Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции политической элиты. Политическая элита в России




Понятие, характерные черты, механизм формирования,

Контрольные тесты

Темы для докладов, выступлений и рефератов

План семинарского занятия

1. Социальные предпосылки возникновения политических партий и их сущность.

2. Типы политических партий и их функции.

3. Политические партии современной России.

4. Роль общественно-политических организаций и движений в политической

жизни.

1. Политическая партия и ее место в политической системе общества.

2. Возникновение и основные этапы развития политических партий.

3. Типологизация политических партий.

4. Современные массовые политические партии.

5. Партийные группировки в парламентах европейских стран.

6. Политическая роль оппозиционных партий.

7. Исторический опыт многопартийности в России.

8. Многопартийность в современной России.

9. Социально-политическая классификация политических партий

в современной России.

10. Эволюция политических партий в современном мире.

11. Общественно-политические группировки и политические партии: сходство

и различия.

12. Лоббирующие группировки.

13. Группы интересов.

14. Роль политических партий в системе формирования политической элиты общества.

 

Список литературы

1. Борисов И., Заславский С. Партии на будущих выборах. Новое законодательство.- М.: Изд-во «Европа», 2005. – 344 с.

2. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2003. – 488 с.

3. Дюверже М. Политические партии /Пер. с франц. Изд. 3-е. - М.: Академический проект; Королев, парадигма, 2005. – 544 с.

4. Категории политической науки: Учебник. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 656 с.

5. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. – М.: Книжный Дом, 2004. – 640 с.

6. Пугачев В.П. Политология. Высшее образование / Пугачев В.П. – М.: Филол, 2003. – 576 с.

1. Для появления современных массовых партий было необходимо существование следующих предпосылок:

появление профессиональных политиков;

введение и наличие всеобщего избирательного права;

появление и развитие республиканской формы правления.

2. Любой политической партии присущи следующие основные признаки:

цель партии — захват власти;

цель партии — завоевание и осуществление власти;

цель партии — участие во власти;

3. Согласно законодательству Российской Федерации в политической партии должно состоять:

не менее пяти тысяч членов;

не менее пятнадцати тысяч членов;

не менее пятидесяти тысяч членов;

не менее ста пятидесяти тысяч членов.

Глава 10. Политическая элита и политическое лидерство

Еще с глубокой древности центральный вопрос политики - кому должна принадлежать власть? - решался по-разному разными политическими мыслителями. Одни из них (еще в Античной Греции) считали, что власть должна принадлежать народу и сформулировали теорию демократии. Другие (Конфуций, Платон, их последователи) считали, что власть должна принадлежать немногим духовно одаренным личностям, немногим избранным, а удел большинства народа - подчиняться правящему меньшинству. Так была обоснована теория элитаризма.

Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". Понятие элита не является категорией только политической науки и широко употребляется, например, в социологии, т.к. в современном обществе существует множество элит - политические, военные, экономические, профессиональные и т.д. В целом элита - это верхние слои общества, группы, занимающие в нем высшие или ведущие позиции (властные экономические, профессиональные и пр.). В социальной жизни господствуют три элитарные группы: экономическая, политическая и военная, на основе переплетения интересов которых формируется единая властвующая элита.

В политической науке изучается политическая элита, "властвующее меньшинство" как социальная группа, обладающая наиболее высоким объемом (или "индексом") власти, доступом к ее ресурсам, принимающая политические решения.

Роль политической элиты трудно переоценить. Она составляет мощную основу становления и функционирования политической власти, участвует в разработке и проведении в жизнь политических программ, экономических и правовых реформ и во многом другом. Социальная роль политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. Кратко можно сформулировать следующие важнейшие функции: стратегическая - ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы. Политическая элита осуществляет и функцию "гегемонии" (термин крупнейшего итальянского политического философа XX века Антонио Грамши), т.е. морального, интеллектуального и политического руководства обществом, когда мировоззрение и идеалы элиты воспринимаются большинством как справедливые и истинные, как всеобщий здравый смысл:

- организаторскую, которая предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических идей в жизнь;

- интегративную - ее сущность состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении конфликтов, острых противоречий, деформации политических структур.

В начале XX века теория политических элит приобретает системный характер и становится интеллектуальной базой критиков парламентской представительной демократии, всеобщего избирательного права как ее неотъемлемой характеристики, позволивших широким массам народа легитимно участвовать в формировании институтов власти. В первые десятилетия ХХ в. появляются работы испанского философа и социального мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета ("Восстание масс" и др.), в которых говорится о "гнилой демократии", о массах, которые вышли на "авансцену истории" и навязывают обществу низкопробные эстетические, культурные стандарты и вкусы.

