовь, то*,, это чувство и будет. Оно сохранится, оно окрепнет. Оно будет зрелым. И так же с его стороны: Вам кажется, что он тоже любит Вас. И со временем Вы окончательно убедитесь в этом, потому, что чувство должно... Это как винот понимаете, чем больше оно стоит, тем крепче оно,,, тем лучше оно* Поэтому нужно выждать*,* посмотреть,.. Убедиться в себе* в своих чувствах. Убедиться в его чувствах. И тогда уже будет понятно, что делать. Со временем. Конец фрагмента.

Начало шестого фрагмента:

А. — Вы постоянно на телефоне?

К. —... Но сегодня я дежурю,,. Вы знаете, меня зовут С.К.

(псевдоним). Если у Вас когда-нибудь будет желание поговорить со мной, позвоните. Вам обязательно скажут, когда я буду дежурить,

А. — Я, наверное, через неделю где-нибудь так позвоню,

К. — Мгм... Мгм...

А. — Спасибо Вам большое,

К. — Вам большое спасибо, мне приятно было с Вами поговорить.

А. — Спасибо.

К* — А как Вас зовут?

А, —А.

К. — А сколько Вам лет?

А. — Девятнадцать», будет.

К, — Очень приятно», ну ладно,,. Спокойной ночи.

А- — Вам большое спасибо. Спокойной ночи,

К, — Всего доброго.

А. — Мгм.

Абонент положил трубку.

Конец разговора.

После прослушивания второго фрагмента: (С, — супервизор)

К, — Сейчас послушал фрагмент1. Скажи, как изменилось твое представление об абоненте, о характере его переживаний. Как будет, на твой взгляд, беседа дальше развиваться.

С. — Мне теперь стало жалко, потому что я почувствовал, что ее проблемы для нее очень значимы. В то же время я порадовался своей проницательности. Я угадал тот момент, что она к ней ревнует; для нее главный враг — эта женщина, а не он. Больше всего мне в ней симпатично, что она действительно его любит, потому что у нее нет переноса с этой женщины на него. Ей про­сто обидно. Бессилие. Но злости и такого <гфи!* — нету. Зна-

__________________________________________________________145

чит, это любовь, наверное, была. Она мне стада более понятна и ближе здесь* К- — Ты поверил в эпизод с машиной?

С. — Я поверил, что у нее, может быть, было такое состояние* Но считаю* оно было достаточно мимолетным и проходящим. Не то, что я не верю — это было, правда. Но она этого бы не сдела­ла. Она — натура оптимистичная, и потом у нее есть любовь. Любовь — это конструктивное чувство, которое удержало бы ее от такого шага. Есть моменты счастья в ее теперешнем понима­нии: сидеть у него на коленках и плакать. Нет беспросветной черноты, есть препятствие к всепоглощающему счастью, огром­ному счастью* Поэтому, мне кажется, она бы этого не сделала. Хотя минутное чувство было.

К, — На что бы ты работал дальше?

С, — Наверное, на показ вот какой стороны: у нее есть человек, к которому она испытывает чувство, это чувство взаимно. Если она понимает, что та женщина действительно значима для него и разрыв с ней принесет боль, нужно призвать к великодушию. Сказать ей: «Будь великодушной* Дай возможность развивать­ся этой ситуации так, как она развивается сейчас. Не надо ни­чего форсировать. Постарайся успокоиться, он ведь бывает с тобой, ты ему тоже нужна,** И она нужна. Дай ему немножко времени. Лови ощущение радости жизни от момента встречи с ним, коль скоро он по-настоящему свет в окошке. Иной такти­ки нет. Будешь отрывать — рискуешь потерять* Довольствуй­ся тем, что есть; дай ему возможность сделать выбор. Или уйти. Вот дилемма*.

После прослушивания третьего фрагмента:

К* — Изменилось ли твое восприятие абонента?

