Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ис. 52:13-15 и 53:1-12. Четвертая песнь Раба Господня. О страданиях и прославлении Раба Господня 2 страница




– 3:6-12: Одежда. Прибегая к такой гиперболе, Исайя подразумевает разруху, нищету и деградацию. Иерусалим... Иуда. Падение Иерусалима (586 г. до Р.Х.) так же, как и его разорение, произошедшее в 701 г. до Р.Х., стало непосредственным исполнением этого пророчества. Содомляне. Израиль пренебрегает Божиими установлениями и ведет себя так, будто между ним и Богом никогда не существовало завета (см. 1:9-10). Притеснители народа... дети. Т.е. несмышленые люди, бездарные правители.

– 3:16: Нечестие коснулось не только иудейских мужчин, но и женщин, т.е. не только общественная жизнь извратилась, но и семейная. Все устои общества подточены грехом и неправедностью.

– 3:17: Оголит... обнажит. Господь предаст этих женщин бесчестию. Оголение темени – парша, вид накожной болезни, соединенной с выпадением волос. Обнажить срамоту – русский перевод, очевидно, держится здесь того мнения, что слово phat значит половые женские части, но древние переводчики не придавали этому слову такого значения. Блаженный Иероним переводит это слово выражением: волоса. Параллелизм с первой частью стиха заствляет принять именно последний смысл этого еврейского слова. Туту не будет и повторения с предыдущим полустишием: в первом полустишии речь идет о болезни волос (парша), а во втором – о насильственном острижении волос со лба, который вследствие этого обнажается. Позорность этого острижения указана еще в древневавилонских законах царя Хаммурапи, которые за обесславление жрицы наказывают преступника обритием лба.

– 3:22: епанча - широкий и длинный плащ (покрывало, накидка).

– 3:25: Так как много иудеев падет на войне, то некому будет собираться у городских ворот, при которых обыкновенно совершался суд и устраивался базар.

– 4:1-2: Это заключение к предшествующему пророчеству об иудейских женщинах. Семь женщин – т.е. множество женщин останутся без мужей, что в древности у иудеев считалось позорящим женщину обстоятельством (Быт. 16:4; Суд. 11:37-38). Закон Моисея предполагал возможным одному мужчине жениться на нескольких женщинах (Исх. 21:10). Отрасль. Это слово имеет два значения: оно обозначает плод, который приносит земля, а также является мессианским именем Иисуса Христа, Который приносит духовный плод (11:1-5; Иер. 23:5; Зах. 3:8; Ин. 25:1-8). Остаток Израиля обретает в Нем жизнь (6:13). Уничижив Себя, Иисус Христос был увенчан славою (49:7; 52:13; Флп. 2:9-11).

– 4:4-5: Духом. Возможно, имеется в виду Святой Дух, однако, скорее всего, эти слова относятся к процессу очищения (ср. 28:6). Огня. Букв.: "сжигающим". Эта метафора означает Божий суд (1:31; 10:17; 30:27; 42:25). Через огонь, который очищает верных и поглощает неверных, Бог обретет Святой Сион. Сотворит. Это слово свидетельствует об искуплении, которое совершит Творец. Тот, Кто сотворил "небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее" (40:26; 42:5; 45:12-18; 57:16), сотворит все заново ради Своего народа. Слава мессианского века будет дарована Богом, ее невозможно достичь усилиями суетного человечества (Ин. 17:10, 22-24). Облако и дым... блистание пылающего огня. Образы Божиего покровительственного пребывания с избранным народом, как это было у Чермного моря (Исх. 13:20-22), в скинии (Исх. 40:34-38) и в пустыне (Чис. 9:15-23). Здесь эти образы символизируют Божий покров над обновленной и освященной горой Сион. Господь дарует Свое присутствие верному остатку.

– 5:10: Бат. Мера жидкостей, равная приблизительно 22 литрам. Хомер. Мера сыпучих веществ, равная приблизительно 195 литрам. Эфа. 24 литра.

