Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод беседы в психологии 13 страница




Клиент: «Ага. Но оно как-то близко к цели. Эта мысль о том, что я люблю себя и забочусь о себе* (Глаза клиента ув­лажняются,) Это очень хорошая мысль-,, очень хорошая».

Запись бесед помогла бы выявить тот факт, что здесь мы видим чувство, которое до этого никогда не переживалось, оно прочувствовано клиентом непосредственно в тот же момент. Это чувство, которое протекает до своего полного завершения, без торможения. Клиент принимает свое переживание и не де­лает никаких попыток отстранить это чувство или отрицать его.

в форме «I» и «те» — «себе» представляют собой «наблюдаю­щее Я* и «Я — эмпирическое ("те"}* — объект собственного вос­приятия индивида.

_________________________________________ 183

Клиент субъективно живет в этом опыте, а не просто про­являет свои чувства к нему.

В своих словах клиент может достаточно отстраниться от своего опыта, чтобы проявить свои чувства к нему* как в выше данном примере; однако из записей видно, что слова находятся на периферии переживания опыта, которое протекает внутри него и в котором он живет. Наилучшим образом это передано его словами: «Вот так штука! Вот и еще одно странное чувство».

«Я» как объект имеет тенденцию к исчезновению.

«Я* в этот момент и есть это чувство. Это — бытие в дан­ный момент, «Я* мало осознается как объект, но в основном осознается с помощью возвращающегося к «Я* рефлексивно­го осознания, как его называет Сартр1, «Я* субъективно на­ходится в моменте существования и не является предметом восприятия.

Переживание на этой стадии является реальным про­цессом.

Пример: один клиент, приближающийся к этой стадии, говорит» что он чувствует испуг, источником которого явля­ются его тайные мысли. Он продолжает: «Бабочки— это мысли, наиболее близкие к поверхности. Под ними течет бо­лее глубокий поток. Я чувствую себя очень отдаленным от всего этого. Более глубокий поток похож на большой косяк рыбы, плывущий у самой поверхности воды, А сам я, сидя с зажатой в одной руке удочкой, на леске которой вместо крюч­ка прицеплена загнутая булавка, другой рукой пытаюсь отыс­кать крючок получше и одновременно наблюдаю как некото­рые рыбы буквально выскакивают из воды. Мне приходит в голову мысль нырнуть- Это меня пугает. Я ловлю себя на мысли, что я сам хочу быть одной из этих рыб*.

Терапист: «Вы хотите быть там, внизу, так же плавая».

Хотя этот клиент еще не полностью переживает свои чув­ства в виде процесса и поэтому не совсем является примером

1 Сартр Ж.П. (1905—1980) — французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма.

184___________^^__„__________„______™^___

шестой стадии континуума, он так ясно предвидит это, что его описание имеет тот лее смысл»

Другой характеристикой этой стадии является сопровож­дающее ее физиологическое расслабление.

Часто наблюдается влага в глазах, слезы, мускульное рас­слабление. Нередко встречаются и другие физиологические сопутствующие признаки, Я бы предположил, что в это мгно­вение, если бы провести измерения, было бы обнаружено улуч­шение кровообращения и проводимости нервных импульсов. Пример * естественной* природы всех этих ощущений приве­ден в следующем отрывке-

Пример: клиент, молодой человек, выразил желание, что­бы его родители либо умерли, либо как бы исчезли: «Это по­хоже на желание, чтобы они куда-то делись или никогда и не были... И мне так стыдно, потому что потом они зовут меня, й вот я иду.,, Дерг! Они как-то еще сильны, Я не знаю. Есть какая-то пуповина— я могу почти чувствовать ее. Дерг!* (И он жестом показывает, как его дергают за пупок.)

Терапист: «Они действительно держат тебя за пуповину&.

Клиент: «Удивительно, как реально это чувствуется.,. Это ощущение как бы жжения, и, когда они говорят то? что меня волнует, я чувствую это вот здесь (показывает). Я никогда об этом так не думал*.

Терапист: «Когда ваши отношения нарушаются, вы чув­ствуете, будто ваша пуповина натягивается*-

Клиент: «Ага. Именно так, где-то в животе. Трудно опре­делить, что именно я чувствую*.

