Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность рынка совершенной конкуренции




Оценить эффективность рынка совершенной конкуренции возможно с позиций рассмотрения результатов добровольного обмена, участниками которого являются потребители и производители. Это позволяет оценить конкурентное рыночное равновесие /в двух временных периодах/ как локальное равновесие, при котором все экономические субъекты получают максимальную выгоду от обмена и нереализованные выгоды от обмена не существуют. Выгода от обмена представима с помощью излишка потребителей и излишка производителей /рис.4.19 /.

 

Рис.4.19. Излишки потребителей и производителей в оценке эффективности локального равновесия на рынке совершенной конкуренции.

 

Напомним, что излишек потребителей характеризует чистую совокупную выгоду, получаемую ими от приобретения данного блага по установившейся на рынке равновесной цене. Она представляет собой сумму разностей между максимально высокой ценой /ценой спроса/, которую потребитель готов заплатить за конкретную единицу блага и той фактической ценой, которая сложилась на рынке, для всех единиц приобретаемой продукции. Излишек потребителей можно представить с помощью кривой спроса как часть плоскости, ограниченную осью цен, самой кривой спроса и линией равновесной цены. Упрощая реальность и рассматривая линейную функцию спроса, это соответствует на рисунке 4.19 площади треугольника АРЕЕ. Излишек производителей отражает чистую совокупную выгоду, получаемую последними от реализации данного блага по сложившейся на рынке равновесной цене. Она свидетельствует о прибыльности производства для тех производителей, чьи издержки производства на единицу продукции ниже рыночной цены и может быть рассчитана как сумма разностей между фактически сложившейся на рынке ценой и той минимально низкой ценой /ценой предложения/, которая позволяет производителю предлагать данную единицу продукции на рынке, для всех единиц реализуемой продукции. Полагая, что функция предложения имеет также как и функция спроса линейный вид, графически излишек производителей соответствует на рисунке 4.19 части плоскости, ограниченной осью цен, кривой предложения и линией равновесное цены, то есть площади треугольника ВРЕЕ.

Совокупность излишков потребителей и производителей представляет собой общественную выгоду в целом /площадь треугольника АВЕ на рис.4.19/. Данная выгода максимальна тогда, когда конкурентный рынок находится в состоянии равновесия. Для того, чтобы понять это, рассмотрим объем выпуска Q1. Очевидно, что при данном объеме выпуска цена спроса превышает цену предложения. Это является свидетельством того, что потребительская оценка предельной полезности последней единицы продукции превышает оценку производителей в виде предельных издержек на ее получение. Следовательно, благосостояние рассматриваемых экономических субъектов может быть улучшено путем наращивания объема производства в силу заинтересованности в этом обеих сторон. Предположим, что в результате увеличения производства получено Q2 единиц продукции. Если исходить из сохранении прежней равновесной цены РЕ, то неизбежно ухудшение благосостояния как потребителей /площадь треугольника ЕМК/, так и производителей /площадь треугольника ЕТМ/. Таким образом, совокупные потери агентов экономики представимы площадью треугольника ЕТК. При наличии самостоятельности в принятии решений никто из них не проявит заинтересованности в расширении объема выпуска и реализации продукции, так как это порождает общественный ущерб от превышения объема рыночного производства над равновесным.

Представленное объяснение позволяет сделать вывод о том, что только состояние рыночного равновесия позволяет максимизировать общественную выгоду в целом, так как обеспечивает получение максимально возможных излишков как производителями, так и потребителями. Отклонение от данного состояния не способно обеспечить рост благосостояния какого-либо субъекта без ухудшения благосостояния другого субъекта.

Сделанный нами ранее вывод об условии достижении равновесия в долгосрочном периоде для отдельно взятой фирмы вне зависимости от того, является ли отрасль отраслью с возрастающими затратами, убывающими или неизменными затратами, можно представить в виде:

P=MR=ATC=MC (4.5)

Представленное равенство имеет большое социально-экономическое значение для общественной оценки эффективности рынка совершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции эффективен с точки зрения распределения и использования ограниченных экономических ресурсов общества, а, следовательно, он способствует максимально полному удовлетворению потребностей общества.