– 5:14: Преисподняя. Древнееврейское слово "шеол" используется, как правило, в поэтических отрывках. Израильские поэты образно описывали преисподнюю. Смысл сказанного здесь заключается в том, что шеол с безмерной жадностью поглотит всех, кто живет только ради собственного удовольствия, будь то вельможи или простые люди.

– 5:18: Наказание можно сказать так крепко утверждено, прикреплено уже к нечестивым иудеям, как крепко привязывается телега к везущему ее животному.

– 5:24-30: За свои преступления все грешники понесут тяжелое наказание от Бога; трупы их будут валяться повсюду, - знак того, что начнется какая-то страшная эпидемия, но этого еще мало. Бог призовет против грешных иудеев из далекой стороны такого врага, который, как лев, бросится на избранный народ и множество иудеев захватит в плен. Возможно, здесь подразумевается ассирийское войско. Однако упоминание о "народах дальних" и о "живущих на краю земли" придает фрагменту апокалипсическое звучание: Сам Бог намерен вмешаться в историю Израиля, и неважно, кого именно Он использует в качестве бича для наказания.

– 6:5: Исаия чувствует с особенной горечью нечистоту своих уст, которые не могли принять участия в славословии серафимов. Поэтому-то его уста, прежде всего и очищаются священным огнем с алтаря. Но, кроме того, очищаются именно уста ввиду того, что ими собственно будет служить Богу Исаия.

– 6:6: По толкованию наших церковных песнопений, огненный уголь был прообразом Господа Иисуса Христа, а клещи – рук Пресвятой Богородицы. «Огонь несешь ты, чистая; страшусь принять в объятия Младенца Бога». Так во 2-м тропаре 5-й песни канона на Сретение, говорит Симеон Богоприимец. Дальше, в 3-м тропаре, тот же старец говорит Пресвятой Деве: «Ты просвешаешь меня, подавая руками, как бы клещами, Несомаго тобою».

– 6:13: И возвратится – это выражение следует заменить словами: в свою очередь (будет уничтожена).

– 7:4: От двух... дымящихся головней. Оба царства в скором времени были разрушены: Дамаск - Феглаффелласаром III (Тиглатпаласаром) в 732 г. до Р.Х., а Самария - Саргоном II в 722 г. до Р.Х.

– 7:11: В глубине... на высоте. Для Божиих пророков нет ничего невозможного. Силой Бога они могут вернуть мертвого из преисподней ("из глубины") - как Илия (3 Цар. 17:17-24), и заставить солнце пойти вспять.

– 7:18: Египтяне названы мухами с реки египетской, потому что в Египте после наводнений, производимых Нилом, чрезвычайно размножаются мухи. Пророк хотел указать на многочисленность египетских полчищ и на настойчивость египтян, с которой они будут добиваться овладеть Палестиной. Ассирийцы называются пчелами, потому что в их стране было много пчел и потому, что ассирийцы наносили своим врагам тяжкие ранения, были особенно зны и неукротимы в гневе, как раздраженные пчелы.

– 8:3: К пророчице. Скорее всего, Исайя называет так свою жену, поскольку она была супругой пророка, но, может быть, и потому, что она также служила Богу (Суд. 4:4; 4 Цар. 22:14). Магер-шелал-хаш-баз. Это имя означает "спешит грабеж, ускоряет добыча". Оно содержит в себе пророчество о разорении Месопотамии, Израиля и Иудеи.

– 8:8: Дойдет до шеи. До Иерусалима. Только Иерусалим выстоял под натиском ассирийских войск в 701 г. до Р.Х., которые опустошили, но, однако, не уничтожили Иудею до конца. Исайя называет Иудею землей Еммануила, как бы желая тем самым сказать, что Бог не оставит Свой народ; пережив опустошение, страна спасется от гибели.

