Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОСНОВАНИЕ 1 страница




Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) бакалавр) утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2010 г. N 775; Учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 031300 «Журналистика» одобрен Ученым советом вуза 27.02.13 протокол № 7______________________________________________________________

Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)

АВТОР ст.пр.   Л.И. Шумаева  
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

Кафедрой Национальной и регион.эк-ки.   С.Г. Тяглов  
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Методическим советом направления   Т.В. Евсюкова  

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Учебно-методическим управлением   Е.А. Иванова  
    (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)

Целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является ознакомление студентов с принципами обеспечения взаимодействия человека со средой обитания (как природной, так и техногенной), получение информации о последствиях воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов среды обитания, принципах их идентификации и предупреждения, ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, методах и средствах оказаний первой медицинской помощи. В процессе преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» решаются задачи получения студентами следующих знаний: · изучение современных состояний и негативных факторов среды обитания, принципов их идентификации; · рассмотрение принципов безопасности взаимодействия человека со средой обитания; · изучение основ анатомо-физиологических механизмов воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; · систематизация средств и методов повышения безопасности технических средств и технологических процессов, основ проектирования и применения экобиозащитной техники; · изучение методов исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в ЧС; · получение понятия о мероприятиях по защите населения и производственного персонала объектов экономики в ЧС и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; · приобретение основных навыков адекватного поведения и оказания первой помощи при ЧС мирного и военного времени.

 

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Обучающийся должен знать основные виды негативных факторов среды обитания и последствия их воздействия на человека, правила поведения и основные способы защиты в ЧС, приемы оказания первой помощи пострадавшим, способы само- и взаимопомощи, правила пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты с целью предупреждения поражения населения, максимального снижения степени воздействия поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.
Обучающийся должен уметь проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий в соответствии с нормативными требованиями; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в ЧС и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Обучающийся должен владеть проблемами обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных аспектах – в зависимости от конкретных задач, которые будут решаться будущими специалистами.
У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10); способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироваться на принципах научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов, касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасности жизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-15)

 

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экономическая теория Раздел Плата за загрязнение окружающей среды Основы экономики природопользования (с учетом региона)

 

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

 

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

 

