Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры. Мотив «Дом» очень многоплановый, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы




Дом

Дом

Мотив «Дом» очень многоплановый, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы. Прорабатывание мотива «Дом» также требует больше времени, иногда даже два и более сеансов. Нередко в образе дома скрыт многогранный и сложный конфликтный материал. По этой причине мотив «Дом» следует предлагать только таким пациентам, которые уже хорошо освоились с методом символдрамы и которых психотерапевт может считать способными выдержать определенную психологическую нагрузку. Мотив«Дом» следует по возможности повторять несколько раз.

З. Фрейд видел в доме символ личности или одной из ее частей. В мотиве «Дом», в его комнатах и служебных помещениях, в том, как они оборудованы, находят выражение структуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, семейные проблемы, защитные установки и страхи. В мотиве «Дом» проявляется актуальная самооценка пациента и переживаемое им в данный момент эмоциональное состояние. Различные помещения дома символизируют различные стороны личности. Специально посвященная мотиву «Дом» книга психотерапевтов Эдды Кессманн и Ханнелоры Айбах называется «Там, где живет душа» (E. Klessmann, H. Eibach, 1993).

Техника работы с мотивом «Дом» предполагает, что после представления образа луга пациента просят представить себе, что он видит какой-нибудь дом. При этом следует избегать каких-либо конкретных заданий и описаний. Еще лучше, если пациент сам встречает на своем пути дом.

Пациента просят, прежде всего, описать дом снаружи, а также все, что находится вокруг него. Например, если есть сад, то можно спросить о его состоянии, о настроении образа и т. д. Внешний вид дома имеет важное диагностическое значение. В норме дом предназначен, как правило, только для одной семьи. Это одно-, двух-, максимум трехэтажное строение, частный дом, дача или вилла.

Пациенты с грандиозными ожиданиями и завышенной нарциссической самооценкой могут представлять замок, в котором, возможно, будет тронный зал с троном. Девочки с истерически-демонстративной структурой личности часто представляют себе красивый замок в стиле барокко, с гуляющими по парку фрейлинами. Маленькая хижина указывает на недостаточно развитое самосознание пациента. Отсутствие окон позволяет сделать вывод о сильной замкнутости и недоверии к окружающему миру. Если пациент представляет себе офис фирмы, учреждение, гостиницу или что-то подобное, то можно предположить, что его интимно-личные переживания либо сильно защищены, либо он ими явно пренебрегает, в особенности, если в доме мало жилых помещений или их вообще нет. Признаком нарушения, характеризующим эксгибиционистские и истерически-демонстративные тенденции, можно считать представление прозрачного дома целиком из стекла, когда видно все, что в нем происходит.

Можно выделить также половые особенности при представлении мотива «Дом». Эрик Эриксон (E.H. Erikson, 1984) считает, например, что способ, каким мальчики и девочки строят из кубиков игрушечный домик, позволяет констатировать «характерные половые различия». «Мужской» дом определяется категорией «высоко/глубоко». Он включает в себя как «высокие структуры» (башни), так и их противоположность: «обвалы, руины, встречающиеся исключительно у мальчиков». Девочки же занимаются в основном «внутренним обустройством дома».

Мотив «Дом» во многом ситуативен. В различные периоды в разных состояниях один и тот же пациент может представлять мотив дома по-разному.

Закомплексованный и замкнутый 11-летний мальчик представил себе бетонный бункер без окон и дверей. (H. Leuner, G. Horn, E. Klessmann, 1990, с. 24)

В образах у молодой девушки на протяжении многих сеансов всякий раз появлялись гостиницы и учреждения. В них не было ничего личного и домашнего. Но после того, как пациентка вдруг неожиданно влюбилась, она представила себе вместо этих строений идиллическую картину лесного дома, окруженного садом с роскошными цветами, зрелыми огурцами и тыквами. Внутри дома она нашла декорированную охотничьими ружьями и трофеями библиотеку. (H. Leuner, G. Horn, E. Klessmann, 1990, с. 24)

19-летняя выпускница школы, страдающая выраженным невротическим расстройством, представляет себе высотный дом. Он поднимается выше облаков, а на его вершине еще продолжаются строительные работы. Там работает много строителей вместе с самой пациенткой, так как этот дом должен стать еще выше. Здание сужается в остроконечную верхушку, раскачиваясь на сильном ветру из стороны в сторону. (сверхъестественная высота дома отражает сверхвысокий уровень притязаний пациентки, ее чрезмерно высокие требования со стороны садистического Сверх-Я (З. Фрейд, 1923), которое уже в раннем возрасте было заложено ее отцом. Форма дома символизирует, по всей видимости, также и фаллические фантазии пациентки, которая стремится, поднявшись на вершину дома, идентифицироваться со своим отцом.)

С верхней площадки, площадью примерно в 1 м2, вниз с «жутким криком» срываются трое рабочих (латентные агрессивные тенденции). Пациентке же еще удается держаться. Панораму внизу ей частично закрывают облака. По сторонам она видит покрытые снегом горы, которые намного меньше высотного дома (невротически завышенный уровень притязаний, нарциссическая самооценка). С другой стороны вырисовывается море с кораблями (истерическая идеализация ландшафта). Она продолжает строить дальше дом, чтобы подняться еще выше. Наконец здание становится таким большим, что она добирается до двери, ведущей на небо. (Восхождение на небо свидетельствует о желании пациентки приблизиться к Б-гу Отцу.)

