Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналитический




Необходимо особо заметить, что каким бы способом не интерпретировались полученные данные, всегда необходимо помнить, что только в совокупности со всеми имеющимися сведениями о ребенке, вне зависимости от методологической ориентации психолога-практика, возможно делать выводы по результатам исследования, надежность которых в большей степени зависит от профессиональной компетенции.

Методика «Дом –Дерево-Человек»

(Дж.Бук)

Предназначена как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Р. Бернс при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека — жизненная энергия; если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Интерпретация признаков в тесте «Дом –Дерево-Человек».

«ДОМ»

Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали — чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьезный конфликт.

Разные постройки — агрессия направлена против фак­тического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособить­ся в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — от­ражение конфликтной ситуации, наносящей вред правиль­ной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены.

Задняя стена, изображенная с другой стороны, необыч­но — сознательные попытки самоконтроля, приспособле­ние к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по срав­нению с другими деталями — субъект стремится сохра­нить (не потерять) контакта с реальностью,

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реаль­ностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытыва­ет трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени (доминирование про­шлого или будущего). Возможно, субъект очень чувстви­телен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированны — со­знательное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива ~ изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тен­денции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены— неосознаваемое влечение, потреб­ность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, на­сколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери.

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домаш­нем кругу).

Двери (одни или несколько)., задние или боковые — от­ступление, отрешенность, избегание.

Двери (одни или несколько) парадные — первый при­знак откровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная по­требность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уеди­нение, неприятие реальности. Значительная неприступ­ность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от дру­гих или стремление удивить своей социальной коммуни­кабельностью.

Двери очень маленькие - нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нереши­тельности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнитель­ность, скрытность, защитные тенденции.

Дым очень густой— значительное внутреннее напряже­ние (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой— чувство недостатка эмоцио­нальной теплоты дома.

Окна.

Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Окна, сильно открытые — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсут­ствие стремления скрывать свои чувства.

Окна, сильно закрытые (занавешенные), Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантази­ях,

Крыша.

Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему ри­сунку, — фиксация на фантазиях как источнике удоволь­ствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабле­ния контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабочен­ность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая личностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Комната.

Ассоциации могут возникнуть в связи:

1) с человеком, проживающим в комнате;

2) с интерперсональными отношениями в комнате;

3) с предназначением этой комнаты (реальным или при­писываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за непри­ятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната: субъект выбирает ближайшую комнату— мни­тельность.

Труба.

Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психо­логической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная агрессия, если обнаруживает­ся у взрослых.

Водосточные трубы— усиленная защита и обычно мни­тельность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Дополнения.

Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует пе­реживание выставления себя всем на обозрение. Его со­провождает желание демонстрировать себя, но ограничи­ваясь лишь визуальным контактом.

Деревья.

Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потреб­ность зависимости при доминировании родителей.

Кусты.

Иногда символизируют людей. Если они тесно окружа­ют дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки — указывают на незначительную трево­гу в рамках реальности и сознательное стремление конт­ролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисованная по­казывает, что индивид в контактах с другими обнаружи­вает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной со­циализации.

Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома - попытка замаскировать желание быть одино­ким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце.

Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена).

Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет.

Цвет, конвенциальное, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выража­ет чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна,

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделённый субъект обычно использует не меньше двух или не более шести цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью—восьмью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный ~ застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потреб­ность теплоты из окружения.

Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенден­ция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Цвет желтый — сильные признаки враждебности.

Общий вид.

Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с оп­ределенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое,

б) связанная с предназначением комнаты или с посто­янным ее жильцом,

в) указывающая на специфику переживаний: левая сто­рона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива.

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отой­ти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окру­жения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки «потери перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) — сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх пе­ред будущим (если вертикальная боковая линия находит­ся справа), или желание забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует, по меньшей мере, четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мне­нием окружающих о себе. Стремление иметь в виду (уз­нать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка.

Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фан­тазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа - незащищен­ность и ригидность (прямолинейность). Потребность забот­ливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа. Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похо­же на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа — акценти­рование прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа -склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование бу­дущего.

Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабочен­ность свободными откровенными эмоциональными пере­живаниями.

Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед от­крытыми свободными переживаниями. Стремление сохра­нить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа — фиксирование на мыш­лении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.

«ЧЕЛОВЕК».

Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера вообра­жения.

Голова большая - неосознанное подчеркивание убеж­дения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Голова изображается в самом конце - межперсональ­ный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким об­разом, это их координационный признак.

Подчеркнута шея— потребность в защитном интеллек­туальном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импуль­сов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры — признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осто­рожности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, не­достаток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность. Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворен­ных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.

Лицо.

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецеп­торы внешних стимулов — сенсорный контакт с действи­тельностью.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношени­ями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут — потребность доми­нировать.

Подбородок слишком крупный — компенсация ощуща­емой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые гал­люцинации. Встречаются у особо чувствительных к кри­тике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - силь­ное стремление избегать неприятных визуальных воздей­ствий.

Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены — грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность оболь­щать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекват­ные чувства,

Рот впалый — пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой— презритель­ные установки, тенденция мыслить ироническими соци­альными стереотипами.

Ноздри— примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы — агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие— презрение, изощренность.

Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову, — субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности.

Руки - орудия более совершенного и чуткого приспо­собления к окружению, главным образом в межперсональ­ных отношениях.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный кон­троль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно—мнительная ус­тановка. Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролиро­вать проявление агрессивных враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособля­емость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу— неповоротли­вость, ригидность.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность к луч­шей приспособляемости в социальных отношениях с чув­ством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на ле­вой стороне — социально—ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зави­симость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности дос­тигнутого.

Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуве­ренность в себе.

Руки неясно очерчены ~ нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

Пальцы длинные — открытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) — враж­дебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные - сильная потреб­ность к независимости и стремление к ней.

Ноги слитком короткие — чувство физической или психологической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебреже­ние (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стрем­лении к независимости.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

Ноги акцентированы — грубость, черствость.

Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные — потребность бе­зопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скованность, за­висимость.

Поза.

Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело в анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула — сильное жела­ние найти выход из ситуации, страх, одиночество, подо­зрение.

Человек,изображенный бегущим — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отно­шению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсут­ствующих частей (актуально или символично изображен­ных).

Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособ­ляемость.

Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешен­ность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный — определенные части тела изображены с другой стороны но отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.

Кукла — уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек - может означать увиливание и не­гативизм.

Фигура Бабы—Яги — открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура — свойственное подросткам пережи­вание неполноценности и отверженности, враждебность, самопрезрение.

Фон, окружение.

Тучи— боязливая тревога, опасения, депрессия.

Забор для опоры, контур земли — незащищенность.

Фигура человека на ветру— потребность в любви, при­вязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представля­ет собой необходимую точку отсчета (опоры) для констру­ирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, «мальчик катается на тон­ком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

Оружие — агрессивность.

Многоплановые критерии.

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентиро­вание, штриховка — сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.

Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие пальцы руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы. Позы с широко расставленными ногами — грубость черствость.

Контур, нажим, штриховка, расположение.

Мало гнутых линий, много острых углов — агрессив­ность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии — женственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безо­пасность.

Линии неодинаковой яркости - напряжение.

Тонкие продленные линии — напряжение.

Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру — изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость.

Разрыв контура — сфера конфликтов.

Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчер­кнутой детали).

Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.

Яркая линия — грубость.

Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Боль­шая напряженность.

Легкие линии - недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Длина штрихов.

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет — удлиняются.

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи — импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные — напряженность, зам­кнутость.

Горизонтальные штрихи— подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — неза­щищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.

Штрихи слева направо - наличие мотивации.

Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.

Стирания - тревожность, опасливость.

Частые стирания — нерешительность, недовольство со­бой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) — это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисун­ка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуе­мый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт собственно этой де­талью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщес­лавию, высокомерию.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависи­мость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром - скован­ность, чувство собственной малоценности и незначитель­ности.

Недостаток симметрии ~ незащищенность.

Край листа, рисунок у самого края листа - зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист - компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтере­сованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные. Отсутствие существенных дета­лей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто показывает интеллек­туальную деградацию или серьезное эмоциональное нару­шение.

Избыток деталей. «Неизбежность телесности» (неуме­ние ограничить себя) указывает на вынужденную потреб­ность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несуществен­ные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей— субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация ~ тенденции к замкнутости.

Особо щепетильная детализация ~ скованность, педантичность.

Ориентация в задании.

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом — хоро­шее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшается темп и продуктивность - быстрое истощение.

Название рисунка — экстраверсия, потребность в под­держке. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка — идентифика­ция с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности— хороший про­гноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — скрывание про­блем, нежелание раскрыть себя.

«ДЕРЕВО»

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего человека).

Корни— коллективное, бессознательное.

Ствол— импульсы, инстинкты, примитивные стадии,

Ветви— пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит посто­янное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).

Земля приподнимается к правому краю листа – задор;

К левому краю листа - упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни.

Корни меньше ствола - желание видеть спрятанное, закрытое.

Корни равны стволу - большое сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола - интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой - детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу ил близком окружении.

Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, могущая быть источником внутреннего конфликта. Заторможенные моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения.

Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жёсткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

 

Форма листвы.

Круглая форма кроны – экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему.

Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребёнка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, её трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви – хорошее различение действительности.

Листья-петельки – предпочитает использовать своё обаяние.

Зигзаги в листве – осторожность и скрытность.

Листва-сетка – уход от неприятных ощущений.

Листва, похожая на узор – женственность, приветливость, обаяние.

Пальма – стремление к перемене мест.

Плакучая ива – недостаток энергии и задора, стремление к твёрдой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.

Ствол зачернён – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым, скрытая агрессивность.

Ствол – желание походить на мать, делать всё, как она или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол в форме разломанного купола – острое ощущение внутреннего принуждения, невозможность ему противостоять.

Разделяющая линия в листве – пассивность, мягкость, податливость.

Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, а крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол линиями с нажимом — решительность, актив­ность, продуктивность.

Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не за­держивается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность заторможена тре­вогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупот­реблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, не­соответствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой - хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутрен­ний мир.

Ствол оторван от земли — недостаток контакта с вне­шним миром; жизнь повседневная и духовная мало свя­заны.

Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск поддержки.

Ствол расширяется книзу — поиск надежного положе­ния в своем кругу.

Ствол сужается книзу— ощущение безопасности в кру­гу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремле­ние укрепить свое «Я» против беспокойного мира.

Общая высота — нижняя четверть листа - зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа — менее выраженная зависи­мость и робость.

Три четверти листа — хорошее приспособление к среде.

Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Высота листвы (страница делится на восемь частей):

1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет,

1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,

3/8 — хорошие контроль и рефлексия,

1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,

5/8 — интенсивная духовная жизнь,

6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов,

7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.

Манера изображения

Острая вершина - защищается от опасности, настоя­щей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;

желание действовать на других, атакует или защища­ется, трудности в контактах;

хочет компенсировать чувство неполноценности, стрем­ление к власти;

поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на од­ном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.225 сек.