Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Загрязнение воды 3 страница




Объекты охраны окружающей природной среды согласно статье 4 Закона делятся на природные объекты, природные ресурсы и природные комплексы.

Природные объекты - это земля, недра, воды, леса, животный мир, воздух.

Земля в юридическом значении - это плодородный слой почвы. Земельный фонд РФ составляет свыше 1707 млн га (рис. 10.1). Головным актом по охране земельного фонда является Земельный кодекс РФ (ЗК), принятый также в 1991 г.


Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя до глубин, доступных для геологического изучения, освоения и добычи полезных ископаемых. В 1990 г. добывала 17% нефти, 25% газа, 15% угля и 14% железной руды от объема полезных ископаемых, добываемых в мире. Регулирует отношения по использованию и охране недр головной закон РФ «О недрах» (1992). Но это скорее экономический, чем экологический закон. В охране недр много сложных и неразрешенных проблем: захоронение токсичных и радиоактивных отходов, истощение драгоценного сырья, утилизация отвалов пород и др.

Рис. 10.1. Земельный фонд России

Воды в законодательстве определяются как ограниченный при­родный ресурс: реки, озера, моря, океаны, подземные источни­ки, ледники. Охрана природных вод регулируется Водным кодексом РФ (ВК), принятым в 1995 г. Структуры водного фонда и водопользования России показаны на рис. 10.2.

Рис. 10.2. Структуры водного фонда и водопользования России

Леса - это совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности на землях лесного фонда. Они выполняют многообразные экологические, культурно-оздоровительные и экономические функции: почвозащитные, климатообразующие, водоохранные, рекреационные, лечебные, эстетические; поставляют древесину, травы, техническое сырье; служат кормовыми угодьями и др. Охране лесов посвящены Основы лесного законодательства РФ (1993).

Животный мир - все животные организмы: от низших до высших. Федеральный закон РФ «О животном мире» (1995) предусматривает пять основных требований: сохранение видового разнообразия, охрана среды обитания и условий размножения, сохранение целостности сообществ, рациональное использование и регулирование численности.

Атмосферный воздух - это, по существу, среда, которая окружает человека. Все положения Закона ООПС в полной мере относятся к воздуху, что исключает надобность в специальном законе о воздухе.


Природные ресурсы - источники потребления природы человеком. Относительно ресурсов используется термин рациональное природопользование. Ресурсы делят на исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Классификация природных ресурсов

В одном природном объекте может быть сосредоточено несколько видов природных ресурсов. Например, лес - совокупность многих ресурсов: древесины, смол, другого технического сырья, животных и растительных пищевых продуктов, кислорода и др. Поэтому рациональное использование природных ресурсов помогает и охране природных объектов в целом.

Природные комплексы - территории, на которых функционирует несколько природных объектов, находящихся под охраной зако­на. К ним относятся и особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, лесопарки, редкие ландшафты.

Человек - составная часть природы, что делает его непосредственным и главным объектом охраны. Человек рас­сматривается Законом ООПС и как субъект воздействия на окружающую природную среду, несущий ответственность за по­следствия своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями.

Управление в области охраны окружающей природ­ной среды. По Конституции РФ природопользование и охрана окружающей природной среды находятся в совместной компе­тенции Федерации и субъектов Федерации. Структура органов экологического управления РФ показана на рис. 10.4.


Рис. 10.4. Органы экологического управления РФ

Права граждан на здоровую окружающую среду. Права граждан определены статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 Закона ООПС и делятся на две группы: 1) права человека начистую, здоровую и благоприятную для жизни природную среду и 2) право граждан на охрану своего здоровья от вредного воздействия окружающей среды, измененной антропогенной деятельностью. Эти права относятся к естественным правам, возникающим при рождении человека. Политические аспекты экологических прав отражены во Всемирной декларации прав человека (1948). Конференция ООН 1992 г. (Рио-де-Жанейро) подтверждает экологические права человека. Развивая эти идеи, Конституция РФ провозглашает право каждого не только на благоприятную окружающую природную среду, но и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. Правовая сторона этих положений закреплена в трех основных документах: Основы гражданского законодательства (ст. 130), закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 5, 1991) и Закон ООПС (1991), в котором определены не только права и полномочия граждан (ст. 11, 12, 13, 89, 90), но и государственные гарантии экологических прав граждан и общественных объединений (ст. 14).

