Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I лава 2. Типологии кцльтцр 8 страница




■ Культурная аккумуляция представляет собой такой про­цесс, конечным завершением которого выступает обра­зование культурного наследия. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчеза­ет больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

■ Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или единство культуры создается благода­ря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов.

■ Если различие культурных черт затрагивает не второ­степенные, а главные элементы, то единая культура рас­падается на множество культур.

■ Диверсификация культуры выражается в форме разветв­ления доминирующей культуры на множества субкультур.

■ Культурная экспансия (от лат. expansio— распростра­нение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первона­чальные пределы или государственные границы.


Раздел 1. Общие категарин крьтр

■ Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному.

■ Органическая модернизация является моментом собст­венного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация на­чинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

■ Неорганическая модернизация являет собой ответ на внеш­ний вызов со стороны более развитых стран. Она пред­ставляет собой способ «догоняющего» развития, пред­принимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зави­симости.

■ Неорганическая модернизация начинается не с культу­ры, а с экономики и политики. Иными словами, органи­ческая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху».

■ Культурная диффузия — стихийное и никем не контро­лируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Распростра­нение одинаковых культурных образцов но всему миру, открытость границ для культурного влияния и расши­ряющееся культурное общение заставили ученых гово­рить о процессе глобализации современной культуры.

■ Глобализация — ускорение интеграции наций в миро­вую систему в связи с развитием современных транс­портных средств, СМИ, экономических связей.

и Глобализация несет в себе возможность утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.

■ Сохранение культурного своеобразия в современном об­ществе стало оцениваться как высшее достижение ци­вилизации.

■ Культурную политику следует определить как систему практических мероприятий, финансируемых и регули­руемых государством, направленных на сохранение и развитие культурного наследия нации.

■ Культурная политика во многих странах сегодня пере­ориентируется на мультикультурную модель, где инди­вид социализируется и к доминирующей, и к этниче­ской культурам.


РАЗДЕЛ Π

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА


 


Глава 1

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

 

1 § 1. Художественная культура и искусство ______

1.1. Проблема определения

Искусство надо понимать как минимум в трех зна­чениях:

— искусство в широком смысле — это художест­венное творчество в целом: литература, архитектура, (■культура, живопись, графика, декоративно-приклад­ное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяе­мые в качестве художественно-образных форм освое­ния мира;

— искусство в узком смысле — только изобрази­тельное искусство;

— искусство как высокая степень умения, мас­терства в любой сфере деятельности.

Если культуру изучает культурология, то искусство исследует наука, называемая искусствознанием (искус­ствоведением). Она представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, — художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, за­кономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю со­вокупность вопросов формы и содержания художест­венных произведений. Искусствоведческие науки вклю­чают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, те­атроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле — науку о пластических искусствах. Искусствознание склады­вается из теории искусств, их истории и художествен­ной критики.

Итак, искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды художественного творчества. Для того чтобы разобрать­ся в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем различаются изобразительное искусство и художест­венное творчество.

Художественное творчество выступает синонимом художественной культуры.

К искусству принадлежит только та часть художест­венной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.

Таким образом, критерий выделения художествен­ной культуры — предметный, а искусства — квалифи­кационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им.

 

1.2. Субъекты художественной культуры

Искусство — специализированная профессиональ­ная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художест­венно-образных средствах и жанрах.

Субъекты художественной культуры подразделя­ются на тех, кто создает новые произведения и идеи, распространяет новые произведения и идеи на неком­мерческой основе; финансирует новые произведения и идеи; знакомит с новыми произведениями и идеями; обучает новым произведениям и идеям; занимается массовым тиражированием новых произведений и идей; продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль; оценивает и производит экспертизу новых произведений и идей; осуществляет цензуру над новыми произведениями и идеями; осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений; превращается в фанатических поклон­ников, сторонников, новых произведений и идей.

Если вспомнить все, что говорилось о формах куль­туры — народной, элитарной и массовой, то окажется, что в художественную культуру целиком входят про­изведения народной и элитарной (высокой), но частич­но — массовой. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной культуры — картины Пи­кассо, симфонии Чайковского, храм Покрова на Нер-лн, театр Станиславского.

