Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мыслить - глобально, действовать - локально. 1 страница




Тур, юридических лиц и граждан к окружающей среде и экологической безопасности. Идеи устойчивого развития должны определить государственные приоритеты и перс­пективы социально-экономических преобразований.

Улучшение благосостояния людей должно обеспечиваться в пределах хозяйственной емкости биосферы, превыше­ние которой приводит к разрушению экосистем и глобаль­ным изменениям окружающей природной среды.

Перехода к устойчивому развитию можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение каждая страна долж­на самостоятельно. Сделать это вряд ли удастся при нынешних стереотипах мышления.

Непонимание ограниченности возможностей биосфе­ры порождает безответственное отношение властных струк-


Решающий для всего человечества момент перехода в XXI век особенно актуален для России, выходящей на новый путь разви­тия. К началу экономических реформ большая часть основных производственных фондов не отвечала современным требовани­ям, а население проживало, в основном, на экологически неблагополучных территориях. Вместе с тем, в России сохранил­ся крупнейший массив естественных экосистем - 18 млн км2, который является резервом устойчивости всей биосферы. Не­смотря на сложность проблем, характер происходящих в стране преобразований предполагает реальные возможности построе­ния социально-экономической системы, способной осуществить переход к устойчивому развитию.

Сбалансированный подход требует решения социально-эко­номических и экологических задач в определенной последова­тельности.

К первоочередным задачам относятся:

- стабилизация экологической ситуации при выходе из эконо­мического кризиса;

- улучшение качества окружающей среды за счет экологически ориентированных методов управления и экологизации экономической деятельности;

- ведение хозяйственной деятельности только в пределах емко­сти экосистем, внедрение энерго- и ресурсосберегающих техно­логий и изменение структуры экономики.

перехода к устойчивому разви­тию являются:

- создание правовых основ, включающих совершенствование
законодательства и экономические механизмы природопользова­
ния и охраны природы;


 




Глава 12. Стратегия взаимодействия общества и природы


Глава 12. Стратегия взаимодействия общества и природы


 


- разработка систем стимулирования и ответственности за эколо­-
гические результаты хозяйственной деятельности; отношение к био­
сфере не только как к ресурсу, но и как к фундаменту жизни;

- оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого уровня воздействия на них;

- формирование эффективных систем воспитания, образова­ния и пропаганды идей устойчивого развития.

Важнейшая роль в этих преобразованиях принадлежит на­уке. Необходима также реализация комплекса мер по сохране­нию жизни и здоровья людей, решению демографических про­блем, борьбе с преступностью, искоренению бедности, уменьше­нию дифференциации в доходах населения.

Основные условия перехода к устойчивому развитию следующие:

- обеспечение прав и свобод граждан, рыночное хозяйство и гражданское общество;

- усиление роли общественных движений и различных групп населения, особенно молодежи, во всех преобразованиях и принятии решений;

- ведущая роль государства как гаранта политической, экономи­ческой, социальной, экологической, военной безопасности;

- создание отлаженной системы взаимодействия «центр - ре­гионы»;

- строгое соблюдение ряда ограничений (преимущественное хозяйствование на уже освоенных территориях, отказ от реализа­ции любых проектов, наносящих экологический ущерб, и др.).

Переход к устойчивому развитию страны должен быть обес­печен устойчивым развитием регионов. Проблемы, решаемые в регионах, должны соответствовать федеральным задачам. Важ­ное значение имеет разработка межрегиональных программ нескольких субъектов РФ. Реконструкция промышленности регио­нов должна происходить с учетом хозяйственной емкости локаль-


ных экосистем. Программные документы федерального уровня служат ориентиром для региональных программ и определяют экономические условия их развития.

На этапе принятия Концепции создаются лишь рамочные ус­ловия, обеспечивающие сбалансированное функционирование триады: природа, население, хозяйство. При принятии решений необходимо выделять приоритеты, учитывать последствия реализа­ции этих решений в социально-экономической и экологической сферах, делать оценку затрат, выгоды и рисков с соблюдением следующих условий:

- никакая хозяйственная деятельность не должна быть оправ­дана, если экологические ущербы превышают выгоды;

- минимизацию ущербов следует осуществлять до разумно возможного уровня.

Для управления процессом перехода к устойчивому развитию должны устанавливаться целевые ориентиры и контроль за их достижением. Целевые ориентиры выражаются в трех основных показателях: 1) качество жизни, 2) экономическое развитие, 3) экологическое благополучие.

