Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Баухауз в Ваймаре 1919-1925 гг. Основные педаго­гические принципы




По подобию средневековых сообществ строи­тельства храмов основатель Баухауза Вальтер Гропиус стремился создать подлинное содружество уча­щих и учащихся, собрать воедино все виды художе­ственного творчества. Ведущий педагогический принцип Баухауз - соединение обучения и ремесла. Между художниками и ремесленниками не существу­ет принципиальной разницы. Художник - высшая сту­пень ремесленника.

Баухауз - крупнейшее явление в мировой худо­жественной культуре, широко известная архитектур­но-художественная школа, одна из основоположни­ков современного формообразования в дизайне, про­пагандировавшая простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности.

Баухауз. Основные педагогические принципы.

 

Баухауз был создан в 1919 году в небольшом немецком городе Ваймаре (Weimar), культурном центре Саксонии, в результате слияния и реорганизации существо­вавших здесь Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное учебное заве­дение нового типа. Первая была создана в 1860 г. как художественная школа преподавания живописи, с 1905 г. - живописи и скульптуры, а с 1910 г. получившей статус высшей школы изобразительных искусств. Вторая, осно­ванная бельгийским художником и архитектором Анри Ван де Вельде, просуществовала с 1907 по 1915 гг.

Основателем и первым директором Баухауз был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус (1883-1969). Его замысел состоял в единении в одной школе изобразительного и прикладного искусст­ва в совокупности с архитектурой. 12 апреля 1919 года предложение Гропиуса получило одобрение временно­го правительства Ваймарской республики и вновь об­разованная школа получила имя "Государственный Баухауз в Ваймаре".

В программе Баухауза Вальтером Гропиусом была поставлена цель создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества по подобию средневековых сообществ строи­тельства храмов - мастеров, подмастерьев и учеников: архитекторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, ма­стеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и украшения собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они на­кладывали особый отпечаток на весь быт и систему от­ношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались "Баухютте" ("хижина строительства", отсюда и название "Баухауз")

Первые шаги Баухауза были неотделимы от социально-эстетических позиций, принимавшихся и разде­лявшихся его создателями в самом широком плане. От­сюда и пафос первой программы Баухауза, в которой, в частности, говорилось:

«Конечная цель всякой художественной деятельности - здание! Украшение его было когда-то важнейшей за­дачей изобразительных искусств, и они являлись неотъем­лемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкнутой обособленности, из которой могут выйти бла­годаря лишь совместной и взаимопроникающей деятель­ности всех творческих работников. Архитекторы, скуль­пторы и живописцы должны заново признать и научить­ся понимать расчлененную форму сооружения в един­стве всех его частей; только тогда они наполнят свои произведения тем архитектоническим духом, который был утерян ими в салонном искусстве.

Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разни­цы между художниками и ремесленниками. Художник лишь высшая ступень ремесленника. Милостью Божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы ма­стерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.

Итак, мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, которые воздвигли бы непрео­долимую стену между ремесленниками и художниками!

Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, здание, которое, по­добно храмам, возносившимся в небо руками ремеслен­ников, станет кристальным символом новой, грядущей веры».

Таким образом, Гропиус ставил две главные цели учебного и научно-исследовательского объединения:

· во-первых, отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу и прикладное обучение как основа образования;

· во вторых, синтез всех, как называл Гропиус "худо­жественно-производственных дисциплин в общее художественное произведение -"большой дом".

По этой программе при всех трудностях послевоен­ных лет было начато создание школы нового типа. В качестве преподавателей Гропиус приглашал людей ода­ренных, творчески смелых, одержимых поиском новых путей развития художественной школы. После пригла­шения соответствующих педагогических кадров, начали создаваться мастерские и получили развитие учебные программы. Первые годы были годами педагогических и художественных поисков и экспериментов.

Обучение в Баухауз начиналось с вводного курса, на котором учащемуся нужно было приобрести ряд навыков, которые давали ему возможность научиться об­ращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто успешно заканчивал его, начинал изучение специальных предметов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графического и фотографического искусства.