А еще раньше, в конце XIX века бунт против посредственности, которая преобладает в обществе, поднял великий немецкий философ Ф. Ницше в своем учении о сверхчеловеке. Однако решающий вклад в теорию политических элит внесли два итальянских ученых - Гаэтано Моска (1858- 1941гг.) и Вильфредо Парето (1848-1923 гг.).

В. Парето в работе «Трактат по всеобщей социологии" один из первых в политологии применяет математические и статистические методы исследования динамики политической и социальной систем. Социальная система стремится к равновесию, делает вывод Парето, а динамика ее развития зависит от правящего меньшинства - политической элиты. Элита у Парето - это, прежде всего, группа людей, обладающих высоким уровнем способностей к интеллектуальной деятельности, накоплению капитала, профессионализмом. Таким образом, неизбежное деление общества на элиту и массу Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни.

Широко известна типология политических элит, предложенная В. Парето. Первый тип элит - элита "львов", для которых характерен консерватизм силовые методы правления. Преобладание "львов" обеспечивает стабильную политическую систему. Элита "лис" становится необходимой в период реформ, обновления политического режима, так как "лисы" - мастера компромиссов, социальной демагогии, политических комбинаций. Политический режим функционирует оптимально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первого и второго типа. Превращение элиты в закрытую, замкнутую корпорацию приводит к ее вырождению, к революционной ломке системы, к формированию новой элиты с преобладанием в ней элементов "лис". Оригинален и вывод Парето о существовании в обществе не только правящей элиты, но и неправящей (контрэлиты), т.е. группы людей, обладающих незаурядными способностями, капиталом, "волей к власти", но не имеющих этой власти реально.

Социальная динамика, по Парето, зависит от "закона циркуляции элит", который ярко проявляется в период политических революций, смены режимов. Революция, по Парето, всего лишь борьба и смена элит: правящей элиты и контрэлиты, которая в этой борьбе привлекает на свою сторону широкие слои народа, т.к. способна сформулировать лозунги борьбы, доступные и актуальные для оппозиционных социальных слоев. Однако плоды революции - политическая власть, контроль над ресурсами - достается новой политической элите. "Революция никогда не помогала скинуть бревно тирании; максимум, что она может, - это переложить это бревно с одного плеча на другое", - заметил Бернард Шоу. Исторический процесс, по Парето, - вечная циркуляция основных типов элит, т.к. качества, обеспечивающие элите господство, меняются в ходе цикла социального развития, отсюда меняются и типы элит, а «история оказывается кладбищем аристократии».

Теория В. Парето оказала большое влияние как на современных сторонников теории элит, так и на западную социологию в целом, в которой широко используются его методы исследования в новом обогащенном виде. Другой выдающийся итальянский исследователь Гаэтано Моска (I858-I94I гг.), так же как и В. Парето, не видит политическую науку без применения методов точных наук.

Первой работой Моски в области политической науки была «Теория правления и парламентское правление» (1884 гг.). Затем сформулированную теорию элитаризма автор развернул в "Основах политической науки (1 т. – 1896 г., 2т. - 1923 г.), а итог подвел в «Истории политических доктрин» (1933 г.), последний параграф которой он назвал "Политический класс".

Моска дает характеристику закону социальной дихотомии общества: во всех человеческих обществах, достигших определенного уровня развития, возникает два класса - класс правящий (у Моски – «политический класс») и «класс управляемый». «Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается преимуществами, которые дает эта власть..., второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым, причем таким способом, который обеспечивает... функционирование политического организма».

Политический правящий класс (элита) концентрирует руководство политической жизнью государства, так как, по мнению Моски, обладает политическим сознанием и влиянием, а, кроме того, он организован - господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством неотвратимо. Индивиды, входящие в это правящее меньшинство, должны обладать умом, способностями, образованием, должны уметь управлять, а, главное, их качества должны соответствовать потребностям эпохи. Таким образом, политический класс обладает моральным превосходством перед пассивным большинством, а следовательно, делает вывод Г. Моска, его власть оправдана.

