Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мессианские пророчества




- 37 глл. Видение оживления сухих костей (1-14 стт.) 1-14 стт. Описание видения дано в 1-10 стт., а истолкование его в 11-14 стт. Истолкование видения: Господь объяснил пророку смысл видения: кости — это дом Израилев; они говорят: «сухи кости наши, погибла надежда наша, мы как мертвецы». Но «вот Я отверзу гробы ваши... и дам Дух Мой в вас, и оживете». Это пророчество заключает в себе двойной смысл: буквальный (или исторический) и эсхатологический. В нем говорится: 1) о возвращении изгнанников из плена и 2) О воскресении мертвых, причем очень ясно подчеркивается двусоставность человека: тела восстановились, духа же не было. Это пророчество таким образом заключает в себе важные догматические основания библейского вероучения.

- 44:1-4. Видение заключенных врат храма. Врата храма до и после прохождения Старейшины будут заключены, что, согласно церковному толкованию, означает приснодевство Богоматери. Поэтому в церковных песнопениях Божия Матерь и называется «храмом», «вратами» и «дверию»; например, «Весь просвещен, к востоком многопетую обращенную дверь пророчествуеши Деву, боговдохновенно» (канон пророку, 1-й Богородичен); «Божественный зряще Тя дверь Иезекииль, Еюже нам возсия Светодавец и Господь» (5-й Богородичен). И еще: «Новое чудо и боголепное: девическую бо дверь затворенную яве проходит Господь, наг во входе, и плотоносец явися во исходе, и пребывает дверь затворена: Сию неизреченно, яко Богоматерь величаем (9-я песнь канона 3-го гласа). Таким образом, в отделе 44:1-4, согласно церковно-богослужебному пониманию его, содержится пророчество о воплощении Сына Божия и о приснодевстве Божией Матери. Поэтому этот отдел вместе с последним стихом 43-й главы (43:27), в котором, по разуму Церкви, предвозвещается начало нового (христианского) века, составляет вторую паремию в дни Богородичных праздников (43:27-44:4).

 

Экзегетический разбор:

– 1:12: Что же это за «дух», который определял собой движение Божественной колесницы? То, что слово «руах» («дух»), имевшее на языке евреев самые разнообразные значения, употреблено здесь без всякого объяснения, равно как и член перед ним, не оставляют сомнения в том, что здесь имеется ввиду «руах» - «ветер». В том, что движение херувимов и всей божественной колесницы определялось движением ветра, не было ничего унизительного для тех и другой, ибо ветер тот не был обыкновенным ветром. Как шедшее с тем ветром облако оказалось наполненным для взора пророка неземными существами, так и ветер, шедший пред Господом. Он должен был заключать в себе что-либо подобное тому, что заключало облако, если не высшее и превосходнейшее; во всех частях и деталях настоящего видения, даже в таких второстепенных, как колеса, была жизнь, разум и сознание. Но тогда как пророк говорит о «внутреннем содержании» облака, он ничего не говорит о содержании ветра «воздвизающего», шедшего пред облаком: его духовное зрение не могло проникнуть во внутреннее содержание необыкновенного ветра, как проникло оно в содержание облака. Очевидно, в этом ветре был никто иной, как Дух Божий (Руах Элогим), который в книге Иезекииля, как и часто вообще, представляется действующим через ветер: Иез. 2:2; 3:14; 8:3 и др.). В этом случаев особенно замечательно явление духа Божия в 4-х ветрах при оживлении сухих костей в видении Иезекииля и в дыхании бурном при сошествии на апостолов. Так много знал Ветхий Завет о Духе Святом.

– 1:16: согласно древнему образцу цвета топаза можно предположить, что колесо было огненно-желтого цвета.

– 1:20: иными словами животные с колесами более парили в воздухе, чем шли по земле.