– 8:16: Завяжи... запечатай. Более точный перевод: "Я намереваюсь завязать это свидетельство и запечатать откровение для учеников моих". Это слова самого пророка, а не Господа.

– 8:19: Вышеназванных знамений довольно для верующего. Поэтому ни к чему обращаться к разного рода гадателям за справками о будущем. Чревовещатель умеющий говорить глухо или без движений губ и лица (изнутри, из чрева).

– 9:5: У врагов Иудеи не будет сил для новых походов, и иудейский народ вздохнет свободно.

– 9:10: Кирпичи. Т.е. стены, сложенные из глиняных кирпичей. Сикоморы вырублены - заменим их кедрами. Образное описание человеческого упорства и нераскаянности. Божьими судами произведены опустошения, но жестоковыйный Израиль не жалеет ни средств, ни усилий, в своей самонадеянности пытаясь устоять под карающими ударами оставленного им Бога.

– 10:13-14: Здесь ассирийский царь явно ставит себя на место Бога, и говорит от своего якобы возвышенного положения и состояния. Полубожественное или божественное отношений к царю в восточных деспотиях – явление довольно распространенное.

– 10:19: Остаток дерев. От былого могущества Ассирии не останется почти ничего: и малое дитя сумеет пересчитать всех оставшихся в живых ассирийских воинов.

– 11:10: Корень Иессеев. Так называет теперь пророк Мессию, которого выше назвал отростком корня Иессеева, потому, что Мессия действительно составил собою основу или корень, на котором покоилось благосостояние всего дома Иессеева или династии Давидовой.

– 11:15: Иссушит Господь залив моря Египетского. Господь осушил (разделил) воды моря при исходе евреев из Египта и тем самым "расчистил" им дорогу. Пророк усматривает Божественную помощь и при возвращении из вавилонского плена. Именно в смысле, что Господь устранит препятствия к возвращению из плена, и использована аналогия из истории народа Божия. Разобьет... на семь ручьев. Т.е. устранит препоны, разобьет и разрушит их. Господь Сам сокрушит все преграды, которые встанут на пути Его народа домой после вавилонского плена.

– 12:3: Вода – самое необходимое условие благополучия восточного человека, который нуждается в воде особенно летом, когда в Палестине дожди не идут. Поэтому пророк, чтобы обозначить будущее счастье, каким будет наслаждаться искупленный остаток Израиля, возвещает, что у Израиля будет изобилие в воде, получаемой из источников, которые не высыхают и летом, что часто случается с палестинскими реками. Вместе с тем пророк предсказывает о том изобилии благодати, какое даст всему человечеству имеющий прийти в мир мессия (Ин. 4:18).

– 14:9: Рефаимов. От евр.: "рапха" - "тень". Пророк сравнивает поверженного правителя мировой державы с жалкой тенью, обитающей в шеоле. Здесь возможна и тонка игра слов: рефаимами также назывались гиганты (Быт. 14:5; 15:20). Тогда этот стих можно понимать и так: цари и владыки земные в глазах Господа Бога - единого истинного Владыки - подобны теням, обитающим в преисподней.

– 14:29: Сокрушен жезл. Речь идет об ассирийском царе - Тиглатпаласаре III (ум. в 727 г. до Р.Х.) или Саргоне (ум. в 705 г. до Р.Х.). Аспид. Скорее всего, Сарган, дважды разбивший филистимлян (в 721 и 720 гг. до Р.Х.). Летучий дракон. Очевидно, Сеннахирим.

– 15:1: Ар-Моав... Кир-Моав. Первый из этих городов располагался к югу от реки Арнон, второй - на равнине к юго-востоку от Мертвого моря.

–18:5: Данные стихи содержат метафору Божественного суда, представляя Бога в образе виноградаря, отрезающего лишние побеги и отбрасывающего их прочь, на потребу диким зверям и птицам.

– 19:15: Голова и хвост, пальма и трость. Правители и подданные, высшие классы и низшие.

