Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод беседы в психологии 12 страница




Вторая стадия

Когда человек, находящийся на первой стадии, может по­чувствовать, что он полностью принят, наступает вторая ста­дия. Мы очень мало знаем> как сделать так, чтобы у челове­ка, находящегося на первой стадии, появилось чувство того, что его принимают. Но иногда оно достигается в игре или в групповой психотерапии, где человек может быть окружен атмосферой принятия без проявления собственной инициати­вы и в течение достаточно долгого времени чувствует себя принятым. В любом случае тогда, когда он действительно это испытывает, происходит небольшое раскрепощение и появ­ляется движение в символическом выражении своего опыта, который обычно характеризуется следующим.

Выражение чувств перестает быть статичным в высказы­ваниях, не относящихся к себе*

Пример: «Мне кажется, я подозревал, что мой отец часто чувствовал себя неуверенно в деловых отношениях».

Проблемы воспринимаются как внешние по отношению к себе.

Пример: «В моей жизни продолжает возникать беспорядок».

Отсутствует чувство личной ответственности за про­блемы.

168______________________________

Пример приведен в предыдущем отрывке.

Чувства описываются так, как будто они ему не принадле­жат, или иногда как объекты в прошлом.

Пример: «Консультант: "Если вы хотите рассказать мне что-нибудь о том, что вас привело сюда.*.*'

Клиент: "У меня был симптом... он был.» только состояние глубокой депрессии"».

Это прекрасный пример того» как внутренние проблемы могут быть восприняты и переданы как полностью внешние. Клиент не говорит: зЯ чувствую депрессию» или даже: «Я чувствовал депрессию*. Его чувства переданы как отделен­ные от него, как не принадлежащий ему предмет, полностью внешний по отношению к нему самому.

Чувства могут быть высказаны, но не осознаны как тако­вые, как принадлежащие этому человеку.

Чувствование ограничено структурой прошлого опыта.

Пример: «Я полагаю, я всегда это компенсирую, ну, чем пытаться общаться с людьми или иметь с ними хорошие от­ношения, я всегда компенсирую это тем, что, ну, скажем, нахожусь на каком-то интеллектуальном уровне*.

Здесь клиент начинает осознавать, каким образом его пе­реживание ограничивается прошлым опытом. Его высказы­вание также передает отдаленность переживания на этом уров­не. Это походит на то, как если бы он держал свое пережива­ние на расстоянии вытянутой руки.

Личностные конструкты статичны и не осознаются как конструкты, о них думают как о фактах.

Пример: «Я ничего не могу никогда как следует сделать — даже никак не могу это закончить» -

Дифференциация личностных смыслов и чувств очень ог­раниченна и глобальна.

См. предшествующий пример, это хорошая иллюстрация* «Я не могу никогда* — пример черно-белой дифференциации, а также использование слов «как следует* в абсолютном смысле.

Противоречия могут быть выражены, но они почти не осоз­наются как таковые.

___________________________________________________169

Пример: «Я хочу много знать, но смотрю до часу на каж­дую страницу».

В качестве замечания ко второй стадии процесса изменений личности может быть сказано, что многие клиенты, добровольно пришедшие к тераписту за помощью, находятся на этой ста­дии, но мы (как и, вероятно, тераписты вообще) добиваемся весьма скромных успехов, работая с ними- По крайней мере это, кажется, является разумным выводом из исследования Киртнера, хотя его концептуальная модель отличалась от на­шей. Нам известно очень мало о том, каким образом на этой ста­дии человек может начать чувствовать, что его «принимают».

Третья стадия

Если небольшое раскрепощение и движение на второй ста­дии не заблокированы и клиент чувствует, что он в этом ка­честве полностью принимается таким, каков он есть, проис­ходит дальнейшее раскрепощение и движение в символичес­ком выражении своего опыта. Бот особенности, которые, ка­жется, все вместе относятся приблизительно к этой точке континуума изменений.

Наблюдается более свободный поток высказываний о себе как объекте.

Пример: «Я очень стараюсь быть совершенным, общаясь с ней, — жизнерадостным, дружески расположенным, умным, разговорчивым, -— потому что я хочу, чтобы она любила меня».