Охрана природной среды при хозяйственной деятельности. Провозглашение приоритета экологии над экономикой означает, что охрана окружающей природной среды становится основным принципом деятельности любой хозяйственной единицы. Этот принцип утверждает обязательность «экологизации» всей экономической жизни и «экономизации» природоохранной деятельности хозяйствующего субъекта, т.е. материальную заинтересованность производителя в охране окружающей природной среды. Экологические требования относятся ко всем стадиям и звеньям хозяйственного процесса: доэксплуатационным, эксплуатациейным и послеэксплуатационным (рис. 10.5).

Они регламентированы VI и VII разделами Закона ООПС (ст. 40-57). На первой стадии процесса Закон требует обязательного экологического обоснования строительства объекта и прове­дения государственной экологической экспертизы (ст. 35-38). Экологическое обоснование проекта дает заказчик: он обязан изложить масштабы воздействия предполагаемого объекта на окружающую природную среду и определить меры по восстанов­лению и возобновлению природных ресурсов.

Государственная экологическая экспертиза оценивает обо­снования заказчика и определяет дальнейшие решения. Положитель­ное заключение открывает финансирование, отрицательное - зап­рещает какие-либо действия до устранения недостатков. Нарушение этого правила влечет за собой административную, а в злостных случаях - уголовную ответственность за злоупотребление служебным положением и превышение власти (УК РФ, а. 285, 286).


Рис. 10.5. Охрана окружающей среды на разных стадиях хозяйственного процесса

Государственную экологическую экспертизу проводят Минис­терство природных ресурсов РФ и его территориальные подразде­ления. В заключении экспертизы должны быть ответы на следующие вопросы: 1) можно ли размещать объект в конкретных условиях с учетом всех обстоятельств, 2) каковы характер, степень воздействия и последствия реализации планируемой деятельности, 3) возможны ли меры по восстановлению и оздоровлению окружающей природ­ной среды, воспроизводству ценных природных ресурсов. В тех случаях, когда сооружение объекта затрагивает интересы местного населения, решение о его размещении принимается по результатам обсуждения, референдума или общественной экспертизы (ст. 39). Председатели государственной и общественной эксперт­ных комиссий несут ответственность за правильность и обоснован­ность своих заключений (ст. 38, 39). Выводы экспертных комиссий могут быть обжалованы в арбитражном суде.

Экологическое воспитание и образование. В Законе ООПС (ст. 73) говорится, что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система экологического воспитания и образова­ния, охватывающая дошкольное и школьное воспитание; профессио­нальную подготовку в средних и высших учебных заведениях; систе­му повышения квалификации специалистов и средства массовой информации. Основы экологических знаний обеспечиваются обя­зательным их преподаванием во всех дошкольных, средних и выс­ших учебных заведениях (ст. 74, ч. 1). В специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается также преподава­ние курсов по охране окружающей природной среды и рациональ­ному природопользованию (ст. 74, ч. 2). Кроме того, Закон ООПС требует, чтобы руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и иные должностные лица, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на природу и здоровье человека, имели необходимую экологическую подготовку. Лица, не имеющие такой подготовки, не должны допускаться к работе (ст. 75).

Ответственность за экологические правонарушения несут лица, не соблюдающие экологические законы и нанося­щие ущерб окружающей природной среде и человеку. Экологи­ческие нарушения отражают объективное противоречие в систе­ме «общество - природа»: удовлетворяя экономические потреб­ности, человек, как правило, наносит вред природной среде, а тем самым и своему здоровью. Хозяйственная деятельность неиз­бежно воздействует на природную среду. Эти воздействия могут быть нормативными и сверхнормативными. По характеру причинен­ного ущерба экологические правонарушения делятся на пять групп: 1) загрязнение природной среды; 2) нерациональное использование природных ресурсов; 3) истощение ресурсов; 4) повреждение или уничтожение природных объектов; 5) разруше­ние природных экосистем, т.е. нарушение экологического равновесия, приводящее к их деградации. В зависимости от причиненного ущерба к виновным в экологических правонарушениях применяются различные санкции: 1) уголовные; 2) административные; 3) экономические; 4) дисциплинарные.