– 19:20: Знамением и свидетельством. Жертвенник Божий (ст.19) свидетельствует о полном подчинении Египта Его власти (ср. Быт. 12:8; 28:22; Нав. 22:26-27). Спасителя и заступника. Господь избавит Израиль от притеснителей подобно тому, как было во дни судей, когда Он посылал Своему народу "спасителя и заступника" (2:18; 3:9-15; 6:7;10:10; Суд. 2:16; 3:9).

– 19:25: Пророк хочет сказать, что египтяне и ассирийцы, в его время постоянно враждовавшие между собой из-за обладания Малой Азией, во времена Мессии будут посещать друг друга только с мирными намерениями, а не для того чтобы воевать. Будут служить Господу. Египет и Ассирию соединит главным образом общая религия. Израиль будет третьим. Евреи также постоянно враждовали то с Египтом, то с Ассирией. Во времена Мессии Израиль войдет в великий духовный союз со своими прежними врагами. Благословение. Израиль будет как благословение, т.е. посредником в получении божественных благословений всею землей. Важно отметить, что египтянам дается здесь название «мой народ», какое прежде давалось только евреям.

– 21:1: о пустыне приморской. Вавилон иногда называли "приморской страною". Назвав его пустыней, пророк определил его участь; ст. 2: Елам... Мид. Елам, заключивший союз с Мидией в 700 г. до Р.Х., составлял большую часть Персидского царства. Будучи частью вавилонского войска, армии этих стран, по-видимому, способствовали падению Вавилона в 689 г. до Р.Х. (их участие в завоевании Вавилона в 539 г. до Р.Х. не вызывает сомнений); ст. 5: мажьте щиты. В древние времена перед сражением щиты смазывали смолой; ст. 11: Пророчество о Думе. Дума - сокращенное название Идумеи. Столицей Идумеи был город Села, более известный под греческим названием Петра. Жители этой страны были издревле враждебны Иудее, но Саул, Давид и Соломон смирили их и заняли часть их владений. С ослаблением Израиля Идумея возвратила свои земли и стала предпринимать набеги на южную Палестину, с Сеира - другое название Идумеи; ст. 13: В лесу Аравийском. Букв.: "В кустарниках, в Араве", особенность аравийского ландшафта. Караваны Деданские. Деданиты - арабское племя, происходившее от Авраама через Хеттуру (Быт. 25:3). Также еще и кушитское племя (Быт. 10:7). Очевидно, здесь подразумевается племя, происходившее от Авраама и обитавшее неподалеку от Едома (Идумеи), т.к. о нем говорится сразу после пророчества об Едоме; ст.14: в земле Фемайской. Оазис, находившийся в ста пятидесяти километрах южнее Дедана (Иер. 25:23). Сюда бегут арабы от надвигающихся с севера ассирийских полчищ; ст.16: Кидарова. Кидар - измаильское племя, обитавшее в северной части Аравийской пустыни. Этим именем назывался также и оазис (Иер. 49:28-29).

– 22:1: о долине видения. В Иерусалиме Исайя имел пророческие видения, легшие в основу книги.

– 22:8: Данные стихи описывают приготовления к осаде. Жители Иерусалима тщетно ищут спасения среди городских укреплений (ст. 8-11), позабыв о Том, в Чьей воле избавить их от опасности (ст. 11).

– 22:22: Ключ дома Давидова. Ключ, о котором говорит Исайя, давал право на вход в царские покои и потому служил символом власти (слова эти послужили основанием для образа, встречающегося и в Новом Завете (Мф. 16:19; Откр. 3:7).

– 23:1: Из земли Киттийской. Речь идет, в частности, о Кипре, где на пути из Фарсиса в Тир корабли делали остановку.

– 23:4: Крепость морская. Крепость не в смысле фортификационного строения, а в значении силы. Крепость морская – т.е.могучее море, на берегах которого расположен Тир. Как бы не мучилась – т.е. все мои детища погибли, Тира и его пристаней уже не существует и как будто никогда не существовало.

