Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I лава 2. Типологии кцльтцр 10 страница




1 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 35.

женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Великой Матери. В Месо­потамии это была Иннин-Иштар, а в Египте — Исида. Ошурки Великой Матери стояли во всех жилищах зем­ледельцев. Однако по мере своего дальнейшего разви­тия все древневосточные цивилизации отошли от жен­ского начала в культуре. Его вытеснило мужское начало. Понятие патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизациями зрелого периода.

Эпоха патриархата — время разложения пер­вобытного общества и формирования ранних госу­дарств. Иными словами, феномен государства и фено­мен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невоз­можно. И оба они стали предтечами зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.

 

1 NB ____________________________________________________

■ Под первобытной культурой принято понимать архаич­ную культуру, которая характеризует верования, тради­ции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный об­раз жизни.

■ Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.

■ Специалисты полагают, что жанры первобытного искус­ства возникали примерно в такой временной последо­вательности:

— каменная скульптура;

—. наскальная живопись;
... глиняная посуда.

■ Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искус­стве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изо­бражения зверей получили название пластики малых форм.

■ И зоологические, и антропоморфные изображения пред­полагали их обрядовое применение, выполняли куль­товую функцию. Религия (почитание тех, кого изобра­жали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.

■ Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

■ Первобытное искусство представлено в следующих ос­новных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

■ На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нане­сенного на глиняную посуду.

■ Неолитическая революция завершается победой желез­ных орудий над каменными, земледелия — над собира­тельством, оседлого образа жизни— над кочевым, пат­риархата— над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновени­ем государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и форми­рованием социально-классового расслоения общества.


Раздел г. Мировая щжжт крьгр

■ Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. В ар­хитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегали­ты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмо­гильных сооружений.

■ Эпоха патриархата — время разложения первобытного общества и формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали пред­теч зарождения культуры и цивилизации в современ­ном понимании.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

 

Заключительным актом величайшего действа в исто­рии человечества — неолитической революции, длившейся семь тысячелетий, явились два крупнейших нововведения: социально-политическое (государство) и социокультурное (цивилизация). С тех пор историческое развитие челове­чества пошло с опережающим ускорением. Можно считать, что природное начало было окончательно вытеснено соци­альным.

 

1 § I. Признаки высокой культуры и цивилизации

Признаками наступления цивилизации служат горо­да, письменность, социальные нормы и этикет поведе­ния, институционализация религии (сословие жрецов), возникновение школы как социального института, нако­нец, распространение грамотности в различных слоях населения и санитарии в повседневном быту горожан.

Таким образом, следующий за палеолитическим искусством этап развития мировой культуры связан с переходом от «варварства» к цивилизации. Под циви­лизацией в данном случае мы будем понимать не толь­ко включенность каждого индивида в активную граж­данскую жизнь своего общества или сообщества (от лат. civil— гражданский), но также более комфортную социальную и бытовую жизнь горожан, активно при­общающихся к культурным благам. В результате мы можем заключить, что цивилизация обозначает оп­ределенную ступень развития человеческого общест­ва, более высокую, чем первобытно-общинная.

Можно говорить о том, что цивилизациями стано­вятся только высокоразвитые культуры. С возник­новением первых развитых культур начинается исто­рия человечества. 13 отличие от ранее существовавших земледельческих культур, первые центры цивилизаций появляются на берегах рек: на Ниле — Египетское царство; на Тигре и Евфрате — месопотамские цар­ства; на Инде — индийские царства; на Хуанхэ — китайские царства.

Цивилизация характеризуется следующими признаками:

— появление городов как центров, торговли и власти;

— возникновение государства с иерархическим делением общества на социальные слои (царь, жрецы, воины, чиновники, земледельцы, рабы);

— разделение труда на основе специализации;

— возникновение и использование письменности как средства коммуникации;

— формирование духовной общности людей на ос­нове единства языка, культуры и религии.