Из этого отрывка ясно, что клиент живет в потоке чувства

зависимости от своих родителей* Однако было бы совершен­но неверно сказать, что он это воспринимает- Он — в этом чувстве, переживая его как напряжение своей пуповины.

На этой стадии внутренняя коммуникация относительно свободна и не заблокирована.

Мне кажется, это хорошо отражено в данных примерах. Конечно, фраза «внутренняя коммуникация* уже не совсем правильна, так как примеры показывают, что критическим

________________________________„_____185

является момент интеграции, когда коммуникация между различными внутренними центрами уже не является необхо­димой, потому что они вместе становятся одним целым.

Активно переживается несоответствие между опытом и его осознанием, пока оно не переходит в соответствие. От­носящиеся к опыту личностные конструкты растворяются в этом моменте переживания, и клиент чувствует, что он независим от предыдущих устойчивых связей структур*

Мне кажется, что эти две характеристики будут более по­нятны из последующего примера. У молодого человека воз­никла трудность, когда он подходил близко к описанию не­известного чувства: «Я почти уверен, какое это чувство.,• оно таково: я прожил большую часть моей жизни7 испытывая страх перед чем-то». Он рассказывает, что его профессиональ­ная деятельность должна как раз дать ему немного безопас­ности и «небольшой мирок», где он мог бы чувствовать себя в безопасности. «Вы понимаете.,, — продолжает он, — по той же причине (пауза) я как бы разрешил ему просочиться* Но я также связал его с вами и с нашими с вами отношениями, но я чувствую лишь одно — страх, что это все уйдет. (Его тон изменяется, он входит в свое чувство.) Не разрешите ли вы мне это иметь? Мне кажется, что я нуждаюсь в этом, Я буду таким одиноким и испуганным без этого».

Терапист: «Г-м-м, г-м-м». Разрешите мне уцепиться за это, потому что иначе мне будет очень трудно. Это какая-то моль­ба, да?»

Клиент: «Y меня такое чувство —- это как бы просящий маленький мальчик. Это жест мольбы тк (Складывает руки, как на молитве.)

Терапист: «Вы сложили руки как бы в мольбе*.

Клиент: «Ага, верно: "Не сделаете ли вы это для меня?" Так? Но это ужасно! Кто, я? Молить о чем-то?.» Это», это чув-ство, которое я вообще никогда ясно не осознавал (пауза). Это какое-то смешанное чувство. С одной стороны, мне кажется, это чудесное чувство — рождение нового. Каждый раз это меня изумляет, И в то же время я чувствую испуг, как неоднок-

186 _____________

ратно было в прошлом- (Слезы,) Я просто не знаю себя. Вот здесь вдруг появляется что-то, чего я никогда не осознавал, будто я стал таким, каким хотел быть*-

Здесъ мы видим полное переживание своего просящего со­стояния, яркое осознание несоответствия между переживани­ем и представлением о себе* Однако это переживание несоот­ветствия существует в момент его исчезновения. Начиная с настоящего момента он является человеком, который чувству­ет мольбу так же, как и многие другие чувства. Когда в этом моменте растворяется его предыдущее понимание себя, он чув­ствует, что освободился от своего предшествующего внутрен­него мира — ощущение одновременно и чудесное, и пугающее.

Момент полного чувствования становится ясным и оп­ределенным объектом для обозначения.

Приведенные примеры показывают, что клиент часто не совсем осознает, чтб «поразило* его в эти моменты» Однако это не кажется столь важным, потому что к этому событию как целостности, референту, если нужно, можно возвратить­ся снова и снова. Мольба, чувство «любви к себе», которые присутствуют в этих примерах, могут оказаться не точно та­кими, какими они описаны. Они, однако, являются четкими объектами для обозначения, к которым клиент может возвра­щаться до тех пор, пока не поймет, что они собой представля­ют. Возможно, это чисто физиологические явления, основа­ние сознательной жизни, к которому клиент может возвра­титься для исследования- Гендлин привлек мое внимание к этому важному свойству переживания как референта* На этой основе он пытается расширить психологическую теорию.

Дифференциация переживания является четкой и имеет основу.

