Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Призвание, виды пророческих откровений и способы пророческой проповеди




1. Ha свое высокое служение пророки вступали не иначе как по особому призванию от Бога, и многие из них оставили нам подробные описания своего призвания (напр., Ис. 6 гл., Иер. 1 гл., Иез. 1-3глл.). Как показывает перечень ветхозаветных пророков, Господь воздвигал и призывал провозвестников Своей воли исключительно из среды избранного народа, но независимо от их положения в обществе и образования; поэтому среди пророков были лица разных сословий: Елисей – земледелец, Амос – пастух (владелец больших стад), Исаия и Даниил – аристократы, Иеремия и Иезекииль – священники.

Пророческое служение, таким образом, не было наследственным, как должность священников, происходивших из колена Левиина, или первосвященников, происходивших из рода Аарона. После призвания от Бога начиналась деятельность пророка как глашатая Божия и провозвестника Его воли.

2. В словах Божиих Аарону и Мариам указаны три вида откровений пророкам божественной воли: сновидение, видение и слово. «Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем... устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях...» (Чис. 12:6-8). Посредством сновидений Бог сообщал откровения патриархам Иакову и Иосифу (Быт. 28:11-15; 37:6-9), из пророков – особенно часто Даниилу. Состояние пророка при этом способе откровения воли Божией понять нетрудно: во время сна пророкам открывались картины из высшего мира, которые пророки воспринимали и передавали народу. То, что сны эти не были обычными, это доказывается их необыкновенным содержанием, открывающим тайны будущего, и особенно их исполнением. Второй способ откровения пророкам воли Божией – непосредственное слово от Бога – употреблялся реже и имел разновидности. Иногда пророки слышали голос Божий внутри себя, как, например, Самуил при помазании Давида (1 Цар. 16:6-7) или Аввакум (Авв. 2:1); иногда это был внешний голос, который слышал тот же Самуил во время своего призвания (1 Цар. 3:4-10). О пророке Моисее в вышеприведенной цитате из книги Чисел (12:8) говорится, что он беседовал с Богом «лицом к лицу», т.е. имел высший способ откровения воли Божией.

Наконец, третий, самый трудный для понимания способ сообщения пророкам воли Божией, это видение – особое состояние пророческого вдохновения. Видение имело две степени: высшую и низшую. На низшей степени видения человек терял сознание и самоопределение и был подобен языческим прорицателям. Такой способ откровения можно видеть на примере Валаама, который хотел проклясть Израиля, но против воли своей произнес ему благословение (Чис. 22-24 глл.). Этот способ видения употреблялся редко и именно тогда, когда Господу было угодно, чтобы человек, при всем желании сказать что либо свое, говорил только согласное с волей Божией.

Все пророки-писатели, пророчества которых мы имеем в книгах Библии, получали откровения посредством высшей степени видения. Состояние пророка в этом роде видения было вполне сознательным и в то же время необычным состоянием душевных сил человека, которые очищались от всего земного и чувственного и возвышались к небесному, в результате чего пророк своим богопросвещенным духовным взором видел то, что другой не видел, и слышал то, что другой не слышал. Это необычное состояние во время видения, происходившее от воздействия силы Божией, пророки в своих книгах выражали словами: «была на мне рука Господня», или «Дух Господень» и т.п. Примером такого способа откровения может служить видение, бывшее пророку Исаии в Иерусалимском храме при его призвании. Исаия видел Господа, сидящего на высоком престоле, и слышал голос Его, между тем, как другие, находившиеся в храме, ничего не видели и не слышали (Ис. гл. 6). Откровения, полученные в видении, пророки оглашали и записывали уже после окончания видений, когда душевные силы их приходили в обычное состояние. Состояние пророческого вдохновения, таким образом, не было постоянным состоянием пророков. Пророческое вдохновение осеняло пророка, прежде всего тогда, когда на это была воля Божия. Известно, например, что пророк Нафан сначала одобрил намерение Давида построить храм Господу, но в ту же ночь получил откровение и от имени Бога объявил Давиду: «не ты созиждишь Мне дом» (2 Цар. 7:5). Пророк же со своей стороны должен быть готов к получению откровения. Так, пророк Елисей, разгневанный на нечестивого Иорама, израильского царя, потребовал себе гуслиста и только умиротворенный музыкой гуслей дух его получил божественное откровение: «рука Господня коснулась» его (4 Цар. 3:15). Отсюда можно видеть, что гнев и возбуждённое состояние духа на время делали пророка неспособным к восприятию откровения.

Таким образом, духовные силы пророка, как человека, тоже участвовали в получении откровений от Бога; пророческое откровение, следовательно, является результатом действия двух факторов: Духа Божия, открывающего, и духа человеческого, воспринимающего откровение, причем в этой воспринимающей деятельности обнаруживается полное сознание и самостоятельность пророка; душа пророка перерабатывает воспринятое откровение в форму личных представлений и затем выражает его уже как свое произведение. Именно этим объясняются различия в языке и стиле книг пророков-писателей.

3. Откровения Божии пророки сообщали людям разными способами: а) посредством устной проповеди, б) посредством записи, в) через символические действия. Поскольку символические действия современниками пророков могли быть истолкованы по-своему, и притом превратно, они всегда сопровождались устными или письменными объяснениями пророков (Ис. 20:2-4; Иер. 27:5-8; Иез. 4:13; 5:5 слл.). Пророки использовали исключительно многообразные формы выражения идей в своей проповеди: в их речах встречаются лирические отрывки, прозаические повествования, прямая, приточная или аллегорическая речь, различные формы увещаний, резкая критика и обличения, пословицы, псалмы, изложенные в стихотворной форме, песни любви, сатира, элегии (плачевные песни) и другие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.