Если должностные лица и граждане совершают общественно опасные деяния и посягают на установленный в России экологичес­кий правопорядок, причиняют вред окружающей природной среде и здоровью человека, то эти деяния классифицируются как экологические преступления, а виновные несут уголовную ответственность в соответствии с УК РФ (рис. 10.6).

Из общего числа осужденных в 1995 г. только 200 человек приговорены к наказанию в виде лишения свободы, из них: до 1 года - 127 чел. (63,5%), до 2 лет - 53 (26,5%), до 3 лет - 15 (7,5%) и до 5 лет - 5 (2,5%). Условно осуждены 1177 чел., а 1007 чел. освобождены по амнистии и другим основаниям. Чаще всего экологические правонарушения наказываются в адми­нистративном порядке (ст. 84 Закона ООПС). Однако примене­ние административной ответственности пока еще носит выбороч­ный характер и эффективность этих санкций недостаточна. В 1995 г. только 5 человек были лишены права занимать опреде­ленную должность, а 131 - наказаны конфискацией имущества. По данным отдела судебной статистики Минюста РФ, число осужденных за экологические преступления с 1991 по 1995 г. составило 15073 человек (табл. 10.1).

Основная масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ регулируется путем применения мер экономической ответственности, т.е. обязательными платежами за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и хранение твердых отхо­дов. К дисциплинарной (ст. 82 Закона ООПС)
ответственности по представлению прокуратуры в 1995 г. было привлечено 2867, а к материальной (ст. 83 Закона ООПС) - 1379 человек.

Рис. 10.6. Экологические статьи Уголовного кодекса РФ (от 24 мая 1996 г.)

Однако число возбуждаемых уголовных, административных и иных дел явно не соответствует числу реально совершаемых преступлений и правонарушений в сфере экологии.

Таблица 10.1

Число осужденных за нарушение природоохранного законодательство с 1991 по 1995 г.

Статьи УК Экологические правонарушения Осуждено, чел.
         
  Производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил -     -  
  Умышленное повреждение насаждений - -      
  Нарушение ветеринарных правил          
250, 251 Загрязнение водоемов и воздуха - -      
  Загрязнение моря - -   -  
  Нарушение правил разработки недр и сдачи золото государству          
  Незаконный промысел котиков и бобров - - - -  
  Незаконное занятие рыбным и другим водным промыслом          
  Незаконная охота          
  Незаконная порубка леса          
  Итого          

Возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Закон ООПС предусматривает возме­щение ущерба в связи с нанесением вреда природной среде (ст. 88), а также здоровью человека в результате неблагоприятно­го воздействия окружающей среды (ст. 89). Ущерб возмещается и в том случае, если вред нанесен имуществу граждан (ст. 90). Гражданин, здоровью которого причинен вред, на основании медико-социальной экспертизы предъявляет иск в народный суд. При этом истец освобождается от пошлин и издержек, связанных с экспертизой и подготовкой дела к слушанию. Суд предъявляет иск государству, имеющему специальные внебюджетные фонды для компенсации причиняемого вреда (ст. 126, 130, 131 Основ гражданского законодательства РФ и ст. 89, 90 Закона ООПС).

Однако несмотря на существующие нормы по возмещению ущерба здоровью граждан, практика их применения развита очень слабо, прежде всего из-за сложной системы доказательств. Кро­ме того, граждане, как правило, не знают о порядке возмеще­ния ущерба и не верят в его действенность. Механизмы возмеще­ния вреда здоровью человека показаны на рис. 10.7.


