Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Универсализм спасения




КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ

Пророк Иона, сын Амафии, родился в Гефаховере Галилейском (около будущего Назарета). Пророчествовал во второй половине VIII-го века до Рождества Христова в Ниневии, столице Ассирии. Предполагают, что он был младшим современником и учеником пророка Елисея. В самой книге о пророке Ионе (с евр. – голубь) говорится, что он был сыном Амитая (1:1), происходил из евреев и почитал Господа Бога небес, сотворившего небо и землю (1:9). Эти краткие сведения несколько дополняются свидетельством 4 Цар. 14:25 об Ионе, сыне Амитая, из Гафхефера (в колене Завулоновом, см. Ис.Нав. 19:3), современнике Иеровоама II, царя израильского, предсказавшем этому царю восстановление древних пределов царства. Из этого свидетельства следует, что пророк Иона жил и пророчествовал в израильском десятиколенном царстве при Иеровоаме II (793-753) и был старшим современником Амоса и Осии, первых пророков-писателей, которые начали свое служение несколько позднее – после побед Иеровоама. Гробницу Ионы показывают в деревне Эль-Мешхад на месте древнего Гефаховера.

Состав и содержание книги. Книга пророка Ионы существенно отличается от всех других пророческих писаний, так как все четыре главы ее содержат не пророческие речи, а описывают миссию пророка в Ниневию, столицу Ассирии.

Первая глава повествует о том, как Иона, получивший от Бога повеление идти в Ниневию и обличать беззакония жителей этого города, пытался уклониться от этой миссии. Он направляется в Иоппию, портовый город на Средиземном море (нынешняя Яффа), садится на корабль и бежит «от лица Господня» в противоположную от Ассирии сторону – в Фарсис (Тартес), финикийскую колонию в Испании, олицетворявшую для древних евреев край света (стт. 1-3). Далее описывается, как на море поднялась великая буря, грозившая потопить корабль, и язычники-моряки, по обычаю того времени, бросили жребий, чтобы узнать, кто из присутствующих на корабле виновен перед Богом и навлекает на всех Его гнев; жребий пал на Иону, который исповедал перед всеми свой грех и просил бросить его в море, после чего ветер прекратился (стт.4-16).

Вторая глава рассказывает о поглощении Ионы «китом великим» (в евр. тексте «большой рыбой»), о пребывании его во чреве кита три дня и три ночи и о молитве Ионы с благодарением Богу за сохранение жизни и с прошением о спасении. Господь повелел киту извергнуть Иону на сушу.

В третьей главе говорится о вторичном повелении Божием Ионе – идти в Ниневию с проповедью о покаянии и об исполнении этого повеления. Иона на этот раз не осмелился ослушаться, он идет в Ниневию и проповедует о грядущем через 40 дней (в греч. Б через три дня) разрушении. Ниневитяне во главе со своим царем, вразумленные проповедью Ионы, покаялись: наложили на себя пост, «обратились от злого пути своего», и были помилованы Богом.

В четвертой главе описывается, как огорченный и раздраженный из-за помилования Ниневии Иона за городом под палящими лучами знойного солнца ожидает в палатке погибели Ниневии, как обрадовался он, когда «Господь произрастил над ним растение» (слав. «тыква»), защищавшее его от зноя, и до смерти огорчился, когда оно внезапно засохло. Господь вразумляет пророка вопросом: «Ты скорбишь о тыкве, которая в одну ночь выросла и в одну ночь засохла. Мне ли не пощадить Ниневии, города великого, в котором 120 000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» Так спаслось от гибели более четверти миллиона жителей. Со временем Ниневия стала столицей могущественного и воинственного государства.

Проблема историчности и времени происхождения книги. По вопросу историчности книги и времени ее происхождения споры продолжаются с древних времен и до наших дней, и мнения исследователей можно разделить на три группы:

(а) одни признают ее историчность и истолковывают в собственно-буквальном смысле;

(б) другие объясняют ее как аллегорию исторической судьбы ветхозаветного Израиля;

(в) третьи отвергают ее историческое достоинство и считают ее притчей (или мидрашем), написанной в плену или в послепленное время и лишь подписанной именем Ионы пророка IX-го века до Р.Х.

Рассмотрим каждое из этих толкований, аргументы, приводимые в обоснование их, а также возражения.