Наблюдаются также высказывания о своих переживани­ях как объектах.

Пример: «И однако, есть проблема, ну, насколько вы при­нимаете замужество, и, если для вас в данный момент важно профессиональное призвание и именно в этом ваша жизнь, это на самом деле ограничивает ваши контакты *♦

В этом отрывке «Я» клиента— настолько отдаленный объект, что его состояние, вероятно, лучше отнести к проме­жуточному этапу между второй и третьей стадиями.

Наблюдаются также высказывания о себе как об объекте, отраженном прежде всего в других.

170_____________ _____________________

Пример: «Я могу чувствовать, как я мягко улыбаюсь, так, как это делает моя мать, или я важен и грубоват — таким иногда бывает мой отец, — незаметно входя в личность каж­дого, но не в свои».

Часто выражаются или описываются чувства или личнос­тные смыслы, отсутствующие в настоящий момент,

Обычно это сообщения о чувствах в прошлом.

Пример: «Было столько всего, что я не мог рассказать людям — обо всем отвратительном, что я делал. Я чувствовал себя таким трусливым и плохим**

Или: «И это чувство, которое пришло ко мне, было как раз тем, которое я испытывал, будучи ребенком».

Чувства почти не принимаются. Большей частью чувства раскрываются как что-то постыдное, плохое, ненормальное или неприемлемое в других отношениях. Чувства проявля­ются и затем иногда осознаются как таковые.

Переживание описывается как что-то, имевшее место в прошлом, или как что-то, отдаленное от себя.

Это хорошо показано в предшествующих примерах.

Личностные конструкты неподвижны, но могут быть осоз­наны как таковые, а не как внешние факты*

Пример: «В молодости я чувствовал себя во многом вино­ватым, так что почти всегда считал, что заслуживаю наказа­ния. Если я не чувствовал, что заслуживал его за что-то одно, я чувствовал, что заслуживал его за что-то другое^.

Очевидно клиент видит* свою жизнедеятельность скорее как структуру, с помощью которой истолковывает свой опыт, чем как установленный факт.

Еще пример: «Когда речь заходит о привязанности, меня охватывает страх столкнуться с подчинением, которое я не­навижу* Но мне кажется, я приравниваю их друг к другу так, что> если я собираюсь получить чью-то привязанность, это значит, что я должен подчиниться его желаниям**

Дифференциация чувств и смыслов является несколько более четкой, менее глобальной, чем на предыдущей стадии.

______ 171

Пример: «Я имею в виду.,, я говорил об этом раньше, но на этот раз я действительно чувствовал это, И неудивитель­но, что я чувствовал себя так паршиво, когда это было имен­но так.» они надували меня множество раз. Но при этом я тоже не был ангелом, и я это понимают.

Имеется признание противоречий в опыте.

Пример: клиент объясняет, что, с одной стороны, он ожи­дает, что совершит что-то великое, с другой — чувствует, что может легко прожить жизнь бездельником.

Личный выбор часто видится неэффективным.

Клиент «выбирает* какое-то поведение, но обнаруживает, что оно не соответствует выбору.

Мне кажется, что многие люди в поисках психологичес­кой помощи находятся приблизительно на третьей стадии. Они могут оставаться на этом уровне в течение долгого времени, описывая не относящиеся к данному моменту чувства и изу­чал себя как объект, перед тем как становятся готовыми для перехода на следующую, четвертую стадию.

Четвертая стадия

Когда клиент чувствует, что к нему хорошо относятся, его понимают и принимают различные аспекты его переживаний* относящиеся к третьей стадии, тогда происходит постепенное ослабление действия личностных конструктов» Чувства начи­нают течь более свободно, для них характерно движение по континууму. Можно попытаться выявить ряд особенностей этого ослабления конструктов и определить их как четвертую стадию процесса развития.

Клиент описывает более сильные чувства, не относящи­еся к настоящему.

Пример: «Ну, я был действительно.» это меня очень силь­но задело за живое».

Чувства описываются как объекты в настоящем.

Пример: «Меня обескураживает, когда я чувствую себя зависимым, потому что это значит, что я как бы безнадежен*.

172 ________________ _______ __ _____

Временами чувства выражаются как существующие в на­стоящем, иногда они прорываются почти против желания клиента.