Рис. 10.7. Механизм возмещения вреда от загрязнения природной среды (по В.В. Петрову, 1996, с изменениями)

Разрешение споров в области охраны окружающей среды меж­ду предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами регулируется ст. 78, 79, 80 Закона ООПС.

Таким образом, закон РФ «Об охране окружающей природ­ной среды» является основным правовым документом в этой обла­сти и ориентирован на установление принципиальных положений, определяющих развитие природоохранной системы в целом. Но за время, прошедшее с момента его принятия, законодательство в области природоохранной деятельности существенно расширилось, и прежде всего за счет принятия федеральных законов «О вне­сении изменений и дополнений в закон РФ «О недрах», «Об особо охраняемых природных территориях», «О жи­вотном мире», «О государственной экологической экспер­тизе», Водного кодекса РФ и других документов, детализирую­щих регламент правоотношений в соответствующих областях.

Принципиально новым в законе «О государственной экологи­ческой экспертизе» явилось то, что такую экспертизу должны проходить не только технические проекты, но и проекты правовых актов, включая указы Президента, реализация которых может привести к отрицательным воздействиям на окружающую среду.

В 1995 г. Правительство представило в Государственную думу проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон об охране окружающей природной среды», разработанный Минпри­роды РФ. В проекте есть очень важное положение о создании скоординированной и консолидированной системы природно-ресурсных ведомств, осуществляющих согласованную деятельность в области обеспечения экологической безопас­ности России.

К сожалению, в 2001 г. Дума приняла к Закону ООПС поправки, разрешающие ввоз на территорию России отработан­ного радиоактивного топлива для переработки.

К числу первоочередных задач формирования законодатель­ной базы следует отнести: устранение противоречий между раз­личными правовыми документами; разработку юридических норм, регламентирующих порядок расходования средств, собранных в виде платежей за загрязнения и правонарушения. В Закон дол­жны быть внесены изменения и дополнения, исключающие исполь­зование экологических фондов для мероприятий, не обеспе­чивающих решение реальных экологических проблем.

Нормирование качества окружающей природной сре­ды - центральная идея Закона ООПС, Этому вопросу закон отводит самостоятельный IV раздел (ст. 25-34).

Нормативы лежат в основе измерения баланса экологических и экономических интересов человека. Закон определяет меру разумного сочетания интересов - это пре­дельно допустимые уровни антропогенных воздействий, превышение которых создает опасность для природной среды и здоровья человека.

Нормативы качества природной среды являются основой для определения правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, определяют степень эффективности выполне­ния экологических и правовых предписаний, экономику приро­доохранной деятельности. От показателей качества окружающей природной среды зависят реализация экологических прав человека, проведение экологических экспертиз, степень эколого-правовой ответственности, оценка экологического риска, и многое другое. Конечная цель нормирования - обеспечение научно обо­снованного сочетания экономических и экологических интересов - своего рода компромисс между экономикой и экологией.

Нормативы качества окружающей среды должны отра­жать требования к ней различных потребителей и обеспе­чивать сохранение экологического равновесия в природ­ных экосистемах в пределах их саморегуляции.

Норматив становится юридически обязательным с момента утверж­дения его компетентными органами: Госкомсанэпиднадзором РФ и Министерством природных ресурсов РФ. Разработка нормативов ведется в трех основных направлениях: 1) гигиеническое нормирова­ние качества окружающей среды, 2) экологическое нормирова­ние допустимых нагрузок на экосистему и 3) регламентация объе­мов загрязнений, поступающих в окружающую природную среду.

Гигиеническое нормирование

Нормирование качества окружающей природной среды - это деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий человека на природу. Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интере­сов человека, вносящая изменения в природную среду. Наибо­лее распространенным видом отрицательного воздействия являет­ся загрязнение, причиняющее вред жизни и здоровью человека, растительному и животному миру и экосистемам. Воздействие человека проявляется также в истощении ресурсов, уничтожении природных экосистем, нарушении стандартов на качество про­дукции вследствие превышения нагрузок на окружающую при­родную среду и др.

