Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса/предложения - реакция рынка на маркетинговые воздействия, прежде всего на изменение цен и дохода




Таким образом, эластичность спроса и предложения - явле­ние специфически рыночное, обусловленное проявлением действия рыночных законов, эластичность которых проявляется в чрезвы­чайной гибкости и изменчивости, зависимости от влияния различ­ных социально-экономических факторов, в первую очередь таких, как цена и денежный доход. Некоторые исследователи1 делят эла­стичность на:

кратковременную, когда покупатели временно сокращают по­купки, реагируя тем самым на шок, вызванный скачком цен (в этом случае спрос довольно быстро восстанавливается под влиянием компенсирующих факторов);

долговременную, когда изменение спроса происходит длитель­ный период. Следует отметить, что векторы действия факто­ров на спрос и предложение противоположны, полярны. Рост цен, например, приводит к сокращению спроса, но к увеличе­нию предложения, что является проявлением действия закона стоимости.

1 Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. - С. 566-567.

Спрос на потребительском рынке реагирует на изменения цен и дохода практически мгновенно, а на оптовом - с определенным лагом, поскольку он в какой-то мере детерминирован направлен­ной деятельностью оптовых коммерсантов, основанной на той или иной маркетинговой стратегии, использующей различные мето­ды стимулирования спроса. То же можно сказать и о предложе­нии, эластичность которого проявляется в организованных фор­мах контрактных (договорных) связей поставщиков и оптовых покупателей. Здесь существенным элементом эластичности явля­ется время, в течение которого оптовый продавец приспосабли­вается к изменению цен. Конечно, время реакции на изменения цен зависит от целого ряда условий, в частности от развитости систем информации.

На феномен чувствительности (иногда говорят: чуткости) спро­са и предложения от воздействия внешних факторов исследовате­ли социально-экономических процессов обратили внимание еще в начале XIX в. Французский экономист О. Курно высказал мне­ние, что в определенном смысле спрос есть функция цены. Эту идею впоследствии развил английский исследователь А. Маршалл, выразивший ее в виде формулы

D = f (р), [5.22]

где D - спрос (англ, demand);

р - цена (англ, price).

Многие исследователи, занимаясь оценкой влияния цен на спрос, заметили, что спрос на каждый товар зависит не только от цены этого товара, но и от цен на другие товары. В 80-х годах прошлого века швейцарский экономист Л. Вальра, представитель так называемой лозаннской школы, на основе первичного уравне­ния, предложенного О. Курно, представил свой вариант эластич­ности спроса в виде формулы

dx=f(px,P1 ,P2 ...Pn), [5.23]

где dx - спрос товара X;

p x - цена товара X;

p1 , p2...рn - цены других товаров.

На этой идее базируется теория перекрестной эластичности, получившая развитие впоследствии. Мы в дальнейшем вернемся к ней.

Взгляды Курно - Маршалла в последующие годы были раз­виты другими видными исследователями (в частности, В. Паре-то, Е. Слуцким, Д. Хиксом и др.), которые ввели в понятие элас­тичности фактор дохода. Об эластичности спроса от факторов цены и дохода писал также К. Маркс в «Капитале»1. Известный создатель теории «экономике» П. Самуэльсон рассматривает эла­стичность спроса от цен как степень реакции покупаемого коли­чества товара от колебаний рыночных цен2.

Следует обратить внимание, что у цены и дохода обратные векторы влияния на спрос: при увеличении цены спрос, как пра­вило, падает, а при увеличении дохода спрос, опять-таки как пра­вило, растет (хотя из этого правила есть исключения).

[5.24]

Меру эластичности определяет количественный показатель - коэффициент эластичности, предложенный А. Маршаллом в виде следующего отношения:


Довольно часто эту формулу используют в преобразованном виде:

[5.24а]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.