– 1:26: Как бы подобие человека. Образ этот едва мог вырисовываться в том море света, которым он был залит. Если и престол неотчетливо виднелся («подобие»), то к сидящему на нем почти не было и приложимо понятие видимости. Отсюда это нагромождение ограничительных слов: «подобие», «как бы», «вид».

– 2:2: Вошел в меня дух. В Ветхом Завете Дух Божий позволяет пророку стать провозвестником откровения (Чис. 11:25, 26, 29; 1 Цар. 10:6; 19:20; 3 Цар. 22:23, 24; 4 Цар. 2:15; Иоил. 2:28; Зах. 7:12).

– 3:18: «И ты не будешь вразумлять» имеется ввиду по страху, лености и потворству (блж.Иероним).

– 3:19: «От беззакония своего и от пути беззакония своего». Первое означает здесь отдельный греховный поступок, а второе – греховное направление жизни.

– 4:4-6: Положи... беззаконие. Двойственная природа пророческого служения - быть голосом Божьим по отношению к народу и предстательствовать перед Богом за народ - выражена во второй половине символического действия. Сейчас пророк представляет народ и несет на себе его грехи (ср. Исх. 32:30-32; Рим. 9:3).

Триста девяносто дней... сорок дней. Каждый день символизирует год беззакония (4:6; ср. Чис. 14:34; Дан. 9:27). Вероятно, наиболее естественным объяснением срока в 390 дней является то, что он отражает осуждение грехов Израиля начиная с момента, когда Иерусалим был заселен израильтянами, или же со времени освящения храма вплоть до его разрушения. Некоторые интерпретаторы полагают, что период в 430 лет есть символическое повторение продолжительности рабства Израиля в Египте (Исх. 12:40-41).

– 4:9: Полба [евр. куссэмэт], хлебный злак, выращиваемый в Египте (Исх. 9:32), Палестине (Ис. 28:25) и Месопотамии (Иез 4:9). Вероятно, куссэмэт обозначает не собственно полбу (Triticum spelta), а дикую двузерянку (Triticum dicoccum).

– 5:1: возьми себе острый нож. Бог запретил мужчинам в Израиле брить бороду и подстригать волосы на голове (Лев. 19:27). Эта заповедь была затем специально подтверждена для священников (Лев. 21:5). Сбривая бороду, мужчина навлекал на себя позор (2 Цар. 10:4-5; 1 Пар. 19:5; Ис. 7:20). Впрочем, такой поступок мог быть также знаком глубокого траура (1 Езд. 9:3; Ис. 15:2; Иер. 7:29).

– 5:10: Иезекииль истолковывает символику ст. 1-4: волосы, развеянные по ветру, изображают израильтян, которые будут уведены в плен; волосы, срезанные ножом, - тех, которые погибнут в битве и во время осады; а волосы сожженные, - это жители Иерусалима, которым предстоит умереть от вызванных тяжкой осадой эпидемий и болезней. Иезекииль не истолковал значение того небольшого количества волосинок, которые он сберег в полах его одежды, - они, вероятно, символизируют тех жителей города, которые смогут перенести осаду (Иер. 40:7-12).

Отцы будут есть сыновей... сыновья будут есть отцов своих. Во время длительной осады города действительно бывали случаи людоедства.

– 6:5: положу трупы. Если рядом с жертвенником оказывалось мертвое тело, то он считался оскверненным (9:7; Чис. 19:16-18; 3 Цар. 13:2; 4 Цар. 23:14-16; 2 Пар. 23:14-15; 34:5).

– 6:8: Но Я сберегу остаток. Остаток - это или отдельный человек, или часть народа, невредимо прошедшие через все бедствия, которыми обычно сопровождаются наказания за грехи. Эта группа сохранившихся в дальнейшем станет ядром возрождаемого народа: она воплощает его надежды на будущее; она же заново унаследует обетования Божий.

