Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рзздвя 2. Мировая кудажественнан культура 3 страница




Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила — класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойствен­ную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в

■ пои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным спонсором культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навя­зывала интеллигенции свои узкоугилитарные, призем­ленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции. Иными словами, бур­жуазия поддерживала и приземляла культуру одновре­менно. Завершилось все это тем, что на исторической сцене появился новый тип культуры — массовая куль­тура, которую нередко именуют вульгарной, пошлой,


РЛРЛ__________________________ Раздел 2. Мироеаи кцдржветввнная цат

буржуазной. Но иначе и быть не могло: аристократия
и дворянство давно уже имели свою собственную кулм
туру — высокую культуру, еще раньше народ создал
свою форму культуры, народную, и только буржуазия
оставалась не у дел. Таким образом, можно считать, чт|
завершением эпохи Просвещения явилось, с культя
рологической точки зрения, возникновение массовой
культуры. Ее следует считать низшим слоем буржу]
азной культуры. \

В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIII столетии выразила себя через научную идеО| логию. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естество' знания и вере в социальный прогресс. Эпоху Прос? вещения называют еще именами великих философов^ во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева. |

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворот-!! ным пунктом в духовном развитии Европы, повлияв» шим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуалы! ных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего? цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостоя-; ние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость; и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое; отношение к авторитетам всякого рода, неприятна догм — как политических, так и религиозных. Про­светители происходили из разных классов и сословий! аристократии, дворян, духовенства, служащих, пред» ставителей торгово-промышленных кругов.

В каждой стране просветительское движение но­сило отпечаток национальной самобытности. В Англии философская программа Просвещения была сформу­лирована философом Джоном Локком (1632—1704), провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность.

Отвергая существование врожденных идей, он-утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором высту­пает среда.

Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс (1588—1679) увидел в геометрии и механике 318 идеальные образцы научного мышления, а на природу

ι мотрелкак на совокупность протяженных тел, разли­чающихся величиной, фигурой, положением, а не как м.ι вместилище божественного разума.

Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, эко-ппмисту и публицисту Дэвиду Юму (1711 —1776), обно­вившему науку о нравственности. По Юму, этика за­нимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенно­стями людей. Шотландия дала миру и другого великого мыслителя— экономиста Адама Смита (1723—1790), |.|дожившего основы классической политэкономии.

Просвещение во Франции связано с именами Полутора, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др.

Французский просветитель, правовед и философ Монтескье (1689—1755) страстно выступал против hi χ олютизма, стремился вскрыть причины возникно­вения того или иного государственного строя, ана­лизировал различные формы государства и формы правления. Его теория «разделения властей» оказала оольшое влияние на развитие конституционной мыс-Ήΐ XVIII — XX веков.

Великий французский мыслитель, писатель и пуб­лицист Вольтер (1694—1778) выступал против абсо­лютной монархии и феодально-клерикального ми­ровоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умов к Великой французской революции. 1го роль в Просвещении определялась не столько по­литическими взглядами, сколько духом сомнения и ι ы'птицизма, который способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев. На литературном поприще Вольтер проявил себя во всех жанрах— в трагедии, стихах, исторических сочинениях, философ-с к их романах, сатирических поэмах, политических трактатах и статьях.

Целый этап просветительского движения Фран­ции связан с именем великого французского писателя п философа Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). В «Рассужде­ниях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые • ■формулировал главную тему своей социальной фи-\ософии — конфликт между современным обществом п человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки) и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом; романе «Эмиль, или о Воспитании» (1762) Руссо обру^ шился на современную систему воспитания, упрекая^ ее за недостаток внимания к внутреннему миру чоло-j века, пренебрежение к его естественным потребно^ стям. В форме философского романа Руссо изложил) теорию врожденных нравственных чувств, главным из! которых он считал внутреннее сознание добра. Зада-^ чей воспитания он провозгласил защиту нравствен-^ ных чувств от разлагающего влияния общества. *

