Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гдава IB. Искусство древнерусского юсудзрстеа




та. Он участвовал в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425— 1427), Спасского собора Андро­никова монастыря в Москве (1420-е гг.). Рублев явился создателем классической формы русского иконостаса. Техника иконописи состояла в нанесении на дерево грун­тового слоя основной краски (левкас), на который накла­дывались остальные краски.

Другим крупнейшим живописцем Древней Руси в целом и Московской школы в частности был Дионисий (ок. 1440 — после 1502). В искусстве Дионисия разум, а точнее — рассудок, победил, а затем вытеснил рели­гиозную искренность и страстность. В отличие от мо­наха Рублева, Дионисий был мирянином, рано проявил свой талант и рано получил вельможных покровителей. (*реди его многочисленных заказчиков были высоко­поставленные особы, церковные иерархи, сам великий князь. Скорее он прославился как «мастер преизящ-пый», нежели как вдохновенный творец нового.

Зодчество. К 1530 году окончательно сложился ар­хитектурный ансамбль Московского Кремля и завер­шился период интенсивного строительства, начатого великим князем Иваном III. Кремль стал одной из са­мых мощных крепостей Европы. Были созданы три обо­ронительных сооружения (каменная стена Китай-горо­да и Белого города, валы и деревянные стены земляного города), окружавшие центр Москвы— Кремль. Это закрепило радиально-кольцевую застройку столицы. Русские архитекторы планировали и строили велико­лепные церковные ансамбли, прежде всего всемирно известный храм Василия Блаженного, представлявший образец органичного слияния византийской и азиат­ской культурных традиций. Перестройка Кремля ве­лась с участием итальянских зодчих: в 1475—1479 гг. построен Успенский собор (архитектор Аристотель Фиораванти), в 1505—1508 гг. Алевиз Фрязин Новый возвел Архангельский собор — усыпальницу русских князей и царей, в 1487—1491 гг. построена Грановитая палата (архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Псковские мастера строят Благовещенский собор (1484—1489). Выстроенная в 1505—1508 годах колокольня Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин)

Раздел 2. Мировая щожвствеввая культура

станови'1'ся господствующим сооружением Кремля, его высотной доминантой. В 1485 — 1495 годах построены новые стены и башни Кремля; со стороны Красной площади он был защищен рвом. По образцу Московско­го Кремля сооружаются крепости других городов — Нижнего 11овгорода, Коломны, Тулы. Развивается мо­настырское и гражданское каменное строительство. Крупным достижением русской деревянной архитек­туры считается шатровый стиль. Во второй четверти XVI века по образцу деревянного зодчества начинают соз­даваться каменные шатровые храмы.

Строгановская школа. Она складывается в конце XVI века. Ее название происходит от фамилии купцов Строгановых, для которых художниками (мастера Прокопай Чирин, Истома, Никифор и Назарий Савины, Ем. Москвитин) были написаны многие иконы и кото­рые оказывали ей большую финансовую помощь. Стро­гановы, богатейшие русские промышленники и купцы, из поколения в поколение славились и как страстные любители искусства. Строгановская школа обслужива­ла царский двор и царя. Строгановы ссужали на все­возможные кампании и предприятия царя огромные суммы, не требуя возвращения долга, художники пи­сали иконы по заказам крупных чиновников и вельмож­ных особ. Как и Дионисия, строгановцев можно назвать придворными живописцами.

Поскольку строгановцы создавали иконы под ча­стный заказ, а не для храмов и церквей, как было пре­жде, их небольшие произведения носили характер миниатюрного письма, которое получило название «строгановского письма». Небольшие по размерам (они предназначались главным образом для домашних молелен), с очень широкими полями, закрывавшими­ся драгоценными окладами, «строгановские» иконы отличаются почти миниатюрной тонкостью письма. Фигурки на них тоненькие, изящные, прорисованные до последнего волоска. Одежды персонажей, кружев­ная листва деревьев, травки — ниточки — все пропи­сано золотом. Отличные рассказчики, строгановские иконописцы трактуют иные из своих сюжетных сцен в духе народных сказок. По одеждам их героев впору изучать русскую одежду конца XVI — начала XVII ве­ка, а в пейзажных фонах их икон почти всегда ощу-

I ma ΙΟ. Нщссш древнерясеиога пидщш

ищется чуть уловимый отпечаток природы Русского ('евера1.

Заслуги Строгановской школы надо видеть в соз­дании не нового стиля, а нового типа иконы — вместо монументальных картин появляются миниатюрные произведения, удобные в домашнем обиходе. Отныне икона может входить в дом каждого православного, за­нимая там самое почетное место. Не зритель идет к произведению, а произведение пришло к зрителю. 11равда, уменьшение размеров иконы не прошло да­ром. Монументальность уступила место манерности и пиртуозности, глубина чувств и страстей — декоратив­ной элегантности. Впрочем, считают искусствоведы, приоритет техники и стиля над содержанием — типич­ное явление, которое знаменует завершение какой-либо культурной фазы.