– 6:14: Пустыни Дивлаф. Из других источников мы ничего не знаем об этой пустыне. Поскольку пророк явно упоминает местность хорошо известную, можно заподозрить текстологическую ошибку. Возможно, вместо Дибла надо читать Ривла - это территория на севере Ливана, откуда в последние годы существования Иудейского царства фараон Нехао и царь Навуходоносор начинали свои вторжения (4 Цар. 23,33; 25,6). Выражение "от пустыни Ривла" в таком случае означало бы: от южных до северных границ царств Израиля и Иуды.

– 8:5: Идол ревности. В ст.3: "возбуждающий ревность". Он навлекает на себя особый гнев ревнующего о собственной чести Господа (Исх. 20:5), потому что как раз на этом месте следовало пребывать славе Божьей (см. ст. 4), а отнюдь не идолу. Под идолом ревности подразумевается, вероятно, Астарта, ханаанская богиня.

– 8:10: Изображения... животных. Поклонение животным - это поклонение твари, а не Творцу (Рим. 1:25). Человек по обетованию Божию должен владычествовать над животными (Быт. 1:28), а не обожествлять их.

– 8:11: Иезания, сын Сафанов. Писец Сафан был исполнителем реформы царя Иосии (4 Цар. 22:3-14; 2 Пар. 34:8, 15-20). Воскурение благовоний во храме составляло исключительное право священников (2 Пар. 26:16-21; Исх. 30:7-10; Чис. 16:40; 18:1-7).

– 8:14: По Фаммузе. Во времена Иезекииля Фаммуз почитался как бог плодородия и владыка низшего мира. Поклонение Фаммузу было связано с ежегодными циклами умирания и возрождения растительности. См. Втор. 28:11-12; Агг. 1:10-11; 2:15-19; Зах. 8:10-12).

– 8:16: двадцати пяти мужей. В помещение между жертвенником и притвором храма могли входить только священники. Храм смотрел на восток. Вместо того, чтобы обратить свои лица ко храму и, будучи предстателями народа, оплакивать его прегрешения (9:4; ср. Иоил. 2:17), эти двадцать пять мужей буквально повернулись спинами к дому Божию и ко Господу, меж херувимами восседающему в нем, чтобы поклониться восходящему солнцу.

– 9:3: Если слава Божья перешла на порог храма с Ковчега Завета, то это было первым шагом ее для удаления из храма, причем остановка на пороге могла показывать, как тяжело славе Божьей оставлять свое любимое обитание.

– 10:2: И он вошел в моих глазах – я видел это своими глазами.

– 11:3: Он котел, а мы мясо. Правящая верхушка Иерусалима уже была уведена в плен Навуходоносором в 597 г. до Р.Х., включая почти всех членов царской семьи, военачальников, искусных мастеров, так что в городе остался лишь "бедный народ земли" (4 Цар. 24:13-16). В отсутствие старой аристократии появилась новая, которая была, естественно, ослеплена своим иллюзорным величием. Символика полного котла и мяса в нем такова: новые правители относились к уведенным в плен как к требухе забитого животного, как к негодным в пищу отбросам, а самих себя, напротив, считали лакомыми кусками.

– 11:19: И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них. Вавилонское пленение по Божественному замыслу должно возродить чистый народ, живущий по заповедям. Иезекииль еще вернется к теме нового сердца и духа в 18:31; 36:26 (ср. также Иер. 31:31-34; 2 Кор. 3:3).

– 12:4-6: Сам выйди вечером. Скрываться лучше вечером, под прикрытием темноты. Следовательно, пророк говорит о тайном бегстве, на что указывает также пролом в стене дома. Иезекииль явно намекает на неудачную попытку царя Седекии бежать от Навуходоносора (ст. 10:11; 4 Цар. 25:3-7). Лице твое закрой. Выражение как стыда, так и горя (Лев. 13:45; 2 Цар. 19:4; Пс. 68:8). В данном контексте этот жест говорит о том, что беженцам никогда не доведется вернуться в Иерусалим и что Седекия будет ослеплен (ст. 12:13; 4 Цар. 25:7).