Через забавно-современную самооткрывающуюся стеклянную дверь (истерические тенденции) она вступает на небо. Ее останавливает страж. Она «жутко» умоляет его, чтобы он связался по телефону, может быть, с самим Господом Б-гом. Затем приходит женщина, какая-то святая в белых одеждах, босая с венком роз на голове, черными волосами, голубыми глазами и совершенно белой кожей. Она слегка окидывает взглядом пациентку и ведет ее затем по длинным переходам. Кругом все холодно, голо и сухо, как в научно-фантастическом фильме. Женщина же, напротив, милая, сердечная и доброжелательная. Исхудалые арестанты с наголо остриженными головами тащат повозку, на которой сидит черт (эдипальная проблематика: черт символизирует «злого отца», который и в реальной жизни использовал жестокие наказания, в то время как Б-г символизирует в данной сцене «доброго отца»; в целом описанную сцену можно считать выражением столкновения с мужским фаллическим миром, с которым пациентка себя отчасти идентифицирует). Он больше похож на зверя, на волка, с рогами, конским хвостом и копытами. При виде его женщина падает на колени. (Образ сопровождающей пациентку юной святой относится, как можно заключить из анамнеза, скорее всего к ее сестрам, которые были отчасти ближе к отцу, чем она сама.)

Черт высокомерен, он приказывает остановить повозку, спускается вниз, чтобы обратиться к пациентке. При этом он огромного роста, страшный и грозный. Ему хотелось бы принудить ее тоже встать на колени. Она отказывается, тогда черт приказывает своей свите бить ее в лицо, в живот, пока она, ужасно истекая кровью, не остается лежать в проходе, а черт едет дальше (аутоагрессия, самонаказание за направленные на отца эдипальные желания).

Женщина теперь перевязывает пациентку, которая может идти дальше только на костылях. Мимо проносятся боевые колесницы, так что приходится прижиматься к стенам. Ими управляют римляне с типичными профилями, «ужасно гордые и необузданные», но, несмотря на всю надменность, римляне все же импонируют пациентке (проявление стремления к агрессивно-мужскому, воинственному миру, представленному в образе черта и импонирующих фигурах римских воинов). У пациентки появляется чувство головокружения (защита против сексуальных желаний). Пациентка боится, что эти боевые колесницы ее задавят. Сеанс приходится прервать. (H. Leuner, 1994; Х. Лёйнер, 1996)

Уже при внешнем рассмотрении дома следует спросить пациента, что он ему напоминает. Иногда дом бывает похож на собственную дачу, дом бабушки или других важных близких людей. Это же относится и к внутренним частям дома. Данный критерий позволяет судить об объектной зависимости пациента от значимых для него лиц.

Обходя вокруг дома, можно столкнуться с неожиданностями. Например, если передний фасад выглядит привлекательно, то задняя сторона дома, напротив, может выглядеть как старый разваливающийся сарай.

Дверь в дом, как правило, бывает открытой. В самом же доме обычно никого нет. Но если все же в доме встречаются люди, тем более если это повторяется из образа в образ, можно сделать вывод о объектной зависимости. Пациент в этом случае еще не освободился от какой-то важной личности, игравшей определяющую роль в его раннем детстве и «воспринятую» в его Я и Сверх-Я (З. Фрейд, 1923) на уровне интроекта.

Но самое главное, что может дать мотив дома в плане психодиагностики и психотерапии, связано с осмотром его внутренних помещений. Поэтому следует спросить пациента, хочет ли он осмотреть дом изнутри. Как правило, это удается без проблем. Некоторые нерешительные пациенты могут возразить, что дом чужой и в него заходить нельзя. В таких случаях рекомендуется обсудить с пациентом причины его нерешительности, сдержанности, которые он, возможно, проявляет также и в обычной жизни.

Когда пациент заходит внутрь дома, следует попросить его точно описать все, что он там видит. Пациент сам определяет последовательность осмотра помещений дома. При этом следует обратить внимание, в какие помещения пациент направится сначала, а какие он избегает. Избегание определенных помещений в доме связано с вытесняемыми проблемами.

Особое значение имеет кухня как место, где находится и готовится еда. Кухня символизирует отношение с матерью и отражает прохождение пациентом оральной стадии (З. Фрейд, 1905). При этом, с точки зрения диагностики, важно, что пациент видит на кухне. Идеально убранная, сверкающе чистая, современная кухня с мебелью из новых материалов, что даже возникает вопрос, а используется ли она вообще, символизирует идеализацию так называемой «гипер-мамы». Совсем по-другому выглядит покинутая кухня с грязными тарелками, мусором, объедками еды, сидящими на них мухами, что характерно для ранних депреваций на оральной стадии. Это, в свою очередь, может стать предпосылкой для последующего развития депрессий, психосоматических заболеваний, деликтвентного, криминального поведения.