Поскольку каждый из этих моментов является референтом, особой целостностью, он не смешивается с чем-либо другим• На этой основе и по этому поводу возникает процесс четкой д ифферен циации -

На этой стадии нет ни внешних, ни внутренних проблем. Клиент субъективно живет какой-то частью своей пробле­мы* Она не является объектом.

Я думаю, очевидно, было бы неправильно сказать, будто в каждом из этих примеров клиент переживает свою проблему как внутреннюю или как внешнюю. Необходимо указать, что он ушел вперед и в процессе чувствования находится очень далеко от восприятия проблемы как чего-то внешнего. Наи­более правильно, вероятно, сказать, что он не воспринимает свою проблему, а просто живет какой-то частью этой пробле­мы, осознанно ее принимая.

Я так надолго остановился на шестой стадии континуума, потому что считаю ее критической* Мои наблюдения показы­вают, что эти моменты непосредственно принятого полнокров­ного переживания в некотором смысле являются почти нео­братимыми. Приведенные примеры говорят о том, что мои на­блюдения и гипотезы верны: если клиенты будет испытывать подобные переживания, то эти переживания будут обязательно осознаны. Это нежная забота о себе, связь пуповины, которая делает его частью родителей, или зависимость маленького мальчика, молящего о чем-то, — в каждом случае по-разно­му у каждого клиента, И мимоходом я отмечу, что, если пе­реживание полностью осознано, полностью принято, с ним молено совладать, как с любой другой реальностью.

Седьмая стадия

В тех сферах, в которых клиент уже достиг шестой ста­дии, полное принятие его терапистом больше не является необходимым, хотя оно, вероятно, еще полезно* Однако из-за того, что шестая стадия обычно необратима, часто кажется, что клиент не нуждается при переходе на седьмую> последнюю стадию в помощи тераписта* Эта стадия часто наступает как во время психотерапевтических отношений> так и вне их; клиенты скорее рассказывают о ней, чем переживают ее на сеансе, Я постараюсь описать из наблюдений несколько свойств этой стадии.

Новые чувства переживаются во всем многообразии дета* лей немедленно, как в психотерапевтических отношениях, так и вне их.

188___________ ________________________________

Переживание таких чувств используется в качестве впол­не определенного объекта для обозначения.

Клиент совершенно сознательно старается использовать эти референты, чтобы более четко и дифференцированно узнать — кто он, чего хочет, каковы его наклонности- Это верно, даже если чувства неприятны или пугающи.

Наблюдается растущее и длительное ощущение принадлеж­ности чувств, принятых клиентом, а также имеющее основу доверие к процессу, происходящему в нем.

Это доверие первоначально не к идущим процессам осоз­нания, а скорее к целостному организмическому процессу. Один клиент описывает, как выглядит переживание, харак­терное для шестой стадии, используя понятия, типичные для седьмой стадии.

«Здесь, в психотерапии, самое важное — сидеть и говорить: "Вот что меня беспокоит" — и затем флиртовать с этим неко­торое время до тех пор, пока что-то не выжмется на волне силь­ной эмоции, — и дело закончено, все выглядит по-другому. Даже тогда я не могу точно сказать, что же случилось. Я толь­ко выставил что-то, потряс им и убрал обратно, и когда я это сделал, то почувствовал себя лучше. Это немного раздражает, потому что я бы хотел точно знать, что же происходит,.. Это удивительно, так как кажется, что я ничего и не делаю, за исключением того, что бываю настороже и хватаю мысль, ког­да она проходит мимо». И я задаюсь вопросом; что мне с этим делать, если мне все ясно? У этого нет никаких устройств, с помощью которых можно что-то регулировать, или еще чего-нибудь. Только поговори об этом некоторое время и отпусти. И видимо, это все, что здесь есть. У меня остается какое-то не­удовлетворенное чувство — чувство, что я ничего не достиг. Это было достигнуто без моего понимания или согласия*** Дело в том* что я не уверен в качестве переделки, потому что я не смог ее увидеть и проверить... Все, что я могу делать, так это на­блюдать факты* Я стал смотреть на вещи несколько по-друго­му: проявляю гораздо меньше беспокойства и стал намного активнее. В целом дела мои улучшились, я очень доволен тем, как они пошли. Но я чувствую себя как бы зрителем». Через

___________________________________________189

несколько минут после этого довольно-таки неохотного приня­тия происходящего в нем процесса он добавляет: «Мне кажет­ся, что работа идет лучше, когда мое сознание занято лишь фактами, а их анализ идет сам по себе, без внимания сознания».