– 23:5: Содрогнутся египтяне не только в силу своих коммерческих связей с Тиром, но и потому еще, что могучий Тир был, так сказать, громоотводом для Египта, отвлекая на себя внимание значительной части ассирийских войск.

– 23:10: Дочь Фарсиса. Коренное население финикийских колоний. Падение Тира приносит освобождение народам колоний, т.к. "препона" (метрополия) пала.

– 23:16: цитра или арфа [евр. киннор; греч. китара, "кифара"; в Синодальном переводе - "гусли", "арфа" или "цитра"], имела поперечную дугу, на которую натягивали струны - параллельно или перпендикулярно резонатору, если они не были собраны в пучок. Древнейшее изображение такой лиры имеется на настенной росписи гробницы в Бени-Хассане (Египет); похожие инструменты известны и по ассирийским источникам. На кинноре играл Давид пред Саулом (1 Цар 16:23; в Синодальном переводе - "гусли"); уведенные в вавилонский плен иудеи повесили свои кинноры на вербах (Пс 136:2; в Синод. пер. - "арфы"). На кинноре часто играли в дороге (ср. 1 Цар 10:5, в Синодальном переводе - "гусли"; 2 Цар 6:5, в Синод. пер. - "цитры"). Этот инструмент широко использовался.

– 24:6: Сожжены. Точнее: "истреблены".

– 24:18: Окна с небесной высоты. Гнев Божий подобен потокам вод, проливающимся с небес (ср. Быт. 7:11; 8:2).

– 24:21-22: Воинство выспреннее, т.е. а) высшие небесные светила и б) одушевлявших и двигавших, по верованию древних, этими светилами духов или Ангелов. Эти Ангелы в то же время были правителями отдельных царств, - конечно, невидимыми, (Дан. 10), и следовательно за все беспорядки, совершавшиеся в этих царствах, должны будут прежде всего на последнем суде господнем отвечать они. Бог, говорят раввины, не поражает ни одного из народов прежде, чем не накажет его князя, т.е. Ангела народоправителя, который производил на этот народ противное Богу влияние.

– 26:18: Спасения не доставили земле. Точнее: "не доставили счастья земле". Прочие жители вселенной не пали. Правильный перевод: "Не явились на свет новые граждане мира".

– 26:19: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Эти слова по-видимому противоречат начальным словам 14-го «мертвые не оживут», но пророк здесь говорит о тех мертвых, которые принадлежат Иегове, стоят вблизи Него, к которым и Он Сам близок, в которых Он обитает. Пророк, может быть, и сам не ясно представлял себе всю важность сообщенного ему откровения, и только в Новом завете выяснено, кто эти мертвые, принадлежащие Яхве. Это суть те, в которых прибывает Христос и которые поэтому должны воскреснуть, как и Он Сам воскрес (1 Кор. 15:20; 2 Кор. 1:22; 5:5; Ин. 6:54). Заметить нужно, что пророк эту мысль выражает не как желание, а как уверенность, - иначе в этом месте не будет противоположения 17-му и 18-му стихам. Ибо роса Твоя… это – обращение к Яхве. В утро воскресения, как бывает и обыкновенно по утрам в знойное время в Палестине, роса покроет землю. Но это будет новая, чудотворная, Божия (твоя) роса! Все эти отдельные мелкие блестящие росинки будут не иное что, как вставшие в прославленном виде, воскресшие светлые тела людей, которые отдаст назад, некогда поглотившая их, земля. Роса растений – с евр. Точнее: роса светов или светлая роса. В славянском переводе мысль о воскресении выражена яснее и полнее. Там сказано, что воскреснут мертвые – вообще, а не одни праведники – и восстанут сущие во гробах или в могилах. Кроме того, этим умершим противопоставляются те, что останутся ко дню страшного суда в живых (иже на земле). Так и апостол Павел различает между воскресшими и те, кто должен будет измениться не умирая (1 Кор. 15:51).

