Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ис. 52:13-15 и 53:1-12. Четвертая песнь Раба Господня. О страданиях и прославлении Раба Господня 1 страница




Стт.15-16. «Он будет питаться молоком и медом (LXX и слав. маслом и медом), доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе. Ибо, прежде, нежели младенец этот будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее». По святоотеческому толкованию (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, преподобный Ефрем Сирин, блаженный Иероним и др.), пророк высказывает в стт. 15-16 ту мысль, что младенец — Еммануил будет истинным человеком. Подобно другим детям, Он будет вкушать детскую пищу и так же, как и все, развиваться в духовно-физическом отношении.

Ис. 6 гл. Призвание Исаии к пророческому служению.Стт. 1-4. В год смерти царя Озии, т.е. примерно в 740 г. до Р.Х., Исаия видел видение в храме Иерусалимском, во время которого был призван к пророческому служению. Он видел Господа Саваофа, сидящего в славе на высоком престоле, окруженного серафимами, взывающими: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его». «Яхве Саваоф» значит «Господь воинств». Кого же видел Исаия? По словам самого пророка, он видел Господа Саваофа (стт. 1 и 5), между тем, по свидетельству св. ев.Иоанна, он видел славу Сына Божия (Ин. 12:41), а по ап. Павлу, слышал Святого Духа (Деян. 28:25). Таким образом, Исаия видел Триипостасного Бога, на что прикровенно указывало и тройственное славословие серафимов: «Свят, Свят, Свят».

Стт. 9-10. Тогда Господь послал Исаию на проповедь к иудеям и вместе с тем предупредил, что они не поймут его проповеди по причине своего крайнего нравственного огрубения и духовного ослепления: «Пойди, и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами будете смотреть, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Содержание стихов 9-10 имеет отношение не только к современникам Исаии, но, согласно новозаветному объяснению, и к их отдаленным потомкам — современникам Иисуса Христа, которые своим ожесточением и духовным ослеплением превзошли иудеев времен Исаии. В таком именно смысле истолковали эти стихи Сам Иисус Христос (Мф. 13:14) и св. ев. Иоанн: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него», — пишет он и далее приводит слова Ис. 6:9-10 как пророчество, исполнившееся на современниках Христа (Ин. 12:37).

6-я глава книги Исаии читается в качестве паремии на праздник Сретения Господня.

Стих 3 — слова серафимской песни — троекратное «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» — послужили основанием для трисвятой песни, употребляемой в Православной Церкви за богослужением и в частной молитве верующих. Эти же слова постоянно воспеваются на Божественной литургии во время евхаристического канона.

Стих 7 — слова серафима, прикоснувшегося горящим углем к устам пророка употребляются священнослужителями при целовании св. Чаши после причащения Святых Таин.

