Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская культура в первой половине XIX в




 

Русская культура в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. вошла в историю как «золотой век» отече­ственной культуры. В этот период отечественная культура развива­юсь на фоне возрастающего национального самосознания народа. Особую роль сыграла победа в Отечественной войне 1812 г., которая оказала существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство. Однако внутреннее положение в стране сдерживало развитие культуры. Консервативные тенденции в политике Александра I и Николая I проявились и в этой области.

Система просвещения и образования расширялась, обеспечивая возраставшие потребности усложнявшегося государственного аппа­рата и развивавшейся экономики.

В первые годы своего царствования Александр II продолжал по­литику просвещенного абсолютизма. По указу 1803 г. предполага­лось создание бессословной системы образования. Однако система учебных заведений развивалась медленно, а по уставу 1826 г. она приобрела полностью замкнутый сословный характер. Крепостные крестьяне в школы не допускались, для государствен­ных крестьян создавались одноклассные приходские школы. Уезд­ные училища с трехлетней программой предназначались для низ­ших городских сословий.

Для дворянбыли открыты кадетские училища и гимназии, куда могли поступать и дети купцов. Про­должалось развитие женского образования, но также только для дво­рянок. По указу 1803 г., планировалось создание университетов в каждом из шести округов, на которые была поделена страна.

Событием в истории российского просвещения стало открытие 19 октября 1811 г. Царскосельского лицея. Их программа имела широ­кое общеобразовательное значение. Лицеи имели права университета и готовили элиту государственных деятелей и высших чиновников.

В последние годы царствования Александра I правительство пы­талось взять под контроль внутреннюю жизнь высших учебных заве­дений. По Уставу 1817 г., автономия университетов была ограничена. В 1826-1827 гг. было запрещено принимать крестьян в университеты (как и в гимназии), усилен надзор за частными заведениями. По Уста­ву 1835 г., министр просвещения С. С. Уваров предписывал в университетах порядок военной службы, строгое соблюдение устав­ных форм, чиноначалие и точность в исполнении даже незначительных постановлений. В николаевскую эпоху был открыт один – Киевский – университет (1834).

Развитие специального технического образования во второй чет­верти XIX в, продолжалось активнее, чем раньше. Были открыты тех­нологический институт, Институт инженеров путей сообщения. Училище гражданских инженеров и др.

В первой половине XIX в. также возникло несколько научных об­ществ, которые занимались пропагандой научных идей и образова­ния.

В этот период быстро развивалось книгоиздание, способствуя ро­сту просвещения. Несмотря на Цензурный устав 1826 г., прозванный «чугунным», появлялось все больше частных издательств (Свешни­кова, Глазунова, Смирдина).

Для первой половины XIX в. характерно создание литературных журналов, которые не только способствовали развитию литературы, но и становились центрами, вокруг которых группировались предста­вители различных направлений общественной мысли.

Особое значение приобретают прикладная наука и техника, медицина, особенно военно-полевая хирургия, где было много достижений. Но их внедрение в практику было ничтожно, так как раз­витие промышленности шло медленными темпами.

Географические экспедиции способствовали развитию научных знаний. Экспедиция М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена во время кругосветного плавания 1814-1821 гг. открыла Антарктиду. Западное побережье Северной Америки и Аляски было исследовано экспеди­цией О. Е. Коцебу.

Огромную роль в развитии исторической мысли сыграл выход «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Интерес к истории привел к созданию Общества истории и древностей российских при Московском университете, начались ар­хеологические раскопки, велась работа по подготовке к печати исто­рических документов.

Развивались и другие гуманитарные науки – педагогика (К. Д. Ушинский), филология (А. X. Востоков, И. И. Срезневский, С. П. Шевырев, К. С. Аксаков и др.).

Из всех видов художественной культуры первой половины XIX в. литература заняла ведущее место, что было связано с ее социальной направленностью. Гражданственность, национальное самосознание, чувство национального достоинства, патриотизм — черты, характерные для русской литературы с древнейших времен, усилились после Отечественной войны 1812 г.

В эпоху войны 1812г. ког­да особое значение приобрела идея служения Родине и сложился стиль романтизма.

В рамках этого стиля развивалось творчество поэтов-декабрис­тов - К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. А. Бестужева-Марлинского, положивших начало гражданскому романтизму. В их поэзии пре­обладающими были мотивы борьбы за свободу, против крепостниче­ства и самодержавия.

Реализм, как стиль русской литературы, формировался во второй четверти XIX в. Огромную роль в его становлении сыграл А. С. Пушкин, с твор­чеством которого связано также складывание литературного русского языка. В творчестве великого поэта достоверно отразился русский национальный характер, живые характеры и личности, воссозданы многие аспекты жизни России 20 – 30-х гг. XIX в.

На новую высоту поднялась русская литература в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Го­голя, обогатившего литературный язык.

Интерес к изобразительному искусству возрастал, что выразилось в создании различных художественных обществ, росте популярности выставок в Академии художеств, основании художественных журналов и создании художественных музеев.

Развитие живописи в тот период проходило в рамках академизма который был ориентирован на высочайшую изобразительную техни­ку, мифологические и библейские сюжеты, декоративность компози­ции

Классицизм в архитектуре в начале XIX в. достиг наивысшего уровня развития, создав благодатную почву для выражения граждан­ского пафоса.

На смену классицизму, исчерпавшему свои возможности в 30-е гг. XIX в. пришла эклектика. По проекту К.А. Тони, представителя данного направления в честь победы в Отечественной войне 1812 г. в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя, строительство которой было завершено в 1883 г.

Характерной особенностью развития русской скульптуры первой половины XIX в. стал синтез скульптуры и архитектуры, что особенно ярко выразилось в создании городских ансамблей, решении других градостроительных задач.

В первой половине XIX в. появилось самостоятельное русское му­зыкальное искусство, хотя влияние итальянской, немецкой, фран­цузской школ было еще значительным. Русская национальная музы­кальная культура создавалась на основе народного творчества, о чем свидетельствует творчество А. А. Алябьева, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского.

В тот период в культурной жизни Рос­сии значительно возросла роль драматического театра. Постепенно на русской сцене утверждалось реалистическое направление благодаря драматургии А.С. Грибоедова, Н В Гоголя, А. Н Островского. Среди актеров, создавших славу русской сцены, имена М. С. Щепкина, П. С. Мочалова, С. Семеновой и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.