Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления образовательных областей с учетом взаимодополнения




 
 
 
 
Детское творчество, индивидуальная деятельность, образовательные проекты совместно с семьей – соблюдение в семье индивидуальной образовательной траектории, намеченной в ДОО - рекомендации для родителей Социально-коммуникативное развитие

 

Познавательное развитие   Речевое развитие   Художественно-эстетическое развитие   Физическое развитие  
Основные направления образовательной области
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей   Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания Знакомство с социальным миром Развитие словаря Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Воспитание звуковой культуры Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Знакомство с социальным миром Развитие связной речи Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства
Развитие трудовой деятельности   Развитие элемантарных математических представлений Формирование грамматического строя речи Становление ценностей здорового образа жизни
Патриотическое воспитание Воспитание любви и интереса к художественному слову Художественная и изобразительная деятельность
 
             

 

оциально-коммуникативное развитие

-Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста – игровой деятельностью, а также приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

-Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основными целями данного направления являются формирование у дошкольников основ собственной безопасности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Здесь основной акцент педагогической работы ставится на формировании и усвоении дошкольниками знаний о безопасном поведении и развитии способности предвидеть опасность в различных меняющихся ситуациях.

-Развитие трудовой деятельности. Трудовое воспитание дошкольников подразумевает формирование нравственных представлений о труде и получение практического опыта трудовой деятельности.

-Патриотическое воспитание. Основной целью патриотического воспитания дошкольников является воспитание духовно-нравственной личности: формирование патриотических чувств, любви к Отечеству, своему народу.

 

Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»   Задачи (ФГОС ДО)
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Усвоение норм и ценностей, принятый в обществе, включая моральные и нравственные ценности
Становрение самостоятельности, целеноправленности и саморегуляции собственных действий
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природеРазвитие трудовой деятельности Патриотическое воспитание Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
Развитие трудовой деятельности Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Патриотическое воспитание Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Речевое развитие

- Развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений слов и их уместное употребление в соответсвии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение.

- Развитие связной речи. Направление по развитию диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание) речи у дошкольников.

- Воспитание звуковой культуры. Цель направления – формирование правильного произношения звуков петем развития восприятия звуков родной речи и произношения.

- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Направление данной образовательной области обеспечивает ракрытие творческого характера речи, раскрытие перед детьми различных явлений и отношений в области лексики для подготовки к обучению грамоте.

- Формирование грамматического строя речи. В процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников закладывается умение оперировать лексическими единицами, обеспечивается выбор языковых средств для общения.

- Воспитание любви и интереса к художественному слову. Основой данного направления являются привитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности, формирование умения видения образа за текстом и речевая передача в беседе.

 

Направления образовательной области «Речевое развитие»   Задачи (ФГОС ДО)
Развитие словаря Овладение речью как средством общения и культуры
Воспитание звуковой культуры Обогащение активного словаря
Развитие связной речи Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи Развитие речевого творчества
Формирование грамматического строя речи Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Воспитание любви и интереса к художественному слову Знакомствой с книжной культурой, десткой литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Познавательное развитие

- Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. Направление обеспечивает формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры поведения в природе.

- Знакомство с социальным миром. Данное направление связано с формированием у дошкольника представления о себе как представителе человеческого рода, людях и их разнообразной деятельности, а также на основе познания развитие творческой и свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к людям.

- Развитие элемантарных математических представлений. Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и я влений окружающего мира.

 

Направления образовательной области «Познавательное развитие»   Задачи (ФГОС ДО)
Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания Знакомство с социальным миром Формирование познавательных действий, становление сознания
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Развитие воображения и творческой активности
Знакомство с социальным миром Формирование первичных предствлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающем мире (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, пространстве и времени и др.)
Развитие элемантарных математических представлений Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках
Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов

 

Художественно-эстетическое развитие

отсутсвует какое-либо упоминание о музыкальной и театрализованной деятельности, которые также входят в этот раздел. - Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы. Направление подразумевает формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру миру природы.

- Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира. Направление определяет формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру (уважению к людям, отношение к человеческим взаимоотношениям, труду взрослых и пр.).

-Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства. Данное направлений связано с формированием и развитием интереса к содержанию художественных произведений, понимания его выразительных средств, а также зарождению оценочных суждений, которое может найти свое выражение в музыкальной, театрализованной и других видах детской деятельности.

- Художественная деятельность (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.). (уточнить содержание каждого из понятий). Рекомендую в скобках перечислить виды художественной деятельности – лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.) Ранее в программах по дошкольному воспитанию конструирование «кочевало» из худ.-эстетич. в познавательное. Нужно определиться с его местом. В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.

 

Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»   Задачи (ФГОС ДО)
Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природа
Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира Становление эстетического отношения к окружающему миру
Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства Формирование элементарных представлений о видах искусства
Художественная и изобразительная деятельность Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и пр.)

 

Физическое развитие

-Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности. Направление подразумевает развитие у дошкольников таких физических качеств как гибкость, выносливость, быстрота, равновесие и пр., способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, развитию крупной и мелкой моторики.

-Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Данное направление обеспечивает формирование и развитие у дошкольников способности контролировать свои движения в двигательной сфере.

-Становление ценностей здорового образа жизни. Направление связано с формированием у дошкольников мирровозрения здорового образа жизни и привитие культуры личной гигиены (режим дня, питание, уход за телом, отдых и пр.).

 

Направления образовательной области «Физическое развитие»   Задачи (ФГОС ДО)
Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности Развитие различных физических качеств
Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Правильное выполнение основных движений
Становление ценностей здорового образа жизни Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
Овладение подвижными играми и правилами
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфереОвладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

 

 

Организация современной РППС в рамках многомерного пространства зависит от конкретных задач, поставленных в ходе реализации образовательной программы ДОО. В свете современных тенденций развития вариативных форм дошкольного образования необходимо учитывать специфику пространственного решения для обеспечения реализации образовательной деятельности.

Для организации РППС в семейных условиях родителям также рекомендуется ознакомится с образовательной программой ДОО, которое посещает ребенок, для соблюдения единства семейного и общественного воспитания. В том числе, этот аспект поможет соблюдению в семье индивидуальной образовательной траектории ребенка.

Для организации РППС в ДОО или в семейных условиях следует рассматривать пространство в рамках имеющихся возможностей. Традиционно – это система кабинетов в ДОО и комнаты в квартире, доме и т.д., где проживает семья дошкольника. Для максимально возможного использования имеющегося пространства, предлагается использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Таким образом, образовательные задачи развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, могут быть решены с учетом возможностей имеющего пространства.

РППС может включать следующие функциональные модули:

 

- Функциональный модуль «Игровая»;

- Функциональный модуль «Физкультура»;

- Функциональный модуль «Музыка»;

- Функциональный модуль «Творчество»;

- Функциональный модуль «Логопед»;

- Функциональный модуль «Психолог»;

- Функциональный модуль «Уличное пространство»;

- При наличии бассейна в ДОО также подлежит организации функциональный модуль «Бассейн».

 

Общая характеристика функциональных модулей:

ü Функциональные модули ориентированы на следующие возрастные группы ДОО:

· I младшая группа – группа раннего возраста (2-3 года);

· II младшая группа (3-4 года);

· Средняя группа (4-5 лет);

· Старшая группа (5-6 лет);

· Подготовительная группа (6-7 лет).

 

Общая характеристика функциональных модулей:

ü Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;;

ü Организация пространства ДОО соответствует количественному наполнению Перечней функциональных модулей в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников и требованиям требованиям к устройству и организации помещений ДОО[19];

ü Количественное наполнение каждой из позиций Перечней функциональных модулей соответствует требованиям к устройству и организации помещений ДОО по принципу предлагаемого количества исходя из типовой численности группы детей[20];

ü Перечени функциональных модулей рекомендуются для использования независимо от вида ДОО.

ü Позиции Перечней (материалов, игрушек, оборудования и пр.) функциональных модулей могут быть использованы для организации развивающей предметно-пространственной среды родителями дошкольников в домашних условиях.