 

1 2. Культура Древнего Египта ______________

Первые цивилизации возникли в долинах рек су­хой тропической зоны Азии и Африки. Одной из ста­рейших признана древнеегипетская цивилизация. Поселения земледельцев появились в дельте Нила око­ло 4200 г. до н. э. Жители здесь разводили свиней, круп­ный рогатый скот, овец и коз, выращивали пшеницу и ячмень. Около 3100 г. до н. э. возникли два крупных царства: Нижний Египет (область дельты Нила) и Верх­ний Египет (долина Нила от дельты до Элефантина).

В отличие от Месопотамии, где приходилось счи­таться с коварной и непредсказуемой стихией, егип­тяне вполне могли довериться регулярным ежегодным разливам Нила. Природный ритм оказал глубокое влияние на развитие египетской цивилизации. С июня начинал повышаться уровень воды в верхнем течении. Когда вода отступала, люди возвращались на поля, пе­ремеряли наделы, сеяли зерно, а сбор начинался в мае. Нильская вода задерживалась в огромных водохрани­лищах, откуда ее подавали на поля с помощью сети каналов.

Для предсказания наводнений был создан доволь­но надежный календарь. Календарь египтян состоял из 365 дней и был связан с годом Сириуса. Создание календаря свидетельствовало о высоком уровне раз-нития астрономии в Египте.

Зависимость от Нила требовала четкой организа­ции жизни общества. Водохранилища и каналы строи­ли планомерно и содержали в хорошем состоянии. Распределение земли и право собственности на воду предполагали стройную систему управления. Много­численные чиновники фараона обеспечивали выпол­нение необходимых работ, гарантировавших получе­ние высоких урожаев.

Кроме того, Нил являлся идеальным пугем сооб­щения и способствовал объединению и централизации государства. Река облегчала также перевозку различ­ных товаров и каменных блоков, необходимых для строительства.

 

2.1. Сакрализация царской власти

Первой и чуть ли не самой главной чертой древне­египетской цивилизации является сакрализация госу­дарственной власти, достигшая, в отличие от всех других существовавших до и после нее цивилизаций, максимально возможной формы.

Сакрализация (от лат. sacer— священный) обо­значает процесс наделения светского учреждения или института, в данном случае — царской власти, священными свойствами, т. е. тем, что относится к религиозному культу и ритуалу.

Египет стал первым в истории государством, пре­тендовавшим на мировое господство. Во главе стоял фараон. Он имел абсолютную власть: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, матери­альными, трудовыми ресурсами считался собственнос­тью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» — ном — совпадало с понятием государства.

Сильная централизованная власть покоилась на доктрине божественного происхождения фараона. Фараон считался человеком-богом, а не верховным


Раздел 2. Мировая кржешенм культура'

жрецом. В этом важное отличие египетского правите­ля от других древневосточных владык.

Египтяне верили, что все происходящее зависит от бога и каждое событие заранее предопределено. Осо­бенно почитался Бог солнца Ра. Во времена V дина­стии культ бога Ра становится главным государствен­ным культом. Фараоны считались живыми богами. В социальной иерархии жрецы стояли непосредствен­но за фараоном, и их влияние постоянно возрастало.

В руках фараона сосредотачивались все функции верховной власти: правителя, военачальника, законо­дателя и судьи. Исполнение каждой обязанности оп­ределялось тщательно разработанным церемониалом, призванным демонстрировать подданным божествен­ную природу фараона. С теми же целями возводились и грандиозные пирамиды. Церемониал пронизал все уровни иерархической пирамиды власти. На каждой ступеньке существовал свой кодекс служебного по­ведения и обращения к вышестоящему лицу.

