Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие форм личности




Что же происходит с нашей основной, доминирующей формой личности на протяжении жизни? Прежде всего, откуда она берется? И если мы говорим, что человек, поднимаясь по ступеням жизни, из­меняет («изгибаете) свою форму личности, чем определяется возможность такого изменения? В рамках книги, которая посвящена другой проблеме, мы можем ответить на эти сложные вопросы только в тезисной форме.

Во-первых, в каждом из нас одновременно сосуществуют все пять форм личности. Здесь нет ничего необычного, ибо в этих формах отражаются самые общие модели поведения, без освоения которых человек просто не смог бы выжить в сложном, меняющемся мире, а именно: организация, коммуникация, управление (собой и други­ми), познание нового и изменение.

Во-вторых, трудно указать точную дату, когда у человека скла­дываются все пять форм личности: с момента рождения, в 6 месяцев или в 16 лет? Нам кажется, что в такой постановке этот вопрос вооб­ще лишен смысла. В действительности процесс формообразования начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь.

Человек в своем индивидуальном развитии проходит ряд опреде­ленных стадий. Каждая стадия характеризуется помимо всего про­чего тем, какие требования предъявляет к достигшему этой стадии развития человеку среда (прежде всего, социальная). В норме, те возможности, которые создает окружение для достигшего той или иной стадии развития человека, и те вызовы, которые оно ему бро­сает, более или менее соответствуют возможностям самого человека. Причем, возможности, вызовы и требования среды на каждой такой стадии ориентированы преимущественно на развитие или проявление определенной формы личности.

Дошкольное детство — это период спонтанного, непосредственно­го поведения и непуганного творчества. Вокруг столько нового. Ма­лышу хочется узнать так много и так многому нужно научиться. Воз­буждение бьет через край, внимание ребенка неустойчиво, он еще не умеет произвольно управлять своей памятью, мышлением и не осознает многого из того, что делает. Вместо строгой иерархии поня­тий в сознании ребенка вращается калейдоскоп ярких, эмоционально окрашенных образов, а интуитивные догадки выполняют функции пока еще отсутствующего строгого рассудка. Между реальностью и миром фантазий ребенка существует весьма зыбкая граница. Вряд ли стоит продолжать дальше, чтобы сделать напрашивающийся сам собой вывод о сходстве психологии дошкольника с психологической характеристикой Зигзага. Несомненно, было бы серьезной ошибкой считать каждого дошкольника Зигзагом. Мы просто хотели под­черкнуть. что возможности маленького ребенка и соответствующая им система воспитания, правильно организованная взрослыми. способствуют тому. что именно в дошкольном возрасте складываются многие (хотя и не все) психологические черты и модели поведения Зигзага, естественно, наряду с чертами и моделями других форм личности. Так, с самых первых дней жизни родители начинают фор­мировать у ребенка «стороны» будущего Квадрата, организуя режим дня: кормление, сон и т. д. Затем ребенка будут учить отправ­лять естественные потребности социально одобряемым способом, убирать игрушки и т. д. Элементы «круглого» поведения обнаружи­ваются уже на втором месяце жизни ребенка в виде «комплекса ожив­ления» — положительной эмоциональной реакции на появление уха­живающего за ним взрослого. «Стороны» Треугольника заклады­ваются в общении и играх со сверстниками. И даже с трудностями «прямоугольного» состояния ребенок знакомится где-то в 2,5—3 года («кризис трех лет»), когда впервые осознает свое «Я», хотя, конечно, серьезные «прямоугольные» проблемы еще впереди. Иначе говоря, уже с раннего детства, у ребенка формируются элементы всех форм личности, однако, дошкольное детство, если оно конечно не испорчено «стараниями» взрослых, — это период расцвета Зигзага даже у тех, у кого эта форма не является доминирующей. Аналогичные вещи происходят и на всех последующих стадиях индивидуально; разви­тия человека.

Став школьником, ребенок сталкивается с довольно жесткой си­стемой требований взрослых, которые просто необходимо выполнять, чтобы быть успевающим учеником. Кроме того, усвоение основ наук требует от учащихся активного применения линейных, логических рассуждений и, разумеется, развития понятийного мышления. Ясно, что в школьные годы, особенно в младшем и среднем школьном воз­расте, получает преимущественное развитие «квадратная» форма личности. Понятно также, что если доминирующая форма личности человека соответствует специфике определенной стадии развития. этот человек без особых затруднений проходит данную стадию. Ис­тинные Квадраты обычно быстро адаптируются к требованиям шко­лы и хорошо учатся, тогда как Круги и особенно Зигзаги часто огор­чают родителей.