Вводный курс Вальтер Гропиус поручил вести мо­лодому швейцарскому художнику Иоганесу Иттену. В своем вводном курсе Иттен, как он пишет в своей книге "Мой форкурс в Баухаузе и других школах" ставились следующие задачи:

1. Пробудить творческие силы и вместе с ними ху­дожественные способности обучающихся, сделав так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ.

2. Облегчить студентам выбор их будущей профес­сии. Здесь особенно должны были помочь занятия с раз­личными материалами и их текстурами. Каждый из студентов должен был определить, какой из материалов больше ему по душе, что именно соответствует его творческому "я" - дерево, металл, стекло, камень, глина или ткань.

3. Познакомить студентов с основами художествен­ной композиции, без чего нельзя стать профессионалом. Законы формы и цвета открывали им мир объективных начал искусства. Втягиваясь в работу, они постепенно овладевали тем, как научиться в своих произведениях сочетать субъективное и объективное в решении про­блем формы и цвета.

Вместе с Иттеном в Баухаузе с самого начала ра­ботали немецкий скульптор Герхард Маркс и Лайонел Файнингер. В 1921 г. к этой группе присоединился ху­дожник Пауль Клее. После этого все больше и больше людей приходило из абстракционистских группировок: сначала - Оскар Шлеммер в 1921 г., затем в 1922 г. - Василий Кандинский, а в 1923 г. - Моголи-Надь. Сотруд­ничество этих художников отмечено более сильной тен­денцией к абстрактному искусству и отражает стадии развития, через которые прошел Баухауз.

Работа в мастерских велась под руководством мас­тера (педагоги отказались от академических званий про­фессоров). Она включала:

1. органическое формообразование, вытекающее из ремесленного мастерства;

2. подготовку к сдаче экзаменов на звание подмасте­рья и мастера (последний - только для наиболее выда­ющихся учеников) по цеховому образцу, которые прини­маются Советом мастеров школы, либо специально при­глашенными цеховыми мастерами;

3. участие обучаемых в личных работах мастеров- преподавателей;

4. выполнение обучаемыми самостоятельных договор­ных заказов.

Вальтер Гропиус верно угадывал в архитекторах и художниках разных направлений педагогов-теоретиков и практиков. Паулю Клее была поручена мастерская худо­жественного стекла и семинар для учащихся мастерской художественного текстиля. На венгерского живописца Ласло Моголи-Надь было возложено руководство мас­терской металла. Особая роль была отведена Василию Кандинскому: он вел курс основ формообразования, се­минары цветоведения и аналитического рисунка, руково­дил мастерской настенной живописи и выполнял обязан­ности заместителя директора Баухауза.

В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта. Таким образом, претворялся в жизнь девиз: "искусству научить нельзя, научить можно только ремеслу". Студентов тем самым готовили не к келейным занятиям архитектурой и дизайном, а к проектированию для массового производства. Особые требования предъяв­лялись к знанию производственного процесса.

В основе системы обучения лежала структура средне­вековых ремесленных цехов: "ученик-подмастерье-мастер".

Деятельность Баухауз носила определенную соци­альную направленность. Формообразование индустриально производимых изделий велось в расчете прежде всего на людей с небольшим достатком. Особое внимание в Бау­хауз уделялось проблемам жилища для рабочих.

Это постоянно раздражало политически консерва­тивные партии. Они резко критиковали Баухауз, зачас­тую прибегая к клевете. Пришедший к власти в 1924 году блок реакционных буржуазных партий, добился пя­тидесятипроцентного сокращения бюджета Баухауз, тем самым сделав дальнейшую работу школы фактически невозможной. 1 апреля 1925 года Совет Мастеров Бауха­уза решил закрыть школу в Ваймаре.

У Баухауз были многочисленные противники среди специалистов и общественности, но было немало и сто­ронников. Вальтер Гропиус получил предложения о пре­доставлении условий для работы из целого ряда городов Германии. Выбор пал на Дессау, куда переехали за ма­лым исключением все мастера и ученики Баухауз.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 4468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.