Церемониал сопровождал высшие должностные лица Египта не только при жизни, но и после смерти. Погребальный обряд, зародившийся в далекие времена у неандертальцев, получилу египтян наивысшее разви­тие, стал важным элементом не только религиозной, но и государственной политики. Театрализованность и пышность захоронения правителя, масштабность само­го погребения, бальзамирование и культ тела умершего пережили древних египтян и сохранились вплоть до XX столетия, так же как прежде символизируя вечность и несокрушимость централизованной власти.

 

2.2. Письменность и писцы

Пользуясь месопотамской моделью, египтяне созда­ли своеобразную систему письма, включавшую и идео­графические, и фонетические символы; чем сложнее ею было овладеть, тем выше становился социальный статус писцов. Последние составляли в египетском обществе класс верховных контролеров, которым надлежало реги­стрировать любого рода информацию — от предсказа­ний на урожай, от которых зависел расчет налогов, до штрафов, налагавшихся на всякого, кто преступал закон.

Бог Тот являлся богом мудрости, счета и письма (обычно его изображали в виде человека с головой иоиса). Он был одним из главных божеств Древнего кгинта. Тоту приписывалось создание всей духовной жизни Египта. Он изобрел письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали Тота своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо— и средством зарабатывания на жизнь, и объектом религиозного почитания.

Пиктографическое письмо в виде иероглифов (от греч. hieros— «священный» и glypho— «режу, высе-ь.по») было культовым и использовалось в качестве атрибута власти. Иероглифы (рисуночные знаки) — древнее письмо Египта — использовались уже с 3000 го­да до н. э. Религиозные тексты, протоколы и т. д. записы-иали иератическим письмом, т. е. курсивной формой мероглифики. Демотика — упрощенное иератическое письмо, т. е. скорописная форма египетского письма, возникла в VIII—VII веках до н. э., а с VII века до н. э. ι тала народным и официальным письмом Египта.

Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Текст представлял собой м>мбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). I lepoглифы писали чернилами с помощью тростнико­вой палочки на свитках, изготовляемых из папируса, росшего в болотистых низменностях Нижнего Египта..Чиаки располагали горизонтально справа налево. При >том писец либо стоял перед горизонтально разверну­тым свитком, либо сидел, скрестив ноги, а свиток рас­кладывал перед собой.

 

2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры

В эпоху Древнего и Среднего царств египтяне погребали своих властителей в пирамидах (первым был. погребен Джосер ок. 2600 г. до н. э.). В эпоху Нового царства (1551 —1070 гг. до н. э.) пирамиды — монумен­тальные постройки из каменных блоков, а позднее из глиняных кирпичей — уже не строили. Самая боль­шая — пирамида Хуфу (Хеопса) в Гизе высотой 137 м, длина каждой стороны у основания 230,38 м.


Раздел г. Мировая хромтвенмд культура

При строительстве пирамид использовали примитив­ные орудия труда: диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня. Каменные глы­бы в период разлива Нила переправляли из каменоломни на место строительства по воде, а затем их тащили на де­ревянных волокушах. По насыпным платформам и дере­вянным лесам блоки весом около 50 ц доставляли на нуж­ное место. Они были так искусно обработаны, что зазоры междуними непревышали 0,5 мм. Вблизи пирамид строи­ли храм мертвых для погребальных обрядов. Другие хра­мы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Саркофаг (греч. слово, букв, «пожиратель трупов») с ос­танками усопшего фараона доставляли из города к пира­миде по Нилу, а затем по специальному каналу — в гроб­ницу.

Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. При ее строительстве приме­няли принцип золотого сечения, «магический квадрат» и «священный треугольник». Важную роль при обме­рах играли магические числа, особенно тройка и четверка, символизировавшие совершенство. Егип­тяне верили в загробную жизнь, верили, что фараон после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потусторон­нем мире: еда, напитки, инструменты, украшения и слуги (позже слуг заменили их изображения). Умер­ших фараонов мумифицировали: мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем пропитывали ароматическими смолами и оборачивали погребальными тюлепами. Сухой воздух способствовал консервации тела. В момент смерти фараон и женское божество рождали его новую жизнь, и он опять мог взойти на трон как бог. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире.