С* — Опять изменилось. Теперь уже мне позиция ее кажется лег­ковесной, поскольку нет анализа своих чувств и переживаний. Тогда, когда она влюбилась в первый раз, этого не было. Нра­вился, а потом «надоел*. За этим нерасчлененным, синкретич­ным «надоел» — присутствует незрелость, которую она сама признает и квалифицирует как «глупая была*. По прошествии времени напрашивается вопрос: «А сейчас. Где основания, что ты не такая же глупая?» Это магистральная линия. И она не может найти основания. Ей — «кажется*. Чтобы быть уверен­ным в чувстве, нужно, чтоб оно прошло испытание временем.

С другой стороны, у меня момент с «той женщиной & вызыва­ет противоречивые чувства, С одной стороны, она (абонент) го­ворит, что ненавидит ее, хотя он пять лет прожил вместе с ней. Понятно, что простой перенос себя в ее ситуацию должен от­крывать возможность для сострадания- А здесь — «ненавижу&♦ С другой стороны, отказывая «женщине* в высоких чувствах, объясняя связь как привычку, себя видит победительницей. А

146__________________________________________________________

«та* — досадное препятствие, которое в силу времени возник­ло раньше. Отсюда как бы признание права в обладании им. Когда я слушал этот фрагмент, я читал: «Вот если бы я встре­тилась раньше с ним, то ей бы вообще нечего было ловить, Я только месяц с ним, и я уже ему больше нужна*. Хочу отме­тить, что нет глубины анализа того, что с ней происходит. Есть поверхность, что выявляет анализ ее отношения к ней и ана­лиз своего состояния влюбленности тогда и сейчас*

И вместе с тем, я уловил какую-то ноту сострадания к «жен­щине*. Абонент и признает права ее на обладание им, но в то же время признать этого не может, так как она — лучше, и ей хочется, чтобы он весь был ее,

К. — Что бы ты мог сказать о ее мышлении?

С* — Его нельзя назвать логически выверенным. Понимаю, много ситуативных факторов: и темп, может быть, большой, и ока — у него дома, ей трудно, может быть, в возбужденном состоя* нни, вообще не до этого. Но логики было мало,

К* — Рефлексивность?

С* — Тоже мало. Даже в лексике описания мотивов своего поведе­ния и как бы «признаков» любимого человека скудны, «Надо­ел*. Или: «Я его любила потому, что он был красивый*. «А тот тоже красивый*. На что она ориентируется, когда», выводит понятие «любимый*,

К- — Ха!

С- — Для меня это важно* * Красивый & — вот и вся рефлексив­ность! Нет развернутого анализа. Я даже подозреваю, что отно­шения ее с этим парнем достаточно эмоционально яркие. Но чего она боится? У *той женщины* — более «богатый жизнен­ный опыт», то есть у нее есть нечто такое, чего нет у нее (або­нента), и чего она не может реализовать в своих отношениях. Эти отношения длятся около месяца. Да, они более яркие. Но, возможно, она чувствует, что ее друг сложнее ее* Также воз­можно, она понимает, что не может дать того, что ему необхо­димо. Осознавая это, она сохраняет за «той* право приходить к нему*

К* — Каков характер отношений и уровень контакта между кон­сультантом и абонентом?

С, — Позиции сейчас более симметричные. Это почти диалог рав­ных», как бы. Но все чаще и настойчивее звучит запрос на ка­тегоричную оценку, суждение, совет: «Что мне делать?*. Же­лание получить однозначный ответ. Если консультант не пой­дет на это, скрытые нотки недовольства усилятся. Это грозит перерасти.» нет, не в отчуждение.♦♦ Но дистанция увеличится, они будут расходиться.