В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниА ях неравенства...» (1755), «Об общественном догово* ре» (1762) Руссо выступал против социального нора-' венства и деспотизма властей. Государство, согласно; Руссо,.может возникнуть только в результате догово-: ра свободных людей. Заключая общественный дого­вор, люди поступаются частью своих суверенных прав в пользу государственной власти, охраняющей их сво­боду и выражающей их общую волю. По если госу­дарство перестает следовать общей воле, оно ут­рачивает нравственную основу своего существования. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих из­начально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Основатель и редактор знаменитой «Энциклопе­дии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—1780), философ-материалист Дени Дидро (1713— 1784), как и Руссо, был неординарной личностью. В юности он был религиозен, часто постился и носил власяницу, а в 1726 году даже стал аббатом. В 1732 году он получил магистерскую степень на факультете ис­кусств Парижского университета, подумывал сдела­ться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни. Первое время Дидро зарабатывал переводами. Знаком­ство с исторической и философской литературой сде­лало его деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро пос­лужили причиной его ареста и заключения в Вен-сеннский замок (1749).

Главным делом его жизни стала «Энциклопедия». II начале 40-х годов парижский издатель А.Ф. ле Бре­ши решил перевести на французский язык «Энцикло­педию, или Всеобщий словарь ремесел и наук» англи­чанина Э. Чемберса. Но вскоре он и ставшие его компаньонами Дидро, Д'Аламбер (или аббат Де Гуа) от­казались от публикации слегка измененной версии английского словаря и стали готовить самостоятельное и;дание. Дидро придал «Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом щохи Просвещения.

На протяжении последующих 25 лет Дидро оста­вался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов ста­тен и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии». В ней сотрудничали помимо Дидро (он написал 6000 статей) π Д'Аламбера такие титаны Просвещения, как Руссо (написал 390 статей, прежде всего по теории музыки), Ичльтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки сво­его дела: скульптор Э.М. Фальконе, архитектор /К.Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С.Ш. дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж.Б. Папийон, естествоиспы­татели Л. Добантон и //. Демаре, экономист Ф. Кенэ. ι 'оставители «Энциклопедии» получили название эн­циклопедистов. Итогом явился универсальный свод со­временных знаний.

Кроме работы над «Энциклопедией» Дидро с1759 по 1781 г. делал регулярные обзоры по изобразитель-пому искусству, которые помещал в «Литературной корреспонденции» — рукописной газете, рассылав­шейся по подписке просвещенным европейским монархам. Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание «Эн­циклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. На протяжении XVIII века здесь вышли 25 сборников переводов из «Энциклопедии». В 1773 г. Дидро по приглашению Екатерины II посетил Рос­сию, был избран иностранным почетным членом Пе­тербургской Академии наук, а по возвращении домой написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации1.

 

1 Карп С.Я. Дидро // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Отв. ред. Т.Г. Му.чрукова. М., 1997.

I 1 Кулы уроло] ия. Учебник


Появлению блестящей плеяды философов-просве-
тителей предшествовал тот интеллектуальный перевод
рот в умах европейцев, который совершили их вели-|
кие предшественники, прежде всего французский
философ Рене Декарт (1596—1650), нидерландский!
Бенедикт Спиноза (1632—1677) и немецкий Готфрищ
Вильгельм Лейбниц (1646—1716). i

Декарт являлся не только философом, но и выи дающимся ученым — математиком, физиком и физиоЧ логом. Он заложил основы аналитической геометрии,] дал понятия переменной величины и функции, ввел! многие алгебраические обозначения, сформулировал; закон сохранения количества движения, дал понятие) импульса силы. Декарт считается автором теории, объ­ясняющей образование и движение небесных тел: вихревым движением частиц материи (вихри Декар-, та); ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).: Обыденное восприятие мира Декарт призывал под­вергать сомнению, так как чувства могут быть обман--чивы и лишь разум способен отличить истинное от; мнимого. Именно разум (мышление), по убеждению-ученого, служит исходной основой всякого познания. Этот вывод Декарт облек в формулу «Ямыслю, следо­вательно, я существую», — основной постулат ра­ционализма — направления в теории познания, сто­ронниками которого выступили позже Спиноза и Лейбниц.