Переживание почти не связано структурой и стало про цессом, то есть ситуация переживается и толкуется как новая, а не как бывшая в прошлом.

Пример, приведенный при описании шестой стадииt пред­полагает то качество, которое я пытаюсь объяснить* Другой пример из совсем другой области связан с клиентом, который в последующей беседе о&ъясняет новое качество, появившееся у него в творческой работе, Обычно он следовал определенно­му порядку: «Вы начинаете с начала и затем равномерно иде­те до конца». Сейчас он осознает, что сам процесс изменился: «Когда я работаю над чем-то, представление о нем проявляет­ся как скрытое изображение, как при проявлении фотографии. Оно не начинается с одного края, заполняя все пространство* Оно выходит все сразу. Сначала вы видите неясное очертание и спрашиваете себя, что это будет; затем постепенно то там, то здесь проглядывают очертания, и очень скоро все становится ясным — все сразу р. Очевидно, что клиент не только стал до­верять этому процессу, но и переживает его таким, каков он есть* а не с помощью понятий прошлого опыта.

«Я» становится все более субъективным рефлексивным осознанием внутреннего опыта, *Я& гораздо реже выступает как воспринимаемый объект и гораздо чаще как что-то, чув­ствуемое как процесс.

Можно привести пример из той же беседы с клиентом, которая цитировалась ранее. Здесь из-за того, что он говорит о своем опыте после психотерапии, он снова осознает себя как объект, но ясно, что это не характеризует его каждодневный опыт. После рассказа о многих изменениях в себе он говорит: «На самом деле до сегодняшнего вечера я не связывал все это с психотерапией». (Шутливо.) Вот здорово! Может быть, что-то действительно происходит. Потому что моя жизнь с тех пор стала другой. Продуктивность моей работы поднялась. Моя уверенность в себе увеличилась* Я стал смелым в ситуациях,

190___________________________________________________

которых раньше старался бы избежать, А также я стал гораз­до менее наглым в ситуациях, в которых до этого я был бы просто несносен»- Ясно, что только впоследствии он реально осознал, каков он был раньше*

Личностные конструкты получают другое вероятное истол­кование, их значимость проверятся в последующем опыте, но даже в этом случае они достаточно свободны.

Клиент описывает, как изменились такие конструкты бли­же к концу психотерапии. «Я не знаю» что изменилось, но я определенно чувствую себя по-другому, когда смотрю на свое детство,,* и враждебность, которую я чувствовала к моей мате­ри и отцу, частично испарилась- Чувство их осуждения изме­нилось на принятие того факта, что мои родители делали мно­гое, что мне не нравилось. Но у меня возникло чувство как бы заинтересованного волнения, что ли,., вот здорово.,, сейчас, когда я обнаруживаю, что было неправильно, я могу что-то сделать„. исправить их ошибки*. Здесь резко изменилось ис­толкование клиентом опыта, связанного с родителями.

Другой пример можно взять из беседы с клиентом, кото­рый всегда чувствовал, что должен угождать людям: «Я спо­собен увидеть, как это будет выглядеть,*, когда не имеет зна­чения, если я вам не угождаю^ что угождение вам или не­угождение — это вовсе не имеет для меня значения. Если бы я мог прямо сказать это людям.» йы знаете.» мысль о том, чтобы просто что-то сказать и не думать, угожу я или нет». О Боже! Ты можешь сказать почти все, что угодно, но это прав­да, вы знаете*, И немного позже он с недоверием задает воп­рос, явно обращенный к себе самому: «вы имеете в виду, что если я буду на самом деле тем, кем, я чувствую, на самом деле являюсь, то это нормально?* Клиент борется за новое истолкование некоторых главных сторон своего опыта.

Внутренняя коммуникация становится недвусмысленной, чувства имеют соответствующее им обозначение, для новых чувств вводятся новые обозначения.