Заниматься народным творчеством может кто угод­но, а занятие искусством требует известной подготов­ки. Доступ к нему ограничен. Чтобы приобрести право профессионально заниматься искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мас­терства, особые умения. Вот критерий отнесения того пли иного произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части.

Художественная культура — это элитарная куль­тура плюс народная культура. Искусство — это только пли преимущественно элитарная. Искусствознание изучает только профессиональные виды творчества. Любительские виды изучает фольклористика.

Итак, искусство — сфера профессионального твор­чества, фольклор — сфера народного творчества, худо­жественная культура — единство двух этих сфер.

 

1.3. Структура художественной культуры

У искусства — части художественной культуры — имеется, как и у культуры в целом, своя нормативная система. Но она существенно отличается от той, что есть в культуре. В культуре нормативная система управляет буквально всеми людьми, а в искусстве — только теми, кто ее создает. Почему? В искусстве, осо­бенно сегодня, постоянно меняются: 1) средства худо­жественной выразительности, 2) профессиональные навыки художников, 3) совокупность принципов и критериев оценки художественной продукции, т. е. критерии оценки произведений. Оценки выносят зна­токи — совокупность любителей или поклонников, круги экспертов, критиков и знатоков, устроители аук­ционов и государственные чиновники, если они регули­руют развитие культуры. При этом они руковод­ствуются не только личными вкусами, пристрастиями и чувствами. У них есть и объективные стандарты. Это господствующие в данный исторический период эс­тетические стили. Эстетический стиль представляет собой совокупность принципов и критериев, связан­ных с построением художественной формы в конкрет­ном направлении. Они и составляют нормативные начала искусства, ограничивающие и упорядочиваю­щие многообразие художественных проявлений. Осо­бенно часто эстетические стили меняются в высокой моде — четыре раза в течение года (со сменой сезона). Достаточно часто они меняются и в других жанрах искусства и художественной культуры: авангардизм, футуризм и дадаизм в живописи начала XX века, имп­рессионизм, романтизм и реализм — в конце XIX века, сюрреализм и экспрессионизм — в середине XX века. Таким образом, нормативная система искусства рас­пространяется на меньшинство общества — на тех, кто постоянно участвует в создании искусства. Сравнивая нормативные системы в культуре и в искусстве, надо отметить, что в искусстве нормы меняются гораздо бы­стрее. В культуре некоторые нормы, например, кров­ной мести, держатся тысячелетиями.

Хотя эстетические стили, критерии оценки худо­жественных произведений меняются очень быстро, в целом нормативный базис искусства остается непод­вижным. Для того чтобы глубже разобраться в пробле­ме, составим схематическое представление о норма­тивной системе художественной культуры в целом и искусства в частности.

 

 

Массовая культура


Народная культура

Элидарнаи кулыура


 

 

Рис. 12. Расположение трех форм культуры по отношению к ядру и периферии

Рассмотрим схему (рис. 11). Ядро искусства (в дан­ном случае искусство и художественная культура будут считаться эквивалентными) составляют неизменные принципы. К ним относятся те эстетические критерии красоты и возвышенного, которые на протяжении ты­сячелетий руководили художниками. Периферию со­ставляют изменчивые стилевые критерии, которые ме­няются на очень коротком отрезке времени — иногда в течение одного-двух лет.

Художник всегда раздваивается: он стремится соот­ветствовать нормам и ядра, и периферии. С одной сто­роны, он не хочет отстать от художественной моды, вку­сов и ориентации публики, стремится быть актуальным. Это и понятно, так как его произведения всегда обраще­ны к зрителям. Собственно говоря, он для нее и создает свои произведения. С другой стороны, — истинный ху­дожник стремится отразить в своих полотнах вечное, проникнуть в тайны красоты, привнести что-то свое в сокровищницу мирового искусства. И в этом смысле он как раз не должен следовать изменчивым вкусам публи­ки, потакать ее невежеству. Он должен идти на шаг-два впереди эпохи, просвещать и образовывать публику.

