Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фома Аквинский. О правлении государей I , 15. 3 страница




 

§ 7. ЛОРЕНЦО ВАЛЛА

 

Реформационные устремления, исходящие от церковных иерархов, были связаны с необходимостью утвердить более высокий авторитет самих реформаторов (т. е. собрания отцов церкви) по отношению к авторитету папского престола. Предложение о перераспределении приоритетов внутри церкви, однако, ни в коей мере не посягало на безусловное признание высшего духовного авторитета церкви. Это ограничивало политический горизонт предлагаемых реформ, помещая их в узко доктринальные рамки средневекового мировоззрения с его представлением об иерархическом единстве мира и идеалом духовного владычества церкви.

Лишь гуманистическое движение теоретически развенчало этот идеал и выдвинуло взамен идею общества, преследующего закономерные цели и не стесненного отеческой опекой церковной иерархии. В частности, с именем одного из ранних гуманистов, Лоренцо Валла (1407 -1457), работавшего некоторое время в Ватикане при папах Николае V и Каликсте III, связано опровержение "исторического" основоположения теории папского главенства - "Константинова дара"; его трактат, посвященный доказательству подложности этого документа, "Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Констатина", в XVI в. издавался восемь раз (впервые - в 1506 г.), в том числе и Ульрихом фон Гуттеном. Лоренцо Валла, утверждая, что римские папы уже в течение нескольких веков... либо не понимали, что Константинов дар - это подлог, либо сами этот подлог создавали, бросает в своем трактате прямой вызов папскому престолу, уличая римских первосвященников в подлости и коварстве и обвиняя их либо в беспечном невежестве, либо в чудовищной алчности... либо в суетном стремлении к власти, которому постоянно сопутствует жестокость [50].

 

NB И до Лоренцо Валла в средневековых источниках, начиная с XI в., встречаются указания на подложность дара Константина. В XIII - XIV вв. правомочность "дарственной" (даже в том случае, если она подлинна) отрицали некоторые болонские легисты и французские цивилисты. Еретические движения XII - XIII вв., катары и вальденсы, считали папу Сильвестра анархистом.

 

Параллельно просветительски-теоретической деятельности гуманистов, направленной против теократии, в XVI в. развернулась проповедь протестантских реформаторов Лютера, Кальвина и Цвингли, основанная на свободном толковании Евангелия и ориентирующая на спасение одной только верой ("внутренний человек и Бог едины", по словам Лютера), обладавшая мощным религиозно-освободительным потенциалом и вылившаяся в массовое движение. "Общим знаменателем" гуманизма и протестантизма была не только антиавторитарная установка, но и требование секуляризации, отделения церкви от государства.

 


[1] Гуревич А.Я. Указ. соч. С. 158.

[2] См. об этом: Там же. С. 139 - 140, 158 - 159, 163 - 168, 174 - 175.

[3] Ср.: Блок М. Там же. С. 173.

[4] См.: Честертон Г.К. Святой Фома Аквинский // Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991. С. 286. - Ср.: Там же. С. 284, 287, 290.

[5] См: Иез 37, 22 - 24.

 

[7] Аверинцев С.С. Византия и Русь: Два типа духовности // Новый мир, 1988, № 7. С. 214 – 216.

[8] Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии, 1990, № 4. С. 132.

[9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 361.

[10] См. об этом: Гуревич А.Я. Указ. соч. С. 146 - 155.

[11] См. об этом: Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом. М., 2000. С. 60 – 77. – Речь идет о церковной идеологии как носителе идеи специфического порядка, в свою очередь представляющего собой «сакрализованное основание угнетения», – порядка, определяющего в том числе и систему взаимоотношений между духовной и светской властью («идеология» при этом определяется Дюби – вслед за Ж.Бешле – как «дискурсивное полемическое образование, благодаря которому определенная страсть пытается воплотить в жизнь определенную ценность путем осуществления власти над обществом»). – См. Дюби Ж.. Там же. С. 76, 15.