Показателями качества жизни могут быть здоровье лю­дей, продолжительность жизни, уровень образования, доходы.

Экономическими показателями могут служить: удельное потребление энергии и ресурсов; количество производимых от­ходов; соотношение между потребностями в ресурсах и их запа­сами и др.

Показатели экологического благополучия - это состоя­ние окружающей среды, т. е. качество воздуха, вод, территорий, лесов с учетом их продуктивности и разнообразия обитающих видов.

Поскольку биосфера как регулятор условий существования жизни - единая система, то и переход к устойчивому развитию мирового сообщества реален только в условиях эффективного международного сотрудничества.


 




Глава 12. Стратегия взаимодействия общества и природы


Глава 12. Стратегия взаимодействия общества и природы


 


Особая роль России в решении планетарных экологических проблем определяется наличием обширных нетронутых террито­рий, являющихся резервом устойчивости биосферы в целом.

Важнейшими научными проблемами в рамках междуна­родного сотрудничества являются: определение характеристик экологической устойчивости планеты в целом и основных подси­стем биосферы: атмосферы, гидросферы, литосферы.

Достигнуть устойчивого развития можно лишь после решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. Путь этот длительный. По мере продвиже­ния по нему представления будут меняться, потребности людей -соизмеряться с возможностями природы, средства удовлетворе­ния потребностей - совершенствоваться. Поэтому переход дол­жен осуществляться поэтапно.

Начальный этап в России предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем. Тем более важно на этом этапе соблюдать экологические ограничения.

На следующем этапе должны осуществляться структурные пре­образования в экономике и экологизация всех сфер природо­пользования, снижение использования природного ресурсного потенциала на душу населения.

На последних этапах решаются проблемы гармонизации вза­имодействия с природой всего мирового сообщества на основе нового экологического мировоззрения, подразумевающего, что мы должны не воевать с природой, а сотрудничать с ней. Рос­сия, как основной владелец ненарушенных экосистем, будет играть одну из ключевых ролей в этих процессах.

Устойчивое развитие в конечном счете должно привести к победе разума во взаимоотношениях Человека с Природой. Деятельность информированных индивидуумов и коллективов, ос­нованная на реалистической надежде, экологическом понима­нии и стремлении стать частью природы, а не властвовать над ней, дает человечеству шанс на переход к устойчивому земному сообществу.


Контрольные вопросы

1. В чем основные причины конфликта природы и общества?

2. Какова приблизительно должна быть численность населения в городе, чтобы емкость среды не была превышена?

3. Можно ли безгранично накапливать экономические блага?

4. Каково основное содержание докладов Римского клуба?

5. В чем значение докладов Римского клуба?

6. Каково значение микро- и макрообучения в формировании экологического мировоззрения?

7. В чем различие между «линейной» и «круговой» экономикой?

8. Какие глобальные модели будущего мира вы знаете?

9. Какие выводы позволяют сделать глобальные модели развития?

 

10. Какова современная концепция развития мира?

11. В чем основные противоречия современного мира?

12. Какие основные документы были приняты на Конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро? В чем их значение?

13. Одинаковую ли ответственность несут слаборазвитые и промыш-ленно развитые страны за деградацию окружающей среды?

14. В чем смысл модели устойчивого развития?

15. Что означает «принцип упреждения»? Его положительная и отрицательная стороны.

16. Каковы основные положения программы «Повестка 21»?

17. Каковы основные задачи перехода России к устойчивому развитию?

18. Что может служить показателями устойчивого развития?

19. Каковы условия и этапы перехода России к устойчивому развитию?

20. Какова роль России при переходе к устойчивому развитию мирового сообщества?


 




Заключение


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной задачей преподавания дисциплины «Экология» в технических вузах является формирование экологического миро­воззрения на основе приобретенных знаний, которые помогут понять природу, свое место в ней, сохранить жизнь на Земле во имя нынешнего и будущих поколений.

Ухудшение состояния окружающей природной среды обус­ловлено, в основном, образом жизни современного человека. Согласно господствующим взглядам, ресурсы Земли неограни­ченны, как и жизненное пространство, а развивающиеся техно­логии, все возрастающие производство и потребление ведут к лучшей жизни для каждого.