Пациента просят заглянуть в холодильник или кладовку и посмотреть, какие там есть продукты и есть ли они вообще. Наличие и качество запасов продуктов характеризует степень удовлетворения оральной потребности на первом году жизни (З. Фрейд, 1905). Если продуктов много, это говорит о хорошем удовлетворении оральной потребности и полноценных эмоциональных отношениях. Если же холодильника или кладовки вообще нет или в них находится лишь совсем немного продуктов, которых едва ли хватит на следующий день, это может свидетельствовать о фрустрации оральной потребности. Состояние кухни и хозяйственные запасы позволяют сделать выводы об установке пациента к оральному миру наслаждения. Иногда они могут быть полностью вытеснены. В этом случае кухни и кладовки может вообще не быть. И наоборот, чрезмерное акцентирование орального мира проявляется в изобилии изысканных, вкусных продуктов.

Как дополнение к мотиву кухни следует обратить внимание на хозяйственные запасы в подвале или погребе.

Погреб отражает анальную проблематику. Пациенты осматривают его обычно не в первую очередь. Вполне может быть, что запасы вместо того, чтобы храниться на кухне, в изобилии сложены в подвале. Это может говорить об анально-аскетической позиции на фоне сильной оральной потребности в гарантированном обеспечении.

Описание жилой комнаты или гостиной позволяет сделать вывод об экстравертированном или интровертированном типе личности (К.Г. Юнг, 1923). Следует попросить описать царящую в этом помещении атмосферу, мебель и интерьер. В некоторых случаях можно предложить пациенту соответствующие атрибуты описания, такие как «уютно», «современно», «симпатично», «легко» или, наоборот, «мрачно», «неуютно», «отталкивающе», «старомодно» и т. п.

Особое значение придается спальне, символизирующей интимно-сексуальную сферу личности. В спальне следует описать кровать: односпальная она или двуспальная; если двуспальная, то состоит ли она из одной широкой кровати или из двух отдельных; если в комнате несколько кроватей, то как они расположены друг относительно друга. Следует спросить, каким покрывалом накрыта кровать, какого оно цвета. Если двуспальная кровать состоит из двух отдельных кроватей, то важно – накрыта ли она одним большим или двумя отдельными покрывалами. Важное значение имеет постельное белье на кровати, чистое оно или грязное; если чистое, то спали ли уже на нем или оно только что из стирки. Все эти критерии характеризуют зрелость и готовность пациента к интимным отношениям, а также позволяют судить о той внутренней дистанции, которая необходима пациенту в интимных отношениях.

Далее следует попросить пациента посмотреть, что находится в шкафах, на ночных столиках или в тумбочках. Если, например, девушка-подросток обнаружит в шкафу старомодное платье, которое подошло бы разве что ее родителям, то из этого можно заключить, что она вытесняет для себя сексуальные или похожие на брак отношения.

Эдипальная проблематика, т. е. эмоциональная привязанность сына к матери, а дочери к отцу (З. Фрейд, 1905), может проявляться в смешении находящейся в шкафу одежды или обуви пациентки с одеждой или обувью более старшего мужчины, который мог бы стать ее отцом, и, наоборот, одежды молодого мужчины с платьями более старшей женщины. Особое внимание следует обратить на обувь, эротическое значение которой выражается в ее особой модности и элегантности. И наоборот, вытеснение эротической составляющей выражается в том, что обувь может быть неуклюжей, поношенной и непривлекательной.

В ящиках ночного столика также могут находиться различные личные вещи, которые могут характеризовать их владельцев.

Если пациент уверен, что одежда, обувь или другие предметы принадлежат какому-то другому человеку, то это свидетельствует о сильных тенденциях вытеснения и об объектной зависимости от определенных интроектов.

Осматривая чердак и подвал, пациент может обнаружить старый сундук, ящик или шкаф. Можно попросить пациента исследовать их содержимое. В них могут быть особо значимые в прошлом предметы, такие как игрушки, старые платья, семейные альбомы, книжки с картинками и другие предметы воспоминаний. При рассмотрении этих вещей можно выйти на важные для всего хода психотерапии воспоминания.

Можно спросить, хотел бы пациент сам жить в этом доме. Некоторые пациенты могут даже рассматривать развешенные на стенах картины, что также служит диагностическим материалом. Другой диагностический критерий – это чрезмерная чистота и порядок в доме или в отдельных его помещениях. Он может говорить об анальной установке, обуславливающей навязчивое стремление к чистоте, что, в свою очередь, связано с навязчивыми чертами личности.

Если осмотр дома не удается довести до конца в течение одного сеанса символдрамы, то оставшуюся часть дома следует исследовать на следующем сеансе. Однако, ввиду сложности мотива дома, его не следует вводить слишком рано. Психотерапевту, особенно начинающему, лучше вначале воздерживаться от толкования и анализа значения образа дома для пациента.

Как и в мотиве «Гора», образ дома изменяется в процессе психотерапии, а также под воздействием сильных переживаний, например, влюбленности. В ходе благоприятного развития психотерапии образ дома становится все более гармоничным и совершенным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.