Еще один итальянский исследователь Роберт Михельс (1876-1936 гг.) исследует социальные законы, порождающие элитарность. В работе "Социология политических партий в условиях демократии" (1911 г.). Р. Михельс подчеркивает, что наличие политического класса - постоянно действующий фактор социальной эволюции. Пристальное внимание Михельса привлекает такой элемент демократического политического режима, как политические организации: партии, парламенты, профсоюзы и др. Исследуя социологические законы деятельности политических организаций, Михельс приходит к выводу, что любая организация связана с формированием элиты - активного меньшинства, которому массе приходится довериться ввиду невозможности контроля над крупной организацией. Профессиональные партийные, профсоюзные, парламентские функционеры меняют свой социальный облик - становятся членами правящей элиты. Таким образом, в демократиях любого типа действует "закон олигархических тенденций" (терминология Михельса), т.е. профессиональные политические и профсоюзные лидеры становятся правящей политической элитой, которая манипулирует финансами политических организаций, имеет монополию на информацию. Современные сторонники теории элит - неоэлитаристы считают, что в современной плюралистической демократии можно существенно ограничить действие "закона олигархических тенденций", так как существуют достаточно эффективные механизмы демократического контроля массы над элитой - выборы, референдумы, опросы общественного мнения, средства массовой коммуникации, группы давления и т.д. Тем не менее, как подчеркивает американский политолог Райт Миллс в книге "Властвующая элита", изданной в СССР в 1959 г., элита - отнюдь не эфемерное, а весьма реальное образование, которое в каждом обществе возглавляет три важнейших института: государство, крупные экономические корпорации и армию. Остальные институты - семья, церковь, профессиональный статус и пр. - оказываются на задворках, подчиняются этим трем основным институтам. Р. Миллс делает вывод, что эти иерархические институты-государство, корпорации, армия - образуют собой орудия власти и как орудия власти они сейчас имеют такое значение, какого они никогда еще не имели на протяжении всей истории человечества, контролируя командные пункты современного общества.

Одним из направлений теории элит являются исследования характера политической элиты в условиях социализма.

Впервые о возможности существования правящего политического класса после победы пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата писал крупнейший теоретик анархизма в России Михаил Бакунин в работах 1870-1878 гг. Полемизируя с К. Марксом, Бакунин пришел к выводу, что государственная собственность при диктатуре пролетариата станет экономической базой господства класса "красной бюрократии". Эту же мысль развивает в 30-х гг. XX в. Н. Бердяев, который характеризует новую советскую бюрократию как более сильную, чем бюрократия царская, как новый привилегированный класс, который может жестоко эксплуатировать народные массы, а классовое угнетение приобретает новые формы.

В работе югославского исследователя М. Джиласа "Новый класс" подчеркивается, что коммунисты, захватив власть, строят не бесклассовое общество, а собственное, со своими привилегиями, и в этом смысле новый класс - категория лиц, пользующихся привилегиями в силу монополии на политическую власть и на управление общественной по форме собственностью. Именно высшие слои партии, олигархия, которая распоряжается собственностью, и является, по мнению Джиласа, правящим политическим классом.

Социология образования нового правящего класса в условиях социализма была разработана политологом из Германии (высланным из СССР) М. Восленским в книге "Номенклатура". В работе исследуется созданная при Сталине номенклатурная система формирования правящей элиты - коммунистической номенклатуры. Советская номенклатурная элита имела четкие формы, обусловленные ее институанальным характером. Списки ключевых руководящих должностей составлялись в ЦК КПСС, назначения на эти посты проводились только после согласования кандидатуры с руководящими партийными органами. Советская правящая элита была монолитна по своему характеру и может быть охарактеризована как партийно-государственная. Ее монолитность основывалась на том, что все руководящие посты могли занимать только члены КПСС, разделяющие доктринальные основы марксистско-ленинской идеологии, имеющие доступ к распределению национального продукта, контролю над собственностью на средства производства, а также значительные корпоративные привилегии в сфере потребления, распределения жилья, здравоохранении, организации отдыха

и т.д. Все это было особенно актуально в условиях существования тотального дефицита и низкого уровня жизни основной массы народа.

В условиях политической модернизации и смены политического режима от советской к парламентской демократии, которые начались с М. Горбачева, идет сложный и длительный процесс вытеснения старой партийно-государственной номенклатурной элиты представителями новой генерации политических лидеров, отвечающих требованиям нового этапа исторического развития России.