Не могу понять продуктивность линии сопоставления прошло­го ее состояния влюбленности и нынешнего. Уже в том, что она

__________________________________________________________147

сказала, из актуальной ситуации можно построить какой-то вы­ход. Но здесь же я выскажу, что питал иллюзии. Великодуш­ного жеста не получится. Вероятно, с ее стороны будут действия на «уничтожение* (соперницы). Помнишь, я говорил после вто­рого фрагмента, на что бы я работал. «Можешь его потерять* и ттд. Такая интерпретация встречалась бы со скрытым недоволь­ством. Она бы ее не приняла. Мне кажется, что у нее есть ка­кая-то стратегия. Она знает, что делать. Если реплики консуль­танта не будут совпадать с ее представлениями, как надо дей­ствовать, она будет недовольна.

К* — Какие пути действия она видит для себя?

С- — Она всеми средствами будет стремиться вовлечь его в свою орбиту: секс, более частые встречи, «наезды* на него, чтобы оставил «ту женщинуь. В отношении ее она может действовать жестко.

После прослушивания четвертпоьо фрагмента:

К* — Изменилось ли твое восприятие абонента?

С. — Изменения не сильные- Склянки* вешания, порезы — все это лишь усиливает во мне ощущение поверхностности, отсутствия глубины. Демонстративность. Это подтвердилось- За этими ак­тами я вижу отсутствие систематической работы по творению себя и желание найти простое решение. Таким образом, я ук­репляюсь в мысли о том, что она будет пытаться разрешить проблему одним образом — устранением конкурентки. Я верю в ее попытки покончить с жизнью, но не верю в ее готовность идти в этом до конца» Состояния, которые она при этом испы­тывала, заставляют меня думать о наличии у нее возможности поступать очень решительно, Не остановится ни перед чем, чтобы нейтрализовать «эту женщину»,

К, — Как бы ты оценил суицидальный риск на данном этапе?

С, — Как минимальный. Это демонстрационный тип. Я помню, что наличие демонстративных попыток в прошлом увеличива­ет риск* От раза к разу способы разрядки становятся опаснее, а игра со смертью все «круче*. Неблагоприятное развитие собы­тий (отвержение, однозначная победа конкурентки) может спро­воцировать очередную суицидальную попытку. Не будет гну­шаться, чтоб это сделать при нем, использовав это в качестве средства шантажа, средства привлечения,

К. — Что бы ты мог сказать о своем эмоциональном состоянии в контексте телефонной беседы?

С* — На каком-то этапе я очень близко принял ее проблемы, сей­час ощущение некоторой дистанции. Это началось тогда, когда она стала говорить о попытках суицида. Все-таки для меня это то, что выходят за грань моего восприятия. Это ~ некомфорт­ная для меня ситуация. Мне хочется уйти. Мне неприятно то,

148 ________________^_________

что она мне об этом рассказывает. Раньше ока была понятна и близка мне- Даже можно было говорить об идентификации себя с ней. Этими признаниями она ушла от меня. Раньше она рож­дала во мне сострадание. Сейчас она уже мне рисуется как ма­ленький эгоистичный зверек, который за свой кусок мяса го­тов вцепиться в глотку* Я, как консультант, боюсь стать объек­том манипуляции. Я думаю, что и другой, которого она любит, может стать таким объектом* И здесь я ловлю себя на отожде­ствлении себя с тем, которого она полюбила, И для него я вижу потенциальную угрозу, вот ведь связался. Мне его становится жалко. Была женщина, пять лет прожил с ней.» А здесь ка­кой-то месяц». Неврастеничка! Он для нее — не как субъект, который способен любить, а как средство удовлетворения сво­их потребностей. Субъективное измерение теряется, смазыва­ется. За рассказом не вижу человека, о нем она мало говорит* Теперь я сомневаюсь, любовь ли это?

Хочу высказать предположение о наличии определенного сти­ля реагирования на значимые моменты в отношениях ее с дру­зьями: будь то консультант, или ее объект любви. Если кон­сультант будет говорить то, что она хочет услышать, она будет благодарна. Если нет — обязательно продемонстрирует недоволь­ство. Нахожусь под впечатлением метафоры — кошка с длин­ными когтями, спрятанными в подушечки». Но готовая их вы­пустить. Она сейчас пригрелась* Если бы она обратилась, когда была бы угроза ухода, она была бы жесткой. Консультанту бы досталось.

