КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обеспечение
Изменение Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей. В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС. Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС, необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Индивидуальная траектория развития ребенка Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного функционирования РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного образования. Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО. Методическая поддержка заключается в наличии и использовании педагогами конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС, использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации РППС это позволит избежать рисков, связанных с обеспечением безопасности для физического и психического развития ребенка, соответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр.
В данном случае в качестве факторов воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития. Объективные показатели негативного влияния: 1. Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.) 2. Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности. 3. Чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.) 4. Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных. 5. Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.) 6. Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр. 7. Культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум. Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников: I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка: · Физические риски · Психологические риски · Нравственные риски II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка. III. Принцип соответствия · Возрастным (половозрастным) особенностям ребенка
· Индивидуальным особенностям · Специальным особенностям ребенка Принципы оценки безопасности игровой продукции: 1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества). 2. Психо- физиологическая безопасность - соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений. 3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психо-эмоциональное, социальное и эстетическое развитие. 4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения. Критерии оценивания физических (технологических) параметров игровой продукции: 1. Шкала оценивания степени рисков игровой продукции Процедура оценивания. Используется метод экспертных оценок. Экспертиза проводится экспертами, имеющими соответствующую квалификацию в данной области. Используется пятибалльная (от 1 – минимум, до 5 – максимум) либо семибалльная дихотомическая (-3 -2 -1 0 1 2 3) шкалы выраженности оцениваемых признаков. Экспертами оцениваются следующие параметры: Физические (технологические) параметры: 1. Визуальные: 1) композиция и гармоничность всех частей игрушки, 2) цвета игрушки и их сочетаемость, 3) природосообразность – степень соответствие реальности, 4) акцентирование частей (например, глаза, зубы и клыки, размеры головы по отношению к туловищу и пр.), 5) степень условности фигуры живого существа, детализация; Особо оцениваются: мигание света, резкие неестественные цвета. 2. Тактильные: 1) материал, дающий разнообразие тактильных ощущений, 2) сочетание разных природ материала: гладкость и твердость – мягкость пушистость, 3) экологичность материала, 4) характеристики оцениваются как: · приятность /неприятность, · острота /округлость, · гладкость /шершавость, · теплота/ холодность. Особо оценивается: наличие/отсутствие опасных острых краев, отделяющихся деталей и фрагментов. 3. Обонятельные: 1) тонкий запах игрушки, 2) отсутствие аллергенов; 3) нейтральность.
Особо оценивается риск аллергенных материалов. 4. Вкусовые: 1) невозможность негативных вкусовых синестезий (например, сладкого и смертоносного); 2) нейтральный вкус игрушек-«продуктов»; Особо оценивается риск аллергических реакций. 5. Звуковые: 1) характеристика звуков: высота, громкость, мелодичность; 2) вербальные показатели слов, фраз, издаваемых игрушкой – различимость, понятность, язык (родной или иностранный); 3) смысловой/лингвистический анализ текстов языка: говорящие куклы, др. игрушки, азбуки. Особо оценивается риск превышения допустимого уровня громкости звука. 6. Кинетические: 1) побуждающие двигательную активность ребенка, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, 2) игрушки (механические, электронные, электрические), производящие разнообразные движения, их характер: · резкий, · быстрый, · зигзагообразный и пр. Особо оценивается: риск наличие вибрации, выстреливающего эффекта и пр. Экспертиза физических рисков игровой продукции предполагает анализ следующих моментов: a. игрушки и игровые материалы (а равно их упаковки), представляющие опасность удушения; b. игрушки и игровые материалы, статическое или динамическое состояние конструктивных элементов которых (выступы, струны, острые части и др.) не исключает причинения ребенку опасных ран; c. игрушки, мелкие конструктивные элементы которых не исключают их отделения и проглатывания ребенком, либо материал изготовления (мех, ткань) или покрытия (лак, краска) способны вызвать аллергические реакции и приступ удушья; d. игрушки, предусматривающие выстреливание каких-либо предметов, форма, состав и развиваемая кинетическая энергия которых могут причинить телесное повреждение использующему их ребенку или третьим лицам; e. игрушки и игровые материалы, элементы и конструктивные особенности которых не исключают причинения ребенку термических или химических ожогов; f. электрические, электротехнические или электронные игрушки, конструктивные элементы которых не исключают поражения ребенка электрическим током;
g. игрушки, элементы и конструктивные особенности которых (цветное мигание, вибрация) не исключают причинения ребенку мозгового нарушения по типу эпи-синдрома. Игровая продукция должна соответствовать и анатомо-физиологическим критериям: 1. половозрастным характеристикам ребенка, 2. росту, 3. массе тела, 4. размеру руки, дающей возможность захвата предмета и пр. Психологическая безопасность игровой продукции предполагает наличие следующих критериев: 1. Педагогический (дидактический)- чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности? 2. Психо-эмоциональный - что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит, 3. Эстетический - соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного, 4. Социальный - даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр. Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности: 1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка: a) оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства; b) содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий; (Детская сумочка для девочки с игрушечными сигаретами и косметикой). 2. Игрушки устрашающего характера – способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги; a) детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме, b) травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф, c) детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства[14]; d) детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития; e) изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса, и агонии.
