Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология консультационной деятельности




СПЕЦИАЛИСТЫ И ДЖЕНЕРАЛИСТЫ

ТИПОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вы какой консультант, если консультант? Посмотрите на эту карту (табл. 4) и определитесь. Только не приклеивайтесь к какой-то одной клетке. Будьте выше этого.

Попробуем хоть как-то свести в единую схему все разнообразие специаль­ностей консультантов.

Конечно, начать следует с разделения консультационного мира на "специ­алистов" и "дженералистов". К первым относятся мастера решения каких-то конкретных управленческих задач. Например: есть люди, специализирующи­еся на постановке делопроизводства и документооборота. Такие услуги нуж­ны любой более-менее крупной организации. Тем более что новшества в этой области появляются непрерывно. Или есть специалисты по мотивации, кадро­вому аудиту, аттестации персонала. Они владеют хорошо отработанными тех­нологиями производства этих работ и могут за краткие сроки оказать услуги довольно большому количеству клиентов. Решение проблем недооцененных активов, слияний и разделов компаний, реструктуризация и много чего еще становятся предметом все более углубленной специализации.

"Специалист" решает ограниченный набор задач, его преимущество в глу­боком знании своего предмета, в предоставлении услуг высшего качества на узком поле. А ограниченность специалиста (всем известна поговорка: "Специ­алист подобен флюсу - полнота его одностороння") состоит именно в узости этого поля, точнее говоря, в том, что он вынужден решать отдельные проблемы без достаточной взаимосвязи с решением других. Как выходят "специалисты" из этого рискованного положения: они объединяются в некоторые сочетания своих возможностей, преимуществ, с тем чтобы максимально увязать право­вые и финансовые, структурные и функциональные задачи. Трудность разре­шается, но далеко не полностью, ибо каждый делает только свое, слабо пони­мая специфику соседа по команде.

"Дженералисты" не стремятся к прямому решению задач. Они предлагают методы их решения. Но зато этих методов у них такое большое количество и


1аблица4

 

  "Специалисты": "Дженералисты ":
  предлагают новшества предлагают методы
По видам консул ьта ц. Нормативные консультации "Ценностное" консультирование Проблемное консультирование
                             
      Организа- Учас-   Клиен- Консультирование проекта Консультирование процесса
По предмету работы мичес-кие Юриди­ческие ционно-технические и др. тие в управ­лении ное" качество ориен-тация и оргструк­тура оценка персонала цели органи- органи­зацион­ная куль- организа­ционная ли­дер- тип раз- конф­ликты
            др.   и др. зации тура структура ство вития и др.
                    - Оргдиагностика (общая и част- Переговор-
По методу работы - Информирование - Расчеты - Разработки - Документирование - Специальная диагностика (аудит и т. п.) Обучение - Обучение - Групповая работа - Переговорная техноло­гия - С-п тренинг - Оргдиагностика - Разработки - Проблемные семи­нары - Обучение ная) - Взаимообучение - Сценарный метод -- Рефлексивный метод - Работа с группой - Групповая работа - Игровые методы ные техноло­гии Социодрама Тренинговые методы
                - Аналитические (проблемные) се-
                    минары
По функциям консультанта - Эксперт - Аудитор - Разработчик - Советник - Преподаватель - Инноватор - Идеолог - Медиатор - С-п тренер - Инноватор - Диагностик - Эксперт - Разработчик - Преподаватель - Инноватор - Диагностик ~ ^итатор - Эксперт - ИнноватоР - Медиатор - Модератор - Игротехник-методолог

разнообразие, что они покрывают потребности клиента. Среди этих методов есть универсальные, пригодные для самых разных задач: групповая и межгрупповая работа, игровые и фасилитационные методы, модерация и т. д. Есть методы спе­циальные, приемлемые только для небольшого количества задач, например: сце­нарный метод, технология повышения клиентной ориентации и методы коман-дообразования, разработки стратегии и пр. (об этом далее будут специальные разделы). Преимущества "дженералистов" в очень широком охвате взаимосвя­занных проблем организации, в комплексном их решении, в возможностях дли­тельной работы с одной и той же организацией. Ограниченность их в недоста­точной их осведомленности в специальных областях. А ведь каждая задача в каком-то смысле специальная. "Дженералисты" выходят из этих трудностей дву­мя путями: во-первых, для таких конкретных задач они приглашают соответ­ствующих "специалистов", а во-вторых, когда-то они сами, работая в режиме "дженералиста", находят такие решения, которые затем в готовом виде могут предлагать другим клиентам в режиме работы "специалиста".