Проблемы подросткового возраста (связанные с половым созре­ванием) и особенно мучительный процесс самоопределения в ранней юности, когда молодые люди должны найти ответы на труднейшие вопросы философского характера (кто я? кем быть? с кем мне no пу­ти? кто мои друзья и кто мои враги? каков мой идеал? в чем смысл жизни?) заставляет почти каждого узнать на собственном опыте, что значит быть Прямоугольником.

Относительно легко или с очень большим рудом сделав свой вы­бор, молодые люди вступают в период ранней взрослости. Незабывае­мые, наполненные интереснейшими делами и событиями годы: учеба в вузе или освоение выбранной профессии, ухаживание и вступление в брак, появление первого ребенка, налаживание быта и т. д. Специ­фика этой стадии (продолжающейся примерно от 20 до З0 лет) со­стоит в том, что без выраженной ориентации на потребности другого, без уважения личности другого, без любви и заботы о другом челове­ка вместо дальнейшего развития ждет застой. В период ранней взрослости на смену юношескому острому ощущению собственной индивидуальности приходит потребность в сближении с другими и в самоопределении через других: товарищей, друзей, супругов, профессоров и начальников и т. д. Даже самый законченный одиноч­ка будет в какой-то мере ориентирован на других в это время, потому что в ином случае, без опыта и помощи старшего поколение ему вряд ли удастся начать нормальную самостоятельную жизнь. Прямоуголь­ное состояние заканчивается, и на протяжении этой стадии у людей формируются более или менее выраженные черты и модели поведения Круга.

Далее наступают «треугольные» тридцатые. Американские психо­логи и социологи называют период от 30 до 40 лет периодом «BOOM» (Becoming One's Own Man), иначе говоря — периодом приобретения независимости, самостоятельности. Действительно, на этой стадии большинство из нас заняты собственной карьерой: кто-то защищает диссертацию, кто-то становится руководителем и т. д. И даже безраз­личные к социальному статусу Зигзаги и Круги на этой стадии заражаются вирусом «треугольного» честолюбия и переносят легкую фор­му болезни достижений.

Увы, где-то в районе 40 или несколько позднее многих опять под­стерегает «прямоугольное» состояние. Этот феномен хорошо изучен в психологии и даже получил свое название: «кризис средних лет» или «кризис сорокалетних». Конечно, если у кого-то дела идут пре­восходно и на работе, и в личной жизни, кризис как таковой практи­чески не ощущается, хотя всем людям свойственно в эти годы как бы оглядываться на пройденный ими путь и более или менее критически его оценивать. Ну а те, у кого есть проблемы, становятся самыми на­стоящими Прямоугольниками. И опять, как в юности, люди задают себе мучительные вопросы, на которые иногда очень трудно ответить: кто я? что со мной происходит? почему я работаю, как вол, а у меня ничего нет? на кого похожи мои дети? и мои ли это дети? кто этот муж­чина (эта женщина), что храпит у меня под боком? неужели жизнь — это и есть та мышиная возня, в которой я погряз (погрязла)? Можно продолжить список вопросов, однако и приведенных достаточно, что­бы уяснить суть и сложность того состояния, в которое попадают мно­гие из нас. Каждый находит свой выход, или оставляя все как есть, или радикально изменяя свой образ жизни. Кому не известны приме­ры «прямоугольных» решений, когда человек бросает без видимых причин хорошую работу и уезжает на край света, разводится ни с того ни с сего, либо начинает пить.

Пройдя с большими или меньшими потерями штормовые «соро­ковые», мы входим в относительно тихую гавань поздней зрелости и, увы, старости. Многое, что недавно казалось таким серьезным, сейчас вызывает лишь улыбку. Дети выросли, появились внуки; накоплен профессиональный опыт, который можно передать молодым; да и жизненный опыт не окажется лишним — кругом также спорят, конфликтуют и даже воюют, как и во времена собственной молодости. Наступает последняя стадия, социальная структура которой стиму­лирует развитие «круглой» формы и позволяет проявить в полной ме­ре черты и поведение Круга. В заключение, мы хотим напомнить, что и здесь есть возможности и требования среды для развития и уж по крайней мере проявления черт всех остальных форм личности, как есть и внутренние потенциалы самой личности для осуществления этого. В конце концов, не для того ли люди придумали игры, в том числе и азартные, чтобы тешить сидящего внутри каждого из нас Зигзага, невзирая на возраст.