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Очная форма обучения    
      Лекции    
1-4     Модуль 1. «Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности»    
1-2     3-4       Тема. «Введение в дисциплину. Цель, задачи, основные понятия. Классификация опасных и вредных факторов» Тема. «Анатомо-физиологические механизмы обеспечения безопасности и защиты человека от негативных воздействий: нервная система, условные и безусловные рефлексы, анализаторы, иммунитет. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности» М,Д,Э   М,Д,Э ОК-10   ОК-10
5-8     Модуль 2.. Воздействие негативных физических и химических факторов на человека и среду обитания    
5-6     Тема. «Характеристика естественного освещения. Микроклимат и терморегуляция. Механические колебания. Ультразвук. Действие электрического тока на организм человека. Атмосферное давление. Виды излучения и их влияние на организм человека». М,Д,Э ОК-15, ОК-10
7-8     Тема. «Химические факторы среды обитания- естественные и антропогенные. Понятие о биогеохимических провинциях и причинах их формирования; геохимические заболевания. Источники загрязнения окружающей среды антропогенными химическими факторами. Понятие о нормировании опасных и вредных факторов: ПДК, ПДУ, ОБУВ, ПДВ, ПДС, ДОК и т.д.» М,Д,Э ОК-10 ОК-15
9-14     Модуль 3. Экологические основы безопасности в окружающей среде.    
9-10     Тема.«Учение о биосфере. Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы и их классификация; понятие об ограничивающих факторах; экологическая валентность. Особенности человека, как биологического вида, имеющего всесветное распространение. Круговорот веществ в биосфере. Человек как звено в экологической цепи. Понятие об экологической пирамиды». М,Д,Э ОК-10 ОК-15
11-12     Тема. «Понятие об адаптации и акклиматизации; адаптивные типы людей; роль акклиматизации в сохранении здоровья и работоспособности человека; понятие о едином интегральном критерии качества среды обитания. Особенности антропоэкологических систем как среды обитания человека». М,Д,Э ОК-10 ОК-15
13-14     Тема. «Особенности техногенных систем как среды обитания человека. Региональные особенности формирования и регулирования среды обитания человека. Основы повышения безопасности среды обитания- экобиозащитные мероприятия.Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические вопросы безопасности. Экономические последствия и материальные затраты общества от увеличения риска во всех сферах жизнедеятельности» М,Д,Э ОК-10 ОК-15
15-18     Модуль 4. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях    
15-16     Тема. «Классификация ЧС мирного и военного времени. Оружие массового поражения. Организация защиты населения при ЧС и в очагах ОМП». М,Д,Э,П ОК-10 ОК-15
17-18     Тема. «Организация и способы оказания первой помощи в ЧС и ОМП». М,Д,Э,П ОК-10 ОК-15
      Практические занятия /семинары    
1-4     Модуль 1 «Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности»    
1-2       Тема. «Введение в дисциплину. Цель, задачи, основные понятия. Классификация опасных и вредных факторов. Интегральный показатель безопасности жизнедеятельности. Аксиома о потенциальной опасности и ее сущность. Понятия: опасность, опасные ситуации, опасные зоны: количественная оценка опасности; риск, методы оценки риска, принятые в международной практике». Э, ПБ, И ОК-10 ОК-15  
3-4     Тема. «Анатомо-физиологические механизмы обеспечения безопасности и защиты человека от негативных воздействий: нервная система, условные и безусловные рефлексы, анализаторы, иммунитет. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности. Умственный и физический труд, утомление и переутомление» Э, ПБ, И ОК-10 ОК-15
5-8     Модуль 2 «Воздействие негативных физических и химических факторов на человека и среду обитания»    
5-6     Тема. «Характеристика естественного освещения. Микроклимат и терморегуляция. Механические колебания. Ультразвук. Действие электрического тока на организм человека. Атмосферное давление. Виды излучения и их влияние на организм человека.» Э, ПБ, И ОК-10 ОК-15
7-8     Тема. «Химические факторы среды обитания- естественные и антропогенные. Понятие о биогеохимических провинциях и причинах их формирования; геохимические заболевания. Источники загрязнения окружающей среды антропогенными химическими факторами. Понятие о нормировании опасных и вредных факторов: ПДК, ПДУ, ОБУВ, ПДВ, ПДС, ДОК и т.д.» Э, ПБ, И ОК-10 ОК-15
9-14     Модуль 3 «Экологические основы безопасности в окружающей среде»    
9-10     Тема.«Учение о биосфере. Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы и их классификация; понятие об ограничивающих факторах; экологическая валентность. Особенности человека, как биологического вида, имеющего всесветное распространение. Круговорот веществ в биосфере. Человек как звено в экологической цепи. Понятие об экологической пирамиды.» Э, ПБ, И ОК-10 ОК-15
11-12     Тема. «Понятие об адаптации и акклиматизации; адаптивные типы людей; роль акклиматизации в сохранении здоровья и работоспособности человека; понятие о едином интегральном критерии качества среды обитания. Особенности антропоэкологических систем как среды обитания человека.» Э, ПБ, И ОК-10 ОК-15
13-14     Тема. «Особенности техногенных систем как среды обитания человека. Региональные особенности формирования и регулирования среды обитания человека. Основы повышения безопасности среды обитания- экобиозащитные мероприятия.Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические вопросы безопасности. Экономические последствия и материальные затраты общества от увеличения риска во всех сферах жизнедеятельности» Э, ПБ, И ОК-10, ОК-15
15-18     Модуль 4 «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»    
15-16     Тема. «Классификация ЧС мирного и военного времени. Оружие массового поражения. Организация защиты населения при ЧС и в очагах ОМП» Э, ПБ, И ОК-10 ОК-15
17-18     Тема. «Организация и способы оказания первой помощи при ЧС и в очагах ОМП: ранениях (правила наложения повязок и бинтования); кровотечениях; переломах; ожогах; электротравмах; шоке; комбинированных поражениях» М, П, Д, Э ОК-10 ОК-15

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Очная форма обучения    
      Лекции    
          Тема. «Введение в дисциплину. Цель, задачи, основные понятия. Классификация опасных и вредных факторов»   Тема. «Характеристика естественного освещения. Микроклимат и терморегуляция. Механические колебания. Ультразвук. Действие электрического тока на организм человека. Атмосферное давление. Виды излучения и их влияние на организм человека»   Тема. «Учение о биосфере. Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы и их классификация; понятие об ограничивающих факторах; экологическая валентность. Особенности человека, как биологического вида, имеющего всесветное распространение. Круговорот веществ в биосфере. Человек как звено в экологической цепи. Понятие об экологической пирамиды» М,Д,Э     М,Д,Э   М,Д,Э ОК-10 ОК-15   ОК-10 ОК-15     ОК-10 ОК-15
      Практические занятия Лабораторные занятия Семинары    
      Тема. «Характеристика естественного освещения. Микроклимат и терморегуляция. Механические колебания. Ультразвук. Действие электрического тока на организм человека. Атмосферное давление. Виды излучения и их влияние на организм человека». М,Д,Э ОК-10 ОК-15