– 13:20: Когда обнаружится лживость предсказаний и бессилие заклинаний волшебниц и чародеек, главным образом при падении Иерусалима, обманутые пророчицами освободятся от их влияния.

– 15:7: Под первым огненным судом может разуметься или совокупность всех прежних бедствий, которыми Бог хотел вразумить Израиля или ближайшим образом план Иехонии и аристократии; под вторым огнем – окончательной разрушение царства Навуходоносором, сопровождавшееся действительно обращением страны в пустыню без надежды и в будущем на прежнее могущество.

– 16:6: В кровях твоих живи. Не смотря на кровотечение живи.

– 18:2: Данная пословица появилась из Исх.20:5; Лев. 39:40. Но следует отметить, что Господь добавляет «ненавидящих Меня», последнее определение по грамматическому построению можно относить и к детям и к отцам.

– 19:1: Здесь Иезекииль использует аллегорию, характерную для погребальных плачей, причитаний и надгробных рыданий. Ср. 26,17.18; 32,2-8.

– 19:2: Что за львица мать твоя? Львица символизирует израильский народ или город Иерусалим, а они-то и породили этих львят, (т.е. царей). Ср. Ис. 54:1; Гал. 4:26-27. Лев - это образ, ассоциирующийся с династией царя Давида (Быт. 49:9; Мих. 5:8).

– 19:4: Отвели его в землю Египетскую. Царь Иоахаз был на троне всего лишь три месяца, а затем (в 609 г. до Р.Х.) был уведен в Египет как пленник фараона Нехао (4 Цар. 23:30-35; 2 Пар. 36:2-4).

– 19:9: Отвели его к царю Вавилонскому. Иоаким поднял восстание против Навуходоносора, и гнев вавилонского царя излился на голову его сына - Иехонию. Царь, пробыв на троне всего три месяца, был затем в 597 г. до Р.Х. уведен в Вавилон (4 Цар. 24:8-16; 2 Пар. 36:9-10) и находился в плену вплоть до воцарения Евил-Меродаха (562-560 гг. до Р.Х.; см. 4 Цар. 25:27-30).

– 19:12: Восточный ветер иссушил плод ее. См. 17:9-10. Ветер - это орудие воли Яхве (Исх. 10:13; 14:21; Пс. 77:26). Ветер с востока обычно приносил с собой испепеляющую жару, она-то и засушит виноградную лозу.

– 19:14: Не осталось на ней ветвей крепких. Конец Иудейского царства ассоциируется с виноградной лозой, вырванной и брошенной на землю (ст. 12), так что не осталось ни одной живой отрасли, способной принять скипетр властителя (ст. 14).

– 20:3: Живу Я. Клятва от сильного возбуждения.

– 20:29: Что это за высота? В Четвертой книге царств деятельность каждого царя оценивается с точки зрения его отношения к этим языческим "высотам" в окрестностях Иерусалима.

– 20:35: Приведу вас в пустыню народов. Возможно, имеется в виду Аравийская пустыня: на ее границах жили народы, среди которых пребывали в плену нынешние израильтяне.

– 20:45-48: Это краткое пророчество "на полдень", т.е. об угрозе для Иерусалима с юга. Катастрофа распространяется "от юга на север", и ее невозможно предотвратить (ст. 48; 21:5). Угроза возникла в Вавилоне. Раньше опасность обычно надвигалась с севера (Ис. 14:31; 41:25; Иер. 4:6; 6:1-22).

– 21:12: Ударение по бедрам – знак печали (Иер. 31:19).

– 21:14: Пророчество о мече пророк должен выразить или вернее подтвердить и жестом – для придания ему большей силы и действительности: в знак того, что меч, т.е. сила, войско Навуходоносора будет как бы само собою, из себя все расти, пророк двукратным и троекратным хлопаньем рукою должен удвоить и утроить предсказанный им меч.

На поражение великого – царя Седекии.