Согласно воззрениям Спинозы мир — закономер­ная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, — единая, вечная и беско­нечная субстанция, причина самой себя. Все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Его сочинения «Богословско-политиче-ский трактат» (1670) и «Этика» (1677) оказали огром­ное влияние на европейскую философию.

Великий немецкий философ Лейбниц представ­лял собой универсальный ум, он был первоклассным математиком, физиком и языковедом, в частности, он считается одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений. Лейбниц предвосхитил принципы современной математической логики («Об искусстве комбинаторики», 1666). Реальный мир, со­гласно его учению, состоит из бесчисленных психи­ческих деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармо-нпи; существующий мир создан Богом как «наилуч­ший из всех возможных миров». В духе рационализма

• in развил учение о прирожденной способности ума к незнанию высших категорий бытия и всеобщих и не-походимых истин логики и математики. По просьбе 11етра I Лейбниц разработал проекты развития обра-юкания и государственного управления в России.

Философия Просвещения в Германии формирова­лась под влиянием Христиана Вольфа (1679—1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбни­ца. Вольф впервые в Германии создал систему, охва­тившую основные области философского знания. Философ-рационалист был избран иностранным по­четным членом Петербургской Академии наук (1725). Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления «крити­ческой философии» И. Канта.

Родоначальник немецкой классической филосо­фии, профессор университета в Кенигсберге и ино-

• транный почетный член Петербургской Академии ι мук Иммануил Кант (1724—1804) сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллек­туальное освобождение индивида. На раннем этапе он разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. В зрелый период творчества создал «критическую фи­лософию» {«Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790), где излагается учение о непознавае­мых «вещах в себе» (объективном источнике ощуще­ний) и познаваемых явлениях, образующих сферу бес­конечного возможного опыта. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — катего­рический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло определяющую роль в 11азвитии европейской и мировой философии. Специа­листы считают, что Кант произвел настоящую револю­цию в философии и социальных науках.

Его современник Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) — поэт, драматург, теоретик искусства,


Раздел 2. Мировая кцдвжвстввввая культура

литературный критик, философ —явился основополож­ником немецкой классической литературы. Отстаивая эстетические принципв1 просветительского реализма («Лаокоон», 1766), Лессинг развивал мысли о постепен­ном прогрессе морали, о необходимости продвижения человеческого рода к высшим ступеням духа. Он соз­дал первую немецкую «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755), просветительскую комедию «Минна фон Барнхельм» (1767).

Огромное воздействие на целую эпоху в истории культуры Германии и на развитие европейской куль­туры в целом оказало немецкое литературное движе­ние 70—80-х годов XVIII века «Буря и натиск» («Sturm und Drang»; название — по одноименной драме Ф.М. Клингера), заявившее о стремлении изменить моральные и общественные нормы. К нему при­надлежали писатели и поэты Иоганн Готлиб Гердер (1744—1803), Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц (1751—1792), Фридрих Максимилиан Клингер (1.752—1831), Иоганн Антон Лейзевиц (1752—1806), Кристиан Фридрих Даниель Шубарт (1739—1791), Иоганн Генрих Фосс (1751 — 1826), Готфрид Август Бюргер (1747—1794), Иоганн Фридрих Шиллер (1759—1805) и Иоганн Вольф­ганг Гёте (1749—1832) и др. Движение «Буря и натиск» противопоставляло рационализму Просвещения страсть, фантазию и образность. Оно требовало полной индиви­дуальной самореализации и отвергало любое угнетение. Отвергнув нормативную эстетику классицизма, его представители отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом.

Великий немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения Фридрих Шиллер наряду с Г.Э. Лессингом и И.В. Гете явился основоположником немецкой классической литературы. Закончив воен­ную школу, он изучал вначале право, а затем медици­ну. Его диссертация называлась «О связи животной природы человека и его духовности». На творчество Шиллера-художника огромное влияние оказала лите­ратура Просвещения. Мятежное стремление к свобо­де, утверждение человеческого достоинства выра­жены уже в юношеских драмах периода «Бури и lima 7. Крьтура Иоввга времени

натиска»: «Разбойника» (1781), «Заговор Фиеско» (1783), «Коварство илюбовь» (1784). В 1788 году он стал профессором истории в Йенском университете. Позна­комившись с Гете, Шиллер переехал в Веймар на по­стоянное жительство. Здесь были изданы и поставлены его пьесы «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеан­ская дева». Он является автором теории «эстетиче­ского воспитания» как способа достижения справед­ливого общественного устройства. Вдохновенное поэтическое творчество Фридриха Шиллера сделало его популярнейшим поэтом XIX века.