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 мес. (в)

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Очная форма обучения    
      Лекции    
          Тема. «Введение в дисциплину. Цель, задачи, основные понятия. Классификация опасных и вредных факторов»   Тема. «Характеристика естественного освещения. Микроклимат и терморегуляция. Механические колебания. Ультразвук. Действие электрического тока на организм человека. Атмосферное давление. Виды излучения и их влияние на организм человека»   Тема. «Учение о биосфере. Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы и их классификация; понятие об ограничивающих факторах; экологическая валентность. Особенности человека, как биологического вида, имеющего всесветное распространение. Круговорот веществ в биосфере. Человек как звено в экологической цепи. Понятие об экологической пирамиды» М,Д,Э     М,Д,Э   М,Д,Э ОК-10 ОК-15   ОК-10 ОК-15     ОК-10 ОК-15
      Практические занятия Лабораторные занятия Семинары    
      Тема. «Характеристика естественного освещения. Микроклимат и терморегуляция. Механические колебания. Ультразвук. Действие электрического тока на организм человека. Атмосферное давление. Виды излучения и их влияние на организм человека». М,Д,Э ОК-10 ОК-15

 

2.2. Самостоятельная работа обучающегося- очная форма обучения, срок обучения 4 года

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
  5-6     13-14   5-6   1-2 1-2 1-2 7-8   3-4   13-14   1-18                         Самостоятельное изучение отдельных тем курса: -Влияние на организм естественных и антропогенных физических факторов среды обитания: электрический ток, ионизация атмосферы, барометрическое давление, ионизирующие излучения (ОЛБ), шум, вибрация, УВЧ, СВЧ. --Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Трудовое законодательство. Экологическое право. -Понятие о производственном микроклимате. Влияние перегревающего и охлаждающего микроклимата на организм работающих. -Идентификация опасных и вредных факторов в работе операторов ЭВМ. -Идентификация опасных и вредных факторов в деятельности служащего банка. -Идентификация опасных и вредных факторов машиниста электропоезда. -Естественные химические факторы среды обитания. Понятие о биогеохимических провинциях. -Понятие об анализаторах. Значение анализаторов для обеспечения безопасности жизнедеятельности. -Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на конкретном примере).   Тематика рефератов: 1. Понятие о производственном микроклимате. Влияние перегревающего и охлаждающего микроклимата на организм работающих. 2. Идентификация опасных и вредных факторов в работе операторов ЭВМ. 3. Идентификация опасных и вредных факторов в деятельности служащего банка. 4. Идентификация опасных и вредных факторов машиниста электропоезда. 5. Понятие о производственном травматизме. Причины, последствия, предупреждение. 6. Понятие об эргономике. Цели, задачи. 7. Промышленная эстетика. Понятие, цели, задачи. 8. Естественные химические факторы среды обитания. Понятие о биогеохимических провинциях. 9. Методы оценки тяжести и напряжённости труда. 10. Основные анатомические и физиологические механизмы безопасности. 11. Понятие об анализаторах. Значение анализаторов для обеспечения безопасности жизнедеятельности. 12. Что такое иммунитет? Виды иммунитета. 13. 1 и 2 сигнальная система. Роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности. 14. Количественная оценка опасности. Понятия: риск, промышленный риск. 15. Классификация опасных и вредных факторов: естественные и антропогенные. 16. Техногенные системы, их экологическая характеристика. 17. Современные способы переработки и утилизации промышленных отходов. 18. Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на конкретном примере). 19. Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на примере). 20. Экономический и социальный ущерб от аварий и катастроф (на примере). 21. Правовые вопросы охраны окружающей среды (экологическое право). 22. Правовые вопросы безопасности жизнедеятельности (трудовое законодательство). 23. Современное состояние вопроса об уничтожении запасов химического оружия. 24. Региональный комплекс опасных и вредных факторов (на примере города Ростова-на-Дону). 25. Наиболее характерные проявления террора. Защита. Предупреждение. 26. Современные виды обычных вооружений; поражающее действие. 27. Антропогенные экосистемы. Трансформация загрязнений в окружающей среде. 28. Способы экономической оценки эффективности природоохранных мероприятий. 29. Современные виды обычных вооружений. Поражающее действие. 30. Способы расчёта экономических потерь от заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 31. Экономическая эффективность оздоровительных мероприятий и улучшения условий труда. 32. Структура атмосферы. Трансформация загрязнений атмосферы. 33. Антропогенные экосистемы. Взаимоотношения организмов и среды обитания в антропогенной экосистеме.   Усвоение текущего материла     Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента   ОК-10 ОК-15     ОК-10 ОК-15   ОК-10 ОК-15   ОК-10 ОК-15  