С приходом к власти В. Путина актуализировалось решение проблемы распределения политической власти между представителями центральной и региональных элит России при сохранении целостности и стабильности государства. Остро стоит проблема качества российской политической элиты, так как достаточно широкое распространение получили коррупция, безответственность. Успешная политическая модернизация российского общества возможна лишь на пути создания эффективной системы отбора (рекрутирования) элит, широкое введение конкурсных, конкурентных начал, жестких требований к деловым и нравственным качествам политических деятелей. В этом процессе помогут рекомендации политической науки, накопленные в процессе исследования теории элит.

Современная теория элит (неоэлитаризм) сконцентрировала достижения многих наук, в том числе методы структурно-функционального анализа, таких психологических дисциплин, как теория научения /бихевиоризм/, политический психоанализ. Появилось много новых концепций политических элит.

Одной из популярных модификаций теории элит является концепция меритократии (власти достойных и компетентных) английского социолога М. Янга и американского исследователя Д. Белла. Д. Белл в разработанной им концепции постиндустриального общества обосновывает необходимость власти "элиты знаний" - "новой интеллектуальной элиты".

У другого американского исследователя Дж. Гелбрейта новое индустриальное общество в условиях научно-технической и информационных революций неизбежно превращается во власть технократии – власть техноструктуры.

Еще со времен работы Т. Веблена "Инженеры и система цен" (1919 г.) технократы стали пониматься и изучаться как своего рода новый класс, вошедший в традиционные структуры управления и занявший в нем ведущие позиции. Дж. Гелбрейт расширяет понятие "технократия" как высших функционеров управления, действующих в соответствии с идеологией "технологического детерминизма", до понятия "техноструктуры - обширной иерархической структуры, объединяющей людей, владеющих специальными знаниями, - от рядовых инженеров и технологов до профессионалов: управляющих и директоров фирм, - и пронизывающей всю современную экономику. Все уровни техноструктуры, так или иначе, приобщены к власти, т.е. процессу принятия решений. Реальная власть в концепции Гелбрейта распределена между специалистами производства и управления.

С 80 -х гг. в политической науке появилась "новая технократическая волна", связанная с осмыслением проблем компьютеризации общества. По мнению сторонников этой волны (Э. Тоффлер и др.), компьютерная технология воздействует на общество гораздо глубже, чем это делали в свое время электричество и железные дороги. Вместо ценностей производства - потребления компьютерная техника выдвигает на передний план ценности человеческого самосовершенствования, гармонии с природой. Рождается и новый тип элитарного технократа: им становится создатель крупных компьютерных систем.

Вместе с тем с середины 70-х гг. определяется тенденция к обновлению техницистско-технократической парадигмы. Значительное количество исследователей осознают тот факт, что человечество находится в ситуации глобального технологического риска, признают двойственность (амбивалентность) технических инноваций, а во многих случаях - непредсказуемость последствий их широкого применения. В условиях демократического общества появляются институты независимой экспертизы (экологов, социологов, финансистов, общественного мнения и др.) по определению пределов допустимого технического риска проектов. Актуально звучат и сегодня слова выдающегося физика XX в. М. Борна, который писал, что влюблен в науку, однако его не покидает чувство, что ход развития естественных наук настолько противостоит всей истории и традиции человечества, что наша цивилизация просто не в состоянии с этим справиться. Нынешние политические и милитаристские ужасы, полный распад этики - всему этому М. Борн был свидетелем на протяжении своей жизни. Эти ужасы можно объяснить не как симптом эфемерной социальной слабости, а как необходимое следствие роста науки. Если даже род человеческий не будет стерт ядерной войной, он может выродиться в какие-то виды оболваненных и бессловесных существ, живущих под тиранией диктаторов и понукаемых с помощью машин и электронных компьютеров.

Однако современная правящая элита не может не использовать в своей деятельности достижения науки, не привлекать к процессу разработки политических проектов экспертов в той или иной области знаний, а ученые регулярно участвуют в работе государственных органов и служат посредниками между научным сообществом и правительством.

Совершенно ясно, что политическая элита является необходимым компонентом государственного управления, которое зависит от качества ее деятельности. Поэтому актуальной является проблема эффективной системы отбора политической элиты России, совершенствование демократического контроля над ее деятельностью.

 

10.2. “Группы давления” и институт лоббизма

В политическом процессе в условиях парламентской демократии важную роль играют различные социальные и профессиональные группы. Государственная политика имеет дело в значительной мере с группами, нежели с отдельно взятыми индивидами. Например, член парламента, решая, как ему голосовать, думает не столько о конкретном человеке, сколько о потребностях и интересах профессиональных групп фермеров, рабочих, учителей и т.д.