Современный человек способен на многое. Он может раско­лоть горы; осушить реки и затопить долины; превратить леса в бросовую бумажную продукцию; отравить почвы и поля токсич­ными химикатами и пестицидами; загрязнить воздух парниковы­ми газами и кислотами, реки - канализационными стоками, моря - нефтью. Он может изобретать компьютеры, способные делать десять миллионов вычислений в секунду; запускать косми­ческие корабли и станции; создавать ядерное вооружение и атомные бомбы. Но для чего? Для того, чтобы увеличить объем и скорость движения природных ресурсов через потребительс­кую экономику на свалку утиля и отходов?

На самом же деле прогресс, направленный на улучшение мира в сиюминутных интересах человека, постепенно приводит нас вместо мира чудес в мир отходов, а качество жизни посто­янно ухудшается. Сегодня необходимо всю энергию, силы и помыслы направлять на охрану и излечение Земли. Для этого нужно изменить систему взглядов на устройство мира и роль человека в этом мире.

Формирование мировоззрения, способствующего устойчивому развитию Земли, предполагает прохождение четырех уровней по­знания природы и причин возникновения экологических проблем.


На первом уровне рассматриваются проблемы загрязне­ния окружающей среды, угрожающие здоровью и благососто­янию человека: глобальное потепление, кислотные дожди, раз­рушение озонового экрана, загрязнение воздуха, воды, ток­сичные отходы, сведение лесов, опустынивание, исчезновение видов, истощение ресурсов и др., которые предусматривается решать с помощью юридических, технологических и экономи­ческих методов. Главная роль отводится человеку. Каждый от­дельный человек считает свое воздействие на природу слишком незначительным, не понимая того, что миллиарды таких воз­действий вместе угрожают существованию биосферы; люди убеждены, что экологические проблемы можно решить с помощью технологий и не желают изменять образ жизни.

Но в соответствии со вторым законом термодинамики каждое предпринимаемое нами действие, даже природоохранное, в той или иной мере негативно влияет на окружающую среду. Поэто­му нет принципиальной возможности для технологического реше­ния всех проблем загрязнения, хотя использование технологий может внести свой вклад в решение задачи сохранения окружа­ющей природной среды.

На втором уровне приходит понимание, что основной при-

чиной загрязнения, деградации природной среды и истощения ресурсов планеты является сочетание перенаселения в развиваю­щихся странах и перепотребления в промышленно развитых странах (население последних составляет 26 % от общей численности людей мира, а потребление мировых ресурсов ими достигает 80 %). Ответы кажутся очевидными: стабилизация численности населения и сокращение потребления материальных и энергети­ческих ресурсов в развитых странах. Но решение этих проблем невозможно без реформирования общества, повышения экологи­ческого сознания и уровня образования, восстановления дикой природы. Заповедных, охраняемых территорий еще слишком мало, чтобы компенсировать отходы, образующиеся при расточитель­ном использовании ресурсов. Человек продолжает считать себя выше природы и других видов.


 




Заключение


Заключение


 


На третьем уровне познания главной целью развития стано­вится использование технологий, экономических и политических систем для контроля роста населения, загрязнения и истощения ресурсов, предотвращения перегрузки природных экосистем путем преобразования современных промышленных сообществ в «постин­дустриальные» высокотехнологичные общества. Надежды возлага­ются на создание техногенных систем, подобных космическому кораблю, управлять которыми будут компьютеры, контролирующие загрязнение, производство достаточного количества продовольствия, добычу минеральных ресурсов, энергии и т. д. Если Земля окажет­ся перенаселенной, то часть населения будет жить на космических станциях. Если истощатся минеральные ресурсы - их станут добы­вать на других планетах. С помощью биотехнологий будут контро­лировать эволюцию живых существ и создавать организмы, которые дадут больше пищи, очистят воду и воздух, переработают отходы и др. Такой взгляд на будущее - отражение нашего высокомерно­го отношения к природе, уверенности в том, что с помощью технологий и своей изобретательности человек может создавать искусственную окружающую среду и новые формы жизни для того, чтобы избежать излишних нагрузок на естественную природу Земли. Но следует учитывать, что жизнь астронавтов, например, контролируется наземным центром управления и они всегда надеются возвратиться на Землю. В основу жизни в такой технологически созданной среде изначально заложены культурное однообразие, строгая регламентация функций, снижение биоразнообразия. За­дача состоит в том, чтобы научиться управлять техногенной биоси­стемой, когда технологии придется распространять на все сферы жизни. В конечном итоге это также приведет к перегрузке и разрушению природной среды и истощению ресурсов, потому что такое миропредставление основывается на ошибочной увереннос­ти в том, что мы полностью понимаем жизнь природы и способны ее воспроизвести с помощью техники.