Итак, даже из этого весьма схематичного очерка психического развития человека, можно сделать ряд определенных выводов. В лю­бом из нас одновременно сосуществуют в виде возможных моделей поведения все пять форм личности. Процесс их формирования начи­нается с рождения человека и продолжается до его смерти. На каж­дой возрастной стадии развитие получают черты и модели поведения какой-то одной формы личности: Зигзага, Квадрата, Круга и т. д. хо­тя одновременно развиваются, пусть в меньшей степени, элементы остальных психогеометрических форм. Это очень важный вывод, поскольку он означает, что даже в случае искажения возрастного раз­вития в результате неправильного воспитания или каких-то драмати­ческих событий, мешающих сформировать черты и модели опреде­ленной формы личности на соответствующей им стадии, человек всегда может исправить ошибку на более поздних этапах. Наконец, очевидно, что, проходя в своем развитии описанные стадии, человек получает возможность вести себя в соответствии с любой формой лич­ности (в различном возрасте или в разных ситуациях), однако не те­ряет при этом стержня, той доминирующей формы, которая часто образуется очень рано. Свойства остальных форм личности прояв­ляются в его поведении, как правило, с меньшей вероятностью и только в определенных ситуациях. Возьмите в качестве примера хотя бы Долохова из «Войны и мира» Льва Толстого. При всем желании невозможно назвать дуэлянта и скандалиста Долохова Кругом, одна­ко даже он проявляет «круглые» черты: нежность и заботу о старуш­ке-матери. Можно привести и более прозаический пример: многим знакома ситуация, когда истинно «треугольный» руководитель сме­няет львиное рычание на «круглое» мурлыкание в кругу семьи. Тем не менее не стоит обольщаться насчет «треугольных» нежностей; даже небогатый жизненный опыт позволяет отличить их о работы и нежности подлинного Круга. Короче говоря, человек проносит свою доминирующую форму личности через всю свою жизнь. И когда кому-то, например Треугольнику, пережившему «прямоугольный» период, удается, стать Кругом, такой Круг нет-нет, да и покажет свои «тре­угольные» зубы.

Что же определяет относительную устойчивость доминирующей формы личности у того или иного человека? Самый короткий ответ — природные предпосылки, система воспитания и жизненные обстоя­тельства. Нам не хотелось бы затрагивать здесь извечный вопрос: что важнее? Он напоминает нам не менее известный вопрос, что было раньше: курица или яйцо? Скорее всего, то, какая доминирующая форма личности возникнет у конкретного человека, будет зависеть от влияния неразложимого на элементы сплава этих трех факторов. Так, человеку со слабой нервной системой вряд ли придется по фигуре «треугольная» одежда. Далее, одно дело, когда ребенок растет в се­мейной атмосфере любви и заботы, другое — когда он воспитывается в детском доме. Да и стиль воспитания в семье чрезвычайно сильно влияет на образование доминантной формы. Чрезмерные ожидания со стороны родителей и поощрение честолюбивых устремлений их чада, наложенные на сильную, подвижную нервную систему послед­него, дадут мощный импульс развитию «треугольной» формы лич­ности. А излишняя строгость родителей плюс флегматический темпе­рамент ребенка скорее всего приведут к пополнению племени Квад­ратов. Пожалуй, этих иллюстраций достаточно для понимания обще­го положения о факторах, влияющих на образование и сохранение доминирующей формы личности.

А теперь, в завершение нашего экскурса в возрастную психогео­метрию, нам осталось рассмотреть, какие изменения претерпевает та или иная доминирующая форма личности с годами, в процессе накопления жизненного опыта. Очевидно, у каждой формы личности есть предпочитаемый вектор изменений и запрещенные линии эволюции. Другими словами, мы хотим поговорить сейчас о том, каким станет Квадрат или, например. Треугольник, пройдя немалый отрезок жиз­ненного пути. С. Деллингер называет такие формы «развитыми». Поскольку, занимаясь психогеометрией около двух лет, мы по понят-ным причинам не могли собрать данные о закономерностях эволю­ции доминирующих форм личности; нам придется при описании раз­витых форм опираться преимущественно на материалы С. Деллин­гер. которые, на наш взгляд, не вызывают сомнений в надежности.

Развитый Квадрат. Существуют три вероятных (иначе говоря, встречающихся в жизни) варианта эволюции Квадрата.

Во-первых, это превращение реального Квадрата, у которого и углы могут быть не совсем прямые, и, естественно, стороны не совсем уж одинаковы, в идеальный математический объект с абсолютно пря­мыми углами и абсолютно равными сторонами. Иначе говоря, конеч­ный результат — Квадрат в квадрате! Так бывает, когда Квадраты, год за годом следуя без отклонений заведенному ими же самими по­рядку, углубляют колею ритуалов, стереотипов, шаблонов до такой степени, что выбраться из нее уже не удается. Такие люди после 40— 50 лет наглухо замыкаются в своих «квадратных футлярах». Вряд ли нужно особо говорить о сложностях общения с ними.