В политике группы выполняют такие функции, как формулирование и оценка политических проблем, наблюдение за действиями правительствами и «проталкивание» тех или иных групповых интересов в политических решениях.

Не все группы имеют прямое отношение к политике. Но вместе с тем очевидно, что политика осуществляется преимущественно на групповой основе. Здесь, прежде всего, речь идет о так называемых «заинтересованных группах»: разного рода общественных и профессиональных организациях, объединениях, союзах предпринимателей, рабочих, фермеров, учителей, молодежи, адвокатов, производителей той или иной продукции.

Если главная цель партий – завоевание власти для определенного политического курса, то «заинтересованные группы» или «группы давления», как указывает само их название, преследуют цель оказать влияние на политику государства, реализовать через властные структуры свой групповой, корпоративный интерес, объединяющий всех членов этих групп. Например, американская «Нэшнл райфл ассошиэйшн» состоит только из лиц, заинтересованных в непринятии закона о контроле за продажей и ношением огнестрельного оружия.

«Группы давления» обеспечивают каналы как для политической конкуренции, так и массового участия в политическом процессе. Они обладают значительными ресурсами для уравновешивания тех или иных действий государства, задевающих их интересы, предоставляют отдельному индивиду возможность оказывать давление на политических лидеров и тем самым принимать участие в политике.

Политическим институтом представительства групповых интересов в органах государственной власти является лоббизм. Современный лоббизм – это сложившаяся система политических технологий в тесной связи с экспертной деятельностью, рекламой и «паблик рилейшнз» (РR).

«Лобби» в 40-х гг. ХУII столетия называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они имели возможность встречаться с другими заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на планерные заседания этой палаты.

В американской истории возникновение термина зафиксировано довольно точно: в нынешнем (политическом) значении слово «лобби» появилось в 1808 г. в протоколах Конгресса 10-го созыва. В последующие десятилетия возникли его производные – «лоббист», «лоббизм», «лоббировать» – и примерно с середины ХIХ в. Эти термины стали наиболее употребительными в американском политическом лексиконе.

В общепринятом смысле под лоббизмом обычно понимается совокупность средств и методов воздействия на органы государственной власти, применяемых различными «заинтересованными группами» («группами давления») – союзами, корпорациями, профсоюзами, профессиональными ассоциациями и другими общественными организациями с целью добиться от этих органов благоприятных для себя решений. Это лоббизм классический.

В практической политике термин «лоббизм» используется и для определения отношений между самими органами государственной власти – главным образом между исполнительными и законодательными. А в политической практике понятие «лоббизм» и «лоббист» употребляются в узком (прямом) и широком (переносном) смысле слова.

В узком смысле – это профессиональная деятельность определенных организаций (как правило, консалтинговых фирм) или отдельных лиц, получивших статус юридического лица, в пользу какой-либо «группы давления».

В широком смысле лоббистом называют любое должностное лицо – будь то президент корпорации, председатель совета директоров или министр, если они предпринимают действия, которые можно квалифицировать как лоббизм. В США не стесняются называть лоббистом самого президента страны, когда он, чтобы провести через Конгресс какой-либо спорный законодательный акт, сам активно включается в кампанию воздействия на законодателей.

Лоббистская деятельность базируется на правовой основе. В США, где лоббизм пользуется большим влиянием, а некоторые авторы называют его «третьей палатой» законодательных учреждений и легальным элементом системы управления Америки, была разработана целая система законов о лоббизме начиная с ХIХ века. В 1995 году Конгресс принял новый закон о раскрытии лоббистской деятельности. Закон о лоббизме дополняет серия смежных законодательных актов – законы об этике государственных служащих, федеральных избирательных кампаниях и др.

В ряде стран, в отличие от США, нет федеральных законов о лоббистской деятельности. Так, в ФРГ этот политический институт контролирует ряд правовых актов и существует множество «заинтересованных групп»: Объединение немецких профсоюзов, Федеральное объединение союзов немецких работодателей, Союз налогоплательщиков, Союз демократических ученых, Немецкий спортивный союз и многие другие. На региональном и федеральном уровнях существует множество объединений германских промышленников, ремесленников, студентов, врачей, деятелей культуры, потребителей товаров широкого спроса и т.д. По некоторым данным, в ФРГ насчитывается от 4 тыс. до 5 тыс. таких объединений.