Пример: клиент после обсуждения сна, в котором видел опасного для него свидетеля его преступлений, говорит пси­хотерапевту: зО, хорошо. Я не доверяю вам».

Наблюдается тенденция ощущать чувства в ближайшем настоящем и вместе с тем недоверие и страх перед этой воз­можностью.

Пример: «Я чувствую себя связанным — тем или другим. Должно быть, это я! Ничто другое, кажется, не совершает этого. Ничто другое я не могу за это винить. Вот этот узел — где-то внутри меня.» Это заставляет меня хотеть сойти с ума,-кричать.,, и убегать! &

Чувства принимаются открыто, но в очень малой сте­пени.

Два предыдущих примера показывают, что клиент доста­точно принимает свое переживание для того, чтобы прибли­зиться к пугающим его чувствам. Но сознательно он прини­мает их б очень малой степени.

Переживание менее связано со структурой прошлого опы­та, оно менее отдалено от человека и изредка может прояв­ляться с небольшой отсрочкой.

Два предыдущих примера опять хорошо иллюстрируют пере­живания такого вида, не очень связанные с прошлым опытом.

Опыт истолковывается клиентом более свободно. Клиен­ты открывают для себя некоторые личностные конструк­ты; они их определенно узнают как таковые; начинают сомневаться относительно значимости этих конструктов.

Пример: «Это меня забавляет. Почему? Потому что это несколько глупо с моей стороны — я чувствую себя немного напряженным из-за этого или немного смущенным.» и немного беспомощным* {Его голос смягчается, ион выглядит печаль­ным.) Всю мою жизнь юмор был моим бастионом; может быть, и неуместна попытка постараться реалистично взглянуть на себя. Спустить занавес* Сейчас я чувствую себя несколько

___________________________________________________173

затруднительно* Где я был? Что я говорил? Я потерял свою хватку, с помощью которой себя поддерживал*.

В данном случае, кажется, показаны в стряхнувшие, взвол­новавшие клиента последствия сомнений относительно осно­вы личностного образования, в этом случае — использование юмора в качестве средства защиты.

Наблюдается все увеличивающаяся дифференциация чувств, конструктов, личностных смыслов, имеется тенден­ция поиска точного выражения чувств.

Пример: это качество достаточно показано в каждом из примеров к этой стадии.

Клиент с беспокойством осознает противоречия и несоот­ветствия между опытом и «Я*,

Пример: «Я живу жизнью* недостойной меня. Мне действи­тельно следует делать больше, чем я делаю- Сколько часов я провела,., в этом положении, когда моя мама говорила: "Не отвлекайся до тех пор, пока все не доделаешь! Сделай то-тоР* Это случалось много раз».

Это — и пример беспокойства в отношении противоречий, и сомнения в том, как истолковывался опыт.

Имеется чувство личной ответственности за проблемы, хотя в этом чувстве проявляются и колебания*

Несмотря на то, что близкие отношения еще кажутся опас­ными, клиент рискует, выражая, хотя и в малой степени, свои чувства.

Это показано в нескольких примерах, приведенных выше, особенно в том, где клиент говорит: «О, хорошо, я не доверяю вам».

Нет сомнений в том, что эта и последующая стадии составля­ют содержание психотерапии, которая нам известна. Такого рода поведение часто встречается при любой форме психотерапии.

Неплохо снова напомнить самим себе, что человек никогда не находится полностью на той или другой стадии процесса психотерапии* Прослушивание записей бесед заставило меня поверить в то, что чувства клиента в каждой конкретной бесе­де могут выражаться, например, в высказываниях и поведе-

174_________________________________________________________

нии, более типичных для третьей стадии, с частыми примера­ми статичности, характерной для второй стадии, или в более свободно изменяющемся поведении, относящемся к четвертой стадии. Мало вероятно, чтобы в такой беседе можно было най­ти примеры поведеният относящегося к шестой стадии.