– 26:20: Войди... укройся. Подобно тому как Господь хранил Ноя, затворив его в ковчеге (Быт. 7:16), Он сохранит Свой народ в ожидании спасения.

– 28:21: На горе Перациме... на долине Гаваонской. Исайя говорит о событиях прошлого, когда Господь поразил филистимлян (2 Цар. 5:20) и хананеян (Нав. 10:10-11).

– 28:25: Полбу. Злачное растение.

– 29:1: Приложите год к году. Падение Иерусалима - дело времени.

– 31:8: Юноши его будут податью. Его воины станут рабами.

– 32:11: Обнажитесь. В знак печали женщины снимали верхние свои, наиболее ценные одежды. Препояшьте чресла простым вретищем, чтобы только не ходить совершенно нагими.

– 32:14: Офел ("подъем, бугор (на поверхности земли)"), холм в Иерусалиме, находящийся южной стороне Храмовой горы (2 Пар 27:3; 33:14; Ис. 32:14).

– 32:19: Град в то блаженное время если и будет падать, то только на лес, а не на поля и жилища иудеев, так что разве лесные деревья пострадают от него. Город спустится в долину, т.е. Иерусалим или, собственно, его население не будет прятаться за городскими стенами, а смело будет ходить по долинам, окружающим город. Значит, врагов в окрестностях Иерусалима уже не будет.

– 33:11: Господь выступает на защиту Своего народа и возвещает ассирийцам разрушение всех их планов и – погибель. Планы их, все их расчеты и намерения – бессильны, хрупки, как сено и солома. Объединяя сказанное можно сказать, что гнев и свирепость зажжет ту злобу, которая живет внутри ассирийцев и сожжет их.

– 34:15: Ночное привидение. Древние толкователи видели здесь намек на верование иудеев в женщину-демона, которая ночью высасывает кровь у людей, новые же переводят это слово, происходящее от слова ночь, просто выражением: ночная, и разумеют здесь ночную птицу, т.е. филина.

Летучий змей – змей, который откуда-нибудь с высокого дерева бросается на свою жертву и с налета жалит ее.

– 36:2: Поля белильничьего. Скорее всего, имеется ввиду месторождение белой глины.

– 36:12: Поедание помета и мочи говорит о крайней степени голода.

– 37:3: Силы нет родить. Езекия подчеркивает тщету человеческих усилий в трудную минуту.

– 37:22: Девствующая дочь Сиона. Иерусалим. "Дочь Сиона" - традиционный парафраз, широко используемый в Писании для обозначения иудейской столицы. Пророк имеет в виду, что столица Иудеи никогда никем не была завоевана, она "девственна" и обручена с Богом. Посмеется... покачает вслед тебя головою. Иерусалим не будет взят Сеннахиримом и только посмеется вслед неудачливому "соискателю".

– 37:24: Ребра Ливана – хребты его гор и холмов.

– 37:30: В этот год... на третий год. Господь обещает Свое благословение Езекии не только в данной ситуации, но и на будущее. Народ Иудеи будет сеять и есть свой хлеб, но делать это ему позволит не царь Ассирии (36:16), а Господь - Бог Израилев.

– 38:8: Возвращу назад. Эти слова говорят о чудесной отсрочке смерти Езекии. по ступеням Ахазовым. Ахаз отказался поверить знамению Божию.

40:2: Принял вдвое за все грехи свои. Люди сполна понесли наказание за грех, Божественное правосудие свершилось (51:19), и Господь готов простить Свой народ (43:24; 44:22; 48:9; Откр. 1:5).

– 41:2: Муж правды. Кир придерживался справедливого образа правления (44:24-45, 46:11).

– 41:3: Все это, как известно, нашло себе блестящее оправдание в истории Кира, прошедшего со своим победоносным войском через все монархии древнего мира и превратившего их царей в своих послушных данников.