Клиент чувствует, что может выбрать новые способы существования.

__________________________________________________________191

Поскольку все стороны опыта доступны для осознания, выбор становится правильным и эффективным, В данном примере клиент как раз начинает это сознавать: «Я стараюсь выбрать такую манеру разговора, чтобы не бояться говорить. Возможно, хороший способ это сделать — думать вслух* Но у меня так много мыслей, что я не смог бы все их высказать вслух. Но возможно, я мог бы позволить себе выражать с помощью речи мои настоящие мысли, вместо того чтобы бол­тать попусту** Здесь клиент чувствует возможность эффек­тивного выбора.

Другой клиент приходит, чтобы рассказать о своем споре с женой: «Я не злился на себя. У меня не было ненависти к себе, я только понял, что веду себя как ребенок, причем де­лаю это осознанно»,

Довольно сложно найти примеры к седьмой стадии, так как достигают ее полностью немногие клиенты* Разрешите мне кратко суммировать качества этой стадии континуума.

Когда индивид в процессе изменения доходит до седьмой стадии, он находится в новом измерении. На этой стадии клиент включает качества движения, потока, изменчивос­ти в каждый аспект своей психической жизни, и это стано­вится ее примечательной характеристикой. Он живет в потоке своих чувств, осознавая и принимая их, а также веря в них. У него постоянно изменяются способы истолкования опыта, поскольку его личностные конструкты изменяются с каждым новым событием жизни. По своей природе его переживание — это процесс. В каждой новой ситуации ис-пытываются новые чувства, которые истолковываются по-новому. Истолкование чувств на основе прошлого опыта происходит лишь тогда, когда новый опыт похож на про­шлый. Клиент переживает чувства непосредственно, зная в то же время, что он переживает. Он ценит точность диф­ференциации чувств и личностных смыслов своего опыта. Внутренняя коммуникация между различными аспектами его «Я* не заблокирована. Он свободно раскрывает себя в общении с другими, и это не стереотипные, а личные отно-

192___________________________________________________

шения. Он осознает себя, но не как объект, это скорее на­правленное на себя осознание, субъективное проживание течения жизни. Он воспринимает себя как ответственного за свои проблемы. Он на самом деле чувствует, что полно­стью отвечает за свою жизнь во всех ее текущих аспектах* Он живет полной жизнью в своем «Я» как постоянно теку­щем и изменяющемся процессе.

Несколько вопросов относительно континуума этого процесса

Разрешите мне предвосхитить несколько вопросов, кото­рые могут быть заданы в связи с процессом, который я ста­рался описать.

Является ли он именно тем процессом, с помощью которо­го происходят изменения личности, или это лишь один из многих видов изменений? Этого я не знаю. Возможно, имеет­ся несколько видов процессов изменения личности* Я бы толь­ко уточнил, что это, кажется, тот процесс, который начинает­ся, когда индивид ощущает, что его полностью принимают.

Приложим ли этот процесс к психотерапиям различных ви­дов или он имеет место только при одной психотерапевтичес­кой ориентации? До тех пор пока у нас не будет еще записей с другими видами психотерапии, на этот вопрос невозможно от­ветить. Однако я бы выдвинул гипотезу, что, вероятно, при пси­хотерапевтических подходахf придающих большое значение когнитивному аспекту опыта и малое — эмоциональному, на­минают действовать совершенно другие процессы изменения.

Каждый ли согласился бы с тем, что это желаемый про­цесс изменения, что он движется в правильных направлени­ях? Я думаю, нет* Мне кажется, некоторые люди не считают текучесть ценным качеством* Суждения такого рода зависят от социальных ценностей, которые должны определяться индивидами и культурами. Этого процесса изменения можно легко избежать с помощью сокращения или отказа от тех взаимоотношений, в которых индивид полностью принима­ется таким, каков он есть.