[12] Исидор Севильский. Сентенции, III, 47, PL 83, 717. – Цит. по: Дюби Ж. Указ. соч. С. 70. – Ср. Григорий Великий. Правило пастырское, II, 6: Хотя природа и рождает всех людей равными, грех покоряет одних другим сообразно различному порядку заслуг; таковое различие, проистекающее из порока, установлено божественным промышлением, дабы коль скоро не назначено человеку жить в равенстве, с одних и с других спрашивать разное. – Цит. по: Дюби Ж. Указ. соч. С. 41. – Исидор Севильский (ок. 570 – 636), церковный писатель и ученый, сохранивший наследие античной культуры. Около 600 – архиепископ Севильский. Канонизирован в 1598 как “учитель церкви” (doktor ecclesiae). Основные сочинения: энциклопедического типа “Этимологии” (“Etymologiae”) в 20 книгах и «Сентенции» в 3 книгах, первый крупный опыт систематического изложения догматики и морали, заимствованный главным образом из Григория Великого.– Григорий Великий (ок. 540 – 604), святой, папа с 590. Оказал решающее влияние на укрепление института папства – более в церковном, нежели в политическом и отношении. Заложил основы средневековой догматики (упрощенный и вульгаризированный «средневековый августинизм»). Среди сочинений – «Письма», «Моральные толкования на книгу Иова» и др. – См.: Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993. С. 651 – 652; 436 – 437.

[13] См.: Дюби Ж. Там же. С. 75 – 77.

[14] См. там же. С. 30.

[15] См. там же. С. 71.

[16] Дюби Ж. Там же. С. 76.

[17] Дюби Ж. Там же. С. 71.

[18] Там же. С. 76 – 77.

[19] Адальберон Ланский. Песнь к королю Роберту (Carmen ad Robertum regem), v. 302, 303. – Цит. по: Дюби Ж. Цит. соч. С. 61.

[20] Дюби Ж. Там же. С. 30.

[21] Дюби Ж. Там же. С. 37, 57.

[22] См.: Там же. С. 37, 43.

[23] Guence B. L`occident aux XIV et XV siecles: Les etats. Paris, 1971, P. 115. – Цит. по: Медведев И.П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VII - XVII вв.). Л., 1990. С. 8.

[24] Там же. С. 9.

[25] Там же. С. 9 - 10.

[26] Цит по.: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 1994. С. 135.

[27] Здесь и далее цитаты приводятся по изданию: Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе.... Л., 1990. С. 233 - 244.

[28] Неясно, какой слой населения или какое общество имел в виду Аквинат (cм.: Там же. С. 243, прим. 6).

[29] Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999. С. 243 – 244.

[30] Цит. по: Христианство... Т. 2. М., 1995. Т. 2. С. 301.

[31] См.: Христианство... Т. 2. С. 284 - 294

[32] Подробно об этом см.: там же. С. 296 - 304.

[33] Христианство... Т. 2. С. 300.

 

[34] Цит. по: Реале Дж., Антисери Д. Указ. соч. С. 192.

[35] Подробно об этом см.: Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М., 1990. С. 57 - 63.

[36] Здесь и далее "Монархия" цитируется по: Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968.

[37] Мф 12, 25; Лк 11, 17.

[38] Обобщенно концепция Данте рассмотрена в упоминавшейся уже работе А.Л.Доброхотова (C. 66 - 78). В нашем анализе дантовской теории мы в основном следуем общим принципам интерпретации и оценкам данного автора.

[39] Добохотов А.Л. Указ. соч. С. 63.

[40] Добохотов А.Л. Указ. соч. С. 67

[41] Монархия I, 16, 1- 3

[42] Доброхотов А.Л. Указ. соч. С. 72. - Ср.: Gilson E. Dante and Philosophy. Glocester (Mass.), 1968. P. 165 - 166.

[43] Подробно антитеократическая позиция Данте рассмотрена в работах И.Е.Малашенко

[44] Доброхотов А.Л. Указ. соч. С. 72 - 73.

[45] Реале Дж., Антисери Д. Указ. соч. С. 193.

[46] Цит по: Реале Дж., Антисери Д.... С. 194.

 

[47] Цит. по: Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995. С. 20.

[48] Там же. С. 55.

[49] Цит. по: Герье В.И. Гус // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. Т. 1. М., 1993. С. 454.

[50] Лоренцо Валла. Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина // Итальянские гуманисты XV в. О церкви и религии. М., 1963. С. 141, 211.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.