После прослушивания пятого фрагмента:

С. — Интересный момент. Здесь консультант спровоцировал або­нента, подтолкнув к отождествлению себя с ее другом, проиг­рав одну из возможных позиций. Абонент и сама легко может представить эту позицию. Смысл позиции прост: «Жизнь идет, все продолжается*,, И ты — не такая величина, чтобы затмить собою все*. Консультант уловил то, чего девушка больше всего боялась. Прозвучал голос, который неявно жил в ней самой. Она ненавидит соперницу, но готова согласиться с ее правом быть в жизни любимого человека. Пять лет все-таки вместе прожили! Признает это право, но не принимает сердцем: «Нет, он ко мне больше тянется^. Или вот: «К, — •,. а через месяц опять будет встречаться с этой женщиной*,* а через два месяца совсем забудет о Вас*** и ничего не останется в его голове. А* — Нет, останется*. Абонент спорит не с консультантом, а сама с собой. Подспудно понимает, что опасения могут подтвердить­ся* Но с другой стороны-то? Нет, ее, такую исключительную, такую классную* нельзя забыть.» потому, что забыть нельзя никогда! Ведь я его так люблю. То, о чем говорит консультант, болезненно. Болезненно, ибо вытаскивает из глубины мысли

__________________________________________________________149

черные, запрятанные. Ее мысли. Болезненно вдвойне, ибо по­хоже на правду. Болезненно втройне, ибо не абстракция (в ко­торую впадает консультант несколькими шагами позже в его пессимистической тираде «о психологии подлых мужиков*, кстати говоря, стилистика которой не случайна), а относится непосредственно к ней и касается всех трех участников треу­гольника. Хочет убежать от боли. «Странно* убегает, не поняв и (или) не расслышав консультанта. (Вопрос о том, стоит ли брать в кавычки эти деепричастия, решайте сами.) Результат — реплика, которая обескураживает на время консультанта: «По­чти что его ровесник*.

Другая реплика — «А вот Вы, любили?» — тоже весьма по­казательна. Если продолжать мою линию интерпретации с отож­дествлением, то велико искушение трактовать сказанное как: «А ты-то меня любишь?* Вопрос задается не консультанту, а как бы ее другу. Исходит из контекста предыдущих реплик кон­сультанта («^ Мужчины.,» быстро забывают, когда женщины рядом нет,*, *)• Здесь абонент в консультанте видит Мужчину (представителя касты, рода»*)» хочет услышать его реакцию (внутриродовые отличия не имеют значения: консультант ее друг».). В более широком рассмотрении вопрос поднимает про­блему выбора. Ее парень должен это сделать. «Если ты меня любишь, почему ты ее не оставляешь?* — настойчивая нота, звучащая в репликах абонента,

К. — Исходя из того, о чем сейчас говорил, какая была бы репли­ка на вопрос: *А Вы — любили?*

С, — Моя реплика была бы развернутой, В данном конкретном контексте я бы сказал: «Я любил женщину», одну», пять лет*. И любил за то-то* за то-то и за то-то. То есть за то, чего она боится, что не может дать* Точнее, за те качества, которые у нее отсутствуют. Посмотрел бы на ее реакции,

К- ~ Цель?

С, — Смысл в том, чтобы она смогла поставить себя на место «той женщины» и на место человека, которого она любит. Смысл в том, чтобы «субъектные* качества любимого, мотивы его пове­дения были введены в ее оборот. Это собьет ее с эгоцентричес­кой позиции. Смотри: классическая триада. Задача — показать позиции участников изнутри. Так как отождествление произош­ло, как минимум, сделать более ясными основания позиции парня. Показать, что они — веские, и по-человечески понятные; разрешение ситуации лежит не в простой форме шантажа и противопоставлении с использованием «тяжелой артиллерии* слез, истерик и демаршей, а в ее субъективной трансформации. Ситуация до л лена превратиться из одномерной в трехмерную, из плоской — в объемную.