Гигиенические нормативы устанавливаются в интересах охраны здоровья человека и сохранения генетического фонда некоторых видов растительного и животного мира. Это наибо­лее разработанная система норм. Гигиеническое нормирование охватывает также производственную и жилищно-бытовую сферы жизни человека. Установленные и утвержденные нормативы обязательны на всей территории РФ (и стран СНГ).

Для питьевой воды предельно допустимые концентрации (ПДК) некоторых вредных веществ были утверждены еще в 1939 г. В настоящее время число установленных ПДК для водных объектов различного назначения приблизилось к 2000.

Для атмосферного воздуха в 1951 г. были введены ПДК по 10 веществам; теперь их уже около 500.

Для почвы ПДК вредных веществ впервые установлены в 1980 г.; сейчас нормативов более 100. Существуют также ПДК вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов, для воздуха в зоне лесных массивов, для вод, используемых при орошении, и др.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) - это такие концентрации вредных веществ, которые практически не оказывают влияния на здоровье человека и не вызы­вают неблагоприятных последствий у его потомства.

Методологической основой для разработки санитарно-гигиенических стандартов послужили методы, используемые в медицинской и ветеринарной токсикологии. Токсикант - ядовитое, вред­ное для здоровья вещество. Для оценки токсичности веществ проводятся опыты на животных с последующей экстраполяцией экспериментальных данных на человека. Количество вредного вещества, поступившего в организм, отнесенного к массе тела (мг/кг), называется дозой. Количество веществ, отнесенных к единице объема или массы воздуха (мг/м3), воды (мг/л), или почвы (мг/г), называется концентрацией. Смертельные дозы и концентрации называются соответственно летальными дозой (ЛД) и концентрацией (ЛК) (лат. letalis - смертельный). Доза, вызывающая гибель 50% подопытных организмов, обозначается как ЛД50 или ЛК50. В зависимости от степени токсичности ядовитых веществ выделяют 4 класса опасности (наиболее опасен 1-й класс). Воздействуя на организм, вредные вещества вызывают острые и хронические заболевания: острые возникают после однократного воздействия и могут приводить к смертельному исходу, хрони­ческие развиваются в результате систематического воздействия доз, не приводящих к острому отравлению. Хронические заболева­ния часто вызывают соединения свинца, марганца, пары ртути и др. Некоторые вещества, например, синильная кислота или цианистый калий, вызывают только острые отравления.

Для большинства веществ устанавливают две пороговые концент­рации: минимальную при остром отравлении (ПДКмин. остр) и мини­мальную при хроническом отравлении (ПДКмин. хрон).

Однако необходимо учитывать, что одни и те же концентра­ции вредных веществ по-разному воздействуют на организмы в зависимости от того, где они находятся: в воздухе, воде или почве. Поэтому ПДК вредных веществ в разных средах могут сильно различаться.

Нормирование загрязняющих веществ в воздухе. Воз­дух - среда, непосредственно окружающая человека и потому прямо воздействующая на его здоровье. Еще в 20-е гг. XX века начали вводить ПДК вредных веществ в рабочих помещениях. Обычно содержание примесей в воздухе рабочего помещения больше, чем на площадке предприятия и тем более за ее преде­лами. Поэтому для каждого вредного вещества в воздухе уста­навливают по крайней мере два нормативных значения: ПДК в воздухе рабочей зоны (ПДКр.з) и ПДК в атмосферном воздухе ближайшего населенного пункта (ПДКа.в.), а также максимальные разовые (ПДКм.р) и среднесуточные (ПДКс).

ПДКр.з - это концентрация, которая при работе не более 41 часа в неделю в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний у работающих и их детей.

Следовательно, при нормировании вредных веществ в воздухе производственных помещений учитывается время пребывания людей в зоне загрязнения. На территории предприятия содержание примесей принимается равным 0,3 ПДКр.з, так как этот воздух используется для приточной вентиляции.

ПДКа.в - это предельная концентрация, которая на протяжении всей жизни человека не должна оказывать на него вредного влияния, включая отдаленные последствия на окружающую среду в целом.