Четвертый уровень познания предполагает отказ человека от высокомерного отношения к природе и признание центром жизнеобеспечения Землю, а не себя. Необходимо настроится


на ритмы природы и доверять им, осознавая, что полностью понять их невозможно. Люди должны усвоить, что они принад­лежат Земле, а не Земля им.

Новое экологическое мировоззрение включает ряд осново­полагающих представлений:

Все мы являемся частью - «простыми гражданами природы»; все живые существа взаимосвязаны и взаимозависимы.

Наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании.

Каждое живое существо имеет право на жизнь вне зависимо­сти от его полезности для нас в настоящем или будущем.

Наша основная задача состоит в том, чтобы сохранить устой­чивость и разнообразие систем жизнеобеспечения для всех ви­дов организмов. Вопросы о том, кому жить или умирать, должны решаться только в процессе эволюции.

Мы должны стремиться к сокращению численности населе­ния, чтобы дать возможность существовать другим видам и экоси­стемам, защищать оставшиеся дикие экосистемы; по мере сниже­ния прироста численности населения многие экосистемы следует вернуть первозданной природе.

Мы имеем право на защиту от опасных организмов и можем убивать другие организмы, но лишь тогда, когда это жизненно необходимо; у нас нет права делать это для удовлетворения своих прихотей.

Ресурсы Земли ограничены, никто не имеет права на беско­нечное увеличение доли используемых ресурсов; необходимо отличать наши неограниченные запросы от истинных потребнос­тей.

Все, что мы имеем, идет от Солнца и Земли, Земля без нас может существовать, а мы без нее нет.

Все люди должны нести персональную ответственность за сохранение Земли: производимые каждым отходы следовало бы складывать на собственном дворе, тогда каждый понял бы необ­ходимость повторного использования и снижения их количества


 




Заключение


Заключение


 


Мировоззрение, провозгласившее своей целью сохранение жизни на Земле и создание экологически устойчивой экономики, не отвергает технологий. Но они должны использоваться в гуман­ных целях охраны всех форм жизни, а не для их разрушения. Технологии не следует поощрять и развивать только потому, что они теоретически возможны.

Сохранение жизни на Земле требует участия каждого из нас. Мы должны это сделать не потому, что этого требует закон, а для того, чтобы спасти себя как вид. Что может сделать каждый из нас?

Почувствуйте себя одним целым с окружающей природой.

Станьте экологически информированными.

Найдите место, которое Вы полюбите и станете защищать, потому что оно является частью Вас.

Ведите более простой образ жизни за счет снижения потреб­ления и количества отходов.

Помните, что окружающая среда начинается дома.

Избегайте безразличия, унылого пессимизма, слепого техно­логического оптимизма и фатализма.

Участвуйте в решении политических проблем на местном и национальном уровнях.

Расширяйте свои познания о природе.

Как всего этого достичь? Живите по принципу:

Проблемы окружающей среды обусловлены миллионами мелких необдуманных поступков миллиардов людей. Исправить ситуа­цию могут тоже миллионы незначительных поступков, направ­ленных на защиту Земли. Отдавайте предпочтение вторичному использованию материалов. Повышайте энергоэффективность домов, утепляя их. Сажайте деревья, делайте компосты, выращи­вайте продовольственные культуры с применением органических удобрений. Пользуйтесь машиной, которая потребляет мало бен-


зина; договоритесь с коллегами о поочередном использовании машин для поездок на работу и с работы; пользуйтесь обще­ственным транспортом или ездите на велосипеде. Замените лампы накаливания на лампы дневного света; экономьте элект­ричество и воду. Имейте одного-двух детей. Пишите на обеих сторонах листа бумаги; не выбрасывайте одежду в угоду моде. Не покупайте продукты, упакованные в несколько пакетов. Подумайте, насколько необходимо Вам то, что Вы собираетесь купить. Каждое из этих действий приобщит Вас к экологически здоровому образу жизни и повлечет за собой подобные дей­ствия других. Все вместе такие действия приведут к масштабным политическим, экономическим и экологическим переменам.

Формирование экологического мировоззрения, обеспечива­ющего переход к экологически и экономически устойчивому сообществу, невозможно без повышения образовательного уров­ня населения. Китайская мудрость гласит: «Если Вы думаете на год вперед - посадите семя. Если Вы думаете на 10 лет вперед - посадите дерево. Если Вы думаете на сотни лет вперед -дайте образование народу».