Иерархическое устройство загробной жизни точ­но отражало социальную иерархию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставлен­ных чиновников располагались вокруг пирамиды фа­раона, чтобы и после смерти приближенные находи­лись рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Для продолжения жизни усопшего потомки долж­ны были совершать обряды и жертвоприношения. В про­тивном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим.

Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пира­мид, — книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумия­ми. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме. Религиозно-магические тексты, по представлениям древних египтян, должны были обес­печить умершим загробное блаженство, указывали путь умершему на том свете, учили его, как нужно избегать ловушек Солнца, подстерегающих пугешест-вующего по царству мертвых каждый час.

Книги мертвых создавались в соответствии с убе­ждением, что религиозный текст, произнесенный жрецом при жизни человека, и впоследствии сохра­няет свою ритуальную силу и оказывает воздействие после его смерти. В книгах мертвых были изображе­ния бога земли и смерти Сокара, являвшегося симво­лом всемогущества.

 

2.4. Скульптура и живопись

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках.

Вместе с тем скульптура Древнего царства отли­чается острым реализмом, огромной внутренней энер­гией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустаци­ей глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. По традиции мужская статуя раскрашивалась красно-ко­ричневой краской, женская — желтоватой, волосы — черной, одежда — белой.

Рельефы и росписи, украшающие стены гроб­ниц, также связаны с заупокойным культом. Релье-


Раздел?. Мировая кржествевная культура

фы обычно плоски, почти не выступают над поверх­ностью стены. Силуэт фигур ясен и графччен. Час­ти человеческой фигуры — голова, плечи, ноги, руки — могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие. Застыв­шие формы — «фирменный знак» древнеегипетско­го искусства.

Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н. э. Лучшее, что было создано в этот период, — скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Портрет Нефертити в высокой короне из рас­крашенного известняка стал символическим изоб­ражением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью ком­позиции, великолепным сочетанием красок.

С завоеваниями Александра Македонского в 332 году до н. э. начался эллинистический период. В 30 году до н. э. Египет стал провинцией Римской империи. Египетское искусство испытало в эпоху эл­линизма и римского владычества сильное влияние греческой и римской культуры. В 1887 году в Египте в области Фаюмского оазиса были найдены превосход­но сохранившиеся портреты, прикрепленные к лицам мумий, получившие название «фаюмских портретов». Они были написаны на доске или холсте в традициях эллинистической живописи красками, растертыми на воске (техника энкаустики). Расплавленные краски на­носились на тонкие деревянные дощечки кистью или металлическим стержнем. Мазки накладывались раз­нообразно, поэтому мастерам удавалось передать фак­туру предметов: поверхность ткани, пряди волос, блеск глаз, нежность или грубость кожи. Сохранилось более 400 таких портретов.

Греческое и римское влияние, особенно распро­странение христианства, привели к утрате самобыт­ной египетской культуры. Были закрыты древние хра­мы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э.

Египет был завоеван арабами, которые изменили так­же этнический облик страны. Египетское общество и египетская культура просуществовали в неизменном ииде три тысячи лет.

 

1 § 3. Культура Месопотамии _______________

Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древ­ние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом — двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины 11ила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же го­сударство — Египет, в Двуречье сменилось несколь­ко народов и несколько государств.

Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н. э. людьми, с помощью ир­ригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом револю­ционного переворота в истории человечества: от зем­леделия к созданию городской культуры и образова­нию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне — территория современ­ного Ирака) в течение трех тысячелетий сформиро­вались три великие культуры: Шумера и Аккада, Ва­вилона, Ассирии.

