Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные циклы




Центральная проблема

В широком смысле нововведения выступают как форма управляемого раз­вития. Что это значит? Существует огромное множество изменений, возника­ющих стихийно, не целенаправленно. Тут и непредвиденные следствия из впол­не осознанных решений, и непредсказуемые события и обстоятельства, скла­дывающиеся помимо нашей воли. Понятно, что они не относятся к числу но­вовведений. Не все наше развитие управляемо, не все изменения планируемы.

Но и в управляемом секторе развития не все осуществляется через ново­введения. К примеру, постепенное или разовое нарастание одного и того же качества или количества (например, рост численности персонала, укрепление дисциплины, повышение качества продукции) сами по себе не есть иннова­ция. Нельзя отнести к ним и ремонт, замену однородного оборудования, пере­мещение работников. Так что назначение нового руководителя не есть ново­введение, но им является, например, учреждение новой должности.

Это понятие можно определить так: нововведение есть такое целена­правленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, по­селение, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы. Пос­ледние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т. е. предмет нововведения, будь то станок или обряд, форма отчетности или сырье. Нововведение же суть процес­са, т. е. переход некоторой системы из одного состояния в другое.

Переход! Вот, собственно говоря, основной предмет инноватики как на­уки о нововведениях и ее центральная проблема. Но переход здесь включает и перевод, т. е. инициируемые и контролируемые изменения. Отсюда не следу­ет, что для нее не значимы цели нововведения, их планирование, финансиро­вание, отношения вокруг них разных фирм, коллективов, руководителей и ис­полнителей, подготовка персонала к освоению новшества. Сфера внимания инноватики, конечно, шире самого изменения, перехода, и ее надо определить поточнее.


В инноватике используется понятие жизненный цикл новшества, означаю­щее стадийность процесса, единство его начала и конца. Надо, однако, разли­чать применение этого понятия по отношению к новшествам и нововведениям.

Так, жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии:

- разработка (фундаментальные исследования, прикладные, теоретические
расчеты);

- проектирование (оформление документации, создание конструкций, чер­
тежи, реализация их в опытном образце);

- изготовление;

- использование;

- устаревание (исчерпание возможностей, появление альтернативного нов­
шества).

Тут необходимы пояснения. В некоторых случаях разработка и проекти­рование оказываются совмещенными, трудно различимыми (например, пере­вод фирмы на новую информационную технологию или завода на новую орга­низационную структуру). Иногда совпадают проектирование и изготовление. Кроме того, признаки устаревания какого-то новшества могут появиться уже на стадии его изготовления, а то и разработки.

Применительно к нововведению понятие жизненного цикла будет вклю­чать следующие стадии:

- зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск со­
ответствующего новшества);

- освоение (внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производ­
ных изменений);

- диффузия (тиражирование, многократное повторение нововведения на
других объектах);

- рутинизация (когда нововведение реализуется в стабильных, постоянно
функционирующих элементах соответствующих объектов).
Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно ос­
тановилось на любой из промежуточных стадий. Скажем, оно может быть обо­
значено лишь как локально завершенное, если оказывается реализованным
только в единичном варианте. Оно не является завершенным, если не достиг­
ло заключительной стадии - рутинизации, как это бывает в случаях, когда после
первых пусков новое оборудование не используют в постоянном режиме из-за
неподготовленности персонала, недоработок в конструкции и т. п. Причины
сбоев на последней стадии могут корениться и в начальных стадиях, если, на­
пример, допущены ошибки в обосновании нововведения.

Теперь сопоставим оба жизненных цикла. Они различны по диапазонам, ибо рутинизация нововведения может наступить, а новшество еще не устаре­ло. К тому же новшество может быть спроектировано, изготовлено и даже ус­пело устареть, а нововведение так и не началось. Известно, что немало продук­ции консультантов и инноваторов так и не находит пользователей. Конечно, оба жизненных цикла тесно связаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Жизненный цикл новшества может прерваться на стадии исполь­зования, если не сомкнется с нововведением. А жизненный цикл последнего


может только лишь начаться (как поиск нового средства для удовлетворения уже осознанной необходимости), но не развиться, пока новшество не дойдет до стадии изготовления. Но важно видеть и разницу: в одном случае происхо­дит процесс формирования новшества, в другом - процесс его применения.

Оба жизненных цикла охватываются более общим понятием инноваци­онный процесс, в который входят и организационно-экономические, и соци­окультурные условия данного нововведения. Ведь оно предполагает опреде­ленное взаимодействие подразделений и организаций, обучение и перепод­готовку специалистов, планирование и разработку необходимых стимулов, преодоление нежелательных последствий. Инновационный процесс, таким образом, есть карта всего поля эволюции новшества и осуществления ново­введения.

В самом широком смысле, как уже отмечалось, нововведения выступают как форма управляемого развития. Однако возможности целенаправленного воздействия на этот процесс сегодня существенно ограничены как особеннос­тями самого процесса, так и управляющим потенциалом применяемых мето­дов. Вследствие этого не всегда достигаются цели инновационных мероприя­тий: планируемые изменения во многих случаях не наступают или же проис­ходят не в намеченном объеме.

В более конкретном случае в организациях нововведение рассматривает­ся как такое целенаправленное изменение, которое вносит в организацию (в ее цели, технологию, организационный порядок и т. д.) новые стабильные элементы и потенциально или фактически тиражируемое в своих основных чертах. Таким образом, как и в общем случае, здесь не имеются в виду неплани­руемые, уникальные, а также краткосрочные изменения. Это же относится к ча­стным изменениям, не имеющим значимых последствий для организации (ре­монт и замена однородного оборудования, перемещение персонала и т. д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.