Наиболее активно к тактике лоббирования прибегает крупный, средний и мелкий бизнес, их предпринимательские ассоциации и организации. Среди них в США наиболее крупными являются Торговая плата США, Национальная ассоциация промышленников, Национальная ассоциация малого бизнеса, Американская ассоциация фермерских бюро и многие другие.

В России также сложилась система ассоциаций представителей бизнеса, которые выступают как «группы давления»: Российский союз промышленников и предпринимателей, Торговая палата и т.д.

Важная задача, стоящая перед предпринимательскими ассоциациями – воздействие на формирование политической стратегии правительства, используя различные организационные формы. Например, это «круглый стол» бизнеса, совещательные комитеты бизнеса при правительстве и другие формы.

В России лоббистская деятельность интенсивно развивается. Однако механизм взаимодействия корпоративных структур с исполнительной и законодательной властью не прозрачен, отсутствует правовая база – нет закона о лоббистской деятельности на федеральном уровне. Подготовлено несколько проектов соответствующего закона начиная с 1995 года, однако ни один из них не вышел на утверждение российским парламентом.

В дополнение к промышленно-финансовым группам (таким, например, как «Альфа-группа») как группам давления складывается профсоюзное лобби, неплохо представлены интересы страховых кампаний.

Крупнейшими «группами давления», представителями гослоббизма являются: 1) военно-промышленный комплекс; 2) топливно-энергетический комплекс (ТЭК); 3) аграрно-промышленный комплекс. Сейчас в силу объективных и субъективных причин в фаворите ВПК, силовые структуры.

ТЭК России, например, не несет ответственности за эксплуатацию, сохранность и возобновление недр, окружающей среды. Ранее экологический фонд вел мониторинг в регионах, собирал штрафы за загрязнение, направляя их на природоохранные мероприятия. Экологический фонд был ликвидирован в 2002 году. Это решение пролоббировали в Государственной Думе и правительстве коммерческие структуры, не желающие в полной мер платить за загрязнение окружающей среды, введена секретность информации о запасах нефти и газа.

В мировой практике лоббисты представляют собой штат людей высокой квалификации. Во многих случаях они хорошо знают свое дело, способны доходчиво объяснить сложные и трудные вопросы, естественно в свою пользу. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и учреждениях исполнительной власти. Нередко лоббисты выполняют роль посредников в разного рода делах между заинтересованными группами и политическими деятелями, роль связующего звена между заинтересованными группами и законодателями, оказывая существенное влияние на формирование политического курса правительства.

Таким образом, лоббист – это профессионал, который поддерживает контакт с членами парламента, правительства или администрации президента для того, чтобы оказывать воздействие на их мнение по отдельным вопросам внутренней и внешней политики, принятие конкретных законов, внесения или блокирования поправок к ним и т.д.; добиться налоговых или иных льгот, финансовых выгод для своего клиента.

Законы о механизме лоббирования предусматривают регистрацию лоббистов и их клиентов, порядок оплаты и контроля результатов деятельности. Основными формами вознаграждения за лоббистскую деятельность являются: оплата отдельных услуг (профессиональные фирмы назначают оплату за каждый час или день своей работы), контракт на определенный срок; соглашение об участии в использовании прибыли и др. Доходы лоббистских фирм и индивидуальных специалистов подлежат налогообложению и регулярным аудиторским проверкам. Однако полная информация о деятельности таких специалистов является коммерческой тайной.

Мировая практика свидетельствует, что не существует единственного способа лоббирования. В целом приемы лоббистской деятельности можно сгруппировать следующим образом:

1) Наблюдение, консультации, отслеживание событий в сфере государственной политики, которые могут повлиять на основные интересы клиента. Сотрудники консалтинговых фирм следят за законопроектами, посещают слушания комиссий, поддерживают отношения с чиновниками основных ведомств и информируют обо всем своего клиента. Осуществляют прогноз результатов будущего голосования по законопроектам, перспективы выдачи лицензии или включения программы клиента в кредитные линии и т.п.

2) Активная защита интересов клиента через контроль подготовки тех законопроектов или административных решений, которые могут неблагоприятно повлиять на дела клиента, добиваются законопроектов, которые приоритетно обеспечивают выгоды клиента.

3) Создание режима наибольшего благоприятствования интересам клиента.

4) РR – кампания в интересах клиента в СМИ.

В США и других странах развит иностранный лоббизм. С его деятельностью была связана покупка Аляски. Сейчас китайский лоббизм активно проникает в американскую политику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.