Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ш 4. Культура античного мира




1>а и свелась в итоге к живописи и скульптуре «тром-лей», что отражало тяготение к пышности.

Неплохо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в результате из­вержения вулкана Везувия. Они показывают, что ху­дожники свободно владели всеми живописными сред­ствами (богатой палитрой, игрой света и тени, точным рисунком и т. п.). Станковая живопись не сохранилась, но из письменных источников известно, что ведущим жанром был портрет. Наряду с жилищем римляне расписывали домашнюю мебель и посуду.

В отличие от Египта и Греции, искусство использо­валось римлянами не для выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса.

Меценаты и завоеватели. По отношению к класси-■ ι ескому греческому искусству римляне выступали одно­временно в роли завоевателей и филантропов. Во II веке до н. э. римские военачальники перешли к систематиче­скому грабежу греческих городов, демонстрируя трофеи во время триумфальных шествий. О масштабах грабежа говорит тот факт, что лишь один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных греческих скульптур.

Римские патриции, разбогатевшие на доходы от колоний, могли позволить себе выступить в роли спон­соров. Они покровительствовали обедневшим гре­ческим художникам и скульпторам, которые в огромном количестве стекались в Рим. Даже римские императоры покровительствовали изобразительным искусствам и архитектуре.

Религия. Римская культура, как и греческая, тес­нейшим образом связана с религиозными представле­ниями. Римский мир религиозных образов представ­лен несколькими формами и прошел в своем развитии несколько стадий.

Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Поз­же мифологический период сменился увлечением язы­ческими культами. Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточ­ную, приняло конкретные очертания католицизма.

Раздел 2. Мировая художественна» культура

Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обоже­ствления природы, культом предков и другими маги­ческими ритуалами, исполняемыми главой семейст­ва. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную релит гию, которая изменила прежние представления о богах.

Во главе римского пантеона первоначально стоя­ли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Ми­нерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия-, например Фортуна Удача, Виктория Победа и т. п.

Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного миро­воззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по прин­ципу «do, ut des» — «я даю, чтобы ты дал мне».

Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и товаро­производителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда— развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граж­дан, были организованы в религиозные коллегии, важ­нейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жрече­ство было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела.

Значение античной культуры. Античная культу­ра— уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения дея­телей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской ци­нилизации и образы для подражания на многие ты-тчелетия.

Культура Древнего Рима, которая во многом про­должила античные традиции Греции, отличается рели­гиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Куль­тура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Императорский Рим создал целую художествен­ную систему, олицетворяющую могущество и власть: оазилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портре­ты, конные памятники, триумфальные арки и колонны <■ рельефами в память о реальных исторических собы­тиях стали мощным основанием культуры последую­щих эпох.

В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря кото­рому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.

 

 

■ NB_____________________________________________________

■ Историю Древней Греции принято делить на 5 перио­дов, которые являются одновременно и культурными эпо­хами:

— эгейский, или крито-микенский (III—II тыс. до н. з.),

— гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),

— архаический (VIII—VI вв. до н. э.),

— классический (V—IV вв. до н. о.),

— эллинистический (вторая половина IV— середина I вв. до н. э.). Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Первые три периода объединяют в доклассический период.

■ Древние греки создали принципиально новый тип ци­вилизации— рыночную экономику, основанную па честном, добросовестном труде, высокой культуре демо­кратического руководства и свободном развитии лично­сти.


Раздел 2. Мировая кржвствевная крьтр

■ Первая философская система античности — натурфи­лософия. Для нее характерны материализм и поиск объ­ективных закономерностей: Фалес (624—546 до н. э.) считал первоосновой всех пещей воду, Анаксимен (ок. 585—525 до н. э.) — воздух, Анаксимандр (ок. 611 — 546 до н. э.) — апейрон.

■ В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежа­ла эпическим жанрам.

■ Наибольшего расцвета культура Древней Греции дос­тигла в классический период (480—323 до п. э.). Он свя­зан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида.

ш Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситс.ль составили славу греческой скульптуры классического периода.

■ Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отме­тить Политопа (1-я пол. V в. до н. э.) и Аполлодора (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение показать перспективу.

■ Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Трагедия возникла из культовых песен. В Греции возник новый вид искус­ства — драматический театр.

■ В IV веке до н. э. философия достигает наивысшей точ­ки. Ее прославили три великих философа — Сократ, Платон и Аристотель.

■ Очень высокого уровня в этот период достигает ритори­ка — наука об ораторском искусстве.

■ Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э.—

Пракситель, Скопас, Лисипп. Пракситель (ок. 390 — ок. 330 до н. з.), ведущий представитель поздней клас­сики, впервые в греческом искусстве показал красоту обнаженного женского тела.

α Особый этап в развитии древнегреческой культуры пред­ставляет эллинизм (323—30 гг. до п. э.) — эпоха распро­странения греческой культуры на всей территории дер­жавы Александра Македонского.

■ Выдающие философские школы эпохи эллинизма эпику­рейство и стоицизм.

α Историю Древнего Рима принято делить на три основ­ных периода:

— царский (VIII— начало VI века до н. э.),

— республиканский (510/509— 30/27 гг. до н. э.),

— период империи (30/27 it. до н. э.— 476 г. н. э.).

■ Больших успехов достигли в Риме просвещение и нау­ка. Обучение состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики.

ш Императорский Рим создал целую художественную сис­тему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные па­мятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощ­ным основанием культуры последующих эпох.

■ В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря кото­рому зародился средневековый Запад. Варварские на­шествия V века можно рассматривать как событие, ус­корившее преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира.


Глава 5

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

 

Период культуры раннего и классического средневеко­вья охватывает по меньшей мере десять веков, с Vпо конец XIV века, т. е. с момента падения Западной Римской им­перии до момента активного формирования культуры Воз­рождения. Период раннего средневековья — V—XI вв., а классического — XII—XIV вв.

Средневековье — такой же протяженный во времени, насыщенный культурными событиями и творческим поис­ком период в мировой культуре, каким были культурные эпохи Древней Греции, Древнего Египта или Месопотамии. Это великие культуры, имеющие за плечами более чем тысячелетнюю историю.

В раннем средневековье мы рассмотрим культуру Ви­зантии и Каролингское возрождение.

1 § 1. Византийская культура ______________

Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовав­шееся в 395 году на месте Восточной Римской импе­рии и просуществовавшее до 1453 г. Византийское искусство — важная ступень в развитии средневеко­вой мировой и европейской художественной культу­ры. Варварские нашествия не затронули Византию в такой степени, как Западную Европу. Здесь сохрани­лись античные формы быта и хозяйственного уклада, уже исчезнувшие на Западе.

Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес по своему облику оставались эллинистическими города-2ВВ ми- Д° VII века существовал народный античный те-

I лапа ii. Хцдвжеетвенная культура среднвавковья

.пр. Античная традиция ярко проявляла себя и в ис-ΐ' уестве: в центре внимания византийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в опразс христианского бога и святых. В его изображе­нии сохранялись правильные пропорции фигуры, тон­ная пластика форм, точный рисунок.

Содержание византийского искусства отражало религиозно-философские воззрения формирующегося < редневекового общества. Пассивная созерцатель­ность, которая, согласно философии восточного хри­стианства, открывала путь к познанию Бога и заклю­чала в себе наивысшую гармонию, выражалась в неподвижной сосредоточенности образов. Унаследо­ванные от античности проницательность и поэтическое восприятие проявлялись в раскрытии тончайших от­тенков человеческих чувств.

В Византии, где император совмещал светскую и религиозную власть, искусство, обращающееся ко ноем подданным, играло важную роль в создании эти­ческих идеалов, объединяющих религиозные, государ­ственные и личные начала.

Первый подъем византийского искусства прихо­дится на VI век. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527—565). Главным художественным центром становится Константинополь. Здесь находил­ся императорский двор, пребывали патриарх и выс­шее духовенство, сосредоточились земельная аристо­кратия и высшее чиновничество; в столицу стягивались научные и художественные силы империи, вырабаты­вались новые формы искусства.

В Константинополе, названном современниками «вторым Римом», развивалось крупное монументаль­ное строительство. Его украшали многочисленные храмы, дворцы с обширными купольными залами, ипподромы, акведуки, термы, арки, триумфальные колонны.

Распространение христианства сделало необрати­мым развитие культуры, связанной с римской цивили­зацией. Искусство и архитектура начинают искать новые формы, образы, сюжеты. По мере укрепления христианства как официальной религии государства претерпевал изменения и образ Христа. Он перестал быть покровителем бедняков и все больше становился

Раздел 2. Мировая иржесгвевваи культцрз

небесным властителем, подобно тому, как Константин; был императором на земле. Новые представления о! Христе требовали пышного оформления его власти.! Простой обеденный стол, за которым собирались ран-г ние христиане на свои священные трапезы, заменили! роскошно украшенным алтарем, ставшим центром^ литургического обряда жертвоприношения. Духовная^ власть Церкви и светская власть императора были; строго разделены.