Ис. 7 гл. Пророчество о рождении Еммануила от Девы. В этой главе излагаются речи Исаии, произнесенные в период войны между Иудеей и сирийско-израильской коалицией (735-734 гг.), поставившей своей целью низложить дом Давида, воцарить новую династию в лице некоего «сына Тавеилова» и включить Иудею в антиассирийскую коалицию. В условиях нависающей угрозы нападения на Иерусалим иудейский царь Ахаз напуган и находится в смятении (1-2). К нему приходит Исаия с вестью от Господа о том, что, если он будет верить, наступит избавление (3-9). С целью восстановить веру колеблющегося царя Исаия предлагает ему просить знамения у Яхве (10-11), но он отказывается (12), и тогда ему дается знамение, произнесенное пророком, знамение Еммануила, в котором возвещается спасение от нашествия неприятелей и безопасность дома Давида, ибо в нем должен родиться Еммануил (13-16). Исаия напоминает Ахазу и его последователям, сторонникам проассирийской ориентации, о необходимости иметь твердую веру, которая является основанием твердости и спокойствия в сложной ситуации. «Если вы не верите, то потому, что не удостоверены». В оригинальном тексте этого стиха имеет место тонкая игра слов, не поддающаяся точному воспроизведению, поэтому экзегеты неодинаково передают смысл этого выражения: «Лишь твердая вера — надежный оплот»; «Если не пребудете в вере, не будете иметь крепости». В данном месте раскрывается суть библейской философии веры. Вера для пророка означает не только уверенность в существовании чего-то высшего (в этом смысле Ахаз «верил»), но и вверение всего своего существа Богу. Когда Ахаз, по маловерию своему, отказался просить у Бога знамение, Исаия расценил это как противодействие намерениям Божиим, обличил царя и возвестил ему о том, что независимо от его воли Господь Сам даст знамение: из рода Давида (которому угрожает опасность истребления) родится Еммануил. «Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут (в греко-слав. «наречеши») имя Ему: Еммануил». В этом пророчестве Исаии содержится предсказание о воплощении Сына Божия в роде Давида от Пресвятой Девы Марии. Для православного христианина в этом не может быть никакого сомнения, так как это пророчество в таком именно смысле истолковано в Евангелии от Матфея 1:18-25 (ср. Лк. 1:26-38). Матерь Еммануила в еврейском тексте пророчества Ис. 7:14 называется словом «альма», которое встречается в семи местах Ветхого Завета (Быт. 24:43; Исх. 2:8; Пс. 67:25 — МТ. 68:26; Притч. 30:19; Песнь Песней. 1:2-1:6-8; Ис.7:14). Самый древний и авторитетный Александрийский перевод Библии LXX-ти толковников, составленный в III-II вв. до Р.Х., когда не было никаких причин для намеренных искажений библейского текста, в двух местах (Быт. 16:24 и Ис.7:14) передает еврейское альма греческим дева непорочная. В переводе Семидесяти текст Исаии 7:14 цитируется в Новом Завете в Евангелии от Матфея 1:23 при повествовании Рождества Христова, как исполнении пророчества Исаии. В пяти остальных случаях употребления слова альма в Ветхом Завете оно переведено у LXX-ти греческим (в слав. «отроковица»). В древнееврейском языке для обозначения девственницы независимо от возраста большей частью (более 40 раз, согласно евр. словарям и симфониям) употребляется слово «бетула», греческим эквивалентом которого является — «дева». Евр. термин «алма» содержит в себе идею молодости, не исключая значения девственности, и употребляется в смысле: а) молодица, барышня, в слав. «отроковица» (греч.), причем во всех случаях употребления термина в таком значении (Исх. 2:8; Пс. 67:25 = Пс. 68:26 (МТ), Притч. 30:19, Песнь Песней. 1:2; 1:6-8), не исключается идея девственности и в тоже время прямо не утверждается (поэтому перевод «молодая женщина» не точен); б) молодая девица, достигшая брачного возраста. Так, в Быт. 24:16 о Ревекке, невесте Исаака, говорится, что она была «дева», муж не познал ее», а в ст.43 этой же главы она же называется альмой — в смысле молодая дева. В таком же значении — «молодая дева», слово альма употребляется в Ис. 7:14, и правильность такого понимания подтверждается следующими аргументами: 1) переводом этого слова у LXX-ти греческим — «дева», исключающим всякую двусмысленность в этом отношении; (также в Вульгате: virgo — Дева и славяно-русской Библии — дева), 2) историей исполнения пророчества, описанной в Евангелии: сверхъестественном зачатии и рождении Иисуса Христа Пресвятой Девой Марией (Мф. 1:18-25; Лк. 1:26-35); 3) единогласным мнением о приснодевстве Богоматери свв.Отцов (consenum patrum) и всей Православно-христианской традиции. В более поздних греческих переводах Библии иудейского происхождения: Акилы, Феодотиона и Симмаха, составленных во II веке по Р.Х., в эпоху полемики иудеев с христианами, евр. альма Ис.7:14 передано греч. молодая женщина. В заключение всего сказанного о значении термина следует заметить, что антимессианское толкование экзегетов-рационалистов, утверждающих вслед за раввинами, что в Ис. 7:14 термин обозначает молодую женщину, не может быть принято, как противоречащее приведенным выше аргументам, бесспорно авторитетными для православного христианина.