 

4.2. Развитие литературы и науки

Литература. Объединение местных культур вокруг Москвы положило начало формированию общерусской культуры. Важную роль в ней играли литературно-пуб­лицистические произведения, поддерживающие новую государственную политику и идею национальной неза-писимости. Усиливается интерес к историческому и культурному прошлому страны, постепенно формиру­ется новая теория — преемственности Московской и Киевской Руси. В литературно-публицистическом па­мятнике XVI веке «Сказание о князьях Владимирских» обосновывается наследственная связь русских госуда­рей с Византией и Киевской Русью, утверждается, что русские государи ведут свое происхождение от римско­го императора Августа. Эту идею поддержали деятели Церкви, которые к тому же связали ее с идеей о Москве как о «третьем Риме». В составленных в 1392 годуй 1408 году в Москве летописных сводах проводится идея по­литического объединения русских земель, обосновыва­ются исторические права московских князей на главен­ство в этом процессе. В середине XV века в Москве был составлен первый «Русский хронограф» —краткая все-


 

Раздел I Мировая кудожвственвая культура

мирная история с включением в нее сведений из рус­ской истории.

Одним из первых авторов теории «Москва — тре­тий Рим» являлся русский писатель XVI века, монах псковского Елизарова монастыря, Филофей. В по­сланиях великому князю Василию III он писал, что существовавшие прежде два мировых центра христи­анства — Рим и Византия пали из-за отхода от «истин­ного христианства». Правители Византии изменили «истинному», т. е. православному христианству, заклю­чив Флорентийскую унию (1439) с католической цер­ковью. Но Москва ее не признала, поэтому к ней пе­решла роль мирового центра христианства, она стала «третьим Римом».

В первой половине XVI века появились работы талантливого публициста И.С. Пересветова «Сказание о царе Константине», «Предсказания философов и докторов латинских о Царе Иване Васильевиче» и др. В них излагается политическая программа преобразо­ваний в стране, основой которой выступают укрепле­ние самодержавия, военная реформа и присоединение Казанского ханства. Сильная царская власть должна опираться на поместное дворянство. Автор предлагает возвышать людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам. За ограничение власти царя выступал в своих сочинениях сподвижник Ивана Грозного князь A.M. Курбский (1528 — 1583). Видный государственный деятель, писатель, переводчик и военачальник, он на­писал множество произведений, в том числе мемуар­ный памфлет «История о великом князе Московском» (1573) итри обличительных послания «лютомусамодерж­цу» (составивших вместе с двумя ответами Ивана IV уникальный литературный памятник, исполненный стра­стной полемики о пределах царской власти).

В XVI веке появляются новые многотомные ле­тописные своды. Своеобразной энциклопедией исто­рических знаний считается «Лицевой летописный свод» — всемирная история «от сотворения мира» до 1567 года. Он состоял из 9 тыс. листов и содержал 16 тыс превосходных миниатюр. Ценным памятником русской исторической литературы является «Степен­ная книга» (1560—1563), освещавшая историю русско­го самодержавия (от Владимира Святославича до Ива-

I пава 10. Искусства древнерусского государства

на Грозного) но «степеням», т. е. периодам правления великих князей и митрополитов. Она составлена по материалам летописей, хронографов и родословных книг, духовником царя Ивана IV Андреем (позднее — м итрополит Афанасий).

Продолжал развиваться особый жанр историче­ских сочинений, пришедший к нам из Византии,— хро­нографы (сочинения по всемирной истории). Вначале па Руси они были переводными, но начиная с XI века их дополняют русскими известиями. Среди литератур­ных памятников такого рода стоит также упомянуть грандиозный свод церковной литературы Великие Че-тьи-Минеи {Чтения ежемесячные) — жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответст­вии с днями чествования каждого святого. Этот труд состоял из 12 томов (по одному на каждый месяц года) и охватывал все письменные памятники (кроме лето­писей и хронографов), которые допускались к чтению па Руси. Он создавался под руководством митрополи­та Макария (1482—1563) в течение 20 лет. Он был гла­вой иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. При участии другого государ­ственного деятеля и писателя московского священни­ка Сильвестра (? — ок. 1566) был составлен знамени­тый «Домострой» (XVI в.) — свод житейских правили наставлений, возникших в боярской и купеческой сре­де Новгорода. Он защищал патриархальный уклад в семье, давал советы экономии, бережливости, ведения хозяйства.