Говоря об эффективности данного типа рынка, следует выделять не только эффективность распределения ресурсов, но и его производственную эффективность. Эффективность распределения ресурсов достигается тогда, когда ресурсы распределены по сферам и отраслям экономики так, что создаваемые блага наиболее необходимы обществу и сформировавшаяся структура общественного производства не может быть изменена с тем, чтобы извлечь дополнительную чистую выгоду для общества. Невозможно перераспределить экономические ресурсы общества таким образом, чтобы увеличить выпуск одного блага, не уменьшив при этом выпуск другого. Производственная эффективность предполагает, что каждое экономическое благо производится с наименьшими затратами, то есть фирмы отрасли используют только экономически эффективные способы производства.

Условием производственной эффективности является равенство:

P = ATCmin.

Оно означает, что фирмы должны использовать наилучшую, из доступных им (менее дорогую), технологию, а это обеспечит достижение наиболее экономичного способа производства из всех технически доступных. В противном случае над ними висит угроза банкротства. Это, несомненно, выгодно потребителю, который выигрывает от наиболее низкой цены блага.

Соблюдение всеми фирмами отрасли данного условия обеспечивает получение отраслевого объема продукции с наименьшими совокупными издержками производства. При этом предельные издержки производства должны быть одинаковыми для всех фирм отрасли.

Эффективность распределения ресурсов соответствует условию: P = MC, поскольку при рассматриваемом типе рыночной структуры все производители работают при единой цене, «диктуемой» рынком, а потому уравнивают с ней свои предельные издержки. Это и позволяет достичь равенства предельных издержек всех фирм, которое свидетельствует о невозможности последующего снижения совокупных отраслевых издержек производства путем перераспределения экономических ресурсов между предприятиями данной отрасли.

Как уже подчеркивалось ранее, производство должно быть не только технологически эффективным. Оно также должно обеспечивать получение экономических благ, наиболее значимых для общества.

Рассматриваемый тип рыночной структуры обеспечивает такое распределение ресурсов, при котором создаваемые блага наиболее востребованы обществом, то есть в них существует насущная потребность со стороны потребителей и они максимально полно соответствуют предпочтениям потребителей.

Денежная оценка любого экономического блага является той мерой, которая дает представление об относительной ценности в глазах общества единицы данного блага (его предельной ценности).

Вместе с тем, предельные издержки производства позволяют оценить те блага, которые могли быть получены с использованием экономических ресурсов, фактически оказавшихся вовлеченными в производство данного блага.

Следовательно, цена блага дает представление о степени удовлетворения потребностей общества, получаемом от каждой дополнительной единицы данного блага, а предельные издержки производства дополнительной единицы блага отражают потерю общества в виде тех благ, которые могли бы быть получены при альтернативном использовании ресурсов, но реально задействованные в производстве большего количества данного блага.

Если объем производства фирмы меньше объема, соответствующего критерию эффективного распределения ресурсов, то это свидетельствует о недораспределении ресурсов для производства данного продукта с общественной точки зрения и недополучении фирмой прибыли (относительно максимально возможной).

Когда объем производства превышает объем, соответствующий рассматриваемому критерию, то значит общество оценивает дополнительную единицу производимого блага более низко, чем альтернативные экономические блага, которые можно было произвести на основе задействованных экономических ресурсов, что означает отсутствие эффективного распределения ресурсов и возможность их перераспределения с целью увеличения чистой выгоды общества и прибыли фирмы.

Только когда цена равна предельным издержкам, фирма-совершенный конкурент способна максимизировать свою прибыль, а ресурсы общества не требуют последующего перераспределения.

Конкурентная система формирования цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменения во вкусах потребителя, в технологиях, в запасах ресурсов для того, чтобы поддерживать эффективность распределения ресурсов долгое время.

Вместе с тем, существует два момента, оправдывающих при определенных обстоятельствах вмешательство государства в механизм функционирования рынка совершенной конкуренции. Речь идет о возможности увеличения благосостояния экономических субъектов при появлении внешних эффектов и при возникновении условий, порождающих несостоятельность рынка. Детальному рассмотрению представленных ситуации будет уделено внимание в главе 11.

Несмотря на ограниченную возможность развития рынка совершенной конкуренции сегодня, предпринятый анализ имеет ценность, так как многие отрасли близки по своей природе к конкурентным рынкам: фирмы на этих рынках сталкиваются с высокоэластичными кривыми спроса и относительно легко вступают в бизнес и выходят из него.

Не исключена и возможность того, что даже когда на рынке имеется только одна фирма, она может вести себя как совершенный конкурент, при определенном стечении обстоятельств.

Теперь обратимся к исследованию экономической природы рынка, на котором представлен один экономический субъект - производитель - рынку чистой монополии, полной противоположности рынка совершенной конкуренции.

 


Глава 5. Монополия

 

5.1. Признаки монополии и причины ее существования

 

В предыдущей главе была исследована модель рынка совершенной конкуренции. Данная глава посвящена изучению прямо противоположного типа рыночной структуры – монополии, т.е. рынка, на котором действует только один продавец. (Само название “монополия” произошло от греческого “моно” - один, “полио” – продаю).

Основными характеристики модели рынка “чистой” монополии являются следующие:

- наличие одного продавца некоторого товара,

- товар, в какой то степени уникален, т.к. не имеет близких полноценных заменителей, которые могли бы оказывать существенное влияние на рынок данного товара (т.е Еij→0) (но тем не менее несовершенные заменители все же существуют);

- в условиях монополии спрос на продукцию фирмы является фактически отраслевым спросом, т.к. в данной отрасли действует, как мы уже сказали, только один продавец, одна крупная фирма.

- монополист способен оказывать влияние на цену, может назначать ее в соответствии со своими интересами, т.е. “диктовать” цену (но все-таки существует конкуренция за деньги потребителей);

- вход в такую отрасль, как правило, очень затруднен или даже не возможен, поскольку существуют барьеры вступления в отрасль. К таким барьерам относятся: административные и экономические.

Административные барьеры:

- законодательные ограничения со стороны государственных, муниципальных органов. Это, как правило, касается естественных монополий. Например, городские коммунальные службы, водоочистные сооружения, железнодорожный транспорт; -

- лицензии и патенты. Патенты, как правило, действуют на протяжении длительного времени (В США, например, патенты на некоторые изобретения могут составлять 17 лет) и не позволяют пользоваться этим изобретением другим. Даже в нашей речи последствия монопольного права владеть тем или иным изобретением находят своеобразное подтверждение. Мы часто вместо слова “размножить”, говорим “сделать ксерокопии”. А ведь это оттого, что долгие годы право производить множительную технику подобного рода принадлежало фирме “Ксерокс”. Теперь срок патента истек, и на рынке появились другие производители множительных аппаратов, но слово осталось, как своеобразная дань длительному господству “Ксерокса”.

- Экономические барьеры:

- -положительная отдача от масштаба: издержки производства на единицу продукции; тем ниже, чем крупнее производство (это основная причина существования естественных монополий),

- -огромные затраты капитала на НИОКР, рекламу, инвестиции и т.д.

- доступ к информации со стороны потенциальных конкурентов;

- -контроль над ресурсами. Доступ к ресурсам крайне затруднен, т.к. существует контроль одной фирмы над ресурсами, которые необходимы для производства данного товара (Например, корпорация “Де Бирс” контролирует 95% мировой добычи алмазов),

- высокие транспортные расходы, которые приводят к существованию локальных монопольных рынков

- - барьером может быть не только ограничение на вход, но и ограничение на выход. В качестве такого барьера может выступать уникальное, специфическое дорогостоящее оборудование или сооружение (например, доменная печь), которое невозможно продать при ликвидации предприятия, т.е. велики потери при закрытии.

Деление барьеров вхождения в отрасль на административные и экономические в определенной степени условно. Так, контроль над ресурсами в какой-то степени является и административным барьером.

5.2. Спрос на продукцию монополиста. Предельная выручка.

 

Перейдем теперь к анализу поведения фирмы-монополиста в коротком периоде. Рассмотрим вначале спрос на продукцию монополиста и его предельную выручку (MR). Как мы уже отмечали выше, кривая рыночного спроса на данный товар, имеющая, как обычно, отрицательный наклон является и кривой спроса монополиста (рис.15.1а). Монополист, таким образом, должен считаться с тем, что любое увеличение выпуска неизбежно приводит к снижению цены, а уменьшение выпуска, напротив, позволяет повысить цену. Иными словами, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист устанавливает одновременно и цену товара. Какую же цену будет устанавливать монополист? Скорее всего, ту, что позволит ему максимизировать его прибыль.

Для ее определения нам необходимо знать, как изменяется общая, а, следовательно, и предельная (т. е. приращение общей) выручка при изменении объема выпуска. Общая выручка равна произведению объема продаж на цену, по которой этот объем будет продан:

TR = P*Q (5.1)

В свою очередь цена, по которой будет продан данный объем, - это цена спроса:

Пусть объем продаж увеличился от значения Q1до Q2 и вследствие этого цена снизилась с Р1 до P2. Приращение общей выручки равно

Это изменение складывается под действием двух обстоятельств. С одной стороны, вследствие роста объема продаж выручка увеличивается на величину Р2 * (Q2 — Q1). С другой стороны, снижение цены уменьшает выручку на величину Q1 * 1 — Р2) (рис. 5.1). Для очень маленьких изменений цены изменения общего дохода можно записать как приращение общей выручки можно представить в виде

DTR=P*DQ+Q*DP, (5.2),
где DP отрицательно, а DQ положительно

Разделив (27.2) на DQ, получим

DTR/DQ=MR= P+Q*DP/DQ, (5.3)

где DP/DQ является наклоном кривой спроса.

Точное значение МR получим, перейдя к пределу при , или, что равносильно, выполнив дифференцирование общей выручки:

откуда (5.4)

Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то, следовательно, предельная выручка всегда будет меньше цены товара.

Таким образом, при увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. При какой-то цене дальнейшее увеличение объема продаж еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а дальнейшее снижение цены приводит к тому, что предельная выручка становится отрицательной.

Если функция спроса представлена линейной зависимостью, то функция предельной выручки монополиста будет убывать в два раза с большей скоростью. На рис. 5.1а график МR пересекает ось абсцисс в точке Qmax. При объеме выпуска Qmax общая выручка будет максимальной (рис.5.1в ). Общая выручка монополиста достигает своего максимального значения, когда МR=0.

Взаимосвязь между предельной выручкой и эластичностью спроса по цене можно представить следующим образом.

Поскольку ценовая эластичность спроса характеризуется соотношением между относительными изменениями спроса и цены:

(5.5)

Следовательно, подставив DP/DQ=P/(Q*Ed) в 5.4 получим, что MR=P+Q*P/QEd=P(1+1/Ed) (5.6)

Поскольку Ed отрицательно, то график предельной выручки всегда расположен ниже графика спроса.

Если функция спроса задана линейно, т.е. Qd=а –bР, то обратная функция спроса Р=a/b –(1/в) *Qd, тогда ТR= (a/b –(1/в) Qd) *Qd), а МR= a/b –(2/в) Qd), т.е. графи к предельной выручки убывает в два раза быстрее, чем убывает график спроса.

 

 

 

Рис. 5.1. Спрос и предельная выручка монополиста.

В любой рыночной структуре фирма, стремящаяся к максимуму прибыли, достигает этого максимума, когда ее предельная выручка равна предельным издержкам (затратам), т.е. MR=MC.

При монополии же МR(Q) < Р(Q). Поэтому при объеме выпуска, максимизирующем прибыль монополиста, МR = МС < Р, т.е. монополист всегда устанавливает цену, превышающую предельные издержки.

Проиллюстрируем эти результаты графически.

Рис. 5.2. Монополия, максимизирующая прибыль.

 

На рис.5.2 а изображены график спроса на продукцию предприятия-монополиста, графики его предельной выручки, средних и предельных издержек, а на рис.5.2б графики общей выручки и общих затрат монополиста.

Монополист получает положительную прибыль в интервале объемов выпуска Q1Q2, где график общей выручки расположен выше графика общих издержек. Своего максимального значения, равного длине отрезка КL, эта прибыль достигает при объеме выпуска Qm, когда расстояние между кривыми ТR и ТС максимально. При выпуске Qm наклон кривой ТR в точке К равен наклону кривой ТС в точке L (касательные к кривым ТR и ТС в точках К и L соответственно параллельны), т. е. МR = МС. Это можно увидеть и на рис. 5.2, а, где при объеме выпуска Qm кривые МR и МС пересекаются (МR = МС).

Итак, фирма-монополист получает максимальную прибыль при выпуске Qm единиц товара, которые реализуются на рынке по цене Pm (рис. 5.2, a). Таким образом, необходимым условием максимизации прибыли первого порядка является равенство МR(Qm) = МС(Qm) и Рm> АТС, т.к.

max π(Qm)=ТR(Q) –STC(Q) (5.7)

d π(Q)/dQ=dТR(Q)/dQ –dSTC(Q)/dQ=0 (5.8)

Достаточным условием максимизации прибыли второго порядка является следующее неравенство:

d2 π(Q)/dQ2=d2ТR(Q)/dQ2 –d2STC(Q)/dQ2<0 (5.9)

или d2ТR(Q)/dQ2=d2STC(Q)/dQ2<0,

или dМR(Q)/dQ=dМC(Q)/dQ<0 (5.10)

Условие второго порядка трбует, чтобы наклон кривой предельных издержек был больше наклона предельной выручки, т.е. чтобы кривая МС пересекала график МR снизу.

Если при МR = МС, Рм = АТС, то это - условие безубыточности, при котором нет экономической прибыли, но фирма получает нормальную прибыль.

В случае, если AVC£Р<АTС, то объем выпуска, при котором МR = МС, обеспечивает для фирмы-монополиста минимизацию убытков. Площадь заштрихованного прямоугольника — это минимально возможная величина общих убытков фирмы при данных функциях спроса на продукцию монополиста и его затрат (рис.5.3)

Рис. 5.3. Монополия, минимизирующая убыток.

 

Рис. 5.4. Прекращение производства фирмой-монополистом в коротком периоде

Если же Р< АVС, при МR = МС, то фирма в коротком периоде приостанавливает производство(рис. 5.4), а если Р<АС, то в долгом периоде вынуждена прекратить свою деятельность.

Существует ли кривая предложения у фирмы-монополиста? В условиях монополии ветвь кривой МС показывает не то, какой объем выпуска выберет фирма в зависимости от уровня цены товара (как в случае совершенной конкуренции), а лишь то, какой объем выпуска выберет фирма в зависимости от величины предельной выручки, от своей кривой спроса. (рис. 5.5). Предположим, что монополист сталкивается с кривой спроса D1. Тогда монополист максимизирует свою прибыль при объеме. выпуска Qе, которому соответствует цена P1. Представим теперь, что кривая спроса на продукцию монополиста стала D2. Объем выпуска, максимизирующий прибыль фирмы, Qе (как и в первом случае), однако цена реализации этого объема на рынке уже иная — Р2..

 

Рис.5.5 Монополия не имеет кривой предложения

 

Таким образом, при различных кривых спроса различным уровням цены соответствует один и тот же оптимальный объем выпуска фирмы-монополиста, а одному и тому же уровню цены — разные оптимальные объемы выпуска, - это означает невозможность построения кривой предложения такой фирмы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.