Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонемы» РЖЯ




Почему у РЖЯ не было грамматики?

Примитивен» ли РЖЯ? Лингвистический анализ РЖЯ

Сурдопедагоги издавна интересовались жестовым языком. Но долгое время эта система общения считалась крайне примитивной. Например, один из французских сурдопедагогов Пелисьер (М. Pelissier) писал в 1856 г., что жестовый язык «лишен грамматических закономерностей». Правда, и в прошлом веке высказывались некоторые замечательные для своего времени идеи о жестовом общении глухих. Одним из пионеров в изучении РЖЯ был выдающийся сурдопедагог В.И. Флери.

Несмотря на тонкие наблюдения и некоторые ценные находки ряда специалистов, например немецкого психолога В. Вундта (W. Wundt), отечественных исследователей P.M. Боскис, Н.Г. Морозовой и др., создать лингвистическое описание жестового языка не удавалось. Это объясняется, в частности, тем, что методы традиционной описательной лингвистики оказались бессильны, жестовый язык не поддавался анализу при помощи этих методов. Традиционная лингвистика оперирует такими понятиями и категориями, как «часть речи», «существительное», «глагол», «член предложения» и т. п. Но если в РЖЯ нет «частей речи», нет «членов предложения», вывод, что жестовая речь лишена грамматических закономерностей, как бы и логичен. Как видим, лингвистика еще не умела анализировать РЖЯ. Только с развитием нового направления — структурной лингвистики[6] оказалось возможным ставить и решать задачи подлинно научного изучения жестового языка глухих.

Современная трактовка проблемы впервые была предложена американским ученым Стоку (W.C. Stokoe) в 60-х годах. Исследования показали, что РЖЯ — многоуровневая лингвистическая система и что жест — основная значимая (семантическая) единица — имеет сложную структуру.

Не удивляйся, дорогой читатель. Нет, конечно, жест не звучит. Но давай-ка разберемся. Фонемы — это неделимые звуковые единицы, которые выполняют различительную функцию в языке. Это значит, что каждая звуковая единица (фонема) в данном слове может противопоставляться фонемам в других словах, например: ба л — ма л; ба л — бы л; бы л — бы к. Итак, фонемы — компоненты слова, слово состоит из фонем. А как устроен жест? До работ Стоку жест рассматривался как неделимая единица, «иероглиф». Стоку показал, что это не так. Чтобы яснее представить себе ход его рассуждения, давайте проанализируем два жеста: МАТЬ и ОТЕЦ.

Эти жесты исполняются правой рукой, все пальцы которой сложены, как при показе дактилемы В (будем говорить для краткости — В-конфигурация), около лица; кисть руки при исполнении жеста МАТЬ касается сначала правой щеки, затем левой. Рука, таким образом, движется справа налево. При показе жеста ОТЕЦ место исполнения жеста не изменяется, конфигурация — тоже, однако рука подносится сначала ко лбу, затем к подбородку, т. е. движется сверху вниз. Вы заметили, что при исполнении этих жестов два их компонента одинаковы — конфигурация и место исполнения. Однако характер движения различен — справа налево (МАТЬ) или сверху вниз (ОТЕЦ). Как будто бы просто. Но понадобились долгие годы, чтобы этот, казалось бы, очевидный факт стал общепризнанным в науке. И первым его обнаружил Стоку, выделивший три главных компонента, из которых состоит (как слово из фонем!) каждый жест: конфигурацию, пространственное положение и движение. Он описал характеристики каждого компонента (т. е. все возможные в американском жестовом языке конфигурации, местоположения и движения жестикулирующей руки или рук). Вслед за Стоку структура жеста была раскрыта в других национальных жестовых языках: английском, немецком, шведском, финском и др.

Проанализируем строение жеста вРЖЯ. Рассмотрим характеристики двух основных компонентов: конфигурации и движения (на наш взгляд, целесообразно считать пространственное положение одной из характеристик компонента движение).

Компонент конфигурация характеризуется в одноручных жестах положением пальцев и кисти руки (обычно правой), в двуручных — положением пальцев и кисти каждой руки и взаимным расположением обеих рук. При исполнении некоторых двуручных жестов конфигурация правой и левой рук одинакова (как в жестах ПОРЯДОК, УВАЖАТЬ), в других — различна (ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОРУЧАТЬ и т. д.). Характеристики конфигураций удобно давать на основе их сопоставления с конфигурацией руки при показе соответствующей буквы дактильного алфавита или дактильного обозначения цифры. В РЖЯ выделено 20 основных конфигураций: А, Б, В, 1, 5 и т. д.