Был у меня клиент. Мы с ним работали года два, постепенно продвигаясь от одной работы к другой. Дошло до мотивации. Я использовал много методов груп­повой работы и командообразования, помогая руководителям организации най­ти лучший вариант мотивации их сотрудников. Дело шло туго. Ничего дальше постоянной и переменной частей зарплаты, премий, бонусов, тарифов не появ­лялось. И тогда глава компании спросил меня: "А вы как наш консультант не мог­ли бы предложить какую-то форму мотивации, которая вывела бы нас из этого хождения по кругу?" Не мог же я объяснять клиенту, что я, дескать, "дженера-лист" и мне не свойственно предлагать сами решения. Вряд ли такой ответ укре­пил бы мой авторитет в его глазах. Я попросил неделю-другую. Основательно изучил литературу и очень мало чего практически полезного там нашел. Посове­товался с коллегами, подумал сам и разработал свой вариант мотивационной системы, который управленческая команда с моим участием по-своему перера­ботала, усовершенствовала настолько, что, получив затем практический опыт ее использования, я предложил другому клиенту ее в готовом виде, что и было при­нято. У меня стали появляться контракты именно по мотивации. И я осознал себя специалистом в кавычках и без по решению этой задачи.

Другой пример. Один мой коллега, специалист по стратегии, пожаловался как-то: "В моей работе есть такая трудность: время от времени мне приходится собирать руководителей для совместного поиска ответа на какой-то вопрос. А они тут же начинают спорить, ссориться, устраивают базар и дезорганизуют мою работу. Недисциплинированные и очень конфликтные люди". Я ему отве­тил: "Ведь есть специальные методы для превращения этих обсуждений в нечто конструктивное и плодотворное. Я готов их предложить". И он, действительно, пригласил толкового специалиста по групповой работе (жаль, что не меня) и под­твердил потом успешность такого сочетания знаний и методов.

Конечно, "специалисты", как видно из таблицы, дают в основном норма­тивные консультации - финансовые, правовые и пр.

Но консультации не есть консультирование. Консультация - это пере­дача знаний и советов, а консультирование есть гораздо более сложный про­цесс взаимодействия консультанта и клиента, основанный на какой-то мето­дике или даже технологии.


Давайте будем различать их. Нормативные консультации по методу рабо­ты и функциям консультанта перечислены в таблице, важно только отметить, что и в этом случае консультант выступает как инноватор, как любят выра­жаться наши западные коллеги, - агент изменений.

Есть консультанты-"специалисты", которые занимаются консультирова­нием по внесению в организацию каких-то управленческих ценностей, напри­мер идеологии тотального качества, клиентной ориентации, некоторых форм т. н. производственной демократии и т. д. У них иные методы работы. Как Вы видите в таблице, их функции и отношения с клиентом тоже сильно отлича­ются от предыдущих.

Нормативные консультации и ценностное консультирование в таблице сопоставляются с т. н. проблемным консультированием. Это настолько широ­кая и разнообразная деятельность, что она свойственна не только "дженерали-стам", но в какой-то мере и "специалистам". К последним относятся консуль­тирование проекта, например реструктуризации либо аттестации персонала. Консультирование проекта сопоставлено с консультированием процесса. Здесь различие между "специалистами" и "дженералистами" особенно наглядно: бывает, что проект иных изменений консультанты делают вначале или в ос­новном без участия сотрудников клиентной организации (что очень нравится многим директорам), и только в какой-то мере эти проекты пропускаются че­рез презентации, закрытые совещания и т. д. Консультирование процесса ис­ключает все подобное. Процессное консультирование исходит из того, что ана­лиз ситуации и выработку решения должны произвести сами сотрудники кли­ентной организации, а консультант построит им для этого эффективный про­цесс. Как Вы видите по таблице - процессное консультирование применимо для гораздо большего количества задач, чем проектное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.