Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охрана труда при использовании компьютеров




 

В образовательных учреждениях широко используются в учебно-воспитательном процессе персональные компьютеры (ПК).

Опасные и вредные произ­водственные факто­ры, имеющие место при работе с компьютером, можно классифициро­вать на сле­дую­щие виды: ПК как непосред­ствен­ный источ­ник электромаг­нитных и элект-ростатических полей, а иногда - рентгенов­ских излучений; нега­тивные факторы, воз­ни­кающие при воспри­ятии и отображении информа­ции с экрана дисплея и дейст­вующие на зре­ние; несоответствие окружающей среды при работе на компьютере (освещение, микроклимат, ок­раска помещения, избыточный шум, виб­рация и т.п.) физиологиче­ским потребностям орга­низма человека; несоответ­ствие рабочего места антропометрическим дан­ным оператора ПК; монотонность труда.

Вредные воздействия при работе на персональном компьютере:

1 – избыточный видимый свет (особенно сине-фиолетовый);

2 – напряжённость электрического, магнитного и электростатического полей;

3 – неравномерная яркость и блики.

Указанные факторы и воздействия вызывают повышенную утом­ляемость, рас­стройство памяти, головную боль, трофические заболева­ния, наруше­ние сна, боль в запястьях и пальцах, а также в пояснице.

Конструкция персональной электронно-вычислительной машины (далее ПК) должна обеспечивать возможность поворота корпуса в го­ризонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном по­ложении для обеспечения фронтального наблюдения экрана видеодис­плея. Дизайн ПК должен предусматривать окраску корпуса в спокой­ные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус ПК, кла­виатура и другие блоки и устройства ПК должны иметь мато­вую по­верхность с коэффициентом отражения 0,4-0,6 и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики. Конструкция видеодис­плея должна предусматривать регулирование яркости и контрастности.

Площадь на одно рабочее место пользователей ПК - не менее 6 м2 при использовании дисплея с электронно-лучевой трубкой и не менее 4,5 м2 – при использовании жидкокристаллического дисплея.

Перед началом занятий и после каждого часа занятий нужно сквозное проветривание. В кабинете с ПК обязательна ежедневная влажная уборка, а экраны видео­мониторов необходимо протирать от пыли.

Помещения, в которых находятся видеодисплеи, должны иметь естественное и искусственное освещение. Окна в помещениях, где работают ПК, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Искусственное освещение может быть как общее, так и комбинированное. Освещен­ность на поверхности стола в зоне размещения документов должна быть 300-500 лк.

Поверхность пола в кабинете должна быть ровной, без выбоин, не скользкой и удобной для очистки, обладающей антистатическими свойствами. Стены кабинета должны быть окрашены холодными тона ми красок – светло-голубым, светло-зеленым, светло-серым цветами.

Для подсветки доку­ментов допускается применение светильников местного освещения. Рабочие места пользователей ПК надо размещать так, чтобы монитор был ориентирован боковой стороной к световым проёмам, а естественный свет падал преимущественно слева.

Блесткость устраняют правильным размещением рабочих мест и выбором светильника. Светильники мест­ного освещения должны быть с непросвечивающимся отражателем с за­щитным углом не менее 400.

В помещениях всех образовательных учреждений, где распо­ло­жены ПК, уровни шума и вибрации не должны превышать до­пус­тимых значений, установленных для жилых и общественных зда­ний в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами. Шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п.), уровни шума которого превышают нормативные, должно раз­мещаться вне помещений с ПК. Помещения, в которых есть рабочие места с ПК, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответст­вии с установленными правилами электробезопасности.

Не допускается использование блестящих поверхностей в отдел­ке интерьера кабинета. Запрещается применять для отделки внутрен­него интерьера полимерные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические ковровые покрытия и др.), выделяющие в воздух вредные химические вещества. На окнах должны быть шторы под цвет стен, не пропускающие естественный свет и полностью закрывающие оконные проемы. Не допускаются шторы черного цвета. Вся информация на стенах должна быть закрыта пленкой. В кабинете не допускается меловая доска. При размещении рабочих мест с ПК расстояние между столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2 метров, а расстояние между боковыми поверхностями видеомо­ниторов – не менее 1,2 метра.

Таблица 10

Допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот и уровня звука, создаваемого ПК (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) [299]

 

Уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами Уровни звука в дБА
31,5 Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц
86 дБ 71 дБ 61 дБ 54 дБ 49 дБ 45 дБ 42 дБ 40 дБ 38 дБ  

Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфа­витно-цифровых знаков и символов.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на его поверхности применяемого оборудования с учётом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. Поверхность стола должна иметь коэффициент отражения 0,5-0,7. Высота поверхности стола для взрослых пользова­телей должна регулироваться в пределах 680-800 мм, а при отсутствии такой возможности должна быть 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПК, на основании которых рассчитывают конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при его нерегулируемой высоте, равной 725 мм. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не ме­нее 600 мм, шириной – не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать под­держание рациональной рабочей позы при работе на ПК и позволять из­менять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утом­ления. Тип рабочего стула следует выбирать с учетом роста пользова­теля, характера и продолжительности работы с ПК. Рабочий стул дол­жен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам на­клона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть неза­висимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. По­верхность сиденья, спинки и других элементов стула должна быть по­лумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопрони­цаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать:

- ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;

- поверхность сиденья с закругленным передним краем;

- регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углов наклона вперед до 150 и назад до 50;

- высоту опорной поверхности спинки 300±20 мм, ширину – не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости – 400 мм;

- угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах ±300;

- регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260-400 мм;

- стационарные или съёмные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной – 50-70 мм;

- регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230±30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в преде­лах 350-500 мм.

Рабочее место пользователя ПК следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опор­ной поверхности подставки до 200. Поверхность подставки должна быть рифлёной и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Клавиатура должна быть на поверхности стола на рас­стоянии 100-

300 мм от края, обращённого к пользователю, или на спе­циальной регулируемой по высоте поверхности, отделённой от основной столешницы.

Для преподавателей средних и высших учебных заведений и учите­лей продолжительность работы в дисплейных классах, в кабине­тах ин­форматики и вычислительной техники не более 4 ча­сов в день, а для обслуживающего персонала не должна превы­шать 6 часов в день.

Весьма жесткие ограничения длительности работы на ПК вве­дены для учащихся школ и средних учебных заведений и для студентов.

Длительность работы студентов на занятиях с использованием персонального компьютера определяется курсом обучения, характером (ввод данных, про­граммирование, отладка программ, редактирование и другие работы) и сложно­стью выполняемых заданий.

Для студентов первого курса оптимальное время учебных заня­тий при работе с ПК составляет 1 час, а для студентов старших курсов – 2 часа с обязательным перерывом между двумя академическими часами занятий длительностью 15-20 минут. Допускается время учебных заня­тий с ПК увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших курсов – до 3 академических часов, при условии, что длительность учебных занятий в дисплейном классе (ау­дитории) не превышает 50 % времени непосредственной работы с ПК и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультурная минутка и физкультурная пауза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.