Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Um 11. Русское Прпсвещеше




ционалыюй академии искусств Св. Луки, член Флорен­тийской и Болонской академий художеств, академик, а затем вице-президент Петербургской академии худо­жеств, автор проекта колоссального сооружения — Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории Московского Кремля. Среди других его творений можно назвать дворцово-парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (ныне старое здание Россий­ской государственной библиотеки в Москве), Михай­ловский замок в Санкт-Петербурге.

М.Ф. Казаков (1738—1812), как и Баженов, принад­лежит к когорте основоположников русского классициз­ма. Он сыграл важную роль в формировании облика Москвы и утверждении принципов строгого классициз­ма в русском зодчестве. Именно он разработал типы городских жилых домов и общественных зданий в Мо­скве, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле, университет, Голицынская больница ("ныне — 1-я городская), дом-усадьба Демидова и др., руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Архитекпура высокого классицизма нашла отра­жение в масштабных замыслах выдающихся русских зодчих О.И. Бове, А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова. В этот период были осуще­ствлены широкие градостроительные программы в Мо­скве, Петербурге и других городах, благодаря чему в первой трети XIX века они приобрели строгий и цель­ный облик.

Особого развития русское портретное искусство достигает во второй половине XVIII — начале XIX века. Это время работы выдающихся портретистов, чья сла­ва распространилась далеко за пределами России: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

Ф.С. Рокотов (1735—1808), выходец из семьи кре­постных, является одним из лучших мастеров века Просвещения. Галерея его портретов — поэтический мир образов современников, погруженных в мечта­тельную задумчивость, в едва уловимые затаенные движения души.

Наряду с Ф.С. Рокотовым и В.Л. Боровиковским Д.М. Левицкий (ок. 1735—1822) считается одним из круп­нейших российских живописцев-портретистов XVIII—

Раздел 2. Мировая худржестявннзя культура

XIX веков. В юности он писал иконы, а в 1771 —1787 гг. возглавлял портретный класс Академии художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц Смольного института, «смольнянок». На картине они музицируют, танцуют, общаются друг с другом, разыгрывая перед зрителем лукавый живопис­ный театр. К числу лучших работ Левицкого принадле­жат также погрудные портреты Д. Дидро, М.А. Дьяко­вой, Н.И. Новикова и Екатерины II, которая представлена в античном храме богини правосудия.

Портретам В.Л. Боровиковского (1757—1825) при­сущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей ха­рактера («М.И. Лопухина»), Первоначальное художе­ственное образование получил у отца-иконописца. Пройдя воинскую службу, занимался религиозной жи­вописью в традициях украинского барокко. Пересе­лившись в Санкт-Петербург, сблизился с выдающими­ся интеллектуалами того времени (В.В. Капнистом, Г.Р. Державиным, Н.И. Хемницером). Писал иконы и парадные портреты в стиле барокко и классицизма. В 1804—1811 гг. пишет религиозные картины для Ка­занского собора в Санкт-Петербурге. В поздний пери­од Боровиковский активно занимается преподавани­ем, организовав у себя дома нечто вроде частной школы (среди его учеников был А.Г. Венецианов).

 

1 нв ___________________________________

■ В XVII—XVIII вв. на смену русскому Возрождению при­ходит новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением.

я Русское Просвещение условно можно разбить на два эта­на: XVII век, представляющий собой переходную эпоху, и XVIII век, т. е. собственно Просвещение, начало кото­рого ознаменовали грандиозные реформы Петра I, а выс­шей точкой стала деятельность Екатерины И.

■ В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-ла­тинская академия, сыгравшая большую роль в русском Просвещении.

■ Возникают новые жанры литературы, идет процесс ее демократизации. Одним из них становится социальная iMiiii II. Русское Просвещение

сатира, осмеивающая государственные и церковные институты.

■ В монументальной живописи, все еще базирующейся на иконописи, наблюдается размывание старых канонов и переход к элементам светской живописи.

■ Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворян­ству мысль о необходимости образования.

■ По инициативе Ломоносова 1755 году основан Москов­ский университет.

■ Как и в архитектуре, в литературе XVIII — начала XIX века господствовал классицизм. По сиоей сути рус­ской классицизм тесно связан с западноевропейским, но ему присущ ряд особенностей: патриотизм, обличи­тельно-критический пафос, наличие в одном литератур­ном направлении людей с различными общественными и идейными позициями.

■ В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства.

■ После Елизаветы Петровны наступило время правления Екатерины II Великой, продолжавшееся с 1762 по 1796 год и ставшее «золотым веком» русского дворянства.

■ XVIII — начало XIX века знаменуют два культурных дос­тижения мирового класса: зодчество Санкт-Петербурга и портретная живопись.

Глава 12

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

 

 

XIX век— это особый период в развитии России. Бы­стрый прогресс наблюдался во всех сферах жизни обще­ства. Россия создала новую политику, дипломатию, ар­мию, промышленность, торговлю, архитектуру, пауку, искусство. В XIX веке произошел новый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся от­крытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музы­ки и театра, ставшие достоянием всего человечества.

 

Первые преобразования в XIX веке начал Алек­сандр I, воспитанный в духе либерализма и окружен­ный способными реформаторами во главе с М.М. Спе­ранским. В области просвещения основное внимание правительство обратило на подготовку педагогических кадров. Наряду с Московским университетом открыли Харьковский, Казанский, Петербургский университе­ты и др. В 1804 году был принят университетский ус­тав, который был основан на принципах уважения к науке и свободы преподавания. Он предоставлял авто­номию университетским советам, которые стояли во главе всех средних и низших учебных заведений окру­га. При министерстве просвещения образовали коми­тет по руководству учебными заведениями. В стране создали шесть учебных округов. О масштабах развития образования говорят выделяемые на него средства. В 1804 году на нужды образования выделено 2800 тыс. 430 рублей (при Екатерине II ассигнования не превышали




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.