Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гдава 3. Европейская культура XX двка




материя и сознание суть явления, реконструирован­ные рассудком из фактов непосредственного опыта. Его главная работа «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 году он был награжден 11обелевской премией по литературе). Бергсон проявил себя также на ди­пломатическом и педагогическом поприще. Говорят, что признание ораторского таланта Бергсона, поко­рявшего соотечественников великолепным француз­ским языком, в 1928 году вынудило Французский пар­ламент специально рассматривать вопрос о переносе его лекций из актового зала Коллеж де Франс, не вме­щавшего всех желающих, в здание Парижской оперы и об остановке на время лекции движения но приле­гающим улицам.

Философия Бергсона оказала значительное влия­ние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей первой по­ловины XX века «поток сознания» из философского метода познания превратился в эффектный художе­ственный прием.

Философские идеи Бергсона легли в основу знаме­нитого романа французского писателя Марселя Пруста (1871 —1922) «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах). Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспоминаний, выплы­вающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время — людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещ­ный мир, — писатель насыщает повествовательную ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста — изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» — имел большое значение для многих писа­телей XX века.

Видный ирландский писатель, представитель мо­дернистской и постмодернистской прозы Джеймса Джойс (1882—1941), опираясь на бергсоновский при­ем, открыл новый способ письма, в котором худо­жественная форма занимает место содержания, ко­дируя в себе идейные, психологические и другие измерения. В художественном творчестве Джойса ис­пользован не только «поток сознания», но также па­родии, стилизации, комические приемы, мифологиче-

Раздел 2. Мировая ицдпжественная крир

ские и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к струк­туралистской и характерная почти полным исключе­нием социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения вошла в активный оборот литераторов XX века.

Произведения выдающегося австрийского писате­ля Франца Кафки (1883—1924) при его жизни не вы­зывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. В романах «Процесс» (1915), «За­мок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобраз­ной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности пе­ред сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, ко­торые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «по­граничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тос­ки и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами.

Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания дви­гался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Риль­ке (1875—1926), создавший цикл мелодичных стихо­творений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий XX века. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах челове­ка, его трагической раздвоенности, стремлении к взаи­мопониманию и любви.

3.1. Экзистенциализм

Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913—1960) и Жан-Поль Сартр (1905—1980) ставят проблемы человеческого сущест­вования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойст­во, грусть, печаль и др. В повести «Посторонний» (1942)

Л. Камю тема абсурдности жизни раскрывается в по­токе сознания внутренне опустошенного героя. В ро­мане «Чума» (1947) в аллюзивной (от лат. allusio — шутка, намек) форме он передает свое беспокойство по поводу сохраняющейся в XX в. опасности фашизма, доказывает, что высшее мужество человека проявля­ется в борьбе с бессмысленностью бытия. В философ­ской книге «Миф о Сизифе» (1942) Камю утверждает свободу нравственного выбора человека.

Под влиянием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера Сартр построил «феноменологическую онтологию», в основе которой лежит противопоставление объектив­ности и субъективности, свободы и необходимости. Основные темы его художественных произведений — одиночество, проблема жизни и смерти, проблема слу­чайности и судьбы, страха и надежды, абсурдность бытия: пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и Господь Ног» (1951) и др.

Большое влияние на мировую культуру XX столе­тия оказал выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889—1976), являющийся одним из осново­положников немецкого экзистенциализма. Он развил учение о бытии {«фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного суще­ствования (экзистенции) и мира повседневности. В ра­боте «Время и бытие» (1927) Хайдеггер ставит «вопрос о бытии» как подлинной форме существования челове­ка. В знаменитом «Письме о гуманизме» (1947) Хайдег­гер развивает идеи о языке как «доме бытия». Насле­дие Хайдеггера включает свыше 100 тыс. рукописных страниц архивов, которые должны быть изданы в 100 томах. Библиография литературы о Хайдеггере насчи­тывает десятки тысяч изданий.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — су­ществование), или философия существования, в ин­теллектуальной культуре XX века выполнил ту же роль, какую играла в культуре XVIII — XIX вв. классическая немецкая философия. Она опреде­лила фундаментальные ценности и теоретический горизонт поиска оснований бытия как в филосо­фии, так в литературе и отчасти в музыке. Как самостоятельное философское направление экзи­стенциализм возник в начале XX века в России,

| после Первой мировой войны в Германии, в πε­ι риод Второй мировой войны во Франции, а после I войны в других странах. Его идейные истоки об-j наруживаются в учении Кьеркегора, «философии J жизни» и феноменологии. Специалисты различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Мар­сель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеи­стический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человече­ское существование) проявляет себя через заботу, страх, решимость, совесть в «пограничных ситуа­циях» (борьба, страдание, смерть). Постигая сущ­ность своего существования, человек обретает подлинную свободу, которая заключается в выбо-"] ре самого себя и сознательном принятии ответст-I венности за все происходящее в мире.

Во второй половине XX века европейская ли­тература не ограничивается рамками одного или двух ведущих течений. Она становится в тематическом и жанровом отношении более разнообразной: реалисти­ческий роман, психологическая драма, романтика, ирония, детектив, фантастика и др. Именно в это вре­мя активно заявляет о себе массовая культура, о ко­торой пойдет речь отдельно, и формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, который принципи­ально отвергает все и всяческие «измы», будь то рационализм или экзистенциализм, выдвигает в ка­честве главного лозунга стилистический плюрализм, «открытое искусство», которое свободно взаимодей­ствует со всеми старыми и новыми стилями.

 

в KB _______________________________________

■ Понятие модернизма характеризует преимущественно культуру первой половины XX века, зрелое индустри­альное общество, где главенствовали рационализм, ур­банизация, «искусство для искусства», а понятие «пост­модернизм» обозначает совершенно новую культурную ситуацию, сложившуюся во второй половине XX столе­тия в постиндустриальных странах. Ей присущи такие черты, как отход от рационалистических схем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистического пути развития, признание плюрализма, разнообразия куль­тур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.