Оживление культурных связей с другими страна­ми мира в постмонгольский период привело к разви­тию жанра путевых очерков, так называемых древ­нерусских хождений (основоположником которого принято считать игумена Даниила, начало XII в.). В XV веке появились путевые записки тверского куп­ца Афанасия Никитина (? —1475), описывающие его пу­тешествие в Индию (1466—1472) — «Хожение за три моря» (имеются в виду Каспийское, Аравийское и Чер­ное). Это был первый европейский письменный труд о хозяйственном укладе, культурных обычаях и религии Индии. Никитин описал пышные выезды местного сул­тана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиоз­ные различия. Своим подвигом он доказал, что в сере­дине XV веке, за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не бога­тый, но целеустремленный человек.

Для устного народного творчества этого периода характерны былины, исторические песни, сказки, пословицы. В XIV—XV веках создается целый цикл летописных повестей и сказаний, посвященных борь­бе Руси с золотоордынским игом. Наиболее значи­тельными были «Сказание о Мамаевом побоище» и патетическая поэма рязанского священника Софо-ния «Задонщина», литературным образцом для кото­рой послужило «Слово о полку Игореве». В Новго­роде возникли былины о Василии Буслаеве и Садко — богатом госте. Складывается жанр народных поэти­ческих и исторических песен, многие из которых в переработанном виде вошли в летописные тексты, литературные сборники, легли в основу оригиналь­ных произведений («Песня о Щелкане», повествовав­шая о народном восстании в Твери в 1327 г., повести о битве на Калке, о славном защитнике Рязанской земли от полчищ Батыя богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска Меркурии; «Сказание о гра­де Китеже» и др.)1-

Большую роль в истории культуры России сыг­рало появление в 1553 г. книгопечатания. Первые из­дания не имели авторов и не датировались; до нас­тоящего времени известно семь таких печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. Книгопечатание ста­ло государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров (ок. 1510—1583) и Петр Мсти-славец. Они создали первые датированные печатные книги— «Евангелие» (1556) и «Апостол» (1564). До конца XVI века было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания. Книгопечатание способст­вовало распространению грамотности и просвещения не только среди дворянства и духовенства, но и сре­ди городского населения.

I дан а 111. Искусство древнерусского государства

Научные знания. Этот период характеризуется ростом научных знаний и просвещения. Большое зна­мение приобретают практические руководства по арифметике, геометрии, строительству техническим наукам. В Москве и Новгороде появляются часы, раз­вивается кузнечное дело, налаживается чеканка мо­нет', изготовление орудий и другие производства. Все это требовало применения прикладных знаний. Боль­шой интерес проявляется к астрономическим явлени­ям, пишутся трактаты «О широте и долготе земной», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землей» и т. д. Развиваются медицинские зна­ния. Очень ценными являются географические опи­сания русских путешественников. Продолжается зна­комство русских книжников с античными писателями и философами.

Усложнение строительного и военного дела потре­бовало совершенствования математических расчетов. 11оявились практические руководства по измерению и описанию земельных площадей, были составлены раз­личные пасхальные таблицы. В XVI веке умели произ­водить действия над числами с дробями, пользовались знаками «плюс» и «минус».

Появились первые русские географические кар­ты («чертежи»). В 50-х годах XVI века началось состав­ление генерального чертежа всей страны, описание которого сохранилось в «Книге Большому чертежу». Изготовление пороха, развитие солеваренного произ­водства требовали применения химических знаний. Различные сведения по биологии, медицине содержа­лись в многочисленных «травниках» и «лечебниках»'.

Итак, татаро-монгольское нашествие не сломило творческого духа русского народа. Подъем нацио­нального самосознания после Куликовской битвы проявился в огромном интересе к историческому культурному наследию Древней Руси. Он способство­вал развитию лучших его традиций и созданию новых культурных памятников. Не случайно культуру XV— XVI вв. специалисты иногда называют «русским Воз­рождением».

1 ΝΒ ________________________________________

я Первая крупнейшая эпоха развития русской культуры охватывает почти три тысячи лет языческого догосудар-ственного существования, а второй — тысячу лет хри­стианского государственного.

* Вторая эпоха развития русской культуры — христиан­ская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода.

* Первый период развития русской культуры связан с ди­настией Рюриковичей (IX—XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа— киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная до­минанта — ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где фор­мировалась творческая мысль и где с наибольшей си­лой проявил себя национальный гений, являлось рели­гиозное искусство.

я Второй период связан с династией Романовых (1613— 1917). Двумя основными культурными центрами, опреде­лявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Пе­тербург. Этот период назван петровским, поскольку имен­но реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствова­ний и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя нацио­нальный гений, являлось светское искусство.

я Третий период начинается после Великой Октябрьской ре­волюции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Мо­сква. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — па поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксист­ской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, будучи непохожа ни на ту, ни на другую.

я У славян обнаружена оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность.

я Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письмен­ность, книжную культуру, навыки каменного строитель­ства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы при­кладного искусства. После этого Киевская Русь пережила





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.