После окончания беседы:

150__________________________________________________________

К. — Каковы впечатления от состоявшейся беседы? Что запомни­лось?

С, — После прослушивания последнего фрагмента у меня опять изменилось представление об абоненте. Искренняя благодар­ность, теплые интонации в голосе по окончании беседы свиде­тельствуют об определенной коммуникативной культуре, кото­рой она обладает. Теперь она не кажется «кошкой с длинными когтями».

Для окончания разговора характерно восстановление асиммет­ричности в отношениях, которая наблюдалась в самом начале беседы. Каждый вернулся как бы к свой роли: роли консуль­танта и роли абонента.

Трудно оценить однозначно шаги консультанта в беседе, С од­ной стороны, создана мотивация для повторного обращения, Должно пройти некоторое время, чтобы А. оценила то, что про­изошло, выработала свое отношение, С другой, если подытожить основную мысль, которую должна извлечь девушка из реплик консультанта (окончание пятого фрагмента), в сухом остатке лишь следующее: «Время лечит* Любовь подвергается провер­ке* Подождите!* Свежая идея! Беда в том, что откладывается решение проблемы. Для абонента субъективно проблемная си­туация требует каких-то действий. Не думаю, что это будет за­конченный суицид, но вполне вероятно, что это будет скандал с «той женщиной * или симуляция суицида как средство шан­тажа и давления. Психологическая готовность к изменению про­блемной ситуации и себя не была использована консультантом в полной мере. Рефлексивный подход — единственное, что ей было предложено- Наблюдай себя, прислушивайся к себе. Она это и делает, но только исходя из своей внутренней позиции. Временной промежуток был бы оправдан, если бы были зада­ны новые точки, с которых можно было бы анализировать то, что с ней происходит,

К. — Если я правильно понимаю, речь идет о фиксации позиций участников в триаде в субъективном пространстве абонента,

С- — Да. С этих точек-позиций она должна взглянуть на проблем­ную ситуацию. Вырваться из оков эгоцентризма. Работать не над решением проблемы из ее позиции, а над преодолением себя. Для этого нужно волевое усилие, дабы не сорваться на порезы, демонстрации и т.д,

К. — Давай сфокусируем внимание на том, что было* Как бы ты в целом оценил проведенную телефонную беседу?

С* — Прежде всего, абонента внимательно выслушали. В ходе бе­седы наблюдались изменения ее состояния. Не только мы чув­ствовали, что она разная, но и она чувствовала, что консуль­тант тоже разный. Новые грани, которые открывались, приво­дили к пульсирующему сближению или расхождению. Диалог

■ _________ 151

жил рассогласованностью позиций и преодолением ее. Прозву­чавшие вопросы актуализировали те пласты опыта, которые не привлекались для анализа состояния абонента и ситуации* Со­стояние первой влюбленности, выстраивание временного кон­текста. Тем самым задавался импульс к рождению еще одного измерения — «позиционно-временного*. Это измерение фикси­рует изменение позиции в отношении проблемной ситуации во временном контексте. Так, например, весь третий фрагмент по­священ изменениям в позиции абонента по линии настоящее — прошлое. Актуальная проблемная ситуация схожа с первой влюбленностью характером эмоциональных переживаний («так же плакала» и «не могла успокоиться») и соответствующими ожиданиями в отношении будущего («всю жизнь вместе про­жить*). А большая часть пятого фрагмента беседы проникнута тенденцией выйти из пределов наличной позиции абонента в условно-определяемое будущее: линия настоящее — будущее («он забудет*, «будет встречаться с этой женщиной*, «ничего не останется в его голове* — условно-негативное будущее; «лю­бовь сохранится, окрепнет, будет зрелой* — условно-позитив­ное будущее)* Такой вот позиционно-временной дрейф!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.