Во-вторых. Квадраты часто эволюционируют к Треугольнику. По­жалуй, это наиболее вероятный вариант, причиной которого обычно является медленное, но верное продвижение Квадрата вверх по служебной лестнице. Профессиональных знаний ему не занимать, и опыта работы, накопленного за долгие годы, вполне достаточно, что­бы чувствовать себя уверенно, принимая управленческие решения. Да ч отделить главное от второстепенного в своей профессиональной области ему не так уж трудно, имея такой опыт. И вот, заняв руково­дящую должность, вследствие своей обязательности, ответствен­ности, серьезного отношения к работе, чтобы оправдать доверие вышестоящего начальства. Квадрат преодолевает слабые стороны своего характера и развивает в себе смелость, решительность, спо­собность концентрироваться на главном, умение делегировать пору­чения подчиненным. Иначе говоря, из ответственного исполнителя превращается в руководителя.

Тем не менее, нам хотелось бы подчеркнуть, что в этом случае развитый Квадрат не становится подлинным Треугольником, а оста­ется Квадратом, хотя и с «треугольной» надстройкой (крышей?). Приобретенная «треугольность» ситуативна и проявляется прежде всего на работе, там, где она и была развита. Нередко можно наблю­дать довольно забавную сцену, когда такой «треугольный» Квадрат, забыв о своей истинной природе, пытается применить особенные им в одной области «командирские навыки» для решения проблем в совершенно иной сфере, например, бытовой. Столкнувшись с от­крытой конфронтацией и агрессией, такой человек часто оказывается в состоянии растерянности и быстро ретируется, что никогда не сде­лает истинный Треугольник. Иногда бывает и по-другому. Природное упрямство Квадрата, помноженное на «треугольные» замашки повышает его конфликтоустойчивость. Однако недостаток у развито­го Квадрата природной хитрости Треугольника приводит к тому, что такой человек может быть агрессивным в конфликте и осуществлять мощное прямое давление на противника, не видя при этом более тонких и эффективных способов разрешения конфликтной ситуации.

Наконец, третья линия эволюции Квадрата связана со сферой личной жизни и имеет своей конечной целью Круг. Этот вариант раз­вития связан с наибольшими усилиями со стороны черство; о. холод­ного, рационального Квадрата и может доставить ему немало му­чительных переживаний. Как правило, процесс «округлениям Квадра­та запускается каким-то важным для него, чаще всего драмати­ческим, событием в личной жизни: разводом, смертью близкого, любимого человека, длительной разлукой с родными. Стоик-Квадрат в этих случаях неожиданно, помимо своей воли, остро осознает свою неудовлетворенную потребность в человеческой близости. Захлеснутый волнами высвободившихся чувств, неопытный Квадрат может поначалу натворить много глупостей (если вы скажете, что то вовсе не Квадрат, а Прямоугольник, мы охотно с вами согласимся). Посте­пенно, однако, все возвращается на круги своя, поскольку даже сильным переживаниям чаще всего не удается сокрушить «квадрат­ную» добропорядочность. Тем не менее, теплые волны чувств сделали свое дело: сгладили (оплавили?) углы Квадрата, превратив его в бо­лее нежное, чувствительное, способное к сопереживанию существо. После долгих лет жизни в постоянно охлаждаемой Квадратом, раз­ряженной атмосфере, друзья, родные и близкие наслаждаются исхо­дящими от него волнами душевного тепла. Но и здесь мы должны влить ложку дегтя в бочку меда. Даже «округленный» Квадрат оста­ется несмотря ни на что Квадратом. После того, как период сума­сбродств закончен, проблемы так или иначе решены, вековой лед, ско­вывавший чувства Квадрата, изрядно подтаял, развитый Квадрат, возлюбивший ближних своих, все равно не будет подбирать и кормить бездомных кошек и собак (любовь к порядку остается в силе), как это обычно делает истинный Круг.

Развитый Треугольник. Интересно, что на практике у Треуголь­ников обнаруживается один вариант эволюции — к Кругу. В общем, это не так уж неожиданно, если знать психологию человека. А к какой еще форме эволюционировать Треугольнику, у которого и так есть все, о чем другие могут лишь мечтать (это сказано с позиции самого Треугольника)? Разве что немного отдохну и, расслабиться, заняться семьей. Следовательно, Круг, и ни что другое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.