Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы деятельности таможенных органов




Компетенция таможенных органов.

Система и структура таможенных органов, их задачи, основные направления деятельности.

Правовые основы деятельности таможенных органов.

Как такового правового определения таможни нет. Под понятием "таможня" имеются в виду органы, осуществляющие таможенную деятельность.

Таможенные органы РФ непосредственно осуществляют таможенное дело в России, являются правоохранительными органами и составляют единую федеральную централизованную систему. Именно им отводится ведущая роль в обеспечении экономической безопасности российского государства. На них возложено осуществление таможенного дела (таможенной деятельности), под которым понимается таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь[77]. В соответствии с Конституцией РФ таможенное дело является исключительной монополией государства. Проведение таможенной политики включает в себя комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемый через таможенную систему[78].

Правовую основу организации и деятельности таможенных органов образуют Конституция РФ, Таможенный кодекс, указы и распоряжения Президента РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Для того чтобы то или иное таможенное правило стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Под источниками (формами) таможенного права следует понимать внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в результате которой устанавливаются нормы таможенного права.

Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила в таможенном деле.

Деятельность таможенных органов регулируется Таможенным кодексом РФ, Общим положением о региональном таможенном управлении (с изменениями от 16 июня 2003 г.), Положением о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении. Таким образом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. Поэтому различные приказы руководителей таможенных органов о назначении на должность, перечислении средств, объявлении дисциплинарного взыскания, отмене незаконного акта нижестоящего органа и др. не являются источниками таможенного права, так как не содержат общих правил. Такие акты по конкретным вопросам называются индивидуальными. Индивидуальные правовые акты выступают в качестве юридических фактов – порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения в таможенной сфере. Индивидуальный характер правовых актов может проявляться в конкретности предписаний, определенности субъектов, регулировании конкретных отношений, однократности реализации (применения, исполнения) и др.

В таможенно-правовых актах могут содержаться одновременно и нормативные предписания, и предписания оперативно-исполнительного или правоохранительного характера. Исполнителю подобных актов приходится всякий раз определять, какое предписание носит нормативный, а какое – индивидуальный характер.

Источники таможенного права составляют единую целостную систему, элементы (составные части) которой находятся в отношениях субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенного дела.

Основными принципами построения системы источников таможенного права являются конституционность и законность. Конституционность в данном случае предполагает строгое соответствие всех источников права основным принципам таможенного регулирования, закрепленным в Конституции РФ. Законность означает обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитие которых принимались данные подзаконные акты. В случае нарушения этого требования подзаконные акты в установленном законом порядке признаются ничтожными, то есть никогда не действовавшими.

К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:

а) внутреннее таможенное законодательство;

б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов.

Следует отметить, что большое влияние на правовое регулирование таможенных отношений оказывают судебная практика и обобщаемая практика административной юстиции, накопленная при разрешении таможенных споров.

2. Система и структура таможенных органов, их задачи
и основные направления деятельности

Таможенные органы – это единая централизованная система, действующая в рамках всего государства. В нее входят:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба Министерства экономического развития и торговли РФ – ФТС МЭРиТ РФ);

- региональные таможенные управления РФ;

- таможни РФ;

- таможенные посты РФ.

Указом Президента от 9.03.2004 г. таможенные органы переданы Министерству экономического развития и торговли России. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных органов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, однако фактически на практике руководство таможенными органами по-прежнему осуществляет Государственный таможенный комитет России – ГТК РФ (ФТС МЭРиТ РФ), который как таможенный орган в законе не фигурирует, но решения об его упразднении принято еще не было[79].

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС МЭРиТ РФ), определяет компетенцию конкретных таможенных органов по совершению определенных таможенных операций. Он вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров[80].

Региональные таможенные управления (РТУ) действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В них создается коллегия в составе начальника РТУ (председатель коллегии), заместителей начальника РТУ по должности, а также должностных лиц руководящего состава РТУ и подчиненных таможенных органов.

Члены коллегии РТУ (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) утверждаются по представлению начальника РТУ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью РТУ.

Решения коллегии оформляются при необходимости приказами РТУ.

Основными задачами регионального таможенного управления являются:

- реализация таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;

- разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации;

- обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможня входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом ГТК (ФТС МЭРиТ РФ).

Первый заместитель начальника таможни, начальник отдела – главный бухгалтер назначаются на должность и освобождаются от должности приказами ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ), а в отношении таможни, непосредственно подчиненной РТУ, – по представлению начальника РТУ.

Заместители начальника таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами вышестоящего таможенного органа по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими подразделениями ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ).

Начальники отделов таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с соответствующим подразделением вышестоящего таможенного органа.

Начальники и сотрудники подразделений собственной безопасности таможни назначаются на должность и освобождаются от должности на основании отдельных нормативных правовых актов ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ).

Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможни определяется ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ). Пределы подведомственного таможне региона могут не совпадать с административными границами субъектов Российской Федерации.

Территория подведомственного региона таможни, непосредственно подчиненной Управлению, определяется по представлению либо с учетом мнения Управления.

Управление вправе изменять подведомственный регион непосредственно подчиненной таможне в порядке, определяемом ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ).

Основными задачами таможни являются:

- непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона;

- осуществление мер по реализации таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;

- реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации, экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейся к таможенному делу;

- обеспечение в пределах своей компетенции в подведомственном регионе защиты экономических интересов Российской Федерации;

- применение в подведомственном регионе средств таможенного регулирования экономической деятельности;

- осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

- осуществление в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации и своих полномочий валютного контроля;

- осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил;

- руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью нижестоящих таможенных постов.

Типовая структура, типовая штатная численность, типовая численность структурных подразделений таможни и фонд оплаты труда таможни утверждаются ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ).

Допускается создание специализированных таможен, выполняющих специальные таможенные операции или осуществляющих таможенный контроль за перемещением через таможенную границу отдельных специфических товаров.

Таможенный пост осуществляет свою деятельность на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела под непосредственным руководством таможни Российской Федерации либо регионального таможенного управления Российской Федерации в случае непосредственного подчинения Управлению.

Решение о непосредственном подчинении таможенного поста Управлению принимает ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ), в том числе по представлению либо с учетом мнения Управления. Решениями ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ) отдельные таможенные посты могут быть подчинены непосредственно ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ).

Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможенного поста определяется Управлением (в отношении таможенного поста, непосредственно подчиненного таможне, – по представлению таможни) либо ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ). Территория региона деятельности таможенного поста, непосредственно подчиненного таможне, входит в состав подведомственного региона этой таможни.

Таможенный пост возглавляет начальник. Назначение на должность и освобождение от должности начальника таможенного поста осуществляется:

- приказом ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ) – в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ);

- начальником Управления – в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно Управлению;

- приказом Управления по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями Управления – в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно таможне;

- начальником таможни – в отношении таможенного поста, подчиненного таможне, непосредственно подчиненной ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.