Особая роль в становлении немецкого Просвеще­ния принадлежит великому поэту и писателю Иоган­ну Вольфгангу Гете. Он был крупным мыслителем и естествоиспытателем, иностранным почетным членом

I (етербургской Академии наук (1826), а начинал свой творческий путь с движения «Буря и натиск». К этому периоду относится его сентиментальный роман «Стра­дания молодого Вертера» (1774), который принес ав­тору европейскую известность. В трагедии «Фауст» (1808—1832), итоговом произведении Гете, созвучном философским и научным поискам эпохи, с необычай­ной глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении научного познания мира и веч-ιιι,ιχ ценностей бытия. Стремление к целостному виде-

IIто мира характерно и для естественнонаучных тракта­тов Гете. Творчество Гете оказало существенное влияние на многих европейских художников XIX—XX вв., чер­павших в его произведениях темы, сюжеты, мотивы для собственных книг, симфоний, кинофильмов.

Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления пере­мен в обществе, которые должны были принести на­родам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии. Открытия XVII века в облас­ти естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государ­ства, основанная на власти разума и закона.

Раздел I Мирвиая художественна» культура

1 § 2. Художественные стили эпохи Просвещения

Эпоху Просвещения характеризует противостоя­ние двух стилей-антагонистов — классицизма, осно­ванного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него ро­мантизма, исповедующего чувственность, сенти­ментализм, иррациональность. Сюда же можно доба­вить третий стиль— рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем — от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо — в основном только в живописи и скуль­птуре.

 

2.1. Классицизм

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) сло­жился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он пре­вратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очеред­ная попытка могла ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подго­товленную рационалистической философией почву. Основываясь на представлениях о разумной законо­мерности мира, о прекрасной облагороженной приро­де, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Иными словами, классицизм стремился все разло­жить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма ус­танавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В наибольшей степени принципы клас­сицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина

I лава 7. Культура Наша времен»

и Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Я. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), н творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Су­марокова и Я.Б. Княжнина (Россия).

Для театрального искусства классицизма харак­терны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие во­обще называют «золотым веком» театра.

Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического ис­кусства Мольер (наст, имя Жан-Батист Поклен) (1622—1673). Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции, где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 г. он получил разрешение короля играть со своей труппой п придворном театре в Париже. Опираясь на тради­ции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой куффонада и плебейский юмор сочетались с изящест­вом и артистизмом. Преодолевая схематизм ита­льянских комедий дель арте (ит. commedia dell'arte — комедия масок; основные маски — Арлекин, Пульчи­нелла, старик купец Панталоне и др.), Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сослов­ные предрассудки аристократов, ограниченность бур­жуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве», 1670). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показ­ной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Дон-Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666). Художествен­ное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.

Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» (1775) и «Женить­ба Фигаро» (1784) великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732—1799). В них изобра­жен конфликт между третьим сословием и дворянст­вом. На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта (1786) и Дж. Россини (1816).

Классическая комедия развивалась также в Ита­лии и Англии. И в XVIII в., несмотря на экономиче-

Раздел?. Мировая худджвственная культура

ский спад, Венеция оставалась столицей карнавалов, театров и беззаботного веселья. В этом небольшом городе работало семь театров — столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На венецианские карнавалы тогда, как и двести лет спустя, съезжались люди со всей Европы. Здесь творил Карло Гольдони (1707—1793), создатель национальной комедии. Он осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив искусственный жанр комедии дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой пороков общества. Его пору принадлежит 267 пьес, в том чис­ле «Слуга двух господ» (1745—1753), «Хитрая вдова» (1748) и «Трактирщица» (1753). Современником Голь­дони был Карло Гоцци (1720—1806). Он писал сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элемента­ми комедии дель арте: «Любовь к трем апельсинам» (1761), «Турандот» (1762) и другие о жизни театраль­ной Венеции.