Ис. 9:1-7. О служении и свойствах Еммануила. В конце 7-й главы (стт. 17-25) и в последних стихах 8-й главы (стт. 21-22) говорится о бедствиях от ассирийцев, которые прежде других имели на себе испытать жители Галилеи — северной Палестины, опустошенной Тиглат-палассаром III в 732 г. до Р.Х. В начале следующей 9-й главы содержится предсказание о той славе, которая наступит для Галилеи в мессианское время, когда она станет первым местом евангельской деятельности Миссии — Еммануила. Вместе с этим пророк предвозвещает о божественных свойствах Еммануила и о мирном, духовном характере Его Царства.

Галилея — северная часть Палестины, заключающая в себе уделы колен Ассирова, Завулонова, Иссахарова и Неффалимова (Ис. Нав. 19:20-32). Языческой она названа пророком потому, что значительную часть населения в ней составляли язычники, нравственному влиянию которых подпадали и евреи, жившие среди них. Поэтому богооткровенная религия не имела в Галилее таких строгих последователей, как в Иудее — южной части Палестины. Обряды закона Моисея соблюдались не очень строго. Под влиянием соседей-язычников евреи-галилеяне легко заражались языческими суевериями и погрязали в пороках и мраке религиозного невежества. В этом смысле, вероятно, пророк и называет Галилею языческой, а жителей ее — «людьми, ходящими во тьме и живущими в тени смертной». «Великий Свет» — Господь Иисус Христос; также называется Он и в Н.З.: «Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1:9), «Свет и просвещение язычников» (Лк. 2:32, слова св. Симеона Богоприимца). В таком смысле объясняет исполнение этого пророчества евангелист Матфей при описании начала общественного служения Иисуса Христа.

Ст.6 (выучить наизусть). В этом стихе Еммануил изображается имеющим богочеловеческую природу, обладающим божественными свойствами. Словами «отроча родися намъ» пророк указывает на рождение Мессии по плоти от Пресвятой Девы Марии и тем утверждает Его человеческое свойство. «Снъ, и дадеся намъ». Эти слова говорят о божественном естестве Мессии и имеют смысл: Сын Божий, т.е. Высочайшее Существо, снисшел с неба на землю к нам, людям, для спасения падшего человека. Такое понимание слова «Сын» в данном стихе в смысле Сын Божий подтверждается параллельными местами Ветхого Завета, в которых Мессия изображается Богочеловеком — сыном Давида и Господа (2 Цар. 7:12-16; Пс. 2:7; Пс. 109:1; Пс. 117:26-27; Иер. 23:5) и евангельским свидетельством Самого Иисуса Христа: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16; ср. Ин. 5:20-23).

«Его же начальство бысть на раме его». Образ выражения «на раме eго» заимствован из обычая древних восточных царей носить на плечах красный плащ как символ царского достоинства и власти. Контекст пророчества изображает Еммануила Господом и Владыкой вселенной.

«Велика совета ангел» — вестник великого совета. По святоотеческому толкованию, разумеется Совет Св. Троицы, в котором от вечности было предопределено спасти падший человеческий род от окончательной гибели за первородный грех через Воплощение, страдания, смерть и воскресение Сына Божия.

«Чуден, советник». Чуден — чудесный, необыкновенный. Советник — участник предвечного Совета св. Троицы, — вестником которого пророк назвал Его выше, — и, кроме того, податель людям спасительных советов (т.е. евангельских законов, которые могут быть названы «советами» в том смысле, что принятие их основано не на принудительной силе и власти, а на свободном убеждении в их истинности).