_______________________________________________193

Является ли изменение в этом континууме быстрым? Мои наблюдения говорят о противоположном. Моя интерпретация работы Киртнера (несколько отличная от его интерпретации) заключается в том, что клиент, возможно, начинает психоте­рапию, будучи приблизительно на второй стадии, и заканчи­вает ее на четвертой стадии. Причем и клиент, и терапист получают взаимное удовлетворение достигнутым прогрессом. Почти невозможно себе представить, что клиент, находящийся на первой стадии, может дойти до полной седьмой стадии. Если бы это действительно произошло, то заняло бы годы.

Правильно ли сгруппированы качества, описывающие каж­дую стадию? Я уверен, что я не один раз ошибался в своих наблюдениях. Я также задаю себе вопрос, какие важные ка­чества были опущены. Я также спрашиваю себя, не могли ли различные элементы континуума быть описаны более эконом­но. На все вопросы такого рода могут быть даны ответы из опыта психотерапии, если различные исследователи будут считать, что гипотезы, выдвинутые мною, имеют достоинства.

Заключение

Я постарался представить в виде незрелых, предваритель­ных набросков течение процесса изменений личности, проис­ходящего, когда клиент ощущает, что его принимают таким, каков он есть. Этот процесс состоит из нескольких волокон,

которые вначале разделены, а затем, по мере продолжения процесса, становятся нераздельным целым.

Этот процесс включает в себя освобождение чувств. На начальном этапе континуума они описываются как отдален­ные, не принадлежащие человеку и не имеющие места в на­стоящем. Затем они представляются как объекты в настоя­щем, принадлежащие индивиду. Потом они описываются как чувства, которыми индивид владеет, и называются тем сло­вом, которое наиболее точно выражает непосредственное пе­реживание. Еще дальше по шкале они переживаются и выра­жаются в непосредственном настоящем времени, причем страх перед процессом развития уменьшается. Также на этой ста-

194________________________________________________

дии чувства, которые ранее отвергались сознанием, проника­ют в него, переживаются, и индивид чувствует* что владеет ими* На самом высоком уровне континуума характерной для индивида становится жизнь в процессе переживания посто­янно меняющегося потока чувств*

Этот процесс связан с изменениями в том, как происхо­дит переживание* Континуум начинается со статичности, в которой индивид очень отдален от своего переживания и не способен пользоваться его скрытым смыслом или обозна­чать его* Переживание обязательно должно отойти в про-шлое> чтобы в нем можно было найти смысл и истолковать настоящее с помощью смысла, обнаруженного в прошлом* От отдаленности по отношению к переживанию индивид движется к признанию переживания как волнующего его процесса, происходящего внутри него* Переживание для клиента постепенно становится все более им принимаемым, внутренним объектом для обозначения смыслов, оно пони­мается все более верно, И наконец, клиент способен жить свободно, принимая себя в текущем потоке переживания, спокойно используя его в качестве главного референта сво­его поведения*

Этот процесс связан с переходом от несоответствия к соот­ветствию* Континуум начинается с максимума несоответствия, совершенно не осознаваемого индивидом* Через стадии, где клиент все более четко осознает противоречия и несоответ­ствия, существующие внутри него, он движется к их пере­живанию в непосредственном настоящем* И таким образом, они постепенно исчезают. В верхней части континуума обыч­но никогда не бывает более чем временного несоответствия между переживанием и его осознанием, так как человеку не нужно защищаться от пугающих сторон его опыта.

Этот процесс связан с изменением в способе, с помощью ко­торого и благодаря которому человек может и хочет сообщать о себе в атмосфере принятия. Континуум начинается с полно­го нежелания раскрыть самому себе свое «Я* как обогащенное и изменяющееся осознание внутреннего опыта, в дальнейшем это легко происходит, когда индивид хочет это сделать.

^___________________________195

Этот процесс связан с ослаблением действия когнитивных схем переживания. От застывшего толкования опыта, кото­рый воспринимается как внешние факты, клиент движется к развивающимся, свободно изменяющимся толкованиям смысла опыта, к структурам, которые изменяются после каж­дого нового опыта.

Имеется и изменение отношения индивида к своим про­блемам. На одном конце континуума проблемы не узнаются и нет желания их изменить, Постепенно появляется осозна­ние, что проблемы существуют* На более поздней стадии име­ется осознание, что индивид способствовал возникновению этих проблем, что они не возникли откуда-то извне* Все воз­растает чувство личной ответственности за решение этих про­блем, Еще дальше по шкале континуума находится прожива­ние или переживание каких-то аспектов этих проблем. Чело­век субъективно живет своими проблемами, чувствуя ответ­ственность за то? что он сделал для их развития.