Таким образом, у искусства две части, и они анта­гонистичны. Требования одной противоречат требова­ниям другой. Художник в равной мере обязан следо­вать той и другой системе нормативных критериев. Отсюда противоречивость природы искусства.

Интересно, что не только художник, но и его непо­средственное окружение также руководствуется про­тиворечивой системой норм. Например, критики оце­нивают и актуальность произведения, способность быть актуальным и его ценность с точки зрения веч­ных критериев прекрасного. Коллекционеры, покупаю­щие и составляющие произведения искусства в собра­ния, пополняющие затем выставки и музеи, также исходят из двойных стандартов. Немало случаев, когда они не смогли увидеть в начинающем художнике буду­щего гения человечества, не приобретали картины и теряли на этом огромные деньги. Из тех же двойных стандартов исходят организаторы аукционов, где про­даются художественные произведения. Неосознанно ими руководствуется даже публика, любители искус­ства. Из двойных стандартов, но с заметным уклоном в сторону периферии, исходят те, кто тиражирует произ­ведения, организует финансовую поддержку, проталки­вает художника на телевидение, в прессу и т. п.

По жанрам художественной культуры значимость ядра и периферии распределена неравномерно. И здесь мы вынуждены различать искусство и художественную культуру. Скажем, эстрадные звезды скорее относятся к художественной культуре, но не обязательно — к искусству. Лишь некоторые из них удостаиваются столь высокой чести.

Ядро и периферия выполняют в искусстве разные функции. Ядро, состоящее из неизменных критериев вечного и прекрасного, консервативно, а периферия либеральна и революционна. Все новое, оригинальное, экзотическое, шокирующее публику рождается на пе­риферии. Это экспериментальная лаборатория художе­ственной культуры. Обычно наибольшим спросом у публики пользуется именно самое необычное и шоки­рующее. Чем необычнее произведение, тем мгновен­ной успех. На этом зиждется массовая культура. На периферии рождается не только самое оригинальное и броское, но и самое массовое.

 

1 §?. Основные виды и жанры искусства ________

В огромном мире культурных артефактов произве­дения искусства — сонаты и романы, картины и теат­ральные спектакли — занимают самую верхнюю пози­цию. Наряду с научными теориями, религиозными учениями и философскими сочинениями продукция художественной культуры относится к наисложней-шим и высочайшим проявлениям человеческого духа.

Раньше словом «искусство» называли любые из­делия — керамическую посуду, ювелирные украшения, медицину, агрокультуру и даже тактические приемы боя. Все они причислялись к «искусствам» или ремес­лам, обладали не только полезными практическим свой­ствами, но и высокими эстетическими качествами. И только позже к искусству начали относить «изящ­ные» виды творчества — живопись, литературу, архи­тектуру, скульптуру, балет и близкие им области твор­чества. В результате значение термина сузилось. Но и и своем широком понимании искусство охватывало только мастерски созданные произведения.

Сегодня мы вправе относить к сфере искусства только то, что соответствует трем обязательным кри­териям. Произведение искусства должно обладать:

■ познавательной ценностью;

■ эстетической ценностью;

■ нравственной ценностью.

Три указанные вида ценности, которым подчиня­ется произведение искусства, можно сформулировать иначе: Истина, Добро, Красота.

Трудно, пожалуй, найти четвертый (не говоря о пя­том или шестом) критерий, который бы в полной мере ныражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — ко вообще три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — религиозное учение, научную теорию или педагогиче­ский прием, — они обязательно будут' в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духов­ного. В научной теории на первый план выступает 11стипа, в религиозном учении —Добро, в педагогиче­ском приеме (сфера образования) — то и другое по­немногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота.

Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе име­новать изящными искусствами или просто видами искусства. Сюда относятся литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие.

Слово «искусство» происходит от латинского ars, artis -··- ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды занятий, например, artes liberales — свободные искусства, artes sordidae — ремесло, artes optimae — пауки, artes disserendi— диалектика. Взятое во мно­жественном числе слово artes обозначало произ­ведения искусства. В широком смысле это слово обоз­начало умения или знания, которые необходимы для того, чтобы изготовить нечто.