Вышесказанное говорит о вариативности основной стадии процесса, на которой находится наш клиент. Если мы огра­ничимся какой-то определенной областью личностных смыс­лов, относящихся к клиенту, тогда я предположил бы опре­деленный порядок в последовательности стадий, а именно; третья стадия редко была бы раньше второй, четвертая едва ли следовала бы за второй без промежуточной третьей. Это предположительные гипотезы* которые, конечно, могут быть проверены с помощью опытов*

Пятая стадия

Следуя по континууму изменений, мы снова можем отме­тить точку, назвав ее пятой стадией. Если клиент, будучи на четвертой стадии, чувствует, что выражения его чувств, по­ведение и переживания принимаются, тогда происходит даль­нейшее уменьшение статичности, и организмический поток течет еще более свободно. Здесь, мне кажется, мы снова мо­жем с некоторой приблизительностью описать качества этой фазы процесса1,

Чувства выражаются свободно, относятся к настояще­му моменту.

Пример: «Я ожидала, что меня как бы сурово отвергнут.» этого я ожидаю все время,.* я считаю, я даже это чувствова­ла, будучи с вами... Трудно говорить, потому что я хочу быть самой хорошей, какой только возможно, когда я с вами».

1 Чем дальше мы продвигаемся по шкале, тем менее адекватными являются приведенные примеры. Причина в том, что на этих высо­ких уровнях все более важным становится качество переживания, а оно может быть передано только с помощью транскрипции, кото­рую здесь невозможно дать полностью- Может быть, со временем станут доступными масса примеров, записанных на пленку.

___________________________________________________175

Здесь чувства, относящиеся к тераписту и к клиенту в его отношениях с терапистом, эмоции, которые очень трудно рас­крыть, открыто выражаются клиентом.

Чувства переживаются почти что полностью. Они ^про­рываются», просачиваются, несмотря на страх и недоверие, которые клиент испытывает, переживая их во всей полно­те и непосредственности.

Пример: *Это как бы вышло, и я как раз это не понимаю, (Долгая пауза*) Я стараюсь схватить, что же такое этот ужас* ♦

Еще пример: клиент говорит о внешнем событии. Неожи­данно лицо клиента приобретает страдающий* испуганный вид,

Терапист: «Что, что задевает вас сейчас?»

Клиент: «Я не знаю, (Плачет.) Должно быть, я подхожу слишком близко к чему-то, о чем не хочу говорить, или еще к чему-то %.

В этом случае чувство почти просочилось наружу, в созна­ние, независимо от воли клиента.

Еще один пример: «Я чувствую, что остановлена. Почему моя голова пуста в данный момент? Я чувствую, как будто висну на чем-то и выпускаю что-то другое, и что-то во мне говорит: "От чего еще я должна отказаться?'Ч

Начинает приходить осознание того, что при пережива­нии чувства необходимо его точно назвать.

Это иллюстрируют три только что приведенных примера. В каждом из них клиент знает, что он что-то переживал, а также знает, что ему неясно, что он переживал. Тем не менее к нему приходит осознание того, что референт1 этого смутно­го осознания находится внутри его, в организмическом собы­тии, с которым он может сверить свое обозначение и понима­ние* Это часто встречается в выражениях, которые указыва­ют на испытываемое клиентом чувство близости или отдален­ности от референта.

Пример: «Я действительно до этого и пальцем не дотраги­ваюсь- Я только как бьх это описываю».

1 Референт — предмет обозначения.

176__________________________________________________

Когда чувства «прорываются»t клиент чувствует удив­ление или испуг, редко удовольствие.

Пример: клиент говорит о семейных отношениях в про­шлом: «Это больше не важно, Э-э-э„. (Пауза.) Это раньше было как-то очень важно.,, и у меня нет ни малейшего представле­ния почему». Да, вот1 Я могу забыть об этом сейчас, ведь это вовсе не так важно! Ну и штука! Все эти несчастья — чепуха!»

Еще пример: клиент говорит о безнадежности: «Я до сих пор удивляюсь силе этого* Мне кажется, именно так я чув­ствую себя».

Чувства все более принадлежат клиенту, и у него растет желание слиться с этими чувствами, быть действительно самим собой.

Пример: «На самом деле суть в том, что я вовсе не ласковый

терпеливый парень, которым я стараюсь казаться. Я раздражи­телен. Мне хочется огрызаться, иногда я бываю эгоистичным, и я не знаю, почему я должен притворяться, что я не такой».