Самая ранняя шумерская культура существова­ла с 3000 до 2400 года до н. э. в Южном Двуречье. В 2400 году до н. э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада. Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Здесь же с 2000 но 539 год до н. э. формировалась вавилонская культура, период расцвета которой приходится на царствование Хаммурапи (1800 год до н. э.). Вавилон, или Вавилония был завоеван персами. В Северном Двуречье с 1400 по 600 год до н. э. существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия, соз­давшее свою, ассирийскую культуру, расцвет кото­рой выпадает на 800—700 годы до н. э. В 605 году до н. э. она уничтожена Мидией и Вавилонией.


Раздел l Мировая нудпжественаая культура

В культурном плане между ними много сходства, поэтому часто ученые описывают три типа культуры как стадии развития одной цивилизации. Правильнее будет рассматривать их как единое региональное поле культуры, имеющее местные и исторические различия.

 

3.1. Культура Шумера и Аккада

Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовле­ния колесных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи.

На первом этапе это была пиктография (рисуноч­ное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или поня­тие. Комбинация этих рисунков передавала в письмен­ной форме определенную информацию.

На последующих этапах происходила стилизация рисунков, что ускоряло процесс письма. Благодаря упрощениям отдельные символы можно было ис­пользовать несколько раз. Так, например, символ «день» мог также употребляться в значении «свет» или «время». Однако такое письмо, насчитывавшее около 2000 знаков, было еще слишком сложным.

Последовало его дальнейшее усовершенствова­ние: символы стали употреблять и для обозначения предметов или понятий схожего звучания. Например, знак, обозначавший пчелу, одновременно мог исполь­зоваться для обозначения начального звука «п» в лю­бом слове. Таким образом, за счет многократного ис­пользования символов число знаков уменьшилось до 600.

Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности. Это гениальное изо­бретение следует, видимо, считать заслугой шумерских храмовых чиновников, которые для упрощения реги­страции хозяйственных мероприятий и торговых сде­лок усовершенствовали пиктографию. Новой письмен­ностью стала клинопись, получившая это название по форме знаков, прорисованных на глиняных табличках тростниковыми палочками. Древнейшие таблички с клинописью, составлявшие целые архивы, содержат сведения о храмовом хозяйстве: договоры об аренде, документы о контроле за выполняемой работой и ре­гистрации поступавших товаров.

Письменность была великим достижением шуме-1>о-аккадской культуры. Она была заимствована и раз­вита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В сере­дине II тысячелетия до н. э. клинопись стала между­народной системой письменности: ее знали и ис­пользовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавит­ным письмом.

Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) мону­ментальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысяче­летиям до н. э. Мощные культовые башни назывались зиккуратами (ziggurats— святые горы). Они были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шел ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чер­ный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.

Ядро зиккурата в Уре, ступенчатой башне с плат­формами разной ширины, было построено из сырцо­вого кирпича, внешние стены выложены обожженным кирпичом и украшены нишами. Каждая площадка зиккурата была обнесена стенами, к которым с внут­ренней стороны примыкали жилища жрецов и чинов­ников, управлявших государством. Храм выступал хозяйственным и административным центром. Кроме того, здесь хранился богатый архив. Верхняя площад­ка зиккурата, где находился «дом божества», служила жрецам для наблюдения за звездами.

В главном зале храма помещали статую бога, изго­товленную из ценных пород дерева и покрытую плас­тинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в священ­ный зал имел лишь узкий круг жрецов. Рядовые шу­меры могли лицезреть божество только во время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города. Вокруг храма воздвигались обществен­ные здания и рынки. На его территории находились также школы, где обучали будущих жрецов и чинов­ников.

Зиккураты строили и древние шумеры, и унасле­довавшие их вавилоняне. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавило­не — знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии.

В шумерской религии наиболее важные боги, в честь которых и сооружались храмы-зиккураты, пред­ставлялись в человеческой форме повелителей неба, солнца, земли, воды и шторма. В каждом городе шуме­ры поклонялись собственному богу. Если богобояз­ненные шумеры не могли лично участвовать в бого­служении, то вместо них «присутствовали» статуэтки молящихся: широко раскрытые, неестественно боль­шие глаза символизируют боголюбие, руки просите­лей сложены для молитвы.