– 41:5: Применяя все рассматриваемое пророчество, прежде всего, к Киру, легко видеть в данном стихе указание на то страшное смущение, которое вызвано было среди тогдашних народов необыкновенным успехом Кира, и на стремление их царей путем заключения союзов противодействовать его победному шествию (союз трех царей: египетского – Амазиса, вавилонского – Набонида и мидийского – Креза). О последнем обстоятельстве еще яснее говорит 6 стих.

– 41:14: Червь. Народ Божий унижен и достоин презрения.

– 41:19: Ситтим – акация. Мирт [лат. Mirtus Kommunis, древнееврейское гадас], невысокий вечнозеленый кустарник, с темными блестящими листьями, принадлежащий к семейству Mirtacee; произрастал повсеместно в Палестине и Сирии как дикое растение, но культивировался и в садах (Ис 41:19; 55:13). Наиболее часто мирт встречался у воды (Зах 1:8), но произрастал и в горной местности - на высоте до 1000 м, в долинах в окрестностях Иерусалима и на Иорданской равнине. Ветви мирта благодаря своему аромату использовались для украшения домов, особенно в дни свадебных торжеств, а также при построении кущей (особых праздничных шалашей) в дни праздника Кущей (Неем 8:15).

– 41:25: В доказательство того, что по контрасту с языческими богами, Бог Израилв способен на истинные пророчества и великие дела, Он возвращается к тому «мужу правды», о котором говорилось раньше (2 ст.). Что касается повторных указаний на «север» и «восток», то в них можнор, пожалуй, видеть чисто символические определения: известно, что «север» - на языке священного Писания – означает область мрака, холода и вообще всякого бедственногосостояния (Исх. 9:1-2, Мф. 4:16; Деян. 17:30); тогда как «восток» - синоним света, тепла и всякого благополучия (Быт. 2:8; Мф. 8:11-13). Такое именно понимание подтверждается Таргумом, где рассматриваемый стих переводится следующим образом: «Я открыто приведу царя, крепчайшего северного ветра; он придет, как восход солнца, с силою своей от востока». Он будет призывать имя Мое… или как у 70-ти и в славянском «прозовется именем Моим». Существуют две главные версии в толковании этих слов: согласно одной, грядущий завоеватель, т.е. Кир – будет слепым орудием Божественной воли, ее бессознательным проводником; но, однако, таким, через которого имя Божие будет прославлено, и сам Кир будет признан особым божественным посланцем. По другой версии, Кир будет только пассивным орудием в руках Бога, но вместе и активным, сознательным Его исповедником. Принимая во внимание, что Кир, царь персидский, официально исповедовал религию Зороастра – из всех религиозных систем язычества ближайшую к иудейству, - что он, по данным новейших раскопок, был широкий синкретист и что, наконец, по свидетельству других библейских авторов, Кир знал иудейство и питал к нему даже симпатию (1 Ездр. 1:3-4), мы вправе склониться больше на сторону последнего из этих мнений.

– 42:1: Отрок. Точнее: "Слуга". Слугой Исайя называет Христа, однако в известном смысле это слово применимо и к верным сынам Израиля до Его пришествия (41:8), к апостолам (Деян. 26:23) и к Его Церкви (1 Пет. 2:21-22). Перевод 70-ти и славянский имеют здесь вставки слов: «Иаков» (в самом начале) и «Израиль» (перед словом избранный). Но еще блаженный Иероним и Ориген протестовали против такой вставки. Но независимо от подобной вставки существует несколько объяснений того, кого нужно понимать под Отроком. Одни, очевидно основываясь на дополнительных терминах, видели здесь общее указание на богоизбранный израильский народ., другие – вводили в него некоторые ограничение, понимая не весь народ, а только его избранных представителей, третьи – относили это к одному лицу, понимая под нем или Кира, царя персов, или самого пророка Исаию. Но огромное большинство, как древнееврейских, святоотеческих, раввинских средневековых, так и новейших экзегетов видят здесь индивидуальное указание на лицо Мессии, в полном согласии с евангелистом Матфеем, относящим это место, как известно, к Иисусу Христу (12:17-21). Впрочем, наши ученные комментаторы дают опыт согласительного толкования двух наиболее типичных экзегетических версий («Израиля» и «Мессии»), говоря так: «Идея богоизбранного народа и идея Мессии, как внешне исторических факторов, имеют одинаковое содержание, и признаки понятия «Иаков» и «Израиль» входят в число признаков понятия «Мессия».