Это — яркий пример большего принятия всех своих чувств.

Переживание течет свободно, оно не отдалено и часто про­является с маленькой отсрочкой.

Между организмическим событием и полным субъективным его переживанием протекает очень мало времени. Изумитель­но точное описание этого процесса дано у одного клиента.

Пример: «Мне еще трудно понять, что значит эта грусть и эти слезы. Я знаю только, что я чувствую это, когда прибли­жаюсь к определенным чувствам, и обычно, когда я плачу, это помогает мне как бы пробиться сквозь стену, которая воз­двигнута мной из-за каких-то происшедших событий. Мне почему-то больно, и затем автоматически это заслоняет что-то, и затем я чувствую> что не могу действительно коснуться чего-то и сильно это чувствовать.„ И если бы я смог чувство­вать и мог дать себе возможность пережить сиюминутное чув­ство, когда мне больно, я бы немедленно начал плакать именно тогда, но я не могу»*

Здесь можно видеть, что чувства являются внутренним референтом, к которому человек может обратиться, чтобы прояснить дело. В то время когда он ощущает свои слезы, он

___________________________________________________177

сознает, что это — отсроченное и частичное переживание его боли. Он также сознает, что его защитные реакции не дают ему переживать болъ тогда, когда она возникает.

Способы истолкования опыта становятся намного свободнее. Наблюдаются новые открытия личностных структур как тако­вых, их критически рассматривают, выражают в них сомнение.

Пример: человек говорит: «Мысль о том, что мне нужно угождать, что я должен делать это, была одной из основ моей жизни. (Тихо плачет.) Это как бы, вы знаете, одна из нео­споримых аксиом — то, что я должен угождать. У меня нет выбора. Я именно должен делать это».

Здесь ясно, что эта основа была конструктом и что прихо­дит конец его не подвергавшемуся сомнению статусу.

Имеется сильное и очевидное стремление к тому, чтобы дифференциация чувств и смыслов была точной.

Пример: ♦♦«во мне растет какое-то напряжение, или ка­кая-то безнадежность, или какая-то незавершенность чего-то, и моя жизнь* конечно, сейчас очень несовершенна». Я просто не знаю... Мне кажется, наиболее близко подходит слово без­надежность*.

Очевидно у он старается ухватить точное название того, что

выражает его переживание.

Происходит все более ясное осознание противоречий и не­соответствий в опыте.

Пример: «Мой сознательный ум говорит мне, что я — сто­ящий человек. Но что-то внутри говорит, что я не верю это­му, Я думаю, что я крыса — ни на что не способный человек, У меня нет веры, что я способен что-то сделать**

Наблюдается все возрастающая личная ответственность за встающие проблемы, озабоченность о том, какой вклад он внес в их решение* Внутренние диалоги становятся все более сво­бодными. Постепенно разрушается блокада в общении с са­мим собой.

Иногда эти диалоги вербализуются.

Пример; «Что-то во мне говорит: "От чего еще я должен отказаться?" Вы уже взяли у меня так много. Это я говорю с

178___________________________________________________

собой — то, что "Я" внутри, говорит с тем "Я'\ которое и яв­ляется хозяином. Оно жалуется сейчас и говорит: "Ты подби­раешься слишком близко! УходиГ».

Еще пример: часто эти диалоги протекают как слушание себя, как проверка понимания прямого референта пережива­ния. Так, клиент говорит: «Не смешно ли это? Я никогда на это так не смотрел, Я стараюсь это проверить. Мне всегда казалось, что это напряжение скорее имеет внешнюю причи­ну, чем это... что это не было чем-то, что я так использовал. Но это верно.» это действительно верное,

Я надеюсь, что примеры, относящиеся к пятой стадии про­цесса становления> которые даны здесь, проясняют несколько вопросов. Во-первых, эта стадия находится на расстоянии не­скольких сотен психологических миль от описанной первой стадии. Здесь многие качества клиента приобретают текучесть по сравнению со статичностью первой фазы. Клиент гораздо ближе к своему организмическому бытию, которое всегда пред­ставляет собой процесс. Он гораздо ближе к потоку своих чувств. Структуры его опыта стали более свободными, постоянно све­ряются с референтами и фактами вне и внутри него. Его опыт гораздо более дифференцирован, и поэтому протекающая внут­ренняя коммуникация может быть более точной*