– 21:21: Царь... остановился... для гаданья. По обычаю вавилонский царь прибегает к различным магическим средствам, чтобы узнать волю богов. Однако жребии жителей Иерусалима Господь держал в своих руках (Чис. 23:23; Притч. 16:33).

– 21:25: Недостойный, преступный вождь Израиля. Так пророк называет Седекию, последнего царя иудейского (17:1-24).

– 22:7: У тебя отца и мать злословят. Жители города были непочтительны по отношению к собственным родителям (Втор. 5:16; Мих. 7:6; Мф. 10:21; Еф. 6:1).

Пришельцу делают обиду... сироту и вдову притесняют. Люди, лишенные политических прав, не имеющие родителей или кормильцев, находились под особым покровительством Господа (Втор. 10:18; Пс. 67:6; 93:6; Зах. 7:10; Мал. 3:5).

– 23:1-4: Прибегая к аллегории (Огола символизирует Самарию, столицу северного царства, а Оголива - Иерусалим, столицу южного царства; 20:4), пророк обличает прегрешения сестер в совокупности, а затем над обеими произносится суд (ст. 36-49).

Блудили в своей молодости. Хотя каждый человек и каждое поколение несу ответственность прежде всего за свои собственные грехи, пророк указывает, что грехи способны накапливаться, а наказания за них могут отлагаться. Т.е. грехи, за которые наказываются оба царства, берут свое начало в блудодеяниях, совершенных в Египте.

Были они Моими. Обе сестры были Его "женами", т.е. они состояли в отношениях завета с Господом.

– 23:23: Из Пехода, из Шоа и Коа. Речь идет, вероятно, об арамейских племенах, занимавших территорию к востоку от реки Тигр. Их именования почти идентичны названиям племен, известным по ассирийским и вавилонским надписям, найденным в данной местности.

– 23:31-34: Чаша - символ Господнего благословения (Пс. 15:5; 22:1; 115:4; 1 Кор. 10:16). С другой стороны, она может олицетворять гнев и ярость Божий (Плач 4:21; Авв. 2:16; Зах. 12:2; Откр. 14:9-11).

– 24:1: Прибегая к аллегории, Иезекииль рассказывает притчу о кипящем котле (ст. 3-5), а затем излагает ее в виде двух пророчеств (ст. 6-14). Оба пророчества начинаются одной и той же фразой: "Посему так говорит Господь Бог: горе городу кровей!" (24:6-9).

И было ко мне слово Господне в девятом году. Девятый год царствования Иехонии, десятый месяц, десятый день - это 15 января 588 г. до Р.Х. Эта дата приводится также в 4 Цар. 25. Начало осады Иерусалима впоследствии стало поминальным днем, и уведенные в плен отмечали его постом (Зах. 8:19). Бог открыл пророку, что происходило в Иерусалиме, когда он находился на расстоянии сотни миль о города.

– 24:11: Чтобы он разгорелся. Огромный котел пустым ставят на огонь, чтобы он, раскалившись, очистился, но накипь ничто не может удалить. Символически это означает, что Господь принял решение погубить город.

– 24:17: Погребальный ритуал сопровождался плачем и рыданием (27:31; Быт. 23:2; Ам. 5:16; 8:10; Мк. 5:38; 16:10; Откр. 18:19). Скорбящие обнажали головы и посыпали их пеплом и пылью (Нав. 7:6; Иов 2:12). Снимали обувь и шли босиком (Ис. 20:2; Мих. 1:8). Лицо и голову прятали в ладонях (2 Цар. 15:30; Есф. 6:12). В пищу принимали лишь то, что приносили благодетельные утешители. Но для Иезекииля эти признаки скорби слишком слабы, чтобы передать его безмерное горе.