Наблюдаются также изменения в том, как индивид отно­сится к другим людям. На одном конце шкалы континуума индивид избегает тесных отношений, которые воспринимают­ся им как опасные. На другом конце шкалы континуума он живет открыто и свободно, будучи в различных отношениях с терапистом и другими людьми, управляя своим поведением в этих отношениях на основе непосредственных переживаний.

В общем процесс движется от статичности, где все элемен­ты и нити различимы по отдельности, к текучим пиковым моментам психотерапии, в которой все эти нити нераздельно сплетаются вместе. В новом переживании с его непосредствен­ностью настоящего момента чувство и познание переплетают­ся, «Я* субъективно присутствует в опыте, волевой акт — это просто субъективное следование гармоничному балансу орга­низма- Таким образом, когда процесс достигает этой стадии> человек становится единым движением, единым течением. Он изменился, но что кажется наиболее важным, он стал интег­рированным процессом изменений.

Приложение 2

К. Р. Роджерс

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ1

У меня давно было сильное убеждение — некоторые могут назвать его навязчивой идеей, — что отношения во время психотерапии являются лишь особым видом межличностных отношений вообще и что во всех таких отношениях имеют место одинаковые закономерности. Это была тема, кото­рую я выбрал для выступления перед собранием персонала Американской ассоциации кадров и направляющей помощи в Сент Луисе в 1958 году.

В этой работе я провожу разделение на субъективное и объективное, что является важной частью моего опыта в последние годы. Мне очень трудно создать работу, которая или полностью объективна, или полностью субъективна. Далее если я не могу примирить оба эти мира, я хочу их под­робно сопоставить.

* * *

Мой интерес к психотерапии пробудил у меня интерес ко всем видам помогающих отношений. Под этим термином я понимаю отношения, в которых по крайней мере одна из сто­рон намеревается способствовать другой стороне в личност­ном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими* Под * другими» под-

1 Роджерс К.Р. Вагляд на психотерапию. Становление человека* NL: Издательская группа «Прогресс*, «Универс», 1994. С. 81—100,

______________________...______________197

разумевается один человек или группа. Выражая это иначе> можно сказать, что помогающие отношения могли бы быть определены как такие, в которых один из участников имеет в виду, что скоро у одного или обоих членов отношений дол­жна появиться более высокая оценка своих данных, умение выразить и использовать все потенциальные внутренние воз­можности индивида.

Сейчас очевидно, что такое определение охватывает широ­кий спектр отношений, способствующих развитию* Оно, конеч­но, включает отношения между матерью и ребенком и между отцом и ребенком. К нему относятся отношения между врачом и пациентом, Под это определение подойдут отношения меж­ду учителем и учеником, хотя многие учителя не согласятся с тем, что их целью было способствовать развитию ученика. Это определение включает почти все отношения «консультант — клиент* в психотерапии независимо от того, говорим ли мы о консультировании в образовании, профконсультировании или консультировании относительно личных проблем. В последние входит широкий спектр отношений между психотерапевтом и госпитализированным психопатом, терадистом и невротичес­кой личностью или личностью с проблемами, а также отноше­ния между терапистом и все увеличивающимся числом так на­зываемых «нормальных* индивидов, которые приходят на пси­хотерапию, чтобы улучшить свою жизнедеятельность или ус­корить свое личное развитие.

Это отношения большей частью «один—один». Но следует также пр думать о многочисленных отношениях «один—груп­па*, которые также предназначены для установления помо­гающих отношений. Некоторые управляющие полагают, что их отношения со служащими должны стимулировать их раз­витие, хотя другие не ставят такой цели. К ним же относятся отношения между руководителем психотерапевтической груп­пы и самой группой, а также отношения между консультан­том общины и группой из этой общины* Все чаще помогаю­щие отношения имеются в виду, когда говорят об отношени­ях между консультантом в промышленности и группой уп­равления. Возможно, это перечисление указывает на тот факт,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.