Крупнейшим английским драматургом XVIII века был Ричард Бринсли Шеридан (1751 —1816). Наиболь­шую известность получили его комедии нравов, пре­жде всего «Школа злословия», направленная против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия буржуа.

Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками клас­сической трагедии считают двух других французов. В пьесах Пьера Корнеля (1606—1684) и Жана Раси­на (1639—1699) строго выдержано золотое правило классической драмы — единство места, времени и действия. Язык героев их произведений проникнут пафосом и патетикой. В основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. В тра­гедии «Гораций» (1640) Корнеля развивается тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов). В трагедиях «Митридат» (1673), «Федра» (1677) Расина дано по­этическое изображение трагической любви и про­тивоборства страстей в человеческой душе, ут­верждается необходимость следовать требованиям нравственного долга. Семья, государство и монархия, по Расину, незыблемы, верность им должен сохранять каждый гражданин. Французский театр эпохи класси­цизма, руководствуясь вкусом придворной публики, перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет спои чувства интересам государства, борется за честь π славу.

Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636—1711) в своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художест­венный опыт французской литературы XVII века.

Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII—XVIII вв. многих европей­ских стран, в том числе России.

В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художе­ственной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся на философскую систему Декарта. Принципы рацио­нализма предопределили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжест­вующих над хаосом и текучестью чувственных воспри­ятий. Предметом искусства классицизма провозглаша­лось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко класси­цизм представлен работами французских живописцев п скульпторов П. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э.М. Фальконе.

Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины XVII века и неокласси­цизм конца XVIII — начала XIX вв.

Представителем академического классицизма в жи­вописи Франции являлся Никола Пуссен (1594—1665). Иго заказчики принадлежали к кругу буржуазных ин­теллектуалов Парижа, увлекавшихся философией ан­тичных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнооб­разны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величе­ственных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная


Раздел?. Мировая худджвственная культцра

художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «за­мерзшими скульптурами». Образцом для них послу­жила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен (1600—1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основополож­ников классицизма в европейском искусстве XVII века.

Через 100 лет к холодным и возвышенным идеа­лам античного искусства вернется другой знаменитый француз —живописец Давид (1748—1825). Возвраще­ние классицизма получит наименование неокласси­цизма. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Ака­демии, после чего уезжает в Италию знакомиться с па­мятниками античности. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тща­тельном изучении классической скульптуры. В «Клят­ве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направ­ленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид — один из величайших исторических портре­тистов. Он завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).

Между двумя классицизмами — ранним (академи­ческим) и поздним (неоклассицизмом) господствую­щие позиции занял стиль рококо.

 

 

2.2. Искусства рококо

Рококо зародилось в XVII веке, а превратилось в господствующий стиль в XVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем скон­центрировались особенности национальной психо­логии, образ жизни и стиль мышления высшего клас­οι. Рококо — порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и фран­цузской аристократии. Термин «рококо», произо­шедший от французского «рокайль» (буквально: бри­ллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века.

Искусство рококо построено на асимметрии, соз­дающей ощущение беспокойства— игривое, нас­мешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты — только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрали­зованной игры, мифологических и пасторальных сю­жетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для убран­ства интерьера. Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хру­стальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре.

Рококо можно считать лебединой песней уходя­щей в историю феодальной аристократии. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподра­жаемый стиль утонченной изысканности. В это вре­мя, т. е. со второй половины XVII столетия, Франция и королевский двор прочно и надолго занимают веду­щее место в художественной жизни Европы.

Искусство и архитектура рококо отличались осо­бой образностью и оригинальностью. Отвергнув принцип классицистической декоративности, новый стиль предложил взамен образ элегантной фриволь­ности. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV (1643—1715) отошел от тор­жественной пышности барокко ради более неприну­жденного и гедонистического искусства. Были отверг­нуты и строгие правила академического классицизма последователей Пуссена: придворная аристократия явно склонялась к томам чувственного удовольствий)
и любви к роскоши. ]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.