– 25:6-7: За то... за то вот, Я простру руку Мою на тебя. Наказание соответствует преступлению: за то, что радовались погибели Иерусалима, аммонитяне сами подпадут под власть иностранной державы. Хотя многие из малых государств региона и избежали разрушения во время вавилонского нашествия 587-586 гг. до Р.Х., все же небиблейские источники свидетельствуют, что Навуходоносор уже в 582 г. приказал обезглавить каждого десятого аммонитянина и моавитянина. Пророк Иезекииль намекает на это событие в 21:28-32.

– 25:12: За то, что Едом жестоко мстил. Едомские цари стали вторгаться в Иудею сразу после падения Иерусалима (35:15). Враждебность между Израилем и Едомом имеет глубокие исторические корни (см. Быт. 25:23-30; ср. Чис. 24:18; Втор. 23:7; Суд. 11:17-18; 1 Цар. 14:47). Иезекииль произнесет еще одно пророчество против Едома (гл. 35).

– 26:5(14): Местом для расстилания сетей. Для просушки рыболовных сетей удобнее всего скалистое, открытое и пустынное место. Красивое по своей конкретности выражение звучит ужасом для Тира, усиливая мысль о его полном опустошении. Среди моря. Следовательно, имеется ввиду основной Тир.

– 27:12: Перечисление металлов не материал монет, а материал предметов торговли.

– 27:13: Выменивая на души человеческие – работорговля.

– 28:2: Ты говоришь: "я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей". В мифологических представлениях большинства народов древнего Ближнего Востока водные глубины и первозданный океан символизировали смерть и хаос. В Библии море послушно воле Господа. По описанию Иезекииля, царь Тирский, который накопил огромные богатства и был уверен в своей полной безопасности, так возгордился, что дерзнул себя самого объявить богом, правителем морей (ср. Пс. 28:10; Откр. 17:1-15). Но море в конечном итоге одолеет его (Иез. 28:8).

– 28:10: Смертью необрезанных т.е. нечестивых (Деян. 7:51), участь которых по смерти должна быть хуже участи обрезанных.Так как фиикияне обрезывались (Геродот 2,104), то эту угрозу можно понимать о невозможности правильных похорон на войне (оплакивания, омовения),которые для мертвого тоже, чтообрезание для живого.

– 28:14: В приложении к тирскому царю эти слова невероятная гипербола и свое истинное значение получают только тогда, когда мы предположим, что позади этого царя пророк созерцал первоначальные совершенства и падение одного из ангелов. Тир представлял тогда собой высшую ступень, до какой могла дойти земная, не только материальная, но и духовная, по крайней мере, интеллектуальная жизнь.

– 29:3: Крокодил – символ гордой египетской монархии.

– 29:18: Оплешевели головы - солдаты переносили на плечах и головах материал для взятия Тира.

– 30:3: Година народов. Когда назначенное для языческого мира время существования придет к концу, почему в переводе 70-ти вместо время стоит конецконец народов. Речь имеет эсхатологический оттенок.

– 30:21-22: Я уже сокрушил мышцу фараону. Фараон Гофра отправил войско на подмогу царю Седекии, но оно было разбито (Иер. 37:1-10; ср. Иез. 17:15-17; 29:6-7). В Библии мышца, как правило, символизирует воинскую мощь. Израильтяне, оставшиеся в Иерусалиме, и те, которые были уведены в вавилонский плен, неколебимо верили, что фараон сломит мышцу Вавилона, но теперь пророчество Иезекииля развенчало иллюзии. Вавилону было суждено сломить "другую руку" фараона, так что тот вообще не мог больше держать в руках меч. Египет потерял всю свою военную мощь.

– 31:2: Вершина его находилась среди толстых сучьев. Скорее всего, еврейское авотим – сучья, в 70-ти звучали как авот – облака, соответственно – среди облак была власть его.

– 31:14: Педагогическая цель, которую Господь связывает с катастрофой. Ни одно дерево не должно воображать, что может вырасти до небес (столпотворение). Деревья при водах особенно обильно питаемые. Чтобы не прилеплялись к ним деревья, пьющие воду. У 70-ти: и не станут на высоте их к нему (не потянутся заним к небесной высоте) вси пиющие воду.