Отдел 9:6-7 читается в качестве паремии в навечерие Рождества Христова.

Ис. 11:1-10. Об Отрасли от корня Иессеева. В третьем пророчестве Исаии об Еммануиле описывается Личность Мессии и Его духовное царство: предвозвещается время Его рождения в роде Иессея-Давида (1), изображаются Его сверхъестественные свойства (2), методы Его правления (3-5), дается описание Его духовного Царства как Царства мира и райского блаженства (6-8); мир распространится на все творение Божие, а земля наполнится ведением Господа, ибо к Мессии, Потомку Иессея, обратятся языческие народы (10). Выражение «от корня Иессея» (а не Давида) не случайно употребляется в пророчестве; оно имеет очень глубокий смысл, так как указывает на рождение Спасителя в то время, когда род Давида лишится царского достоинства, не будет занимать престола и возвратится в то бесславное состояние, в котором пребывал род Иессея до воцарения Давида. По смыслу этого образного выражения Исаии, царский род Давида (изображаемый пророками под символом цветущего дерева) уподобится срубленному дереву, от которого остался один корень; и из него произойдет Отрасль. Представители рода Давида — Пресвятая Дева Мария и св. Иосиф Обручник, были людьми простыми и бедными.

«Дух Божий» (евр. Руах Ягве — Дух Господень). Исполнение пророчества на Иисусе Христе засвидетельствовано в Евангелии: зачатие Его от Св. Духа (Лк. 1:35), схождение Св. Духа в виде голубя при крещении Его в Иордане (Мф. 3:16). «Дух Божий» — родовое понятие. Далее конкретно перечисляются семь даров св. Духа. «Дух премудрости и разума» — первые два дара, которые почиют на Мессии. Согласно библейскому словоупотреблению, «дар мудрости» (хохма, sapientia) и «дар разума» (бина, intellectus), как составной элемент мудрости, обозначающий проницательность, в общем, обозначают богатство ума, широту познаний, способность распознавать людей и сущность явлений по их внутренним достоинствам; в более частном смысле эти дары обозначают в Библии высшую степень религиозно-нравственного знания целей жизни и средств к их достижению и, вместе с тем, умение пользоваться ими во всех обстоятельствах жизни, согласно с требованиями истины, добра и назначения человека. Господь Иисус Христос, по свидетельству евангелистов, действительно обладал этими дарами в совершенстве: еще двенадцатилетним отроком Он удивил иудейских законоучителей мудрыми вопросами и ответами в Иерусалимском храме (Лк. 2:42-47) и вообще во всей земной жизни вызывал изумление у современников Своей необычной мудростью, так что даже посланные взять Его говорили о Нем: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7:45; ср. Мф. 7:28).

В стт. 6-8 перечисляются животные двух противоположных классов: домашние травоядные (ягненок, козленок, теленок, вол и корова) и дикие хищные животные (волк, барс = слав. рысь; лев, медведь и аспиды). Свойства и инстинкты хищных животных настолько изменяются, что они становятся мирными, не нападают и никого не истребляют, но мирно пасутся вместе с домашними животными и питаются одной с ними пищей — травой. По отношению к человеку они так мирно и послушно настроены, что «малое дитя» (слав. «oтроча мало») пасет их, и ядовитые змеи-аспиды не причиняют вреда ребенку, играющему над их норами. По объяснению отцов и учителей церковных (Ин. Златоуста, Ефрема Сирина, Иеронима и Феодорита) в стт. 6-8 в образной форме предвозвещается нравственное перерождение людей в Церкви Христовой. Нравы иудеев и язычников, вступивших в мессианское духовное царство, настолько изменяются, что они станут мирными членами этого царства, которые символизируются кроткими животными.

Весь контекст пророчества Ис. 11:1-9 предвозвещает восстановление в мессианскую эру первозданной гармонии всего Божия творения, тех благодатных времен, которые были в раю до грехопадения, когда человек и окружающий его мир «не подверглись еще суете» (Рим. 8:19-22).