Компонент движение характеризуется местом исполнения жеста (локализацией), направлением и качеством движения. Каждую из этих трех характеристик движения можно описать при помощи фиксированного набора признаков: 10 признаков позволяют описать все основные локализации жестов РЖЯ; 8 признаков — направления движения; 8 признаков — качество движений. Мы не будем здесь приводить полного набора признаков, приведем только примеры, проиллюстрировав, каким образом каждый жест может быть представлен при помощи характеристики его компонентов. Как мы отметили выше, компоненту конфигурация будет приписана характеристика по одному параметру, а компоненту движение — по трем (локализация, направление, качество):

 

МАТЬ — В-конфигурация; жест исполняется около лица; справа налево;

движение плавное, непрерывное;

РАССКАЗАТЬ — Р-конфигурация; жест исполняется в нейтральном

пространстве (перед корпусом говорящего, где естественно и свободно

движутся руки); движение от говорящего; большой и средний пальцы

совершают щелчкообразное, повторяющееся движение;

ДИРЕКТОР — П-конфигурация; жест исполняется с правой стороны

корпуса, рука касается талии; движение отсутствует;

ОБЯЗАННОСТЬ — двуручный жест; левая рука; В-конфигурация (ладонь

обращена вверх и влево); жест исполняется в нейтральном

пространстве; движение отсутствует; правая рука; 1-конфигурация;

жест исполняется в нейтральном пространстве; круговое движение,

затем движение вверх и сверху вниз, на левую руку.

 

Специфика структуры жеста заключается прежде всего в своеобразии связей между его компонентами: они воплощаются в жесте одновременно. Этим жест принципиально отличается от слова, в котором фонемы реализуются последовательно во времени. В самом деле, мы же не можем одновременно произнести фонемы [б], [а], [л] («бал»). И уж никак не можем сначала выполнить В-конфигурацию, потом поднять руку к лицу и зафиксировать там в неподвижности (скажем, со свободно расслабленными пальцами) и, наконец, произвести такой расслабленной кистью движение справа налево. Жест МАТЬ не получится! Эта особенность структуры жеста очень важна, существенна (релевантна) для выражения лексико-семантических и грамматических значений в РЖЯ.

Хорошо известно, что изменения фонем или их оппозиции позволяют противопоставлять, дифференцировать слова с разным лексико-семантическим значением («бал» — «мал») и передавать грамматическую информацию («рука» — «руки», т. е. единственное и множественное число). Выяснилось, что изменение характеристик одного или обоих компонентов жеста выполняет в русском жестовом языке такую же службу. Выше мы показали, как изменение характера движения дифференцирует жесты МАТЬ и ОТЕЦ. О способе передачи грамматической информации путем изменения характеристик жеста речь пойдет в разделах, посвященных морфологии и синтаксису. Здесь же ограничимся одним примером, обратившись к уже рассмотренному жесту РАССКАЗЫВАТЬ (см. выше).

Если в этом жесте изменяется одна из характеристик компонента движение — его направление, движение будет осуществляться не от говорящего, а к говорящему, — это показатель того, что говорящий не субъект, а объект действия. В первом случае, когда жест исполняется в его начальной форме, передается значение ‘я рассказываю’, во втором (движение направлено к говорящему) — значение ‘мне рассказывают’.

Прежде чем закончить рассказ о структуре жеста, отметим еще одно обстоятельство. Раскрытие структуры жеста и выявление характеристик его компонентов позволяет разработать систему записи, или нотацию, при помощи которой возможна достаточно точная, однозначная и экономная письменная фиксация жеста. Ты, дорогой читатель, уже не раз встречался с трудностями, стараясь на практических занятиях записать, как исполняется тот или иной жест. Ты придумывал собственную систему условных обозначений, сравнений и т. д. Однако твои попытки расшифровать свои записи и на их основе воспроизвести способ исполнения жеста часто оканчивались неудачей, не так ли? Не огорчайся: запись способа исполнения жеста очень трудна даже для специалистов.

Фрагмент возможного варианта такой нотации приведен в таблице 1.

Таблица 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.