– 31:16: Падение Египта приводит народы в трепет от неожиданности и страха за свою судьбу, а обитателей преисподней (деревья и в преисподней, - символы царств, частнее – царей) в радость, столь же, впрочем, исключительную, как 14:22-23, 16:54. Обрадовались – точнее утешились; но 70-т дают несколько другую мысль своим «утешаху его». Дерева Эдема. Эдем здесь только эпитет: деревья Эдема, как показывает дальнейшее приложение, стоят на Ливане, поэтому 70-т и Вульгата говорят лучше: деревья сладости.

– 36:1: Горы Израилевы – Иудея.

– 37:9: Дух здесь по сравнению с Быт. 2:7, которое тут явно имеется ввиду, является более самостоятельным деятелем; он представляется наполняющим весь мир, составляя как бы его дыхание, которое в человеке только как бы индивидуализируется. Это дыхание, конечно, должно иметь отноншение к Духу Святому, именно производиться им.

– 38:13: Молодыми львами – совсем неожиданное добавление. Возможно это еврейский перефраз обозначающий: «и все земли их».

– 29:18: Всех откормленных на Васане. Территория к востоку от Моря Галилейского, которая славилась домашним скотом (Втор. 32:14; Ам. 4:1).

– 41:19: Херувимы имеют здесь лишь два важнейших из своих 4-х лиц: человеческое и львиное. Этим показывается вместе с тем, что виденные раньше, как и теперь, у херувимов лица несовершенно выражают их непостижимое существо: их явление людям не может быть всегда одинаково. Присутствие изображений херувимов и в притворе могло указывать на большую святость настоящего храма по сравнению с прежним рукотворенным.

– 41:24: Вращающиеся значит – подвижные. Можно предположить, что это была двустворчатая дверь каждая из которых состояла из двух досок. Либо 4 двери для возможности входа сразу большого количества людей.

– 42:20: Кругом него была стена. Внешняя стена отделяла священные помещения о светских. Длиною в пятьсот тростей. Эти пятьсот тростей составляли: длина внешних северных ворот (50) плюс длина внешнего двора (100) плюс длина внутренних северных ворот (50) плюс длина поперечника внутреннего двора (100), противоположные (южные) ворота (50), противоположная сторона внутреннего двора (100) и противоположные внешние (южные) ворота (50).

– 43:2-4: Ранее пророк видел славу Господню, как она покидала город (10:18-22; 11:22-24); ныне, в новом видении, он свидетельствует ее возвращение. Слава приходит с востока, куда она и ушла в прошлом (11:23). Слава Господня присутствовала также над скинией и над храмом Соломона при их освящении (Исх. 40:34-35; 3 Цар. 8:10-11). В дальнейшем восстановленный храм был построен, однако, не по образу-плану видения Иезекииля; это было более скромное строение, чем храм Соломона (1 Езд. 3:12-13; Агг. 2:3). Тем не менее, пророк Аггей провидел, что слава второго храма превзойдет славу первого (Агг. 2:7-9). Слава Божия сойдет на второй храм, когда Иисус Христос станет пребывать среди людей.

– 44:4-9: В то время, как в некоторых текстах Ветхого Завета подчеркивается, что иноплеменникам запрещено принимать участие в израильском богослужении (Исх. 12:43; Лев. 22:25; Неем. 9:2; Иер. 51:51), из других ветхозаветных текстов видно, что это запрещение в свое время будет снято (47:22-23; 3 Цар. 8:41-43; ср. Зах. 14:21; Еф. 2:12-19). Ср. Неем. 13:1-9; Агг. 2:14. В Израиле Нового Завета, т. е. в Церкви, все запреты как для иудеев, так и для язычников устранены, за исключением различий на основе веры, духа, но отнюдь не плоти (Рим. 2:28-29; Фил. 3:3).