Первые христиане создали литургию, но не созда-: ли храмов для своих обрядов. Константин отказался от: использования классической модели культового храма языческого происхождения и взял за образец бази­лику — здание, где по традиции вершился гражданский \ суд именем императора, усилив тем самым связь' между Церковью и государством. Самой большой цер- · ковью, построенной в Риме Константином, был собор < Св. Петра. Он был воздвигнут на том месте, где по. преданию был похоронен первый Папа Римский. Ха-. рактерная конструкция базилики послужила моделью для христианского храма последующих эпох. Входом в нее служил атрий с портиком, характерным для рим­ских общественных зданий. Интерьер также следовал традиционным схемам — с тяжелым антаблементом на колоннах из разноцветного мрамора с их классичес­кими капителями.

Богатство внутреннего убранства контрастирова­ло с простотой внешнего вида. Это объясняется тем, что христианские службы чаще всего происходили внутри храма, а не снаружи, как у язычников. Здание отражало иерархический характер церкви: арки нефов и хоров символизировали императорскую власть, а; украшения из драгоценных металлов свидетельствова­ли о богатстве Церкви.

В архитектуре византийского крестово-купольно-го храма отражено представление о цикличности вре- \ мени, а не о развитии его от начала до конца, как в ' романской и готической сакральной архитектуре.; В крестово-купольном храме церковный канон выделил j три зоны: обычно в куполе храма находилось изобра­жение Христа Пантократора, реже «Вознесение» или «Сошествие Св. Духа на апостолов». В церковной аб­сиде, символизирующей собой место рождения Хри-

<τ<ι (Вифлеемскую пещеру), изображали Богоматерь. II верхних частях стен храма художники развертывали ■1ММ30ДЫ из жизни Христа, своего рода монументаль­ный календарь, включавший изображения двенадцати праздников. В третьей зоне, самой нижней, пред­ставлены обычно отдельно стоящие фигуры святых, апостолов, святителей, пророков. Их располагали в хронологическом порядке, соответственно дням памя­ти каждого персонажа.

С IX века утверждается новый тип крестово-н упольного храма. Динамичный ритм построек VI века уступает место застывшей массе пластически вырази­тельных объемов, ажурность стен — их торжественной глади. Нарастание форм к центру усиливает соб­ранность пирамидальной композиции храма. Типич­ным памятником крестово-купольного храма является Католикон в монастыре Хосиас Лукас в Фокиде (пер­вая половина XI в.). Рациональность конструктивной системы, законченность композиции способствовали распространению этого типа храма за пределами Ви-

1.штии.

В V—VI веках культ объединил все виды искусств: архитектуру, живопись (мозаики, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценную утварь, богатое ■ облачение священников, зрелищность церковного цере­мониала), многоголосые хоры — в единый грандиозный художественный ансамбль, гениально воплощенный в храме Св. Софии Константинопольской (532—537). < 'троители храма, используя опыт Пантеона, воплотили идею могущества христианства, представление людей того времени о необъятности мироздания, его все­объемлющей цельности и гармоничности.

В церковном интерьере формируются новые прин­ципы синтеза искусств, разрабатывается иконография Священного Писания — сюжеты, композиция, типы фигур, лиц, атрибуты святых, которые легко воспри­нимались и запоминались зрителем. Постепенно иконо­графические типы и композиции превратились в ут­вержденные Церковью каноны.

Излюбленной техникой стенной живописи была мозаика. Византийцы впервые воспроизводят форму цветом, ставшим выразителем эмоционального нача­ла. Золотые фоны придают изображениям празднич­ность и отрешенность от реальной жизни. Мозаичные панно были дороже живописных и свидетельствова­ли о богатстве владельца. Цветные смальты в сочета­нии с золотым фоном позволяли достигнуть глубины изображения, звучности и мерцания тонов, что созда­вало дополнительный таинственный, почти мистиче­ский эффект, к которому стремилось христианское ис­кусство.

Пять с половиной столетий, с середины VII до начала XIII века, составляют центральный период византийской истории, эпоху расцвета империи и последовавшего затем ее упадка. В это время поздне-рабовладельческая Восточная Римская империя, какой она была к концу VI века, стала феодальной средне­вековой монархией. Именно в это время культура Византии обрела свои наиболее характерные, ярко вы­раженные черты, особую систему духовных ценностей. Став патриархом в 858 году, Фотий объявил во всеу­слышание об особой важности искусства. Он приказал покрыть мозаиками с изображениями святых Золотой зал дворца, Палатинскую (дворцовую) часовню, начать воссоздавать мозаичные композиции в соборе Св. Софии.