 

2.3. Самостоятельная работа обучающегося- заочная форма обучения, срок обучения 5 лет

Неделя Кол. час   Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
                          Самостоятельное изучение отдельных тем курса: -Влияние на организм естественных и антропогенных физических факторов среды обитания: электрический ток, ионизация атмосферы, барометрическое давление, ионизирующие излучения (ОЛБ), шум, вибрация, УВЧ, СВЧ. -Пожаро-взрывоопасные объекты. Классификация. Меры безопасности. Средства и способы тушения пожаров. -Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Трудовое законодательство. Экологическое право. -Понятие о производственном микроклимате. Влияние перегревающего и охлаждающего микроклимата на организм работающих. -Идентификация опасных и вредных факторов в работе операторов ЭВМ. -Идентификация опасных и вредных факторов в деятельности служащего банка. -Идентификация опасных и вредных факторов машиниста электропоезда. -Естественные химические факторы среды обитания. Понятие о биогеохимических провинциях. -Понятие об анализаторах. Значение анализаторов для обеспечения безопасности жизнедеятельности. -Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на конкретном примере). -Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на примере). -Экономический и социальный ущерб от аварий и катастроф (на примере). -Региональный комплекс опасных и вредных факторов (на примере города Ростова-на-Дону). -Способы экономической оценки эффективности природоохранных мероприятий.   Тематика рефератов: 1. Понятие о производственном микроклимате. Влияние перегревающего и охлаждающего микроклимата на организм работающих. 2. Идентификация опасных и вредных факторов в работе операторов ЭВМ. 3. Идентификация опасных и вредных факторов в деятельности служащего банка. 4. Идентификация опасных и вредных факторов машиниста электропоезда. 5. Понятие о производственном травматизме. Причины, последствия, предупреждение. 6. Понятие об эргономике. Цели, задачи. 7. Промышленная эстетика. Понятие, цели, задачи. 8. Естественные химические факторы среды обитания. Понятие о биогеохимических провинциях. 9. Методы оценки тяжести и напряжённости труда. 10. Основные анатомические и физиологические механизмы безопасности. 11. Понятие об анализаторах. Значение анализаторов для обеспечения безопасности жизнедеятельности. 12. Что такое иммунитет? Виды иммунитета. 13. 1 и 2 сигнальная система. Роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности. 14. Количественная оценка опасности. Понятия: риск, промышленный риск. 15. Классификация опасных и вредных факторов: естественные и антропогенные. 16. Техногенные системы, их экологическая характеристика. 17. Современные способы переработки и утилизации промышленных отходов. 18. Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на конкретном примере). 19. Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на примере). 20. Экономический и социальный ущерб от аварий и катастроф (на примере). 21. Правовые вопросы охраны окружающей среды (экологическое право). 22. Правовые вопросы безопасности жизнедеятельности (трудовое законодательство). 23. Современное состояние вопроса об уничтожении запасов химического оружия. 24. Региональный комплекс опасных и вредных факторов (на примере города Ростова-на-Дону). 25. Наиболее характерные проявления террора. Защита. Предупреждение. 26. Современные виды обычных вооружений; поражающее действие. 27. Антропогенные экосистемы. Трансформация загрязнений в окружающей среде. 28. Способы экономической оценки эффективности природоохранных мероприятий. 29. Современные виды обычных вооружений. Поражающее действие. 30. Способы расчёта экономических потерь от заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 31. Экономическая эффективность оздоровительных мероприятий и улучшения условий труда. 32. Структура атмосферы. Трансформация загрязнений атмосферы. 33. Антропогенные экосистемы. Взаимоотношения организмов и среды обитания в антропогенной экосистеме.     Усвоение текущего материала   ОК-10 ОК-15     ОК-10 ОК-15   ОК-10 ОК-15

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.