– 44:17-18: Запрет о шерсти может быть продиктован тем, что в шерстяной одежде человек быстрее потеет, а из шерстяной ткани пот сложнее выстирать, чем из льняной. Возможно, что шерсть – животного происхождения и может считаться падалью. Увясла – головные повязки.

– 44:20: Как вовсе сбривать волосы, подобно язычникам, так и отпускать их, подобно назореям, священникам было запрещено – это было неудобно (1 Цар. 1:11; Лев. 21:5-10).

– 45:10-11: Да будут у вас правильные весы. Археологические находки свидетельствуют о том, что в древнем Израиле гири и другие меры весьма различались. До настоящего времени еще не найдено хотя бы двух гирь, которые имели бы одинаковый вес; таким образом, употребление фальшивых гирь и весов было широко распространено (Лев. 19:35-36; Втор. 25:13-16; Притч. 11:1).

Ефа и бат должны быть одинаковой меры. Ефа - это единица объема для твердых продуктов, а бат - для жидкостей; они соответствовали примерно двадцати двум литрам.

– 46:5: Хлебного приношения ефа на овна. Согласно Чис. 28:9, хлебное приношение в субботу должно составлять две десятых ефы. Здесь Иезекииль еще раз действует подобно Моисею и дает ритуальное законодательство на будущую жизнь народа.

– 46:14: Хлебного приношения прилагай... шестую часть ефы. См. Чис. 28:4-5.

– 46:20: Священники должны варить жертву. Ветхозаветное богопочитание соединяло в себе принесение жертв и молитву с участием в ритуальной трапезе и деятельности на благо общества. Приводимые здесь предписания относятся к помещениям, где левиты готовят ритуальную пищу, затем предлагаемую пришедшим на поклонение.

– 47:8: Воды его сделаются здоровыми. Скорее всего, здесь идет речь о Мертвом море. Пророк смотрит на воды этого моря как на больные (отсутствие рыбы, птиц) и ожидает в будущем исцеления их; причем может быть, Мертвое море берется как наиболее больная часть природы.

– 47:11: Болота его и лужи его. Возвещая о том, что болота будут оставлены ради добычи соли, пророк обнаруживает знакомство с преданием, по которому южные болота простираются вплоть до Мертвого моря. На берегах Мертвого моря некогда стояли древние города Содом и Гоморра (Быт. 19:27-29).

 

Контрольные вопросы:

  1. Из какого царства: иудейского или израильского происходил пророк Иезекииль?
  2. Мессианские пророчества Иезекииля.
  3. Богослужебное употребление книги пророка Иезекииля.
  4. Почему иудеи пребывая в вавилонском плену испытывали острую нужду в духовном руководителе?
  5. С какой духовной и психологической проблемой столкнулись иудеи переселенные в Вавилон?
  6. Расскажите о культуре Вавилона времен иудейского плена.
  7. Призвание Иезекииля: первое видение и его значение для иудеев, для языческого мира.
  8. Мнение пророка Иезекииля о страдании детей за грехи минувших поколений.
  9. Анастасическое толкование Иез. 37:1-11.
  10. Три акта «драмы» в книге пророка Иезекииля.
  11. Третье и последнее видение пророка Иезекииля.
  12. Смысл измерений и чисел в третьем видении пророка Иезекииля.
  13. Роль светской власти в третьем видении пророка Иезекииля.
  14. Как долго продолжалось пророческое служение Иезекииля?
  15. У кого еще из священных писателей встречается подобное Иезекиилевым обилие литературно-сакрального письма?
  16. Кого следует понимать под Руахом в Иез.1:12?
  17. Символическое значение призыва: возьми себе острый нож (Иез. 5:1).
  18. Что мы должны понимать под идолом ревности (Иез. 8:5)?
  19. Поясните слова: вершина его находилась среди толстых сучьев (Иез. 31:2).
  20. Поясните, почему сейчас пренебрегают постановлением Иезекииля о запрете на отпускание волос (Иез. 44:20)?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.