В эти годы константинопольских художников при­глашают оформлять мозаиками храмы Венеции и Сици­лии. На Русь после принятия князем Владимиром хрис­тианства (в 988 г.) приезжают архитекторы, мастера по фрескам и мозаике из разных городов империи. В Ки­евское, а затем и во Владимиро-Суздальское княжест­ва привозят иконы и рукописи из Византии.

50-летнее правление императора Василия II (976—1025) — эпоха наивысшего могущества средне­вековой Византии. Ее границы раздвинулись почти до пределов ранней Восточной Римской империи (1 млн кв. км). Население империи к началу XI века достигало 20—24 млн человек. Восточная Римская империя ос­тавалась и самой «городской» страной Европы. В ее почти 400 городах проживали 1,5 млн человек. Самый блистательный и многолюдный город Европы средне­вековья был Константинополь — крупнейший центр мировой торговли.

В IX—XII веках, в эпоху Македонской династии (867—1057) и династии Комнинов (1057—1185) визан-


ι пава 5. Художественная культура предавшим

гийская художественная культура переживает новый расцвет. В искусстве усиливаются спиритуалистиче­ские тенденции, оно подчиняется строгим догматиче­ским правилам. Стиль XI—XII вв. называют «комни-повским». Тесная связь монументальной живописи и архитектуры, ритм композиций, благородство колори­та, величие образов святых в одинаковой степени присущи всем произведениям этого периода. Начина­ет господствовать тип лица с восточными чертами. <)бъем лица и рук передается легкой светотенью, трак­товка одежд, покрытых геометрическими орнамента­ми, отличается плоскостностью. Элементы пейзажа и архитектуры сведены к минимуму. Особое значение сцепы часто подчеркивается с помощью золотого или голубого фона.

При Комнинах утверждается торжественный визан­тийский стиль. Фронтально стоящие фигуры утрачи­вают материальность, лица приобретают аскетический характер, пространственная среда схематизируется, колорит становится плотным, условным, главное внима-пие сосредоточивается на тонкой разработке духовной стороны образа. Неподвижность, состояние созер­цательного покоя становится воплощением наивысшей религиозности.

Последний расцвет византийское искусство пережи­нает в XIII—XIV веках, в период правления династии 11алеологов. Возрождается интерес к античной тради­ции, в которой писатели и художники видели основу национальной культуры. Новое направление наиболее ярко проявилось в живописи и мозаике, фигуры становятся легкими, изящными, полными порывистых движений, они располагаются в несколько планов. Чувства раскрываются в действиях, в мимике выра­зительных лиц и жестах. Вводятся отдельные жизнен­ные детали, динамичный архитектурный пейзаж.

Однако при всем блеске искусство Палеологов оз­начало закат большой культуры. В XV веке искусство утрачивает монументальный размах и значительность. В 1453 году, с завоеванием Византии Турцией, закончи­лось тысячелетнее существование великой культуры, передавшей последующим векам дух античной тради­ции, завоеваний культуры эллинизированного Передне­го Востока и собственных открытий. Богатство Византии­ского искусства оказало огромное влияние на христи­анских государей Западной Европы, пытавшихся при своих дворах имитировать пышный византийский стиль.

 

1 § 2. Каролингское возрождение ____________

Как известно, после распада Великой Римской империи европейский мир в IV—VI веках разделился на две части — восточную и западную. Великое проти­востояние Византии и империи Каролингов надо рас­сматривать не как ноле военных битв, а как способ утверждения двух великих культур: православной и католической.

Две великие культурные державы создали великие правители. Расцвет византийского искусства произо­шел при царях Юстиниане I (527—565), Константине (первом христианском императоре, в 324 г. ставшем единственным правителем еще не расколовшейся на две части Римской империи) и правителях династии Комнинов (1057—1185), а расцвет католической куль­туры, давшей жизнь искусству Италии, Франции, Ан­глии, Голландии, Испании, Германии — великих куль­турных европейских держав, отмечался при королях Карле I Великом (747—814) и Оттоне I (912—973).

Династия Каролингов, названная так по имени Карла Великого (77—814), самого выдающегося ее представителя, насчитывает восемь правителей, кото­рые определяли политику Европы и заложили фунда­мент ее культуры в период с 751 по 987 год.

Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII—IX веках (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к коро­левскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр «Каролингского возрождения» — кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия», которой руководил ФлаккАльбин Алкуин (ок. 735—804), англосаксонский ученый, автор богословских трак­татов, учебников философии и математики, советник Карла Великого, аббат Турского монастыря.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.