Необходимость раздельного нормирования определяется тем, что на предприятии работают практически здоровые люди, а в населенных пунктах круглосуточно находятся также дети, пожи­лые и больные люди, беременные и кормящие женщины и др. Поэтому ПДКр.з > ПДКа.в. Например, для диоксида серы (SО2) ПДКр.з = 10 мг/м3, а ПДКа.в = 0,5 мг/м3. Для метилмеркаптана эти показатели соответственно равны 0,8 и 9•10-6 мг/м3.

В табл. 10.2 приведены ПДКа.в некоторых загрязняющих ве­ществ в воздухе населенных пунктов (максимальные разовые и среднесуточные) и ориентировочно безопасные уровни воздейст­вия (ОБУВ).

При проектировании или строительстве предприятий в райо­нах, где воздух уже загрязнен, необходимо выбросы предприя­тий нормировать с учетом присутствующих примесей, т.е. фоновой концентрации (Сф). Если в атмосферном воздухе присутствуют выбросы нескольких веществ, то сумма отношений кон­центраций загрязняющих веществ к их ПДК (с учетом Сф) не должна превышать единицы:

n

SCi/(ПДКi – Cфi) £ 1, (10.1)
i=1

где Ci - концентрация i-го вещества; ПДКi – предельно допустимая концентрация i-го вещества; Сф – фоновая концентрация i-го вещества; n – число суммируемых веществ.

Таблица 10.2

Предельно допустимые концентрации некоторых веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов

Вещество Норматив, мг/м3 Класс опасности
ПДКм.р ПДКс ОБУВ
Белок пыли белково-витаминного концентрата - 0,001 -  
Взвешенные вещества 0,5 0,15 -  
Кадмия оксид (в пересчете на кадмий) - 0,002 -  
Железа оксиды (в пересчете на железо) - 0,04 -  
Кобальт металлический - 0,001 -  
Магния оксид 0,4 0,05 -  
Марганец и его соединения (в пересчете на диоксид марганца) 0,01 0,001 -  
Меди оксиды (в пересчете на медь) - 0,002 -  
Никеля оксиды (в пересчете на никель) - 0,001 -  
Пыль неорганическая, содержащая диоксид кремния, %: выше 70 0,15 0,05 -  
20 - 70 0,3 0,1 -  
ниже 20 0,5 0,15 -  
Пыль хлопковая 0,5 0,05 -  
Ртуть металлическая - 0,0003 -  
Сажа 0,15 0,05 -  
Свинец и его соединения - 0,0003 -  
Алюминия оксид - - 0,04  
Натрия гидроксид - - 0,01  
Натрия карбонат - - 0,04  
Хром (в пересчете на триоксид) 0,0015 0,0015 -  

Нормирование загрязняющих веществ в водных объек­тах. Вода является средой, в которой возникла жизнь и обитает большая часть видов живых организмов (в атмосфере лишь слой около 100 м наполнен жизнью). Поэтому при нормировании качества природных вод необходимо заботиться не только о воде как ресурсе, потребляемом человеком, но и о сохранении водных экосистем как важнейших регуляторов условий жизни планеты. Однако действующие нормативы качества природных вод ориентированы главным образом на интересы здоровья чело­века и рыбного хозяйства и практически не обеспечивают эко­логическую безопасность водных экосистем. Эти требования к качеству природных вод регламентированы Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения (введены с 1 января 1991 г.). Качество морских вод регламентировано Санитарными правила­ми и нормами охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения (СанПиН № 4631-88, введе­ны с 6 июля 1988 г.).

Требования потребителей к качеству воды зависят от целей использования. Выделяют три вида водопользования:

хозяйственно-питьевое - использование водных объектов или их участков в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пище­вой промышленности;

культурно-бытовое - использование водных объектов для купания, занятий спортом и отдыха. К этому виду водопользова­ния относятся и участки водных объектов, находящиеся в черте населенных мест;

водоемы рыбохозяйственного назначения, которые, в свою очередь, делятся на три категории:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.