Примеры, характеризующие процесс в одной области

Поскольку я имел обыкновение говорить, будто клиент как целое находится на той или иной стадии, разрешите мне, перед тем как перейти к описанию следующей стадии, опять под­черкнуть, что в каких-то областях личностных смыслов про­цесс может идти на уровне более низком, чем основной уро­вень, из-за опыта, находящегося в резком противоречии с представлением о себе. Возможно, я смогу показать на при­мере одной области чувств клиента, как описываемый мной процесс происходит на одном узком отрезке опыта.

В одном случае психотерапии, довольно полно изложенном Шлином, качество самовыражения в беседах находилось при­близительно на третьей и четвертой стадиях нашего конти-

_ _„___^________ 179

нуума процесса. Затем, когда клиент обращается к сексуаль­ным проблемам, процесс находится на более низком уровне континуума*

В шестой беседе клиент чувствует, что есть вещи, о кото­рых будет невозможно рассказать тераписту, затем «после долгой паузы почти неслышно упоминает, что чувствует зуд в области прямой кишки, причину которого врач не мог объяс­нить». Здесь проблема рассматривается как полностью нахо­дящаяся вне личности клиента, переживание очень отдалено от него* Это, казалось быт характерно для второй стадии про­цесса, описанной нами* Но не будем спешить с выводами.

В девятой беседе зуд перешел на пальцы. Затем с большим смущением клиент описывает свои детские игры, связанные с раздеванием и другими сексуальными действиями. Здесь также в описании действия обезличены, чувства относятся к прошлому, хотя ясно, что они принадлежат к более высокой стадии на шкале. Клиент заключает: «Потому что я плохая, аморальная, вот и все=к Здесь имеется высказывание о себе и недифференцированный статичный личностный конструкт* По качеству высказывание относится к третьей стадии нашего процесса, так же как и последующее утверждение о себе, по­казывающее большую дифференциацию личностных смыслов:

«Я думаю, что внутри я гиперсексуальна, а внешне — не­достаточно сексуальна, чтобы вызвать такую реакцию, которую я хочу,,. Я бы хотела быть одинаковой и внутри, и внешне»•

Последняя фраза, в которой высказывается легкое сомне­ние в правильности конструкта, по своему качеству относит­ся к четвертой стадии.

В двенадцатой беседе сомнения этой женщины возраста­ют, когда она решает, что вовсе не была рождена для развра­та. Это высказывание по своему качеству явно относится к четвертой стадии, оно определенно выражает вызов глубоко укоренившемуся способу истолкования своего опыта. В этой беседе она также набирается смелости сказать тераписту: «Вы — мужчина, красивый мужчина, и вся моя проблема заключается в таких мужчинах, как вы. Было бы легче и проще, если бы вы были пожилым, но не лучше в конечном

180_____________________^__^_^__^___^__

счете». Взволнованно и смущенно она продолжает: «Это все равно что быть раздетой. Я так перед вами раскрылась». Здесь выражается непосредственное чувство, конечно, с неохотой и страхом, но оно выражается, а не описывается. Переживание опыта гораздо менее отдалено от нее и менее связано струк­турой, Оно появляется почти немедленно, но почти не прини­мается клиентом. Во фразе «легче и проще, но не лучшее налицо более резкая дифференциация смыслов. Все это пол­ностью характерно для нашей четвертой стадии процесса,

В пятнадцатой беседе она описывает свой прошлый опыт и чувства, относящиеся к сексу и обладающие качествами опи­санных нами третьей и четвертой стадий. В какой-то момент она говорит: «Я хотела чувствовать боль, поэтому я начала сближаться с мужчинами, которые могли, по моему мнению, причинить мне боль своими пенисами. Я получала удоволь­ствие от секса, когда чувствовала боль. Я испытывала удов-летворение от того, что меня наказывали за удовольствие». Это — способ толкования опыта, который воспринимается как таковой, а не как внешний факт. Здесь также явно наличе­ствует и сомнение, хотя оно только подразумевается- Имеет­ся осознание и некоторого беспокойства относительно проти­воречивых элементов в опыте — удовольствия, с одной сторо­ны, и чувства, что ее следует наказать, — с другой. Все эти качества характерны для четвертой стадии или даже для ста­дии немного выше.