Кстати сказать, понятие «артефакт», с которым мы столкнулись в главе о культуре, происходит от того же корня.


Раздел 2. Мировая притаенная кудьгура

У древних греков использовалось другое слово — techne. От него произошли слова «техника» и «техно­логия». Оно, как и первое, обозначает занятия, ремес­ло, науки. Но у него иная ориентация. Латинское слово больше ориентировано на гуманитарное знание, а гре­ческое — на техническое и естественнонаучное. Поэто­му мы никогда не употребляем слово «техника» по отношению к литературе или театру. В то же время совокупность технических приемов исполнительского искусства, например, балетного танца, мы можем име­новать техникой.

Термином «свободные искусства» в Средние века назывался университетский курс наук, включающий грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Окончивший курс студент на­зывался бакалавром искусств.

Древнегреческие философы, прежде всего Платон и Аристотель, не разграничивали изящные и приклад­ные искусства. Они проводили границу между свобод­ными искусствами, которыми занимались свободные граждане, и «сервильными» искусствами, которые были уделом рабов. Свободные граждане не занимались тяжелым физическим трудом или обслуживанием. Для этого у греков и римлян хватало рабов. У граждан оставалась масса свободного времени для умственной деятельности, куда входило посещение театров, стадио­нов, музеев, бань, философские диспуты и беседы, политические митинги, отправление многочисленных религиозных ритуалов и церемоний, гадания и оккуль­тизм, наблюдение за звездами, поэтические состязания. Для этого и требовались такие искусства, как логика, риторика, астрономия, музыка. Ремеслами — сапож­ным, сельскохозяйственным, строительным и т. п. — за­нимались другие слои населения: рабы и бедняки. Ручной физический труд — будь то создание товаров или услуг — назывался сервильным искусством (от лат. servio — быть рабом, усердно служить). Первоначаль­но в него включались даже такие виды деятельности, как живопись и скульптура, которые сегодня мы отно­сим к изящным искусствам.

В эпоху средневековья — с III по XIII в. — виды художественного творчества, которые позднее будут отнесены к изящным искусствам, прежде всего живо­пись, скульптура и архитектура, использовались в качестве декоративных приемов украшения церквей, монастырей, дворцов, городских общественных зданий, парков и вилл. Богатые аристократы и нарождающее­ся купечество соревновались друг с другом, заказывая художникам картины и скульптуры для своих усадеб, галерей, коллекций.

Только в эпоху Ренессанса появляется первое по­коление художников, которые смогли подняться выше утилитарных задач декорирования стен, плафонов и колоннад. Они смогли выразить в своих полотнах не­преходящие идеалы возвышенного. Становилось все более ясным, что живопись и скульптура имеют само­бытную, не зависимую от их утилитарного предназ­начения ценность. Они могли заставлять волноваться, печалиться, радоваться, восторгаться и задумываться зрителя.

Богатый и средний класс (мелкая буржуазия) вы­ступили спонсорами не только живописи, архитекту­ры и скульптуры, но также театрального и музыкаль­ного искусства. В средневековых городах существовало множество театральных трупп и бродячих музыкантов, которых приглашали к королевскому двору, на массо­вые празднества, народные торжества. Создавались все предпосылки для теоретического осмысления по­лучившего широкую практическую поддержку увлече­ния людей изящными искусствами.

Понятие «изящные искусства» появилось во Фран­ции в XVIII веке. В отличие от прикладных или прино­сящих практическую пользу искусств, изящные искус­ства имели совсем иное предназначение: они услаждали зрителя или слушателя. Это качество было названо эс­тетическим, т. е. характеризуемым как прекрасное, кра­сивое.