3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы: a) связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре; b) побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных; c) провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка; d) изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животному[15].
4. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку. [16] 5.Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного[17]. (Это карамель-леденец чупа-чупс в рыбьем скелете или в голове наполовину человеческой – наполовину механической с вылезающими при нажатии глазами и т.п.). 6. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного, или результаты таких процессов. 7. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных. Духовно-нравственная безопасность игровой продукции – необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и игрушек на личностно-смысловом, тонко психологическом[18] уровне, что, при этом, значительно усложняет экспертизу игровой продукции. Это требует от экспертов собственной четкой нравственной позиции, способности в современных сложных условиях, когда, по словам А.С. Пушкина, «добро и зло – все стало тенью» различать подлинно позитивные нравственные воздействия игрушки от растлевающих детское сознание, способствующих как бы незаметному переворачиванию нравственных норм. 1. К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу. относятся: a) изображающие или моделирующие оккультно-мистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов; b) посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей; c) связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании;
d) способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности. e) явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребенка. 2.Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление: a) сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных отношений; b) провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отношения, в том числе с использованием реальных или виртуальных образов человека, животных, либо существ, имеющих явное сходство с человеком; c) побуждающие детей дошкольного возраста к сексуальным контактам (их имитации), формирующие представления о допустимости форм половой распущенности, о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи; d) формирующие представления о педофилии, детской проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения, либо как о продвинутом, модном образе жизни; e) изображающие или моделирующие изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, любые действия сексуального характера в отношении взрослого или ребенка; a) связанные с изображением или моделированием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании (беременная кукла барби, у которой можно вскрыть живот и достать плод). f) 3. Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей, побуждающие ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими.
Перечисленные риски могут не отражать все возможные риски игровой продукции, способные оказать серьезное травмирующее воздействие на физическое, психологическое и духовно-нравственное развитие ребенка.
Риски (см. Главу 2.) Техническая поддержка необходима для оценки и обеспечения функционирования игрушек, аппаратного оборудования и других материалов оснащения РППС. Информационная поддержка для формирования РППС необходима при включении в образовательный процесс родителей воспитанников. В данном случае, родителям оказывается помощь в выборе игровой и развивающей продукции в соответствии с половозрастными и психолого-возрастными особенностями ребенка для соблюдения единства требований к подбору РППС как в детском саду, так и в условиях семьи.
В заключениестоит отметить, что формирование (дополнение) РППС должно являться уникальным решением для каждой ДОО. Представленная модель РППС ДОО является универсальной и позволяет успешно реализовать проектирование и внедрение в целях формирования условий и обеспечения возможностей для реализации образовательной программы в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, принятыми концепциями развития образовательной организации и другими нормативными документами.
Разработанная модель пригодна для формирования РППС типов ДОО: детские сады (общеобразовательного детского сада, детского сада с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников, детского сада компенсирующего вида, детского сада присмотра и оздоровления, детского сада комбинированного вида, центра развития ребёнка, группы кратковременного пребывания и малокомплектного детского сада), санаторно-курортные организации, детские дома, центры детского развития и пр. Формирование предметного содержания РППС ДОО
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач. Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее - Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т.п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.
Предметное содержание РППС ДОО функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО должно включать коррелирует с основными направлениями (образовательными областями)следующие функциональные модули. Отдельно стоит заметить, что деление образовательных областей на отдельные группы (направления) довольно условно, поскольку при учете взаимодополнения решение конкретных задач в свою очередь содействует и косвенному решению других задач.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |