Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что бы вам хотелось?.. Сделайте это, пожалуйста!




Сколько вам сейчас в образе лет?.. В каком возрасте вы себя представляете?.. Какому возрасту соответствует ваше настроение?.. Что это скорее: детство, юность или зрелые годы?..

Как вы себя чувствуете?.. Какое у вас настроение?..

Сколько сейчас времени?.. Который час?.. Что это скорее: утро, день или вечер?..

Какое сейчас время года?.. Какой месяц?..

Какая сейчас погода?.. Какое небо?.. Какая температура воздуха?..

Что находится вокруг цветка?.. Что его окружает?..

Что вы ощущаете, когда смотрите на цветок?.. Какие чувства он у вас вызывает?..

А теперь проследите вниз по стеблю цветка… Где находится цветок?..

Как вы ощущаете запах цветка?.. Что вы чувствуете?..

Загляните в самую середину цветка… Как она выглядит?.. Что там?..

Попробуйте дотронуться кончиком пальца до самой середины цветка… Что вы чувствуете?..

Какая чашечка у цветка?.. Дотроньтесь до нее… Какие лепестки?.. Какого они цвета?..

Что сейчас?..

Попробуйте дотронуться до стебля цветка. – Какой он на ощупь?.. Какой толщины стебель?.. Насколько он упругий?.. Проведите по стеблю рукой…

Потрогайте листья… Какие они на ощупь?.. Попробуйте дотронуться до верхней и нижней части листа… Сравните свои ощущения…

Как вы одеты?.. Что у вас на ногах?.. Попробуйте пошевелить пальцами ног... Как вы ощущаете обувь на ногах?.. Подышите животом... Как вы ощущаете одежду в области живота и талии?.. Пошевелите плечами... Как вы ощущаете одежду в области плеч?.. Как вы ощущаете одежду в области груди?..

А теперь запомните все, что вам представляется, и попрощайтесь с образом… Запомните все свои ощущения, чувства, все краски, запахи и звуки… Запомните ваш цветок так, как вам хотелось бы его нарисовать…

Когда будете готовы, то попрощайтесь с образом… Посильнее потянитесь…
И медленно открывайте глаза…

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Важно описывать, также, постоянно эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Пациента следует попросить, попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец.

Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть розу, гвоздику, тюльпан, ромашку, мак, ландыш, хризантему, подсолнух. Лишь в редких случаях проблемы проявляются в том, что уже при первом представлении цветка появляется экстремальный или необычный образ. Признаком нарушения могут считаться случаи, когда возникает черная роза, цветок из стали или бетона, а также если цветок через короткое время уже увядает, а листья обвисают.

Об особо ярко выраженной способности к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов в один. Истерическую структуру личности может характеризовать нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской, например, «цветик-семицветик», цветы из пластмассы или с дополнительными неестественными украшениями.

Символическое значение цветов в культуре и языке

 

РОЗА – в современной культуре имеет почти исключительно сексуально-эротическое значение, в то время как в Древнем мире розы также приносили на кладбище:

красная роза – символ эротизма;

розовая роза – инфантилизм, желание вернуться во внутриутробное состояние;

оранжевая роза – сила личности, стремление к доминированию, экспансивность;

белая роза – чистота, целомудрие, платонические отношения, идеализация;

желтая роза – с одной стороны, активная жизненная позиция, экстравертированность,
с другой стороны, ревность;

темно-вишневая роза – стремление к самоутверждению и власти.

МАК – застой, стагнация, забытье, уход от реальности в мир иллюзий.

РОМАШКА – сомнение.

ТЮЛЬПАН (“коробочка”) – анальные фиксации.

ГВОЗДИКА – уважение к памяти, поклонение героям, авторитетам.

НЕЗАБУДКА (синий цвет) – верность.

ГЕРБЕРА – демонстративность, привлечение к себе внимание, истерический радикал.

КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК – шизоидная структура личности.

МАЛЕНЬКИЕ НЕВЗРАЧНЫЕ ЦВЕТЫ – депрессивная структура личности.

«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК», пластмассовые, искусственные цветы – истерическая структура личности.

«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» – эдипальные фиксации.

 

Символическое значение отдельных частей цветка

 

ГОЛОВКА ЦВЕТКА – разум, интеллект, чувственность.

ЛИСТЬЯ – витальность, жизненная (витальная) сила.

СТЕБЕЛЬ – фаллический символ (прямой, твердый и толстый стебель); стержень личности, ось, опора; отражает преобладание архетипа АНИМЫ (гибкий и мягкий стебель) или АНИМУСА (прямой и твердый стебель):

АНИМА АНИМУС

КОЛЮЧКИ НА СТЕБЛЕ – опасности, которые сопровождают страсть; их отсутствие – игнорирование опасности; избыточное количество шипов – утрирование опасности.

КОРНИ – склонность к саморефлексии, копание в себе.

ТЫЧИНКИ и ПЕСТИК – сексуальная зрелость.

Своеобразная, форма нарушений проявляется в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько: одновременно (например, поле цветов, цветущий куст, букет цветов) или последовательно, когда цветы сменяют друг друга в поле зрения, так что трудно решить, на каком из них остановиться. Часто предложение дотронуться в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из них. Если и после этого не удается остановиться на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и на чем-то сосредоточиться. В экстремальном случае это может быть проявлением так называемого полевого поведения, когда каждый следующий сильный раздражитель переключает на себя предыдущую деятельность. Некоторые люди так смотрят телевизор, постоянно переключая с одного канала на другой, и не могут в результате целиком посмотреть ни одну программу.

Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, «зависшим» на каком-то неопределенном фоне.[5]

Отсутствие «почвы под ногами» может говорить, в негативном плане, о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни. В позитивном плане, это большая гибкость, подвижность и свобода в принятии решений. Соответственно, если цветок растет на земле посреди какого-то ландшафта, то, в негативном плане, это может означать ригидность и консервативность, а в позитивном – большую основательность и стабильность.

Промежуточный вариант представляет собой случай, когда цветок растет в горшке. Это может соответствовать некоторой нише, которую нашел для себя человек и в которой он чувствует себя комфортно, но которую не желает покидать. Иногда человек представляет цветок как бы зависшим в пространстве. Это может соответствовать оторванности от корней, родителей или Родины. Если в образе человек держит цветок в руке, это может означать, что и в жизни он привык сам «держать себя в руках», опираться только на себя.

Цветок может расти и в воде, уходя корнями в дно водоема или плавая на поверхности. Вода считается символом бессознательного. Известно, что когда пациент начинает проходить курс психоанализа, т. е. как бы «бередить» и «поднимать» свое бессознательное, то ему часто снятся сны, что начинается наводнение, море выходит из берегов или происходит потом в доме. Земля считается одним из важнейших материнских символов. Известно выражение: мать – сыра земля! Если цветок находится в воде, уходя корнями в дно, то это может говорить, что связь с матерью вытесняется в область бессознательного и человек ее не осознает. Если это плавающий на поверхности воды цветок, то внутренняя связь с матерью еще более разорвана и вытесняется в область бессознательного.

Далее желательно спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает. (Символическое значение этих критериев подробно разбирается в разделе Представление образа.)

После окончания представления «цветка» рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу. Например, можно сказать: «У меня сложилось впечатление, что у Вас хорошее воображение» – или – «У Вас живая фантазия. Это можно было бы хорошо использовать для применения одного психотерапевтического метода. Я предлагаю и далее проводить лечение в форме сновидений наяву». Если образы были выражены менее ярко, можно похвалить пациента, сказав о его «хорошей предрасположенности к представлениям» и возможности развития и тренировки врожденной способности к воображению. Затем можно сказать, что через несколько сеансов пациент разовьет у себя еще более четкие представления. Важно, чтобы пациент получил положительную обратную связь и поддержку на уровне эмпатии.

«….А запахи вели его своей дорогой, через растения, в землю.

Лилия открылась ему как чистая мысль, не затронутая желанием, как вечная жизнь, как молоко женской груди, питающее во сне, как ослиный член, как одеяние, недоступное мужчине, но как покрывало, доступное молодости.

Белая роза запахла Фракией, Евой до грехопадения, потом Магомета, человеческой душой и кровью Венеры, свободной от низменной похоти, а когда эта кровь окрасила её в

красный цвет, роза запахла страстью, Евой после грехопадения, проклятьем дьявола и Божьим благословением, и в этот момент роза с пятью листьями хлестнула его жизненной силой, принадлежащей богу войны.

Кипарис зашелестел, как святое дерево богини любви, почувствовалось присутствие рая и Святой горы, огня, скипетра Зевса и стрелы Амура, благоухающего пламени с корнями из серебра, золота и тука.

Пшеница пахла телом Христа, Матерью-землёй, плодом граната и подземельем, а эхо её отдавало солью и вином.

Пальма несла победу над смертью и силу движения,

подсолнухи глядели не на солнце, а на него…»

Милорад Павич

«Последняя любовь в Константинополе. Пособие по гаданию»

Пер. с серб. Л. Савельевой. – СПб.: Азбука 1999, с. 34 – 35

 

Мотив «Деревo»

Образы, которые человек представляет при задании мотива «Деревo», можно анализировать одновременно в двух планах – на субъектном и на объектном уровнях.

На объектном уровне образ дерева символизирует родителей или других значимых лиц. Дерево может как подавлять своими размерами, так и представлять защиту и укрытие. Можно прятаться под ветвями, с верхушки оглядеть панораму, питаться его плодами, играть в ветвях, построить в них для себя жилище и многое, многое другое.

На субъектном уровне дерево может отражать представление пациента о том, каким ему хотелось бы быть: большим, сильным, могущественным. Здесь важны все детали: вечнозеленое или лиственное дерево, стоит ли одиноко или окруженное другими деревьями, здорово ли, не опали ли листья, засыхает ли оно, либо уже засохло.

В ходе сеанса у пациента могут сложиться определенные личные отношения с его деревом. Приводимый далее пример (H. Leuner, G. Horn, E. Klessmann, 1990, с.79) показывает, как образы 11-летнего мальчика отражают актуальную проблематику для латентного возраста (З. Фрейд, Очерки по психологии сексуальности, 1905).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.