ü Перечени функциональных модулей в части общефункциональных компонентов, таких как мебель, сопутствующее оборудование, образовательные и развивающие информационные технологии, приведен в виде сводной таблицы в разделе «Общие компоненты функциональных модулей» с пометкой факта вхождения в соответствующий Перечень функционального модуля.

ü При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества детей по усмотрению дошкольной образовательной организации.

 

Принципы оснащения РППС, заложенные в модели, адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и, в том числе, типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППСрешение под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав Перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития.

Разработанный подход позволяет сформировать естественную, комфортную, уютную обстановку с рационально организованной и насыщенной РППС в зависимости от вида функционального модуля дошкольного учреждения и с учётом разнообразных потребностей различных возрастных групп. Перечень предусматривает наличие игровых и методических материалов для коррекции трудностей, нарушений и отклонений развития детей и учитывает потребности инклюзивного образования. В этом случае, состав формируемого оснащения включает оборудование и методическое обеспечение для проведения психологической диагностики детей; осуществления коррекционно-развивающей работы, включая игротерапию, арттерапию и сказкотерапию; консультативной работы с родителями и воспитателями и проведения родительских групп.

Чёткая структурированность состава РППС и системный подход к её построению способствует рациональному оснащению различных детских учреждений, таких как детские сады, санаторно-курортные организации, детские дома и центры детского развития. В том числе позволяет сформировать типовые варианты развивающей предметно-пространственной среды для дошкольных образовательных организаций различных видов: общеобразовательного детского сада, детского сада с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников, детского сада компенсирующего вида, детского сада присмотра и оздоровления, детского сада комбинированного вида, центра развития ребёнка, группы кратковременного пребывания и малокомплект ного детского сада. Отдельно следует упомянуть и о семейном воспитании. Данные рекомендации также позволяют родителям сориентироваться и определиться в разнообразии игровых средств, предлагаемых на рынке детских товаров, для формирования РППС в условиях семьи.

Таким образом, основной отличительной особенностью предлагаемого решения является высокая степень вариативности в формировании РППС, позволяющая точно адресовать потребности конкретной ДОО и эффективно способствовать реализации воспитательно-образовательных задач, при одновременном соблюдении требований и условий государственных образовательных стандартов и доступности для широкого круга педагогических работников.

Перечень представляет рекомендуемое количественное и номенклатурное наполнение РППС для типовой группы детей дошкольной организации. Конкретные количественные и номенклатурные параметры РППС конкретной ДОО определяются с учетом количества и численности возрастных групп, требований действующих СанПин, результатов аудита существующей материально-технической и методической базы, особенностей содержания реализуемой образовательной программы. Решение обеспечивает реализацию в игровой форме творческих типичных для дошкольного возраста видов деятельности ребенка – игровой, изобразительной, конструктивной – рисования, лепки, конструирования и пр., способствующих развитию любознательности, интересов, мотивации к познанию, обучению и творчеству.


Алгоритм формирования РППС на примере фунциональных модулей. Ниже приведены паспорта тематических функциональных модулей, которые включают описание конкретного назначения (функции модуля) для выбора взрослым (педагогом или родителем) позиций из предложенного списка игрушек и оборудования (компонентов) для формирования РППС.

Каждый паспорт фунциональных модулей включает нормативно-правовое основание использования тех или иных компонентов, возможные реализуемые виды детской деятельности и соответсвие возрасту детей, фиксируемые знаком «x».

Перечень компонентов функционального модуля содержит рекомендованное количество игрушек и оборудования в зависимости от возрастной детской группы в ДОО. Для формирования РППС в условиях семьи, Перечень содержит рекомендованный минимальный (базовый) комплект различных компонентов для родителей.

Таким образом, при формировании РППС в ДОО или в условиях семьи, каждый паспорт функционального молуля позволит определить компоненты для выполнения конкретных образовательных задач в индивидуальном порядке.

Алгоритм работы с таблицами

Дать инструкцию (можно на примере первого функционального модуля) как работать по таблицам. Что в них где «зашито», на что обратить внимание, как читать таблицы и т.д., как моделировать по ним РППС.

Функциональный модуль «Игровая»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.