– 42:19: Соединение в одном этом стихе целого ряда выразительных эпитетов, прилагаемых, обыкновенно, к Мессии, и дало повод многим экзегетам видеть здесь обращение не к Израилю, а ко Христу. Но мы уже и раньше, в начале данной главы, имели случай отметить что все подобные эпитеты одинаково прилагаются как к коллективному Израилю (народу), так и к персонифицированному Израилю (Мессии): к первому типологически, а ко второму – пророчески. Даже больше того, потому что все эти эпитеты и перешли на Мессию, что они принадлежали, прежде всего, всему Израилю: Мессия берется здесь только как душа Израиля, носитель и выразитель его лучших, идеальных качеств. Вот с этих-то идеальных сторон всего богоизбранного народа, которых он далеко не оправдал в своей истории, пророк и хочет начать здесь свою обличительную речь Израилю.

– 43:1: Назвал тебя по имени Твоему. Когда Господь называет кого-либо по имени, то это знаменует новую милость Божию, которая призывает или отдельного человека, или целый народ к особой деятельности для выполнения предначертаний Божией премудрости и любви.

– 43:9: Как поставленный вопрос, так и все содержание данного стиха близко напоминает 26 ст. 41 гл. Предметное содержание его – речь об явлении Отрока Господня, об отвержении иудейства и обновлении язычества. Пророк и задает здесь вопрос, мог ли кто-либо из представителей иудейства или язычества все это предвидеть и предсказать одним чисто естественным путем? Разумеется, нет: никто из них не в состоянии был ни сделать подобного предсказания, ни тем более удостоверить его правильность.

– 44:5: Смысл этого стиха и его связь с предыдущим довольно загадочны. Большинство комментаторов видят здесь речь о прозелитах и устанавливают такую внутреннюю, логическую связь мыслей. Остаток верного Израиля, получивши Святого Духа, приобретет настолько широкую и почтенную известность, что привлечет к себе многих последователей, которые будут гордиться называться его именем и наперерыв друг перед другом будут именоваться кто Господним, кто «Иаковлевым», кто «Израилевым». Здесь между прочим, довольно тонко подмечена одна характерная черта этих новообращенных язычников – их обычай, принесенный из язычества, локализовать культы и носить имя своего местного божества. В историческом смысле все это вполне опять-таки на апостолах, которые в первый же день Пятидесятницы имели уже не одну тысячу прозелитов (Деян. 2:41).

– 45:1: Как препоясание чресл, на языке Писания, есть символ силы и боевой готовности (Пс. 44:4; Иер. 1:17), так, напротив, снятие пояса и ослабление чресл составляет признак бессилия и бесполезности (Ис. 5:27; Дан. 5:6). Чтобы отворялись ворота и не затворялись. Мелкая, но характерная деталь; действительно, как показывают современные раскопки на месте древних ассиро-вавилонских городов, все они окружались стенами, в которых находилось по несколько массивных ворот.

– 46:1: При частых войнах, практиковавшихся в пределах обширной ассиро-вавилонской монархии, существовал обычай, по которому победители старались захватить и увезти к себе божество побежденных. Это считалось большим позором для побежденных (наподобие плена войскового знамени) и важной добычей для победителей, которые таким путем думали удержать в своей зависимости и поклоняющиеся этим богам народности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.