В «день oный» - в мессианское время. Ст.10а цитируется ап. Павлом в Послании к Рим. 15:12, как пророчество об обращении язычников ко Христу. Последние слова стиха: «и будетъ покой eго честь», некоторые отцы и учители Церкви (И. Златоуст, Василий В., Феодорит, Иероним) понимали и объясняли в смысле предсказания о том, что уверовавшие во Христа будут прославлять Его страдания и чествовать Его гроб.

Отдел Ис. 11:1-10 составляет паремию в навечерие Рождества Христова, поскольку празднуемое событие является исполнением пророчества Исаии о рождении Мессии-Христа из рода Иессея — Давида.

Ис. 35 гл. О пустыне жаждущей. Содержание главы: Бесплодная и сухая пустыня под действием появившихся в ней обильных источников вод расцветет и покроется великолепной растительностью Ливана, Кармила и Сарона. Сам Бог придет и спасет ее обитателей (1-4 ст.). Спасение Божие будет сопровождаться исцелением неизлечимых недугов: глаза слепых откроются, глухие станут слышать, немые говорить, а хромые ходить (5-7 ст.). Для избавленных откроется широкая дорога, «святой путь» на Сион, где будет вечная радость и веселие, а печаль и воздыхание навсегда исчезнут (8-10 ст.).

По толкованию отцов Церкви, «бесплодная пустыня» в духовном смысле обозначает языческий мир, не знавший истинного Бога и потому не приносивший плодов духовных добродетелей и представлявший собой духовную пустыню. «Процветшая пустыня» обозначает новозаветную Церковь из язычников и иудеев, украсившуюся цветами христианских добродетелей, как поется в церковном песнопении: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце» (3-й ирмос воскресного канона 2-го гласа).

Под «водой», оживляющей бесплодную пустыню, разумеется благодать св. Духа, имеющего излиться на верующих во Христа и духовно возродить их (ср. Ис. 12:4; Иоиля 2:28-29).

Исполнение. Пророчество об исцелении духовных и физических недугов в людях начало исполняться с пришествием на землю Иисуса Христа, о чем свидетельствуют евангелисты, цитирующие его (Мф. 11:5; 12:22; 15:13; Мк. 7:31 и мн. другие). Исполнение пророчества Исаии о чудесных проявлениях божественной благодати, исцеляющей духовные и телесные недуги в людях, не окончилось временами земной жизни и служения Иисуса Христа и Его апостолов (о чудесах апостолов повествуется в Деян. 3:6-8; 8:7 и др.). Послеапостольская история Церкви Христовой тоже полна бесчисленными проявлениями чудодейственной силы Св. Духа, возрождающей и освящающей человека. Блаж. Иероним об исцелении в Церкви Христовой духовных недугов пишет следующее: «Это ежедневно исполняется между народами, когда бывшие прежде слепыми, видят свет истинный, не могшие прежде глухими ушами слышать слова Писаний теперь радуются о заповедях Божьих, когда бывшие прежде хромыми и не ходившие по правому пути прыгают как здоровые, подобно своим учителям, и ясен будет язык немых, уста которых... не могли исповедовать единого Господа... потому что пробились в пустыне, которой была некогда Церковь, воды спасительного крещения, и в необитаемой стране — потоки и ручьи, то есть различные духовные дарования (Толк. на Ис. 35 гл.).

Пророчество Ис. 36 о пустыне жаждущей читается в качестве паремии в праздник Крещения Господня, так как, по разуму Церкви, сообщение Иисусу Христу полноты даров св. Духа по человечеству явилось началом исполнения пророчества о чудесных проявлениях божественной благодати в мессианские времена.