Несколько позже она описывает пережитое в прошлом силь­ное чувство стыда при получении удовольствия от секса* У ее двух сестер, «скромных уважаемых дочерей», не было оргаз­ма, «поэтому снова я была плохой^. До этого момента ее сло­ва относятся к четвертой стадии. Затем она вдруг спрашива­ет: «А может быть, мне действительно повезло?* Чувство удивления в этом выражении, прорыв этого чувства, непос­редственное переживание изумления, откровенное сомнение в верности своего прежнего личностного конструкта — все это явные качества пятой стадии, только что нами описанной. Находясь в атмосфере принятия, она продвинулась в процес­се своего развития далеко вперед от второй стадии.

_________________„___181

Надеюсь, этот пример показывает, как индивид, будучи принимаемым, в процессе развития становится все более и более свободным и подвижным в данной области личностных смыслов. Возможно, это также покажет, что процесс все уве­личивающегося движения развертывается не за минуты и часыт а за недели или месяцы. Продвижение идет скачками, то немного отступая, то останавливаясь, когда оно захваты­вает более широкую область смыслов, но в конечном счете оно идет дальше.

Шестая стадия

Если я смог передать диапазон и качество увеличивающейся освобожденности чувств, переживания и истолкования опы­та, характерных для предыдущих стадий, тогда можно при­ступить к рассмотрению следующей стадии, которая, соглас­но наблюдениям, является весьма критической- Разрешите посмотреть, могу ли я раскрыть ее характерные качества так, как я их понимаю.

Если клиент, как и раньше, полностью принимается в от­ношениях с терапистом, то за характеристиками пятой ста­дии следует очень отличающаяся от нее и часто драматичная шестая стадия. Она имеет следующие отличительные черты:

Прежде застрявшее чувство, движение, которое было заб­локировано, на этой стадии переживается непосредственно.

Чувство течет, выявляя свое полное качество.

Чувство в настоящем переживается сразу, непосредствен­но во всем его богатстве.

Принимается непосредственность переживания и чувство, составляющее его содержание. Клиент его не страшится, он его не отрицает и не борется с ним.

В этих высказываниях была сделана попытка описать раз­личные аспекты того, что в реальности отличается ясностью и определенностью. Чтобы полностью раскрыть сущность этой стадии, необходимо было бы предъявить записанные на пленку

примеры, но я постараюсь проиллюстрировать эту стадию на одном примере. Довольно-таки пространный отрывок из вось-

182________________^_

мидесятой беседы с молодым человеком может показать вам, как клиент входит в шестую стадию.

Пример: «Я могу даже представить себе, что я мог бы про­являть какую-то нежную заботу о себе». Однако как я могу быть нежным, заботиться о себе, когда "Я" и "себе/*1 — это одно и то же? Тем не менее я могу так ясно чувствовать это.-Вы знаете, как заботятся о ребенке. Вы хотите дать ему и это, и то.„ Я легко могу увидеть эти цели, касающиеся кого-то другого— но я никогда не смогу воспринять их для... себя, сделать это для себя, вы понимаете. Возможно ли, что я хочу действительно заботиться о себе и сделать это главной целью своей жизни? Это значит, что я должен иметь дело с целым миром, как будто бы я был попечителем самого лелеемого и желанного предмета обладания, что этот "Я" был между этим драгоценным "Меня", о котором я хотел заботиться, и целым миром... Это почти так же» как если бы я любил себя,., вы знаете-,, это странно,., но это правда».

Терапист: «Кажется, это странная мысль. Почему это бу­дет значить "Я бы встретил мир так, как будто частично моя основная обязанность — заботиться об этом драгоценном ин­дивиде, который и есть "Меня",» кого я люблю"».

Клиент; «Кого я люблю — к тому я чувствую такую бли­зость. Вот так штука! Вот и еще одно странное чувство*.

Терапист: «Это прямо кажется сверхъестественным».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.