Но одного мировоззрения как такового недостаточно. Не­реально ожидать от бедняков, находящихся на грани жизни и смерти, чтобы они заботились о долгосрочном выживании пла­неты. Когда люди замерзают, а их семьи и скот голодают -они рубят и сжигают деревья и сверх меры эксплуатируют пастбища. Следовательно, важным условием перехода мирового сообщества к устойчивому развитию является эффективная финансовая и техническая помощь развивающимся странам со стороны промышленно развитых государств. Это будет способст­вовать ограниченному использованию ресурсов планеты, защите природы и восстановлению разрушенных экосистем Земли, т. е. сохранению жизни на Земле.

Достижение этой цели необходимо и бедным, и богатым.


 




Список использованной литературы


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агесс П. Ключи к экологии. П.: Гидрометеоиздат, 1982. 97 с.

2. Алексеев М.И., Протасовский Е.М. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие / ЛИСИ. Л., 1990. 80 с.

3. Антомонов Ю.Г. Моделирование биологических систем: Справочник. Киев: Наукова думка, 1977. 260 с.

4. Балацкий О.Ф., Мельник Л.Г., Яковлев А.Ф. Экономика и качество окружающей природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. 190 с.

5. Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К. Основы экологии и охрана окружающей среды: Учебник для с/х вузов. М.: Колос, 1996. 304 с.

6. Бертокс П., Радд Д. Стратегия защиты окружающей среды от загрязнений. М.: Мир, 1980. 606 с.

 

7. Беспамятное Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. Л.: Химия, 1995. 528 с.

8. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера: Библиогр. тр. акад. В.И.Вернадского. М.: Наука, 1994. 672 с.

9. Винберг Г.Г. Первичная продукция водоемов. Минск: Изд-во АН БССР, 1960. 329 с.

 

10. Виноградов Б.В. Аэрокосмический мониторинг экосистем. М.: Наука, 1984. 319 с.

11. Водный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1995. 23 нояб.

12. Водоотведение и очистка сточных вод: Учебник / СВ. Яковлев, Я.А. Каре­лин, Ю.М. Ласков, В.И. Калицун. М.: Стройиздат, 1996. 592 с.

13. Временные методические рекомендации по определению ЭДК фосфора в воде водоемов / Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев, Г.И. Копина, Е.В. Неверова и др.; ЛИСИ. Л., 1991. 36 с.

14. Гидрохимия. Основные понятия, термины и определения: ГОСТ 17403-72. М.: Госкомстандарт СМ СССР, 1972. 6 с.

15. Гладких Ю.Н., Лавров СБ. Дайте планете шанс! М.: Просвещение, 1995. 205 с.

16. Голубовская Э.К. Биологические основы очистки воды: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1978. 272 с.

17. Горшков В.Г Физические и биологические основы устойчивости жизни / ВИНИТИ. М., 1995. 471 с.

18. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды
Российской Федерации в 1995, 1996 гг. // Экос-информ. М.,1996. № 5.
451 с.


19. Градостроительные и агроландшафтные проблемы в экологическом
аспекте: Рекреационное природопользование: Тез. докл. Томск: Изд-во Томско­
го университета, 1995. 74 с.

20. Дажо Р. Основы экологии. М.: Прогресс, 1975. 415 с.

21. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Изд-во МСЭ, 1990. 406 с.

 

22. Драчев СМ. Борьба с загрязнением рек, озер и водохранилищ промышленными и бытовыми стоками. М.; Л.: Наука, 1964. 276 с.

23. Дре Ф. Экология. М.: Атомиздат, 1976. 168 с.

24. Журавлев В.П., Серпокрылов Н.С, Пушенко СП. Охрана окружающей среды в строительстве. М.: Изд-во АСВ, 1995. 328 с.

25. Закон Российской Федерации об охране окружающей природной
среды. М.: Республика, 1992. 64 с.

26. Измалков В.Н. Экологическая безопасность, методология прогнозирования антропогенных загрязнений и основы построения химического мониторинга окружающей среды / НИЦЭБ РАН. СПб., 1994. 131 с.

27. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. 375 с.

28. Иоганзен Б.Г., Лаптев И.П., Львов Ю.А. Экология, биогеоценология и охрана природы. Томск: Изд-во Томского университета, 1979. 256 с.

29. Кармазинов Ф.В. Повышение эксплуатационной надежности, управля­емости и эффективности системы водоотведения крупного города: Автореф. дис... д-ра техн. наук. СПб: Изд-во СПбГАСУ, 2000, 86 с.