Ис.40:1-11. О гласе вопиющего в пустыне. В стт. 1-11 этой главы содержится троекратный призыв к приготовлению народа на встречу Господу (в стт. 3-5, 6-8, 9-11). Речь пророка при этом имеет двоякий смысл: 1) в приложении к возвращению евреев из вавилонского плена и 2) к явлению Иоанна Предтечи Господня в пустыне иорданской с проповедью покаяния и пришествия Мессии-Господа.

Песни Раба Господня. Общие замечания. Еврейское выражение Евед-Ягве, обычно переводимое «Раб Господень» или «слуга Господень», не имеет в оригинальном библейском языке унизительного значения; напротив, оно обозначает привилегированное лицо, близкое к Ягве и пользующееся Его особым благоволением. Этот смысл еврейских слов поняли греческие переводчики, которые перевели не Раб Господень, а Отрок Господень.

В Ветхом Завете, названы особые избранники Божии; патриархи, пророки, вожди и праведники, цари, и весь Израиль (Пс. 135:22 и др.).

В Песнях Раба Господня (42:1-9; 49:1-6; 50:4-9; 52:13) говорится о Рабе Господнем, проповедующем истинную веру, страдающем во искупление грехов человечества, приносящем свет всем народам и прославляемом Богом. Эти пророчества Иисус Христос применил к Себе (Лк. 22:19-20, 37; Мк. 15:28), и первохристианская Церковь признала в этом описании Раба Господня таинственное предвозвещение о жизни и искупительной смерти Господа Иисуса Христа (Мф. 12:17-24; Ин. 1:29), поэтому в свете новозаветного толкования, в полном объеме и совершеннейшим образом предречения Песней о Рабе Господнем исполнились только на Иисусе Христе и ни на ком другом. К ветхозаветному Израилю они могут относиться лишь отчасти, как к прообразу, и как к народу Господню, которому были вручены хранение и распространение истинной веры в Ветхом Завете, который, однако, не был идеальным в исполнении миссии, возложенной на него, и поэтому обличается в ряде мест Песней как недостойный раб Господень (напр. 42,19: «Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой...» и мн.др.).

Первая песнь о Рабе Господнем Ис. 42:1-9. О кротком Отроке Господнем. В стт. 1-9 этой главы содержится пророчество о Мессии, имеющем придти на землю в образе кроткого и смиренного Раба Господня, благовестника спасения для всех жаждущих его, об установлении Им Нового Завета и просвещении язычников. С самого начала главы речь идет от лица Бога, говорящего о Своем Отроке. «Вот Раб Мой, которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него и возвестит народам суд».

Последнее выражение ст.6-го: «во свет для язычников», св. Симеон Богоприимец повторил в отношении к Иисусу Христу: «Свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32). Предсказание о Мессии, как Свете — один из излюбленных образов, который многократно употребляется в книге Исаии в отношении к Мессии (2:2-4,5; 9:1-7; 49:6-8; 51:4 и др.). Образ света, прекрасно выражающий мысль о духовном просвещении и возрождении язычников через Христа и Его Евангельское учение, имеет широкое употребление и в Новом Завете (Мф. 4:16; Лк. 2:32; Деян. 13:47; 26:18; Рим. 16:2 и др.).

Ст. 7 «чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы». Слепые и сидящие во тьме — образы, характеризующие духовное состояние ветхозаветного человечества до Христа.

Ис. 49:1-7. Вторая песнь Раба Господня. Вторая песнь Раба Господня написана на ту же тему, что и первая (Ис. 42:1-9), но в ней более полно освещаются некоторые аспекты спасительной миссии Раба Господня: говорится о Его избранничестве (стт. 1:5), призвании обратить ко Господу весь Израиль (ст. 5), быть светом всех народов, чтобы спасение Господне «простерлось до концов земли» (ст. 6), возвестить спасительное слово узникам и пребывающим во тьме (ст. 7).

