Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Защита нарушенных и оспоренных прав




Тема 3. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Лекция: 2 часа

Семинар: 2 часа

Основные вопросы:

1. Отличительные признаки римской семьи.

2. Брак по римскому частному праву, виды брака.

3. Правоотношения между родителями и детьми.

4. Опека и попечительство: характерные признаки, порядок назначения.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В каком порядке осуществлялось усыновление? Чем оно отли­чалось от узаконения внебрачных детей?

2. Какое правило было предусмотрено на тот случай, если жена при разводе публично заявляла мужу о своей беременности?

3. В каком порядке женщина могла заменить опекуна, назначен­ного ей по завещанию покойного мужа, если он по каким-либо причи­нам не устраивал ее?

Казусы:

1. У римского гражданина Тиберия было три внука. Один родил­ся от сына, живущего вместе с отцом, другой - в семье эмансипиро­ванного сына, а третий был рожден дочерью, состоявшей в "правиль­ном" браке. Какой из внуков находился под властью своего деда?

2. Древнее римское право запрещало внебрачные связи и оболь­щение свободных женщин.

Распространялось ли это правило на холостяков и вдовцов, ког­да их конкубинами становились рабыни или вольноотпущенные?

3. В функции римских жрецов-понтификов входило наблюдение за "сохранностью" старинных патрицианских семей. Зачем, имея это в виду, требовалось присутствие понтификов при усыновлении?

4. Как известно, пленение патерфамилиас делало его сына пол­новластным, но возвращение отца из плена все возвращало к прежне­му состоянию. Если же отец умрет в плену и это станет известно, то с какого момента сын будет считаться полновластным - с момента пленения отца или с момента его смерти в плену?

5. По достижении совершеннолетия усыновленный стал доказы­вать, что будь он полновластным и способным к определению своей судьбы, он никогда не согласился бы с усыновлением. Служило ли такое утверждение основанием для принуждения па­терфамилиас к его эмансипации?

6. Когда опекуна назначал претор, требовалось, чтобы с выб­ранной им кандидатурой согласились не менее 6 из десяти народных трибунов. Что стояло за такой строгостью?

7. С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со вре­менем он достиг высокого положения и купил имение. Отец же, всту­пив в сомнительную сделку, полностью разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

8. При сомнении в действительном правовом статусе раба сле­дует считать его: а) рабом; б) свободным?

Лекция: 2 часа

Семинар: 2 часа

Основные вопросы:

1. Понятие судебной защиты и история ее развития.

2. Понятие гражданского процесса в Древнем Риме и его виды.

3. Суд и судопроизводство.

4. Понятие и виды исков. Преторские интердикты: понятие и виды.

5. Исковая давность.

Вопросы для самопроверки:

1. Как назывались стадии легисакционного и формулярного про­цессов? В чем их главное различие?

2. Из каких элементов состояла преторская формула? Назовите и приведите примеры.

3. В каком порядке исполнялись судебные решения?

4. Что такое реституция? Когда она применялась?

Казусы:

1. Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседний двор, где она убила овцу. Ответьте на следующие вопросы:

а) возможен ли иск к хозяину черепицы?

б) если возможен, то какой - вещный или персональный?

в) каким образом будет исчислена его сумма?

Составьте формулу иска, выделив интенцию и кондемнацию.

2. Некий А. требует от Н., чтобы тот немедленно прогнал свой скот с ячменного поля, принадлежащего А. В свою очередь Н. требу­ет, чтобы А. немедленно отремонтировал его забор, поврежденный овцами А., из-за чего скот и проник на ячменное поле. Оба обрати­лись за содействием к претору.

Могут ли они требовать интердикта? Какого? Чем интердикт отличается от иска?

3. А. неоднократно просил Б. об уплате долга в размере 100 сестерциев. Б. каждый раз уклонялся, но затем предложил: "Ты мне надоел и, чтобы отделаться от тебя, я заплачу. Но дай мне клятву, что ты никогда больше не будешь с этим приставать ко мне". А. поклялся, но Б. долга так и не вернул. Сложилась следующая ситуа­ция: если А. будет молчать - он не получит своих денег, если он обратится к претору - он нарушит клятву.

Что бы посоветовал в этом случае претор?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.