Эстетика — это учение о красоте, или об изящном. В древнегреческом языке «aisthetikos» обозначает чув­ственное восприятие. В двухтомном труде «Акромати-ческая эстетика», вышедшем в период с 1750 по 1758 годы, немецкий философ Александр Баумгартен поднял этот малозначительный для греков термин на уровень абстрактной философской категории, придав ему смысл самостоятельного раздела философии. С тех пор эстетика входит в состав философского знания. Эс­тетика понимается в двух значениях, а именно как а) теория прекрасного, б) теория искусства. Специали­сты по эстетике занимаются классификацией изящных искусств, изучают закономерности их развития, стиле­вые особенности, соотношение формы и содержания художественного произведения. Именно благодаря им категория прекрасного, или красоты, поднялась вро­вень с понятиями истины и добра. Впрочем, об этом уравнении: Красота = Истина = Добро, писал еще Пла­тон в V в. до н. э.

В этом триумвирате не все элементы равны друг другу в одних и тех же отношениях. Скажем, истина, на которой покоится наука и технический прогресс, пред­полагает постоянное углубление в сущность вещей. Действительно, современная наука и техника далеко превзошли по глубине познания природы, прогнозиро­вания событий и конструкции приборов науку времен Платона или Ньютона. Но можно ли то же самое ска­зать о религии или искусстве? Есть ли здесь прогресс и постоянное улучшение? Вряд ли, они подчиняются иным законам. Мы восхищаемся древнегреческим Парфеноном или римским Колизеем не меньше, если не больше, чем абстрактным искусством или авангард­ной музыкой конца XX века. В искусстве и религии нет прогресса, нет улучшения. Рембрандт не превзошел Рафаэля, а Пикассо — Рембрандта. Каждый из них открыл вечную красоту раз и навсегда. Можно напи­сать иначе, но нельзя написать лучше.

Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и рели­гия — неподвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зри­телям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро. Заповеди Христа останутся вечно истинными и через тысячу лет. Кар­тины и скульптуры Микеланджело останутся вечно прекрасными и через тысячу лет. Но теория Ньютона и теория Эйнштейна могут и не быть истинными че­рез тысячу лет. Не останутся вечно совершенными и все технические изобретения. Их обязательно иревзой­дуг в будущем. На смену деревянным счетам пришел механический калькулятор, а его сменил электронный. Искусство служит Красоте, религия — Добру, наука — Истине, а техника — Пользе.

Союз Красоты и Добра дает изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — прикладные искусства. Кабаре, цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу. Для того чтобы ремесло или вид искусства назывался прикладным, надо, чтобы его произведение создавалось сначала для пользы, а по­том уже выражало прекрасное. Здание церкви пос­троено для практических, а уже затем для эстетиче­ских целей. Поэтому архитектуру правильнее относить к прикладным искусствам.

 

1 § 3. Клас сификация видов искусства __________

Первый способ классификации подразделяет ис­кусства на два больших рода — изящные (свободные, фундаментальные) и прикладные (практические, сер­висные).

Второй способ делит все искусства по тем чувствам, на которые они воздействуют. Поскольку живопись, скульптура, архитектура, дизайн воспринимаются гла­зами, их называют визуальными видами. Музыка воз­действует на органы слуха, поэтому ее можно было бы отнести к аудиторным видам (auditory — слуховой), но данный термин в отечественном искусствознании еще не принят. Литературу относят к визуальным и ауди­торным видам, поскольку, читая про себя книгу, вы поль­зуетесь словами, а пересказывая ее вслух, обращаетесь к аудитории. Сразу к двум видам чувств обращены та­кие прикладные искусства, как дизайн техники или мебели (осязание и зрение), кулинарное искусство и дегустация (вкус и запах).

Третий способ классификации делит все искусст­ва на одно- и многосоставные. Живопись, скульптура, музыка и литература — односоставные виды. Архитек­тура, опера и танцы — многосоставные виды. Напри­мер, в опере используются хореография, музыка и словесный текст. Стало быть, оперному артисту при­ходится сложнее всех, поскольку надо обладать талан­том и квалификацией не в одном, а в нескольких видах искусства уметь петь, танцевать и разбираться в му­зыке. К тому же, ему необходимо быть драматическим артистом. В опере также используются элементы ди­зайна — декорации и костюмы.