Ст.3. «Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь». Эти слова преимущественно относятся к Мессии, который в песнях Раба Господня предвозвещается как Спаситель человечества, взявший на Себя грехи мира и Своими страданиями прославляющий Бога. Слова, изреченные Христом к ученикам на Тайной вечери: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем (Ин. 13:31), можно считать комментарием к данному стиху кн. Исаии.

Ис. 50:4-9. Третья песнь Раба Господня. В этой песни нет выражения «Раб Господень», но речь идет о Нем и от Его лица. Он не отступил от исполнения Своего спасительного дела, хотя Ему пришлось претерпеть избиение и бесчестие. «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (ст. 6). Здесь предсказаны подробности, исполнившиеся на Иисусе Христе во время суда над Ним у первосвященников и у Пилата (см. Мф. 26:67; 27:30). Более подробное и полное описание страданий Раба Господня и их искупительное значение дано в следующей четвертой песне: 52:13-53:12.

В четвертой песне объединены все главные мысли других песней Раба Господня и представлены в полной и последовательной картине жизни, служения, искупительных страданий, смерти и прославления Его. Для правильного понимания этого пророчества необходимо привлечь и изучить все упоминания о Нем в Новом Завете.

По глубине и силе пророческого прозрения во внутренний смысл величайших тайн — воплощения и искупления, а также по яркости и живости данных в нем образов, пророчество 52:13-53:12 считается зенитом всего ветхозаветного пророчества о страданиях и прославлении Христа. Христианин находит в этом пророчестве не только предызображение важнейших моментов искупительного служения Господа нашего Иисуса Христа, но видит в нем и неопровержимое доказательство божественного достоинства Спасителя мира и божественности христианской религии. Он узнает из этого пророчества, что страждущий Мессия-Христос не сегодня и не вчера стал известен миру, но советом Триипостасного Божества был предопределен «на заклание прежде сложения мира» (Апок. 13:8).

«Как многие изумлялись, смотря на Тебя,столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих. Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». В этих стихах сопоставляются два состояния Раба Господня — униженное и прославленное, которые будут причиной изумления людей. Как бесславие и унижение страдающего Раба Господня приведет в изумление многих очевидцев и современников, так чудо Его необычайного прославления после страданий будет причиной изумления народов и их правителей, которые будут настолько поражены этим, что не в состоянии будут раскрыть рта, чтобы выразить свое изумление словами (ст. 15).

53 глава книги Исаии, повествующая о крестной смерти и плодах искупления Господа Иисуса Христа, читается в Великую Пятницу на шестом часе и на Вечерне.

Ис. 61:1-10. О Помазаннике Господнем и Его Церкви. Стт. 1-2 содержат пророчество об Иисусе Христе как Помазаннике Господнем, имеющем придти в мир для того, чтобы благовествовать людям спасение и сообщить им благодатные дары Св. Духа. В таком именно смысле объяснено это пророчество Самим Господом Иисусом Христом в Его проповеди в назаретской синагоге (Лк. 4:16-21). Тема стт. 3-10 — Церковь Мессии-Помазанника.

Слово «Помазанник» является переводом еврейского Машиах (арам. Мешиха), в русской транскрипции — Мессия. С точки зрения исторической последовательности в служении Мессии данное пророчество возвещает о евангельских событиях, предшествующих откровению 52-53 глав.

В рассматриваемом пророчестве «помазание» в отношении к Мессии надо понимать в значении обильного излияния Св.Духа на Мессию, что будет служить также знамением божественного избрания или «посвящения» Его Богом Отцом на служение человеческому роду. Буквальное исполнение этого пророчества можно видеть в истории крещения Господа Иисуса Христа на Иордане, когда Св. Дух нисшел на Него в виде голубя (Мф. 3:16; Деян. 10:37-39).

«Проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих», ст. 2. В Ветхом Завете «приятным летом» и «годом отпущения» был юбилейный год, год освобождения рабов и прощения долгов, пятидесятый по счету (Лев. 25:10), о наступлении которого объявлялось всенародно; в этом году рабы получали свободу, отпускались долги, проданные за долги земли возвращались прежним владельцам. Юбилейный год имел прообразовательное значение. В данном пророчестве «приятным летом» названы прообразованные юбилейным годом благодатные мессианские времена, «время проповеди Мессии, в течение которого Он жил во плоти» (блаж. Иероним). Явившийся на землю Христос возвестил о начале новой эры всепрощения и свободы для всех верующих в Него.

Ст. 3. «Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда». Посыпание пеплом головы служило у древних людей выражением великой печали и покаянного настроения (см. 2 Цар. 13:13; Ис. 3:26; 52:1-2). Напротив, умащение елеем, облачение в прекрасные одежды с головным убором в виде диадемы (венца) являлось выражением веселия в радостных событиях жизни.

Стт.1-9 составляют паремию в Великую субботу и в церковное новолетие — «приятное лето Господне» (1/14 сентября).

 

Экзегетический разбор:

– 1:25: Народ израильский сравнивается с серебром, которое смешано с неблагородным металлом – свинцом. Для отделения этого последнего серебро нужно пережечь в огне и потом положить в едкую щелочь – особый пепел, получавшийся от одного растения. Господь подобным же образом, посредством разных тяжелых наказаний (плен и пр.) отделит от общества израильского все портящие его чистоту элементы.

1:29-31: дубравы... сады. Места поклонения идолам. Нет воды. Вода в Писании часто является символом надежды. В данном случае подчеркивается безнадежность служения идолам (сад - место идолослужения - без воды (надежды) обречен на гибель). Ср. 8:7. Отрепьем... искрою. Сами дела нечестивых ("отрепье") явятся той искрой, которая сожжет и нечестивого, и нечестие его.

– 2:4-22: Судить. Господь будет управлять всеми народами. Его Царство распространится по всей земле и послужит установлению мира между народами. Для этого и пришел наш Господь (Лк. 2:14). Мечи... на орала. Ср. с Иоил. 3:10. Правление Господа устранит вражду между людьми, и они будут стремиться к миру. Во свете. Свет символизирует Божие присутствие, благословение и откровение (9:2; 30:26; 42:6-16; 58:8-10; 60:1-3). Господь есть свет и в благословении, и в наказании (10:17; 45:7; 60:19-20; ср. Ин. 1:4; 8:12). Люди, которые променяли Его свет на тьму своего извращенного ума (5:20; 8:20), понесут Божие наказание и будут жить отделенными от Бога (5:30; 13:10; 50:11; 59:9; ср. Ин. 3:19-20). Исайя осуждает синкретизм, смешение языческого идолопоклонства с поклонением Богу. То, что избранный народ перенял у других народов (магия, чародейство, идолопоклонство и т.д.), противоречит истинному свету. От востока... Филистимлян. Эти слова, прежде всего, имеют отношение к языческим культурам государств, расположенных к востоку (Ассирия, Вавилон) и к западу (Филистия) от Иудеи. Конями... колесницам. Народ Божий более полагался на свои собственные силы (30:16; 31:1-3), нежели на Господа (ср. Пс. 29:8; 36:17; 146:10). В скалу. Во время Божьего суда люди будут искать убежища, однако никто не сможет скрыться от Бога. Высокое людское. Парафраз понятия "гордые" (ст. 17; ср. Иер. 49:29). В тот день. День Господень принесет наказание нечестивым, благочестивые же получат благословение, оправдание и полное спасение (ср. Иоил. 2:31; Соф. 1:7; 2:13-18). Эти слова применимы и к историческим событиям (падение Израиля, Ассирии и Иудеи), к будущему суду и спасению (3:7-17; 7:18-25; 11:10-11; 24:21; 27:1). На... горы... на... стену. Символы убежища, защиты, безопасности. В тот день. См. ком. к ст. 11. Человека... дыхание. Уповать следует на Бога, дающего дыхание жизни всему живому, а не на подвластного ему смертного человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.