Первые города, возникшие до 3500 года до н. э. и строившиеся вокруг храма местного бога, назывались «городами храма». Со временем города-храмы пере­растали в города-государства. Подобное случилось около 3000 года до н. э. На плотно заселенной терри­тории Месопотамии археологи насчитали около 20 го­родов.

Постепенно Шумер превращается в унифициро­ванное государство с общей культурой и централизо­ванным правительством. Параллельно сильной касте жрецов формируется разветвленный аппарат государ­ственной бюрократии, потребовавший строительства правительственных учреждений. В результате рядом с культовой архитектурой возникает и расцветает светская. Со временем величественные храмы богов начинают заслонять не менее величественные гроб­ницы царей.

В Древнем Шумере, в соответствии с культовыми ритуалами, правителя в иной мир сопровождали слу­ги. Смерть они принимали добровольно. Кроме парад­ных повозок и колесниц, инструментов, керамической посуды, оружия и печатей в гробницу клали изделия из золота, серебра, меди и драгоценных камней. Гроб­ница выступала атрибутом принадлежности к высше­му классу. Простой народ их не имел. В гробницах знати обнаружены шлемы, кинжалы, топоры, искусно сделан­ные из золота, серебра и меди. Сохранились прекрас­ные каменные вазы с рельефами, сделанные в начале III тысячелетия до н. э.

Цари заботились не только о загробной, но так­же о своей земной жизни. Дворец-резиденция, по­строенный во II тысячелетии до н. э., располагался на площади 2,5 га и состоял из более чем 300 поме­щений и дворов. Комнаты были украшены скульпту­рами и настенной живописью. Основные сюжеты — сцены битв, отправление религиозных обрядов и де­коративные узоры, состоящие из геометрических фигур.

Религиозные и светские здания составляли еди­ное целое гармонично распланированного городского пространства. Шумерские города насчитывали при­мерно 30 тыс. человек. Жилища сначала были гли­нобитные — тростниковые стены, обмазанные гли­ной, а затем строились из кирпичей, сделанных из глины, смешанной с травой, соломой. Уже к середине III тысячелетия планировка городов стала геомет­рически правильной: с четкими прямыми улицами. В центре города находился храм, недалеко от него рас­полагался дворец правителя, который был скромнее храма. Город окружали хорошо возделанные сады, поля и луга, перерезанные оросительными каналами. Каналы и реки служили и главными дорожными ма­гистралями.

Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культу­ру, но не отказались и от своей. Более того, аккадский язык они превратили в официальный государст­венный, а за шумерским оставили роль языка ре­лигиозного культа и науки. Постепенно исчезает и этнический тип: шумеры растворяются в более много­численных семитских племенах. Их культурные завое­вания продолжали уже преемники: аккадцы, вавило­няне, ассирийцы и халдеи.


Раздел 2. Мировая яудажестввннзя цщщ

После появления Аккадского семитского царств* изменились и религиозные представления: произошло] смешение семитских и шумерских божеств. Литератур-' ные тексты и школьные упражнения, сохранившиеся^ на глиняных табличках, свидетельствуют о возраста-? нии уровня грамотности жителей Аккада. В правление; династии из Аккада (около 2300 до н. э.) строгость и схематичность шумерского стиля сменяются большей; свободой композиции, объемностью фшур и портрет-ностью черт прежде всего в скульптуре и рельефах.

В едином культурном комплексе, называемом шу-меро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Именно они, по мнению современных'восто-коведов, являются родоначальниками знаменитой вавилонской культуры. Их культурные достижения ве­лики и бесспорны: шумеры создали первую в челове­ческой истории поэму— «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотеч­ный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледель­ца, оставили первые сведения о защитных насаж­дениях'.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.