Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гдш II. Исцкти даиадсшо падет




Ради г. Mniiia щтстиня щщ»

нии веков культура и образование в России в значи­тельной мере строились по византийскому образцу, что проявилось в создании в конце XVII века при непо­средственном участии греко-византийских просвети­телей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской академии. Православные книги впитали в себя искус­ство греческой риторики, минуя латинское посредни­чество[2].

Крещение Руси происходило по византийскому образцу. Согласно летописи, двор киевского князя Вла­димира, крестившего Русь, посещали многие религи­озные посольства и предлагали ему принять их веру: «немцы» (католики) от папы, болгары (мусульмане), хозарские евреи и др. Владимир, по совету своей дружины, послал своих послов в разные страны. Вер­нувшись, они с особым восторгом рассказывали о виденном ими православном богослужении в константи­нопольском храме Св. Софии. Предпочтение, отданное византийскому православию, объяснялось не только красотой богослужения, но и социально-политически­ми причинами.

Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, не был случайным. Место­положение Руси между Востоком и Западом, перекрест­ное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культу­ру русского народа. Многообразные торговые и полити­ческие отношения связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиатским Востоком — с другой. Уже в X веке Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, со­единявших ее западных, восточных и южных соседей — из Северной Европы в Византию. В IX—X веках был известен и Волжский путь, по которому восточные то­вары и монеты поступали через русские земли в Запад­ную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южных областей восточнославянского мира[3]. Одна­ко, несмотря на географическую близость Западной

Европы, основной обмен идеями и людьми для вос­точнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европей­ской равнины. По этому пути с юга, из Византии, хри­стианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопре­делило выбор князя Владимира1.

 

3.2. Письменность и литература

Начало было положено деятельностью солунских братьев — Кирилла и Мефодия, справедливо почитае­мых в качестве создателей единой славянской пись­менности.

Кирилл (827—869) и Мефодий (815—885) — братья, христианские миссионеры у славян, создатели славян­ского алфавита, первых памятников славянской пись­менности и старославянского литературного языка.

Вместе с ней просветители передали славянам всю сумму знаний, накопленных Византией и полученных ею в наследство от античной цивилизации. С приняти­ем христианства на Руси начинает распространяться письменность. Князь посылал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». При­несенная из Византии и Болгарии церковнославянская письменность послужила основой для развития рус­ской письменности и выработки древнерусского лите­ратурного языка; таким образом, Церковь заложила основы национальной русской культуры. Кирилл и Мефодий стали первыми славянскими просветителя­ми и проповедниками христианства. Подобно тому как Вульфила (ок. 350) создал письменность готов, так Константин с Мефодием создали славянский алфавит.

В те времена грамотность на Руси была делом достаточно распространенным. Обучение велось в светских, городских, церковных и монастырских шко­лах. В начальных школах учили чтению и письму, ос­новам христианского вероучения, счету. В высших


 

Раздел 2. Мировая иржепшна» культура

школах, располагавшихся обычно при монастырях (на­пример, при Софийском соборе в Киеве), готовили к государственной, культурной и церковной деятельно­сти. Из них вышли выдающиеся деятели древнерус­ской культуры — митрополит Иларио}1, летописцы Нестор, Сильвестр, математик Кирик, философ Ки­рилл Туровский и др. Кирилл Туровский (ок. 1130-х гг. — не позднее 1182) являлся выдающимся древнерусским писателем и проповедником, автором торжественных слов, поучений, молитв, канонов. Он канонизирован Русской Православной Церковью.

О широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют, в частно­сти, новгородские берестяные грамоты, относящиеся к XI в. Среди знати было распространено знание ино­странных языков. «Книжными мужами» летописи называли князей Ярослава Мудрого, Всеволода Яросла-вича, Владимира Мономаха, Ярослава Осмомысла, Кон­стантина Всеволодовича Ростовского. Известны име­на 39 писцов XI—XIII вв.; 15 из них были лицами духовного звания. В XI веке на Руси существовали библиотеки, в них были сборники изречений извест­ных поэтов, философов, богословов мира, переводные книги минеи и часословы.

Наряду со светской широкое развитие получила церковная литература. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной тра­диции. Материалом для письма служил пергамент — телячья кожа особой выделки. Писали чернилами и ки­новарью, используя гусиные перья. Текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI—XIII вв. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги — объемная рукопись, состав­ленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. Уже в XI веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буква­ми и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчу­гом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы Ост-ромирово Евангелие (XI в.) и Мстиславово Евангелие (XII в.). В основе литературного языка лежал старосла-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.