 

30. Кириленко В.П. Экология океана и международное право: Спра­вочник. СПб.: Гидрометеоиздат, 1994. 244 с.

31. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому разви­тию // Экос-информ. 1996. № 5. С. 5 - 14.

32. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информ. обзор // Экос-информ. 1994. № 3-4. С. 8 - 11.

33. Космическая экология / В.Г. Стоякин, Н.А. Темурьянц, В.Б. Макеев, Б.М. Владимирский. Киев: Наук, думка, 1985. 176 с.

34. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: Школьн. учебник. М.: Дрофа, 1995. 240 с.

35. Математическое моделирование водных экосистем: Тр. сов.-амер. симпоз. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. 310 с.

 

36. Меншуткин В.В. Проект «Невская губа». СПб.: Изд-во НИЦЭБ, 1994. 43 с.

37. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Пер. с англ. М.: Галактика, 1996, Т. 1. 256 с; Т. 2. 336 с; Т 3. 400 с.

38. Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. М.: Молодая гвардия, 1988. 254 с.


 




Список использованной литературы


Список использованной литературы


 


39. Научные основы контроля качества поверхностных вод по гидробиологи­ческим показателям: Тр. сов.-амер. симп. Л.: Гидрометеоиздат, 1977. 232 с.

40. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.: Мир, 1993. Т. 1,2.

41. Неверова ЕВ. Обоснование и разработка экологических норм биогенных веществ для Невской губы. Автореф. дис... канд. техн. наук. Таллинн: Изд-во ТТУ, 1988, 23 с.

42. Нежиховский Р.А. Вопросы формирования качества воды р.Невы и
Невской губы. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. 108 с.

43. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие. М.: Высшая
школа, 1987. 287 с.

44. Обращение участников конференции «Философия экологического образования» к россиянам, парламенту и правительству Российской Федерации // Экос-информ. 1996. № 5. С. 45 - 47.

45. Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. М.: Прогресс, 1978. 380 с.

46. Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986. Т.1. 328 с; Т.2. 376 с.

47. Охрана водных ресурсов / И.И. Бородавченко, Н.В. Зарубаев, Ю.С. Васильев, Х.А. Вельнер, СВ. Яковлев. М.: Колос, 1979. 247 с.

48. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1996. 557 с.

49. План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996-1997 гг. // Экос-информ. 1996. № 5. С. 15 - 27.

50. Проблемы экологического образования: Тез. докл. Томск: Изд-во Том­ского университета, 1995. С. 69 - 149.

51. Проблемы экологического устойчивого развития биосферы. М.:
Гидрометеоиздат, 1988. 121 с.

52. Проценко А. После Чернобыля // Правда. 1988. 6 сент. С. 3.

53. Пути решения вопросов рационального использования и охраны природных ресурсов Ленинграда и Ленинградской области / ЗИН АН СССР. Л., 1984. 200 с.

 

54. Радкевич В.А. Экология: Учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 1977. 302 с.

55. Ревелль П., Ревелль Ч. Здоровье и среда, в которой мы живем: Кн. 4. М.: Мир, 1995. 191 с.

56. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Загрязнение воды и воздуха: Кн. 2. М.: Мир, 1995. 296 с.

57. Реймерс Н.Ф. Экология: Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994. 356 с.

58. Россия в окружающем мире: Аналитический ежегодник. М.: Изд-во
МНЭПУ, 1999. 324 с.


 

59. Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. Л.: Гидрометеоиздат, 1983. 240 с.

60. Самоочищение и биоиндикация загрязненных вод: Сб. тр. М ■ Наука 1980. 278 с.

61. Сборник методик расчетов и нормативных документов по курсу «Охрана атмосферного воздуха»: Метод, указания. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 52 с.

62. Сенин В.Т. Ленинград без наводнений. Л.: Лениздат, 1984. 128 с.

63. Математическое моделирование морских экологических систем / Ю.Н. Сергеев, О.П. Савчук, В.П. Кулеш, Т.С. Комарова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 216 с.

64. Очистка производственных сточных вод: Учеб. пособие / СВ. Яковлев, Я.А. Карелин, Ю.М. Ласков, Ю.В. Воронов. М.: Стройиздат, 1979. 319 с.

65. Синельников В.Е. Механизм самоочищения водоемов. М.: Стройиздат, 1980. 112 с.

66. Современные проблемы геоэкологии и рационального использования природных сырьевых ресурсов: Тез. докл. Томск: Изд-во Томского университе­та, 1995. 126 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.