Искусство и подражание. Если рассматривать четыре составные части духовной сферы общества, то окажется, что искусство находится в исключительном положении, и вот почему. Наука не подражает при­роде, т. е. не имитирует, она ее познает с помощью искусственно созданных абстрактных символов. Рели­гия также не имитирует ее. Не подражает ей и обра­зование, ибо у него совсем иная цель.

Только искусство имитирует окружающую приро­ду и человека в том числе. Таково его предназначение.

Однако имитация далека от того механического копирования реальности, какое мы наблюдаем на фотографии. Подражая природе, отражая ее, худож­ник оставляет одно и отбрасывает другое, преувели­чивает, переставляет, добавляет от себя, находит скры­тый смысл. Иными словами, он творчески преображает окружающий мир.

Только в XX веке искусство отступает от своего первоначального принципа. Теперь оно не подражает, а разбирает природу на части, атомы, элементы, фор­мы, составляя из них новые комбинации. Кубизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, авангардизм, нонобъективизм, поп-арт порывают с реальностью. Лозунгом стало «искусство для искусст­ва», или чистое искусство, задачей которого является формотворчество. Его так и называют— формальным, в противоположность содержательному искусству классического периода. А еще беспредметным, так как реальные предметы: люди, деревья, здания, живот­ные — исчезли. Теперь художник рисовал не то, что видел, а то, что знал и о чем мыслил. Он почти приб­лизился к ученому, изображая реальность с помощью абстрактных символов и знаков. Но не открывал объек­тивные законы вселенной, а придумывал их сам, следуя своей внутренней логике. Посетителя художественной галереи приглашали не в зрители, а в соавторы: он должен был домысливать, додумывать изображенное на картине, вкладывая в него свой смысл, который мог расходиться с замыслом автора. Если раньше ху­дожники жаловались, что некоторые зрители не понимают изображенного на картине, то теперь они считают это в порядке вещей. Современные худож­ники все больше выражают самих себя, а не отоб­ражают реальность. Они говорят, что искусство про­сто вернулось к своим корням: посмотрите наскальные изображения или средневековые иконы — большего абстракционизма или символизма вы не найдете! Кри­тики возражают: пещерный человек и иконописец не ставили задачу исказить реальность — первый техни­чески не умел передать реальные объекты, а второй изображал идеальную реальность, такую, какой она представлена в христианском учении. Изображения оленя на стене или Богоматери на иконе были очень понятны и близки зрителю, они вызывали поток при­ятных ощущений и романтических чувств. Они взыва­ли к лучшим качествам человека.

Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел ху­дожника конкретизируется в теме и сюжете, вопло­щается с помощью композиции, рисунка и цвета (ко­лорита). Живопись бывает монохромной (одноцветной) и иолихромной (многоцветной), она может быть одно­слойной и многослойной. Выразительность живописи определяется характером мазка и обработкой кра­сочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной пер­спективой, светотеневой моделировкой, использовани­ем тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов.

Литература. Точного определения для термина «литература» в науке не существует. Это слово явля­ется комбинацией двух латинских — litteratus (вы­ученный, изученный) и littera (буква алфавита). Оно относится к написанным произведениям, предназна­ченным для чтения. Но не все из того, что пред­назначено быть прочитанным, можно классифици­ровать как литературу. Такие произведения, как, например, сборники кулинарных рецептов, справоч­ники по диетологии, дневники путешествий или рек­лама в журналах также предназначены для чтения, но не могут быть причислены к литературным про­изведениям.

Под литературой надо понимать только такие про­изведения письменности, которые имеют обществен­ное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литерату­ру («изящную словесность»). В этом значении литера­тура — явление искусства («искусство слова»), эстети­чески выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Из эпохи античности до нас дошли записки врача Гиппократа, математические тру­ды Евклида и Архимеда, философские работы Плато­на, Аристотеля и Марка Аврелия, исторические очер­ки Геродота, Полибия, Светония, Ливия и Тацита, размышления Сенеки, которые никак не отнесешь к художественной литературе. Это научные и философ­ские трактаты. Мемуарную, эпистолярную и доку­ментальную литературу относят к видам письменных произведений, которые не принадлежат, а только смы­каются с художественной литературой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.