1. Древние иудеи: Филон, Иосиф Флавий (Иудейские древности IХ,Х,2), талмудисты, некоторые святые отцы (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, блж.-е Феодорит, Иероним, Августин, Феофилакт) понимали книгу Ионы в историческом смысле. Это понимание основывается на неоднократных упоминаниях об Ионе в ветхозаветных канонических и неканонических книгах (Ионы 1:1 слл.; 4 Цар. 14:25; Тов. 14:4; 3 Мак. 6:3; 3 Езд. 1:39), но главным образом на свидетельствах Мф. 12:39-42 и Лк. 11:29-32, где о трехдневном пребывании Ионы во чреве кита и о покаянии ниневитян, как результате проповеди Ионы, говорится в одном контексте с упоминанием о визите царицы Савской, историчность которого не подлежит сомнению.

2. Некоторые экзегеты трактуют книгу Ионы, как аллегорию исторической судьбы ветхозаветного Израиля. Иона – голубь изображает Израиль, который был предназначен быть пророком Яхве среди языческих народов. Но, поскольку Израиль не выполнил своей миссии, он был поглощен Вавилоном, изображенным в книге в виде большой рыбы. Во время вавилонского плена он обратился ко Господу и был восстановлен. В подтверждение возможности такого толкования приводят Иер. 51:34-44, где Вавилон изображается в виде дракона, проглатывающего народы, которые будут исторгнуты Господом из уст его.

3. Многие современные исследователи рассматривают книгу Ионы как назидательную притчу и в подтверждение приводят следующие аргументы:

а) об Ионе речь идет в 3-м лице; он является главным действующим лицом в книге, но нигде не сообщается о его авторстве;

6) в 3:3 о Ниневии говорится в прошедшем времени («Ниневия же была город великий»), а царь ее не называется по имени (3:6). Отсюда делается вывод о написании книги после падения Ниневии в 612 г.;

в) в книге имеются арамеизмы – признак послепленного происхождения, в этом отношении она сходна с книгами Ездры и Неемии;

г) идея универсальности Бога Израилева и спасения, предназначенного не только евреям, но и язычникам, невозможна у пророка IX в. до Р.Х., эта идея получила развитие в плену и в послепленное время.

Все эти аргументы заслуживают внимания, но они не бесспорны:

а) по мнению ряда экзегетов, метод повествования в 3-м лице применялся у ветхозаветных писателей, пожелавших оставить свою личность в тени; из светских писателей в 3-м лице писал о себе Цезарь в сочинении «О Гальской войне»;

б) арамейская окраска книги может рассматриваться по-разному, даже как признак авторства Ионы; поскольку израильское царство на севере граничило с арамеями (Сирией), язык его должен был включать арамейские слова. Селлин и Рост находят, что даже молитва Ионы (2:3-10), подлинность которой особенно оспаривалась, написана языком, который свидетельствует о древности книги;

в) идея универсальности Бога Израилева, как Бога не только евреев, но и языческих народов, наказывающего нравственные преступления среди как евреев, так и язычников, встречается у Амоса, пророка IX в. (Ам. 1-2). О том, что пророческое служение распространялось и на язычников, мы читаем в повествованиях 3-4 книг Царств об Илии и Елисее;

г) выводы о написании книги после падения Ниневии из свидетельств книги Ионы 3:3-6, весьма шаткие. Напротив, после 612 г. скорее невозможно было говорить о помиловании язычников на примере уже павшей Ниневии, такой пример был неудачным и крайне неубедительным.

О трудности истолкования книги пророка Ионы свидетельствовали еще древние отцы и учители Церкви. Св. Григорий Назианзин и блж. Феофилакт оставили сведения о том, что в их время существовало аллегорическое толкование книги Ионы, не занимая по отношению к нему полемической позиции. Исходя из изложенных выше оснований, значительная часть современных экзегетов рассматривают книгу Ионы как дидактическое произведение, изложенное в форме притчи. По их мнению, Спаситель, ссылаясь на книгу Ионы, заимствовал из нее только элементы, необходимые для Своего учения, и при этом ничего не возвестил об их реальности или фиктивности. Использование же этих мест книги может быть успешным независимо от того, являются ли они историческими фактами или же литературными образами. Учение Спасителя имеет одинаковую ценность независимо от того, преподносится ли оно в виде притчи, или же выводится из исторических фактов. Но при всем этом ряд экзегетов полагает, что в основу книги Ионы положены реальные элементы, заимствованные из предания об Ионе. Таким образом, по их мнению, можно лучше объяснить, как писатель более позднего времени использовал Иону в качестве главной личности своей книги.

Из представленного очерка мнений видно, что спорный вопрос о времени происхождений и авторстве книги зависит от решения проблемы ее историчности. Экзегеты, защищавшие исторический авторитет книги, приписывали ее авторство Ионе, сыну Амитая. Другие предпочитают придерживаться мнения о более позднем написании ее анонимным автором, не исключая времени плена или даже после плена.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.